Чабрец. Лекарственные свойства чабреца. В дом будет приходить добро гораздо чаще, если посадить перед ним или вокруг него чабрец

В германии на картах до сих пор изображаются символы, используемые на картах глубокой древности: "желуди", "сердца", "колокола" и "листья".

Что вас ожидает в ближайшее будущее:

Узнайте, что вас ожидает в ближайшее время.

Трава чабрец (богородская) – магические свойства

Тимьян или чабрец хорошо известен поклонникам эзотерики благодаря своей универсальности. С одной стороны - это великолепная приправа к рыбе или мясным блюдом, «ароматизатор» полезных напитков (того же чая, например). Параллельно его применяют при проведении самых разных обрядов: на здоровье , любовные отношения , успешное деторождение или финансовую состоятельность. Не случайно в народе чабрец известен как «богородская трава» - магические свойства растения заставляют поверить, что оно послано людям как символ особого расположения богов.

Идеальная защита «от всякого зла»

От зла

Чабрец издревле славился своей способностью оберегать от воздействия злых духов. Сухой травой посыпали пашню - чтобы урожай был обильным. Дымом окуривали коровники, сенники да курятники - чтобы скотина не болела. В домах стебли жгли, дабы прогнать раздражение и обиды, неудачи и хвори. Таким же образом снимали порчу и сглаз, а слабым духом помогали избавиться от опасной эмоциональной зависимости. Чабрец частенько высаживали по периметру дома - он служил непреодолимым барьером для нечистой силы.

Для успокоения

При самых разных «нервных» состояниях людей всегда спасала трава чабрец - магические свойства растения направлены на то, чтобы вернуть душевный комфорт. При бессоннице советовали зашивать сухоцветы непосредственно в подушку, это обеспечит полноценный отдых и приятные ночные видения. При склонности к пьянству и прочим вредным привычкам чабрец щедро клали в чай. Небольшие мешочки с травой развешивали в детской, чтобы малыш рос крепким и некапризным.

Богородская трава чабрец - магические свойства для женщин

Раньше чабрец считали «женской» травой. Вплоть до того, что матерям холостых парней советовали завести на подоконнике горшочки с этим растением. Старики уверяли, что после этого в доме обязательно появится молодая хозяйка - ласковая да работящая. Если же между супругами «кошка пробежала», жилье следовало окурить ароматным дымом горящих сухоцветов. Такой ритуал прогонял все ссоры и конфликты, заставляя любовь и взаимопонимание вернуться назад.

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

Мифы и легенды

Пожалуй, главным признаком чабреца является его неповторимый аромат с характерной горчинкой. Есть языческая легенда. Когда лесной бог создал лес, он увидел, что слишком уж всё красиво и приторно сладко, и тогда он создал для равновесия горькие травы. Даже высушенный, чабрец способен долго сохранять свой запах. На Украине это растение издавна является символом Родины. Его брали с собой, уезжая на чужбину, как память о родном крае

По Греческой легенде родился тимьян из горючих слёз Елены Прекрасной.
В библейской легенде говорится о том,что дева Мария родила Иисуса на подстилке из тимьяна.
В европейских легендах феи спят и танцуют на постельках из тимьяна.

История.

Есть несколько версий происхождения названия "тимьян".По одной из них,тимьян получил своё название от греческого слова "thymos",что в переводе означает "вдыхание жизни,дух" или фимиам,thyo -"совершать жертвоприношение",по другой- "thymos-это "сила,мужество".

Народные названия тимьяна:чабрец,чабер,чебрик,чебчик,чибрик,чибер,богородичная трава,цветок Елены,дикая мята,материйка,боровой перчик,лимонный душок,чавор,червичник,мухопал,мацержанка,чебачкафимиал,фимиамник.

В древности тимьян называли "фимбра",арабские медики различали несколько видов фимбры,называя их собирательно:Za atar farsi-персидский заатар,Za atar romi- румский (византийский) заатар и т.п.Позднее ботаники род фимбры упразднили и разделили на два рода - чабер и тимьян.

Свойства тимьяна стали известны людям ещё 3 тысячи лет до н.э.,много веков это растение являлось символом мужества и смелости.Были найдены клинописные таблички с рецептом припарки из груш,фиг и тимьяна. Древние шумеры использовали его,как антисептическое средство.Он очень ценился как пряное,в большей степени как лекарственное,и как культовое растение. Древние египтяне посвящали тимьян богу Серапису и использовали это растение в составе мумифицирующего средства.

В Древней Греции тимьян сжигали на алтарях храмов,использовали для курений,он посвящался богине Афродите,благоуханный дым,возносившийся к небу,означал,что богиня приняла жертву.Древнегреческие солдаты и римские легионеры принимали ванны с тимьяном или использовали во время массажа,считалось что это придаёт им мужества,избавляет от депрессии. В качестве нюхательного табака его применяли при обмораках.

В Древнем Риме тимьян посвящался богу времени- Сатурну.У Гомера упоминается напиток,приготавливаемый из смеси вина,мёда,муки и тимьяна - кикеон,это был любимый напиток аттических земледельцев. О лечебных свойствах тимьяна писали ещё Теофраст,Диоскорид,Плиний Старший,Авиценна.Авиценна Сообщает,что если отварить тимьян в уксусе и приложить с розовым маслом к голове,то это помогает от потери памяти,от умопомешательства,летаргии и менингита.А Диоскорид рекомендует настой тимьяна с мёдом при астме,как глистогонное и отхаркивающее средство,при родах и женских болезнях.

"Дымом горящий тимьян изгоняет змей всевозможных,
Также и всякую тварь,что,кусая,внедряет отраву;
И у жнецов есть обычай:с едою тимьян сочетают,
Чтобы,когда утомлённых охватит их сон глубочайший,
Спать без опаски могли,не пугаясь червей вредоносных..."Одо из города Мена.

Европейцы узнали это растение благодаря римлянам в 11 веке.Первые упоминание о нём имеются в "физике" аббатисы Хильдегард фон Бинген, у Альберта Великого,в травнике П.А.Маттиолуса (Прага,1563). В век рыцарства каждому участнику дуэли давали веточку тимьяна,она должна была придать дуэлянту мужества.В период позднего Средневековья антисептические свойства тимьяна использовали судьи,они входили в зал суда с зелёными ветками в руках,считалось.что тимьян защищает служителей Фемиды от различных инфекций.

Шотландские горцы,чтобы стать мужественными и отважными и предотвратить плохие сноведения,заваривали тимьян и пили отвар,как чай.А европейские дамы вышивали побеги тимьяна на одеждах своих рыцарей.Очень широко использовали тимьян и знахари.

В старинных русских травниках так писали о чабреце:"Богородицина трава имеет свойство укреплять желудок,голову,сердце,унимать рвоту и резь в животе,исправляет всякую дурноту в желудке,производит аппетит,прогоняет спячку и дурноту из головы,острит и укрепляет зрение,помогает от шума и звона в ушах."На Псковщине тимьян являлся "универсальным" средством от всех существующих болезней.В России чабрец посвещали Богородице,отсюда и его одно из названий- богородицина трава,его часто использовали и как благовонную траву вместо ладана,особенно в деревнях,где достать ладан было гораздо сложнее.В церковной практике является одним из ингредиентов миро.Издавна на Руси тимьяном украшали иконы Богородицы в день её успения.

Древняя таджикская медицина считала чабрец противоядием от укусов ядовитых насекомых.

О происхождении родового названия чабреца (Thymus) существует не менее четырёх версий.

Одни связывают его со словом thymos - сила, мужество. В средние века считалось, что чабрец вселяет в людей силу и мужество, поэтому изображение его веточек в различных комбинациях и в окружении пчел часто украшало рыцарские шарфы.

По другой версии, это греческое слово переводят как дыхание жизни, дух.

Согласно третьей версии, оно связано со словом thyo - «совершать жертвоприношение». Эта версия основана на том, что чабрец является древнейшим культовым растением, у всех народов существовал обычай принесения чабреца в жертву богам: обычно он сжигался в храмах или на алтарях. Благоуханный дым (фимиам) возносился к небу, лаская обоняние богов и вызывая их благосклонность. Его часто использовали (а кое-где и сейчас используют) во время церковных служб как благовонную траву вместо ладана, особенно в деревнях, где достать ладан было гораздо сложнее, он являлся одним из ингредиентов миро. По библейской легенде дева Мария родила Иисуса на подстилке из тимьяна.В Древней Греции он посвящался Афродите, в Риме - богу времени Сатурну, а в России – Богоматери.

В России чабрец называли богородской или богородицыной травой. В обычае было в день Успения Богородицы пучками ароматной травы украшать ее иконы. Эта трава исцеляет, спасает от порчи, от домового. Вместе с растением Петров крест его зашивали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов. Чабрец использовали в языческих обрядах. В одном довольно древнем травнике приводится поэма под названием «Колдовство девяти трав». В нем упоминаются девять трав, которые в те времена считались наиболее действенными лечебными и магическими растениями. Восьмым растением по списку там был чабрец. Так же чабрец используют в любовной магии – он входит в состав многих зелий.

По четвёртой версии, название тимьяна происходит от греческого thymiama (фимиам, благовонное курение) – греки посвящали его Афродите и воскуряли в храмах богини. Благоуханный дым, возносившийся к небу, означал, что богиня приняла жертву.

Древние египтяне использовали его для бальзамирования; траву рекомендовали для лечения проказы, паралича.

У рыбаков существует поверье, что окуривание чабрецом рыболовной снасти обеспечивает удачный улов.

В Древней Греции чабрец символизировал грацию и элегантность, а такой комплимент, как “вы пахнете чабрецом”, был высшей похвалой. После принятия ванны греки растирали тело благовонными маслами из этого ароматного растения. Этот цветок был достаточно известен целителям и гадателям Древней Греции. Его называли Helenium, что означало “цветок Елены”. Его ароматные воскуривания помогали людям сообщать богам о своих просьбах и намерениях, устанавливали связь между ними и миром Олимпийских богов. Женщины плели из чабреца венок (символ плодородия). Чабрец - прекрасный медонос, о чем знали еще в Древней Греции. Здесь чабрец, так же как и пчела, были символами трудолюбия.

С древности чабрец почитался как божественная трава, способная возвращать человеку не только здоровье, но и жизнь.
Теплый, пряно-травянистый запах снимает усталость, успокаивает при нервном перевозбуждении. Полезно вдыхать этот аромат при бронхите, кашле и простуде. Хорошо сочетается с ароматами бергамота, лимона, розмарина, мелиссы, лаванды, майорана и сосны.

Есть много легенд о чабреце, в основном – казацких. Это и понятно, в старину именно они чаще всего охраняли родные места от набегов чужеземцев.

В легенде Петра Гуреева рассказывается, что собирая сына в дальний путь, положила мать ему за складочку вещмешка пучок сухого чабреца. На чужбине встретил он девицу-красу и остался там жить. Долго горевала его мать, но так и смирилась, что не удастся ей увидеть и понянчить своих внуков.

Жена все порывалась выбросить старый вещмешок, но казака что-то удерживало. Наконец, уговорила, но он не дал ей сделать это самой, а принялся проверять, не выбросит ли заодно с ним нужную вещь? И вдруг - что за диво? Рука его нащупала за складкой то, что не им туда было положено. Чабрец за все годы, что пролежал в вещмешке, не утратил своего запаха, а тут так разлился, что потянуло казака домой, туда, где растет его множество.

Очень красива кубанская легенда о казаке Иване Чегоде. Как горячий ветер-суховей, налетели на родной хутор турецкие орды. Вспыхнули казацкие мазанки, засверкали кривые сабли. Увидел Иван Чегода, что все казаки легли под турецкими саблями, попытался пробиться на север. Но когда целая сотня турок преградила ему путь, он повернул своего коня и поскакал на юг, к далеким горам. Далеко позади осталась родная Кубань. Придержал Иван Чегода коня, нагнулся с седла и сорвал кустик степного чабреца – низкой скромной травки с алыми цветочками и сладким запахом. Такой же чабрец рос у родного хутора, и мать-старуха часто посыпала им чистый глиняный пол хаты. Понюхал казак траву, бережно положил ее за пазуху и въехал в лес. И начало казаться Ивану, что и великаны-дубы, и скромная травка шепчут одно и то же:
– Казак! Негоже оставлять родную землю. Почему ты здесь, а не с товарищами. Трус!
– Я не трус! – закричал казак. – Смотри: моя сабля в турецкой крови! В пороховнице не осталось пороху, я его в бою с врагами извел!
Но дубрава шептала:
– Негоже бросать родную землю врагу! Трус!
Замолчал казак, низко к гриве коня опустил свою голову, и тоска жесткой рукой сжала его сердце.
Так всю ночь ехал он по лесам и ущельям, поднимаясь все выше в горы. А утром встретил воинов в бурках и черных, как ночь, папахах. Впереди ехал седой длинноусый старик, дорогая сабля билась о стремена.
– Кто ты? – крикнул старик Ивану.
Ничего не ответил казак. Тогда выехали вперед два рослых воина и, выхватив шашки, закричали:
– Кто ты? Отвечай нашему полководцу или сейчас твоя голова скатится с плеч!
Молчал казак. Черная тоска сковала его тело, и все равно было ему – жить или умереть.
– Кто ты?! Отвечай, о трус, от страха растерявший слова! – снова крикнули воины.
– Я не трус! – простонал казак и, выхватив саблю, пришпорил коня.
Скрестились и засверкали сабли. Долго звенели, скрещиваясь, клинки. Но вот широко взмахнул саблей казак, выбил оружие из рук воина и остановил коня – мрачный и могучий, как горная гроза. Закричали от негодования остальные воины в бурках, сверкнули десятки клинков, но старик засмеялся и велел спрятать сабли.
– Добрый воин! – сказал он Ивану. – Мне нужны острые сабли и крепкие руки, чтобы бить турок. Спрячь саблю, пришелец, и садись с нами на ковер!
Иван Чегода слез с усталого коня и присел на мягкий ковер.– Может быть, теперь, за дружеской трапезой, ты поведаешь нам, кто ты и откуда? – ласково спросил старик.
– Я – кубанский казак Иван Чегода. Была у меня земля родная, любимая, была мать-старушка, была дивчина кареглазая, а сейчас ничего нет, бобыль я! Сожгли мое счастье проклятые турки!
– У нас общая дорога и одни враги, – сказал старик. – Русские воины и воины солнечной Картли не один раз плечом к плечу стояли против турок. Езжай с нами в Картли, там собирается войско на борьбу с турками…

Как янтарные зерна в четках, один к одному вязались дни. И вскоре далеко по турецкой земле гремело грозное имя Ивана Чегоды. Самые отважные турецкие воины бледнели и поворачивали назад коней, когда на них мчался хмурый, светлоусый воин в богатой одежде и золоченом шлеме. Много побед одержал молодой сотник грузинского войска. Он первый несся на коне в атаку, и никто не мог остановить его. Богатые одежды, лихих арабских скакунов, дворец подарил герою-кубанцу грузинский полководец. Но никогда не улыбался Иван Чегода, всегда холодны и страшны были его ледяные глаза. И слуги не раз видели, как богатырь, уединившись в дальней комнате своего дворца, открывал золотой ларец, доставал оттуда пучок сухой, невиданной в этих краях травы, шептал тихие, ласковые слова о кубанской земле и плакал над сухим кустиком:
– Почему он не пахнет? Куда девался его степной медвяный запах?
И не могли понять люди: зачем было нужно нюхать сухую траву, когда кругом столько ярких, пахучих цветов! Опять луна и солнце отсчитывали сутки и месяцы. Однажды в тихий весенний вечер Иван Чегода, запершись в дальней комнате своего дворца, снова открыл золотой ларец. Оттуда пахнуло крепким, густым, горячим запахом весенней кубанской степи. И тут впервые заметили слуги радостную улыбку на лице грозного Ивана Чегоды. Они широко раскрыли глаза от удивления, когда любимец старого князя сорвал с себя драгоценные одежды, надел синие выцветшие шаровары, рубашку, расшитую скромным узором, и заломленную назад старую шапку. Потом он снял со стены шашку в черных потертых кожаных ножнах, взял длинное ружье, палочку свинца и рог, полный пороха. Веселый, улыбающийся, он сам пошел в конюшни и, пройдя мимо дорогих арабских скакунов, заседлал кубанского косматого коня. А когда Иван Чегода выехал за ворота дворца, слуги услышали, что он поет громкую песню, широкую и бурную, как горная река.
Вот и опушка дубравы. Вековые дубы шепчут молодыми листьями что-то ласковое и приветное. Яркая, зеленая, усыпанная цветами, дымится под солнцем весенняя степь. Жадно всматривается в нее казак, нагибается с коня. Но нигде не видно низкой пахучей травки-чабреца. Только старый сухой кустик шелестит под рубахой у сердца и дарит пьянящий аромат.
У степной балки навстречу казаку выехало трое людей в оборванных свитках и облысевших папахах.
– Куда едешь, хлопец?! Там турки! – угрюмо сказали они.
– Еду на Кубань, на родную землю. Зовет она нас, чтобы освободили мы ее от врага, – ответил Иван. Все новые и новые люди выходят из плавней, из степных балок, из развалин сгоревших хуторов.
– Куда путь держите? – спрашивают они.
– Отбивать родную землю идем!
Вечер махнул синим крылом, когда почуяли казацкие кони сладкую кубанскую воду. Впереди на берегу забелели шатры турецкого войска.
– Не отдохнуть ли перед боем, Иван? – спросил один из казаков. – Кони шли целый день и устали!
– Нет! Кони чуют кубанскую воду и рвутся вперед!
– Не отдохнуть ли нам, Иван? – спросил другой. – Притомились казаки, ведь целый день под солнцем ехали!
– Нет! Прохладный ветер кубанский освежит нас!
– Не остановиться ли нам, Иван? Темнеет уже! – сказал третий.
– Нет! Скоро месяц взойдет, и Кубань, как зеркало, его лучи на берег отразит!
Загудели трубы в турецком лагере. Выбежали янычары, замелькали факелы. Грозой налетела казачья лава. – Чегода-паша! – закричали турки, увидев переднего всадника, и сабли начали падать у них из рук.
– Вперед! С нами аллах! – вскричал турецкий паша и с отборными воинами ринулся на казаков.
Казалось, еще один момент – и прорвет паша смертоносное кольцо казачьих сабель. Но вдруг вырос на его пути хмурый всадник с обнаженной шашкой.
– Вперед, казаки! С нами Родина! – громким голосом крикнул всадник, и турок узнал в нем Ивана Чегоду.
– Вот тебе, гяур! – взвизгнул паша и опустил кривую саблю. Но Чегода ловко отвел удар, размахнулся и срубил турецкому паше голову. Завыли турки от отчаяния, повернули назад и стали бросаться в Кубань…
В ту ночь тысячи их навсегда полегли на кубанской земле, а остальные потонули в бурных водах реки.
После боя усталые казаки сладко уснули на зеленой траве, у родной Кубани. А утром, когда горячее солнце начало пить росу и умылось в холодной реке, они проснулись от медвяного запаха. Тысячи кустиков невысокой травки с красноватыми мелкими цветочками расцвели вокруг них. С тех пор, отправляясь в поход, всегда берут с собой казаки сухие пахучие веточки родного чабреца.

А это – донской сказ. Случилось одному казаку, Ивану Бесстрашному, мимо татарской заставы ехать. Ехал он без всякой опаски, потому что в это время татары с казаками мирно жили. Увидели татары казака, руками машут, к себе его в гости кличут. Приостановил своего коня казак, слез с него и к татарам подошел. Забыл Иван Бесстрашный, что против старых врагов всегда нужно опаску да осторожность иметь. Вошел он в палатку, сел и начал вместе с ними вино пить. Татары ему в ковш вина подливают - и вина не простого, а с наговорным зельем. С таким наговорным зельем, что кто с ним вина отведает, тот своих верных друзей-товарищей и родных отца с матерью навеки забудет. Захмелел казак, спать повалился. Наутро поднялся, в татарскую одежду нарядился и сам татарином стал. Служил он татарскому царю прилежно, стал большим начальником. Узнали об этом казаки и решили послать к Ивану Бесстрашному гонцов. Приехали они к нему и говорят:
- Не стыдно ли не дурно ли тебе, Иван, старых друзей-товарищей забывать? А тот им в ответ: - Вот у меня теперь друзья-товарищи! - и сам на татар указывает.
Во второй раз приехали гонцы к Ивану Бесстрашному и говорят: - Кланялись тебе родимый батюшка и родимая матушка, кличут тебя к себе на тихий Дон - домой. А он им в ответ:
- Вот тут у меня и дом, а вот эти люди, - сам на татар указывает, - для меня отца с матерью милее. Больше не дал он гонцам и слова вымолвить, от себя сразу вон выпроводил. Так ни с чем гонцы опять домой и воротились.
Собрались тут все казаки до единого и в третий раз гонцов к Ивану Бесстрашному посылают. Случилось тут одному старому казаку быть. Сорвал он чабреца, травки степной, душистой и пахучей. Подошел к гонцам и говорит: - Приедете к Ивану Бесстрашному - ничего ему не говорите, ни о чем не просите, а только вот эту степную травку перед ним на стол положите. Так и сделали гонцы, как приехали они к Ивану Бесстрашному. Слова ему не сказали, а перед ним пучок сухого чабреца на стол положили. Запах его сразу учуял Иван Бесстрашный - и тут же гонцов спрашивает:
- А чем это пахнет? Они ему в ответ: - Травой чабрецом, какую тебе родина и тихий Дон-батюшка в подарочек прислали. Спали тут с Ивана Бесстрашного татарские чары. Схватил он свою острую шашку, побил стражу, что к нему татарский царь для почета приставил. Побил и ускакал с гонцами на тихий Дон. Не один раз после этого Иван Бесстрашный вместе с другими казаками крепко бил татар и всегда говорил своим верным друзьям-товарищам: - Не верьте никогда врагам. Не ешьте их хлеба и соли, не пейте вина - от этого вам добра не будет, а только одно худо. Всегда помните о верных друзьях-товарищах, о родных отце с матерью, помните и никогда не забывайте о родине, что вас вспоила и вскормила. Спасибо вам, друзья-товарищи, что вы меня навеки от хитрых вражеских чар избавили.

Записан

Магические свойства

Аура: холодная
Планета: Венера
Стихия: воздух.
Используемые части растения: верхняя, надземная часть растения
Основные свойства: предвидение» очищение

Специфическое использование: Сжигайте как благовоние для очищения и окуривания помещения, где совершаются магические обряды. Весной примите
очистительную ванну из тимьяна и майорана. Подушка, набитая тимьяном, помогает избавиться от ночных кошмаров. Разомните пригоршню свежего
тимьяна и вдохните его аромат. Вы разу почувствуете прилив новых сил и обновление. Носите с собой побеги тимьяна во время похоронных церемоний,
чтобы защитить себя от отрицательной энергии, всходящей от близких и родственников покойного. Чабрец также широко применяется в защитной и очищающей магии. В современной языческой магии им окуривают место, чтобы очистить его перед произнесением заклинания.Саше с тимьяном носят при себе, чтобы обеспечить себе хорошее здоровье, также ношение чабреца при себе способствует развитию психических способностей. Чабрец очень часто добавляется в составы настоев, бальзамов, эликсиров, масел и прочих средств, для использования их в белой и любовной магиях. При помощи чабреца женщины возвращают домой загулявших мужей.С помощью чабреца изгоняют наведённую на человека порчу на алкоголизм и запой.Чабрец, заваренный в молоке, помогает преодолеть скорбь, а ослабленным детям даёт силу. Сухую траву поджигали и дымом окуривали домашний скот от порчи и сглаза. Чабрец помогает женщинам найти своего суженого, родить и вырастить ребёнка, но тут есть свои противопоказания: чабрец при беременности употреблять в виде напитка не рекомендуется, он может привести матку в тонус. В древности женщины таким образом иногда даже изгоняли нежелательный плод.Чабрец спасёт от потери памяти, если его отваром мыть голову.
В древности те или иные места освящали, окуривая их тимьяном. Курение и настои тимьяна помогают избавиться от энергетических сексуальных вампиров.
В дом будет приходить добро гораздо чаще, если посадить перед ним или вокруг него чабрец. Пока в доме есть запах чабреца – зла не будет. Особенно этот запах благоприятен для детей, он даёт им силу и добро. Наши предки применяли чабрец от порчи, наведённой колдунами.
Тимьян охраняет от домового, наваливающегося по ночам на спящего человека, пугающего и давящего его.

· ЧАБРЕЦ - угодный Богу

Это действительно так, потому что все магические свойства этого растения служат для дел, угодных Богу. Остается только пожалеть о том, что сам по себе чабрец не столь силен. Он служит только мощным усилителем для настоек, отваров и прочих лекарственных и магических рецептов. Например, в сочетании с папоротником и тысячелистником он может стать защитой от дикого зверя в лесу.

Еще язычники-знахари, в своих обрядах и при лечении больных широко использовали лекарственные травы. Чабрец уже был в этом списке и применялся достаточно широко. Заинтересовал колдунов сначала его запах - пряный и резкий, полезные свойства отмечали на основе опыта.

Свойства растений определялись опытным путем. Древних людей – именно древних, так как знахари, язычники и идолопоклонники, уже работали с «проверенным» материалом – привлекал в растении сначала его вид, запах, или то, что животные в определенные периоды поедали именно его. Затем растение пробовали на вкус, анализировали – если так можно выразиться – результат. И в течение довольно долгого времени вычленялись его полезные качества, когда производить сбор, в каком виде лучше подавать, чтобы получить желаемый результат. Ведь непросто так одни травы собирают на утренней зорьке, а другие – после того, как высохнет роса.

Вот, например, растение – чабрец. Свойства и применение его, какие?

Но не только в медицине используется чабрец. Полезные свойства растения заметили жрецы, и без чабреца не обходилось ни одно бальзамирование. Называли его в древности «фимиам», а именно – жизненный дух. Даже поговорка осталась с тех времен: «курить фимиам». Оракулы Древней Греции с его помощью гадали, считалось, что его аромат приглашает Богов спуститься к смертным. Женщины вплетали чабрец в свадебный венок, чтобы не остаться бесплодными. В день Успения на Руси с давних времен этим растением принято было украшать иконы. На Украине цветки чабреца до сих пор вкладывают в подушки. Считается, что запах высушенных цветков отгоняет злых духов.

Как еще используется чабрец в магии?

Он – по мнению колдунов – нейтрализует яды, и его добавляли в пищу. Кстати, он действительно применяется в кулинарии, придавая пикантную горечь блюдам.
Чабрец стоит на восьмом месте в списке девяти трав, без которых ни один приличный ведун не начинает ни одного колдовского ритуала. Особенно если обряд связан с приворотами и присушкой.

В Древней Шотландии считалось, что чабрец привлекает фей. Его листья растирали между пальцев и смазывали веки, чтобы лучше видеть духов, или составляли букетик определенных растений, среди которых он находился, и носили на груди, чтобы привлечь добрых фей.

Применялся чабрец в магии и во времена рыцарства. Ни один герой не выходил на турнирную площадку, не имея веточки чабреца под доспехами. Считалось, что это добавляет храбрости.

Чабрец в магии применяется и для того, чтобы уберечь новорожденного от подмены. Люльку в деревнях оплетали чабрецом. Его запах не позволял кикиморам приблизиться к новорожденному, и впервые недели можно было люльку по ночам не караулить.

Увидев цветущий чабрец, полезные свойства не вспоминаешь. Чувствуешь себя в сказке, настолько очаровательно это растение в цвету. Не удивительно, что оно приковало внимание шаманов – его вид и пьянящий запах навевают мысли о прекрасной сказке.

В магии чабрец используется в любовных заклинаниях, в очищении дома и человека окуриванием травы. Зашитая в одежду, богородская трава защищает от беды; подсыпанная в виде порошка в обувь врага – отваживает его от дома; подвешенная в виде веточки над постелью или зашитая в подушку – уберегает от кошмарных снов. Особенно полезно для капризных детей зашивать в подушку тимьян. И во время похорон надо носить с собой оберег из чабреца – близкие и родственники покойного не всегда хорошо относятся к окружающим людям.

Еще в древности люди отметили, что невысокий кустарник с мелкими листочками и розоватыми цветками, которые цветут почти все лето, обладает приятным, необычным запахом. Его ветки словно «стелются» по земле, отсюда он и получил свое второе название – тимьян ползучий.

Колдуны и маги всех рангов используют его в своих обрядах, гадалки тоже не прочь «окурить» помещение ароматным дымом чабреца во время предсказания будущего, ворожеи рекомендуют носить с собой чабрец для отпугивания всякой нечестии и злых духов. Иногда часть растения помещают в ладанку, и тогда она тоже играет роль своеобразного оберега.

В некоторых «травниках» чабрец зовется еще «мужской» травой, так как его назначают при воспалениях предстательной железы и импотенции (для этих целей он отваривается, процеживается и после этого заливается в ванну). А еще издавна полагали, что именно эта трава способна сделать мужчину крепче и бесстрашнее, поэтому у многих средневековых рыцарей на доспехах красовался именно этот цветок. Считается, что чабрец можно употреблять в лекарственных целях, не опасаясь никаких побочных эффектов. У него практически нет противопоказаний, хотя некоторые заболевания щитовидной железы, печени, почек, язвенная болезнь желудка, а так же беременность требуют особой осторожности при употреблении настоев чабреца внутрь.

Лечебные и полезные свойства чабреца применялись для гигиенических целей. Дымом чабреца окуривали больных чумой и проказой. А вот листья и цветки добавляли в состав, который потом использовали для бальзамирования усопших воинов и фараонов. Чабрецом окуривали помещения, изгоняя злых духов, и даже испуганных детей обкуривали дымом чабреца. Популярность этого растения и сегодня высока. Чабрец используется в кулинарии, а также для лечения большого количества заболеваний. Такое многопрофильное воздействие на организм обусловлено ценным составом чабреца.

Чабрец до сих пор почитают славянские народы. В праздник – «Успение Святой Богородицы», цветами чабреца во всех церквях украшают все иконы. Именно поэтому чабрец получил еще такое название как - Богородская трава. Название уже само говорит за себя. Среди наших народов считается, что цветки чабреца, положенные за икону, приобретают целебную силу, а еще оберегают дом от нечистой силы и всего плохого.

Чабрец ценился во все времена благодаря своим целебным и магическим свойствам, и пряному аромату. Его воскуривают как благовоние, в знахарстве и медицине используют для лечения больных, добавляют в пищу в качестве приправы, пьют чай с добавлением чабреца, а также получаемое из растения эфирное масло – применяется в косметике и ароматерапии.

Чабрец для греков имел особое значение, они верили, что если траву кидать в костер, то его приятный благовонный аромат привлечет благословение Богов, посему богослужения не обходились без тимьяна. На Руси любили делать подушки с чабрецом, чтобы сон был крепким и глубоким, а так как чабрец обладает сильной защитной функцией – во время сна «спящий на чабреце» был защищен от плохих сновидений. Его зашивали в ладанки вместе с травой Петров Крест - для того, чтобы защититься от злых духов. Есть поверье, что если употреблять чабрец или иметь его при себе – он придаст храбрости.

У трав существует разделение на мужские и женские. Чабрец относится к мужской траве и поэтому женщинами рекомендуется в небольших количествах. Чабрец обладает защитными обережными свойствами, дарует исцеление, мужество, любовь и очищение. Весь потенциал травы тимьян раскрывается в период цветения, собирать на растущей луне рано утром.

Для мужчин чабрец - это возможность как можно дольше оставаться сильным в любовных утехах.

Знахари прошлого, да и сегодняшнего дня, добавляя чабрец в сборы, напитки или еду, успешно борются со многими болезнями. Например, при болезнях женской груди чабрец парят в молоке и дают пить. В таких случаях помогает и окуривание больной сухой травой чабреца, или же порошком этого растения. Порошок травы чабреца, смешанный с медом, усиливает половую потенцию. При головных болях помогает отвар чабреца с можжевельником. При очень болезненном укусе шершня, прибегают к помощи повязки из свежеизмельченной травы. Если же из чабреца заваривать чай, то можно сохранить силу зрения. Отвар корня применяется для ванн при экземе. Настойку же чабреца на самогоне наши предки использовали для втирания при радикулите. Подушка, набитая чабрецом, помогала, да и сегодня помогает избавиться от ночных кошмаров.

Богородичная трава - сильная трава, которая, к сожалению, не обладает универсальным действием. Сфера ее влияния - плодородие. Но уж вернуть плодородие почве, животным, растениям, людям помогает всегда. Курение из богородичной травы успокаивает нервную систему, позволяет найти решение трудной проблемы, отсекает действие энергетических сексуальных вампиров. Подобным же образом действуют и настои. Умывание и купание в настое богородичной травы способствуют сохранению женской красоты.

Особая сила у чабреца, собранного на Троицу. Эта трава в основном покровительствует детям. Ею легко выгоняются мелкие черти, если она в чае; если зло поразило кожу, она легко очищается при купании в ч"абреце. Эта трава отгоняет лярв. Поэтому если ребенок плохо спит, положите под подушку или в наволочку подушки веточку чабреца. В народе бытует поверье, что чабрец в подушке, дает здоровье и долголетие.Чабрец также добавляют к мясным блюдам, чтобы не допустить через мясо загон нечисти или поражение порчей.

С чабрецом связано много поверий и обычаев. Его использовали в качестве оберега, помещали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов, от сглаза, от порчи, наведенной колдунами. Верили, что он охранял от домового, наваливающегося по ночам на спящего человека и пугающего его. Букетики чабреца приносили в хаты и ставили в кувшины. Считалось, что пока в доме есть его запах – зла не будет. Особенно этот запах благоприятен для детей, он даёт им силу и добро.

Из него изготавливали напиток, который употребляли на Троицу, когда поминали покойников, а также на Ивана Купалу - от русалок и прочей нечисти. Этим напитком девушки очаровывали ребят, которые остыли к ним. А те, что были «на выданье», смазывали им себя, чтобы злые силы не помешали будущем зачатию. По поверьям, чабрец во многом помогает в любовных делах - вызывает любовное томление у женщин, освобождает их от страха перед постельными утехами, а мужчин наделяет силой, продлевая ночь любви до бесконечности (он действительно содержит в себе вещества, способные восстанавливать мужское здоровье).

Верили, что пучок чабреца в доме помогает женщинам во всех заботах - найти и привлечь суженого, родить и вырастить ребенка, сохранить мир в семье. Отсюда и обычаи, сохранившиеся в некоторых деревнях до сих пор. Девушки ополаскивали волосы отваром чабреца перед свадьбой, вплетали его в венки и носили браслеты из его стеблей для сохранения красоты и здоровья. Его клали под подушку молодоженам, веточки сухого чабреца вешали в доме на счастье и достаток. Верили, что если носить при себе веточку чабреца, он сделает человека смелее, наградит мужеством, решительностью, упорством и храбростью, принесет победу во всех начинаниях. В дом будет приходить добро гораздо чаще, если перед ним растет чабрец.

Применяли чабрец и в качестве санитарно-гигиенического средства. В языческий период славяне бросали его в костер во время эпидемий, чтобы его целебный дым защитил от чумы, холеры, чахотки. Чабрецом окуривали и коров «после теления», и крынки молока, чтобы снималось больше сливок и сметаны, бочки для засола, и охотничьи и рыболовные снасти «для счастливого лова». В старину он применялся, благодаря своим бактерицидным свойствам, для длительного хранения мясных блюд (это было достаточно ценным свойством в то время, ведь тогда не было холодильников).

Интересный факт: чабрец, в отличие от большинства антибиотиков, является одной из немногих трав, к которой современные микробы никак не могут выработать устойчивость.

Богородская трава (чабрец) издревле на Руси использовался как благовонная трава. По своим фунциям используется вместо ладана, особенно в деревнях где достать ладан гораздо сложнее. Богородская трава является оберегом от нечистой силы и иной негативной энергетики. Использовалась часто в качестве воскуриваний. А в церковной практике является одним из ингредиентов миро.

Тимьян (чабрец, богородская трава) - помогает от порчи. Усмиряет домового. Изгоняет полтергейст (когда буйный дух шумит по ночам, наваливается на сонных домочадцев и душит их).

Еще в древности люди открыли, что при сжигании травы тимьяна образуется чрезвычайно ароматный дым. Так тимьян в одной из греческих транскрипций превратился в фимиам. Воскуривать фимиам, бросая в жертвенный костер ветки тимьяна, было принято у большинства европейских народов еще со времен язычества. Благоуханный дым, возносившийся к обители богов – небу, считался необходимым атрибутом богослужений, а сам тимьян важнейшим культовым растением.

Курение и настои из богородичной травы успокаивают нервную систему, позволяют найти решение трудной проблемы, прерывают действие энергетических вампиров. Умывание и купание в настое богородичной травы способствуют сохранению красоты. Наибольшей силой это растение наливается перед полнолунием.
В деревнях часто употребляют эту траву для окуривания помещений, например, коровников и коров после отёла, для окуривания молочных горшков, охотничьи снасти, а также дымом чабреца окуривали заражённые болезнью места, окуривают им также напуганных детей.
Богородская трава (ганга) и пихтовая корка (жодоо) являются обязательными травами при жертвоприношениях на бурятских тайлаганах, которые воскуривают на костре или тлеющих углях на железном предмете, для производства очищения присутствующих.
Умывание и купание в настое ганга способствуют сохранению женской красоты.

Окуривание: поджечь щепотку, потушить огонь и окуривать помещение или человека.

С приходом христианства тимьян только укрепил свои позиции. В средние века считалось, что тимьян вселяет в людей стойкость и мужество, поэтому изображение его веточек, особенно в окружении пчел, являлось типичным украшением рыцарских шарфов. С появлением монастырей тимьян стал одной из популярнейших культур в монастырских садах. Крестоносцы перед своими походами, для поднятия духа, зашивали тимьян в носимые на шее ладанки.

Такую же древнюю историю имеет применение тимьяна в медицине. Греки и римляне считали, что тимьян способен возвращать не только утраченное здоровье, но и саму жизнь. Тимьян применяли очень разнообразно: в виде нюхательного порошка при обмороках, в виде настоев при простуде, астме, женских болезнях, камнях в желчном пузыре.

Старая ирландская легенда гласит: если промыть глаза росой, собранной с кустиков чабреца на рассвете первого мая (после Вальпургиевой ночи), то потом можно видеть фей.

Распыление эфирного масла в помещении:
Придает мужество.
Усиливает жажду деятельности.
Развивает способность к состраданию.
Ободряет.
Повышает точность в работе интеллектуального характера.
Обеззараживает воздух закрытых помещений.
Устраняет утомляемость, беспокойство, рассеянность, бессонницу, забывчивость, неуклюжесть.
Преобразует накопленную усталость в способность не тратить время попусту и умело использовать его для отдыха. Купирует дрожь при нервном возбуждении или вследствие переохлаждения.
Является средством, способствующим избавлению от наркотической и алкогольной зависимости.
Поднимает настроение.
Стимулирует интеллект, проясняет мышление.
Рекомендуется людям ослабленным, вялым.

Он защищает от порчи, злых духов и прочей нечисти. Как живых, так и покойников (тело покойного в гробу в некоторых регионах Кавказа обкладывают чабрецом). Как во время бодрствования (зашивают в ладанки), так и во время сна (в подушку).
Чабрец добавляется как компонент в составы настоев, бальзамов, эликсиров, масел (и т.д.) для использования в белой и любовной магиях.
В любовной магии чабрец всегда считался как сохранитель мужской и женской силы. Чабрец добавляют в приворотные зелья. При помощи этой травы жены возвращают домой блудливых мужей, а мужья употребляют чабрец прежде всего для того, чтобы как можно дольше оставаться полноценным мужчиной.
Для этого нужно приготовить густой настой чабреца, затем разбавить его с теплой водой, вылить все это в таз и сидеть в нем до тех пор, пока вода не остынет. Курс лечения десять дней. Через десять дней повторить процедуру.
Держите чабрец в помещении, где находитесь, особенно спите. Летучие вещества содержащиеся в эфирном масле обладают антисептическим, а также тонизирующим действием. Благодаря этому уничтожаются многие болезнетворные микробы, а сон становится гораздо здоровее.
И не забывайте, пожалуйста, что сырьем является только наземная часть растения, которая собирается во время цветения, корень чабреца не используется вовсе.
Если его положить в подушку, на которой спишь, он будет отгонять плохие сны и вызывать счастливые пророческие видения. Медитируя на смесь трав из чебреца, нагодков и душицы, можно увидеть оскорблений возлюбленного (любимой).
Из чебреца изготовляли напиток, который употребляли на Зеленые праздники, когда поминали умерших, а также - от сглаза, ведьмовских сил на Купала, в воробьиную ночь.
Этим напитком девушки привораживают ребят, которые остыли к ним; а те, что «на поре», смазывали им себя, лишь бы злые силы не повредили будущему зачатию.
Магические свойства чабреца применяют в тех случаях, когда порча наведена на алкоголизм и запой, от порчи колдунов.
Умывание и купание в настое чабреца способствуют сохранению женской красоты. Очищает ауру, предотвращает ночные кошмары.

В средневековье знахари получали концентрат сока чабреца и использовали его в лечебных целях. Им лечили укусы ядовитых насекомых, применяли для лечения различных заболеваний. В старинных русских травниках о чабреце писали так: "Богородицина трава имеет свойство укреплять желудок, голову, сердце, унимать рвоту и резь в животе, исправляет всякую дурноту в желудке, производит аппетит, прогоняет спячку и дурноту из головы, острит и укрепляет зрение, помогает от шума и звона в ушах".
На Псковщине знают "универсальное" средство, которое помогает от всех болезней, сколько бы их ни было у человека. Таким средством является богородицкая травка "чабрец". Эта трава исцеляет, спасает от порчи, от домового.

То, что Россия - страна пьющая, знают все. Поэтому рецепт, который мы приводим ниже, пригодится многим.

Отворотное зелье от алкоголизма

Состав зелья не должен вас смутить. Не обязательно все собирать самостоятельно, можно компоненты прикупить в магазине или на рынке. Единственное пожелание - раков нужно выловить самим, чтобы быть уверенным во времени их вылова.
Итак нужен речной рак, отловленный в полнолуние. Появление Луны должно совпадать с последним днем календарного месяца. Рака необходимо высушить в русской печи и растереть в порошок.

Для отворотного зелья потребуются еще:

Корень плакун-травы, который нужно очистить, вымыть и высушить.
Трава из любого брошенного гнезда, которую, как и плакун-траву, придется помыть, а потом и высушить.
Корень одолень-травы.
Цветы и семена полыни.
Цветы сон-травы, или, как их еще называют, цветы подснежника. Обязательно белого цвета. Их тоже нужно высушить и превратить в порошок.
И, конечно же, нужна трава чабреца!
Когда все ингредиенты будут готовы, их нужно будет смешать и довести до порошкообразного состояния. Но делать эту процедуру нужно не с помощью современной бытовой техники, а в чашке пестиком.

В любой день, соответствующий числу дня рождения «пациента», вскипятите приготовленный порошок в воде, взятой из трех разных домов. Собранную воду нужно заговорить:

«Заклинаю я, (имя), кровь, слюну,
Печень тезя, мозг, уста, суставы,
Полусуставы, дыханье,
Сердце, жилы и полужилы,
Весь остов человеческий от хмеля любого:
Дневного, ночного, утреннего, обеденного,
Суточного, полусуточного.
Дома, не дома, в гостях, во властях,
Дубовых теремах, в палатах каменных.
Господь Бог создал всю Вселенную за семь дней,
И вы, мои семь частей, в этой воде моей
Создайте и дайте этому телу мир и покой
От всякой хмельной страсти.
Ныне и присно и во веки веков.
Ключ, замок, язык.
Аминь. Аминь. Аминь».

Когда вода остынет, умойте ею того, кто злоупотребляет алкоголем, а потом попросите (или заставьте под любым предлогом) выпить двенадцать глотков, так, чтобы при этом он не отрывал губ от чаши. Не беда, если пациент почувствует тошноту. Это хмель прощается с его душой и телом!

Записан

Я девушка тихая, скромная. Обидите- тихо закопаю, скромно отпраздную.


В Челябинск приехали практикующие шаманы из Тывы.

Мне удалось побывать на обряде. Съемный дом, просторные комнаты, шаманские атрибуты, атмосфера таинственности и чего-то мистического. Меня знакомят с шаманами - Экер Довуу и Елена Хулер-ооловна Отсур. Я была приятно удивлена молодостью шамана Экера. Всегда казалось, что шаман – это обязательно пожилой человек, а ему еще нет тридцати. Гости рассказывают, что практиковать шаманизм некоторые начинают с детства. Шаман – это человек избранный духами, не важно, когда тебя позовут, важно потребность помогать людям.

Обряд
Узнав, что в Челябинск приезжают шаманы, многие знакомые заинтересовались. При мне проводили обряд девушке по имени Евгения. Шаман готовится к обряду – на столе разложены различные магические атрибуты, стоят лампадки, камушки. Никому нельзя трогать вещи шамана, это закон - их охраняют духи. Шаман облачается в свой костюм – это яркий плащ, с различными ленточками, шкурками разных зверьков. На шее у шамана висит зеркало – он им защищается от злых духов. Рядом подвешены косточки мелких животных – это духи-помощники. И самое интересное – на голову шаман надевает шаманскую корону – это своеобразная шапка из птичьих перьев. Выглядит очень необычно.

Обряд проводил Экер. Евгения села напротив. Девушку интересовала ее судьба. Шаман зажег артыш – можжевельник, он отгоняет злых духов, это обязательный ритуал. Шаман вынул из мешочка разноцветные камушки. «Это хуванаак» – подсказывает мне Елена. Она стоит рядом. Обычно они принимают отдельно, но сегодня нужна ее помощь. Она комментирует происходящее, рассказывает, что непонятно. Хуванаак (хуван"ак - ударение на последнем слоге) – это камушки, которые раскладывает шаман и гадает по ним. Экер протягивает камни Евгении, выбирай любой. Она выбрала. Он заговаривает камушки, потом бросает их на мягкую материю на столе, смотрит, как упали, задумчиво вглядывается.

Мы переглядываемся. Я первый раз на таком обряде. Неужели можно что-то увидеть в обычных камнях? Потом он раскладывает камушки на кучки, всматривается и начинает говорить. Все, что было сказано шаманом, было правдой. Удивительно. Евгения в шоке. Мы пытаемся не вникать. Сами уже мечтаем побывать на ее месте. Дальше шаман начинает говорить про будущее…. Я не верю, что такое возможно. Откуда он может знать будущее? Но то, что он сказал ранее, было именно так.

Еще интересный момент – в какой-то момент, когда шаман раскладывал камни, мне стало плохо – хотелось прислониться к стене и посидеть так некоторое время. Силы покинули меня, я погрузилась в себя. Может это духи пришли? Не знаю. Хотелось закрыться от всех.

Потом мы переместились в другую комнату – там Евгении предстояло пройти обряд Очищения. Ее усадили на стул в центр комнаты. Шаман взял бубен. Наконец-то мы увидели главный шаманский атрибут. Ужасно хочется прикоснуться к нему, постучать, но нельзя. Шаман начинает стучать колотушкой в бубен, комнату огласил звонкий и в тоже время глухой ритмичный стук. Шаман ходил вокруг Евгении. Экер начал петь. Меня заворожили эти звуки – ритм ударов бубна и горловое пение.

Повторилось то странное состояние – меня начали покидать силы, закружилась голова. Я прислонилась к стене, я не чувствовала под собой почвы, и словно проваливалась куда-то. Я долго падала вниз, это как спускаться на лифте. А шаман пел и пел, звуки бубна становились звонче. Я не могла открыть глаза. Поплыли картинки перед глазами – в центре комнаты сидит Евгения, а вокруг нее, как бы из ниоткуда ее окружают тени – они подходят к ней, толпятся, их много. Я понимаю, что это пришли духи рода Евгении. Это все те, кто ее охраняют. Потом звучание шаманского бубна изменилось, я начала постепенно приходить в себя, духи начали уходить от Евгении, когда я открыла глаза, шаман совершал заключительные свои удары. Обряд подходил к концу. Это был обряд очищения. Шаман просил ее духов об очищении - камлал для рода Евгении.

О шаманизме
Я спросила, почему мне было так плохо. На что шаманы ответили, что подобного рода явлении не редкость на обрядах, что я чувствительная, почувствовала духов.

Потом, за чашечкой чая шаманы рассказали мне о своей жизни. Ребята состоят в обществе шаманов «Дунгур», что в переводе с тувинского означает «Бубен».

Интервью с Экером
- Как вы пришли к шаманизму?

Шаманом тяжело быть. Шаманы не хотят, чтобы их дети становились шаманами, оберегают.

Экер практикует шаманизм уже 9-й год. В 2000 году его начали призывать духи. Они сделали так, что он не смог отказаться от этого, некуда было деваться. Он начал видеть духов, они с ним разговаривали, он пришел в организацию шаманов, там рассказали, что он - шаман и начали учить. «Сам я не хотел, время пришло, оно само меня выбрало».

Шаманом может стать не каждый. Тяжелый путь. Экер – родовой шаман, это значит, что у него в роду были шаманы, родовой шаман очень сильный. Таких людей называют Небесными шаманами, они призваны Небом, духами. Их призвание – думать о людях, а не о себе. Когда рождается ребенок, по нему сразу видно – будет он шаманом или нет – по тому как он себя ведет. Он может вдруг начать разговаривать с невидимыми друзьями – это верный признак необычности ребенка.

Среди шаманов есть такое понятие, как шаманская болезнь. У кого-то она проходит быстро и безболезненно, кто-то долго мучается, годами. Шаманом стать не выбирают, человек не может захотеть стать шаманом – его обязательно выбирают сами духи. И уж, если они выбрали, что дадут знать. Когда будущего шамана начинают призывать духи, есть два пути – отказаться шаманить и принять этот дар. Иной раз, когда человек отказывается – он умирает, духи злятся на него.

Мне стало интересно, сейчас много шаманов по всему миру, каждый сохраняет свои традиции. А какие именно тувинские шаманы?

Шаманы одинаковые, нет отличий внешних, у каждого свой мир, у каждого свои методы, поэтому никто не рассказывает своих секретов. Шаманы закрыты друг от друга. А внешне между нами нет разницы. Шаманом нельзя стать. Нас учат духи во сне. Именно во сне нам дают ответы, показывают прошлое и будущее.

Сейчас много школ, где предлагают раскрыть третий глаз, способности. Есть экстрасенсы, медиумы, видящие, которые тоже взаимодействуют с духами. Но они при этом не шаманы, но у них открыт третий глаз, получается, что они тоже видят прошлое и будущее? Вы говорите, что шаманом нужно родиться, но при этом третий глаз можно открыть. Не совсем понимаю это.

Есть люди, которые видят, но при этом у них не открыт третий глаз. Это знаешь, как вода. Когда человек видит – он видит только поверхность воды и тот берег, а когда у человека открыт третий глаз – он видит и дно реки! Третий глаз нельзя открыть самому, его открывает только верховный шаман. Ты будешь видеть всё, назад дороги не будет.

Вы говорите, что шаманом быть очень тяжело, а как быть с семьей, детьми? Или, может, жена обязательно тоже должна быть шаманкой?

Жена может быть не шаманкой, главное, чтобы понимала. У шаманов постоянно меняется настроение. Это из-за духов. То улыбается, радостный ходит, то злой и ворчит на всех. Шаманы меняются, как погода. С этим нужно уживаться и понимать.

У вас есть какой-нибудь бытовой совет для обычных людей, не шаманов, чтобы можно было бы им пользоваться в мирской жизни? Например, говорят, что в доме всегда живет домовой, как с ним общаться?

Всегда вежливо и уважительно обращайся к нему. Вежливо здоровайся, когда заходишь в дом. Не забывай кормить. Когда уезжаешь, предупреди домового, что уходишь. Вот и все. И он будет вам помогать.

Так незаметно пролетел целый день в компании шаманов. Можно много говорить об этом. Если кто-то спросит, что такое для меня шаманизм – я не смогу ответить. Это все. Там душа, там я. Сегодня произошло еще одно погружение в мир непознанного, попытка понять механизм, попытка осмыслить себя. Шаманизм – архаическая техника. Он появился еще тогда, когда люди верили в духов, когда природные явления объяснялись волей богов. Может, им жилось проще, никто не претендовал на научную обоснованность явлений и неопровержимость фактов. Не было гонки технологий, люди были ближе к природе, они были слиты с ней, как одно единое целое. Нынешнее поколение утратило связь с природой, может, отсюда все наши проблемы? Мы не слышим ее просьб о помощи….

Марьям-Тэнгэр Абдрахманова

Пучок Чабреца (Богородская трава)

«Эта трава очень для женщины важна, ее когда-то Женской травой называли. Она во всем женщинам помогает – и замуж выйти, и ребенка родить, и мужа в семье удержать, и гармонию в отношениях с любимым обрести. Пучок Чабреца обязательно у каждой женщины должен быть, надо его под голову класть или в подушку зашивать, на которой спишь».

«Мать-Земля подарила чудо траву, каждой женщине, чтоб красоту и любовь та могла обрести, Женской ту траву называют, не для воинов сильных та трава», – говорится о ней в «Книге Потаенного Древа Жизни».

Чтобы чабрец обрел полную Силу, его нужно обязательно самой женщине собирать, ранним утром на растущей луне. Растение это обязательно цвести должно.

Рвать стебельки нужно только руками, срезать их нельзя, но делать это нужно аккуратно, не повреждая корней. При себе обязательно нужно иметь кусок нити от Красного Клубка. Им следует сразу перевязать пучок.

Дома следует зашить пучок в небольшой мешочек, сшитый из белой хлопчатобумажной ткани. Шить нужно только белыми нитками. Затем следует дождаться полнолуния и в полночь немного подпороть шов подушки, на которой вы спите, положить туда пучок чабреца и сказать такие слова:

Земная трава, ложись в голова,
Помоги (имя) во всем,
Дай пройти по жизни лучшим путем!

Затем следует этот шов снова зашить. А на подушке спать как обычно.

Верное обращение. Советы и запреты

Лучше будет, если только один человек на этой подушке станет спать, нельзя ее никому одалживать. Действует Чабрец в течение года, а потом его обязательно удалить из подушки надо, иначе он накопленный негатив обратно возвращать начнет.

Чабрец этот просто так выбрасывать нельзя, обязательно его нужно закопать в том месте, где трава растет.

«Пучок Чабреца имеет в себе много доброй энергии созидательной и обязательно женщине поможет, если она ему мешать не станет. Любой злой мыслью своей, пожеланием зла своим близким она силу Женской травы блокирует. Если она хочет, чтобы в ее жизни все хорошо было, не должна она с плохими мыслями спать ложиться. Обязательно должна подумать перед сном о чем-нибудь хорошем, обязательно пожелать добра своим близким. И не думать, как навредить тем, кто ее обидел.
Если помыслы у нее чистые, то обязательно все будет именно так, как она сама хочет».

Если вы не можете сами чабреца нарвать, то можно купить эту траву в аптеке, но ее следует тогда очистить особым образом, чтобы энергетику других людей с нее снять.

Для этого вам понадобится:

Щепотка Четверговой Соли (Сильной Соли);
фаянсовая или керамическая тарелка;
мешочек из хлопчатобумажной ткани;
иголка с белыми нитками.
Насыпьте в тарелку чабрец, возьмите в правую руку щепотку Четверговой Соли, бросьте на чабрец и скажите:

Всех Солей Соль, от Страстного Четверга,
Всем нам дорога,
Как в дом ты пришла,
Так горька беда ушла.
Пускай все лишнее с травы сойдет,
Станет она, как была под ясным солнышком.

После этого соберите чабрец в мешочек, зашейте его, чтоб чабрец не мог из него высыпаться, снова положите на тарелку и произнесите:

Мать моя, Мать-Земля, добрая и всемогущая.
Ты – цветущий сад, ты – синие моря.
Ты – синие моря, ты – высокие горы.
Ты – высокие горы, ты – зеленые леса.
Ты – зеленые леса, ты – быстрые реки.
Ты – наш дом, ты – наша душа. Мы все одно.
Очисть то, что было чисто,
Чтобы стало как было.

Поставьте на ночь на подоконник, а на следующий день зашейте в подушку. Скоро летнее солнцестояние - самое время для создания природного оберега.

Что еще Чабрец может

«Чабрец – особая трава, всем женщинам это растение радость и счастье приносит. Есть еще, заговоры такие, которые помогают тем из них, у кого не получается по каким-то причинам своего ребеночка родить».

Чтобы дитятко долгожданное родить

Нужно встать на заре, когда луна начнет в рост только идти, и, зажав в правой руке три веточки Чабреца, сказать, оборотившись в ту сторону, откуда солнце встает:
Женская трава, помоги,
Проведи меня и сбереги,
Чтоб плохое со мной не приключилось,
И дитя мое в этот мир родилось.

Затем нужно этот Чабрец измельчить и положить в пакет с чайной заваркой. Этот
чай женщина должна пить весь следующий месяц, желательно вместе с отцом
будущего ребенка. Следует помнить, что чабрец не любит металла, так что лучше всего подойдёт чайник из стекла или фарфора.

Чтобы доченьке помочь счастье материнства узнать (материнский заговор)

Этот заговор нужно проводить аналогичным образом, только делать это должна мать женщины. А слова нужно при этом произносить следующие:

Женская трава, помоги,
Проведи (полное имя), дочь мою, и сбереги,
Чтоб плохое с ней не приключилось,
И дитя ее в этот мир родилось.

Чтобы супруг рождению ребенка не противился

Этот заговор следует проводить так же, как и первый, а слова вот какие должны быть:

Женская трава, помоги,
Все напасти от меня отведи,
Как я желаю дитя родить,
Так и муж мой пусть того же хочет, желает,
О ребенке будущем все грезит и мечтает,
Чтоб все по желанию общему случилось
И дитя наше в этот мир родилось.

Чабрец или Тимьян (Thymus) . Происхождение названия «тимьян» имеет несколько версий. По одной – оно произошло от греческого «thymon» – сила, мужество. По другой его переводят как дыхание жизни, дух. По третьей версии оно связано с греческим «thyo» - «совершать жертвоприношение». По четвёртой - название тимьяна происходит от греческого же «thymiama» (фимиам).

Этимология русского названия «чабрец» до сих пор не выяснена. Большинство исследователей считают его производным от общеславянского «чабер», того же корня, что чемерица. На Руси ему было дано множество народных наименований: чабер, чебрец, богородская трава, боровой перчик, дикая мята, лимонный душок, мухопал, фимиамник, тимьян (русифицированное тимус).

Тимьян или чабрец еще со времен язычества считался культовым, божественным растением, которое могло не только вылечить, но и оживить человека. Название «богородская трава» связывают с обычаем украшать его букетиками церкви в праздник Успения Богородицы, который бывает в конце августа. Его часто использовали (а кое-где и сейчас используют) во время церковных служб как благовонную траву вместо ладана, особенно в деревнях, где достать ладан было гораздо сложнее, он являлся одним из ингредиентов миро. По библейской легенде дева Мария родила Иисуса на подстилке из тимьяна.

В народной культуре чабрец является символом воинской доблести, мужской силы. Во многих странах его считают символом плодородия и плодовитости, поэтому венки из чабреца надевали невестам.

Пожалуй, главным признаком чабреца является его неповторимый аромат с характерной горчинкой. Есть языческая легенда. Когда лесной бог создал лес, он увидел, что слишком уж всё красиво и приторно сладко, и тогда он создал для равновесия горькие травы. Даже высушенный, чабрец способен долго сохранять свой запах. На Украине это растение издавна является символом Родины. Его брали с собой, уезжая на чужбину, как память о родном крае. Есть много легенд о чабреце, в основном – казацких. Это и понятно, в старину именно они чаще всего охраняли родные места от набегов чужеземцев.

В легенде Петра Гуреева рассказывается, что собирая сына в дальний путь, положила мать ему за складочку вещмешка пучок сухого чабреца. На чужбине встретил он девицу-красу и остался там жить. Долго горевала его мать, но так и смирилась, что не удастся ей увидеть и понянчить своих внуков.

Жена все порывалась выбросить старый вещмешок, но казака что-то удерживало. Наконец, уговорила, но он не дал ей сделать это самой, а принялся проверять, не выбросит ли заодно с ним нужную вещь? И вдруг - что за диво? Рука его нащупала за складкой то, что не им туда было положено. Чабрец за все годы, что пролежал в вещмешке, не утратил своего запаха, а тут так разлился, что потянуло казака домой, туда, где растет его множество.

Очень красива кубанская легенда о казаке Иване Чегоде. Как горячий ветер-суховей, налетели на родной хутор турецкие орды. Вспыхнули казацкие мазанки, засверкали кривые сабли. Увидел Иван Чегода, что все казаки легли под турецкими саблями, попытался пробиться на север. Но когда целая сотня турок преградила ему путь, он повернул своего коня и поскакал на юг, к далеким горам. Далеко позади осталась родная Кубань. Придержал Иван Чегода коня, нагнулся с седла и сорвал кустик степного чабреца – низкой скромной травки с алыми цветочками и сладким запахом. Такой же чабрец рос у родного хутора, и мать-старуха часто посыпала им чистый глиняный пол хаты. Понюхал казак траву, бережно положил ее за пазуху и въехал в лес. И начало казаться Ивану, что и великаны-дубы, и скромная травка шепчут одно и то же:

– Казак! Негоже оставлять родную землю. Почему ты здесь, а не с товарищами. Трус!

– Я не трус! – закричал казак. – Смотри: моя сабля в турецкой крови! В пороховнице не осталось пороху, я его в бою с врагами извел!

Но дубрава шептала:

– Негоже бросать родную землю врагу! Трус!

Замолчал казак, низко к гриве коня опустил свою голову, и тоска жесткой рукой сжала его сердце.

Так всю ночь ехал он по лесам и ущельям, поднимаясь все выше в горы. А утром встретил воинов в бурках и черных, как ночь, папахах. Впереди ехал седой длинноусый старик, дорогая сабля билась о стремена.

– Кто ты? – крикнул старик Ивану.

Ничего не ответил казак. Тогда выехали вперед два рослых воина и, выхватив шашки, закричали:

– Кто ты? Отвечай нашему полководцу или сейчас твоя голова скатится с плеч!

Молчал казак. Черная тоска сковала его тело, и все равно было ему – жить или умереть.

– Кто ты?! Отвечай, о трус, от страха растерявший слова! – снова крикнули воины.

– Я не трус! – простонал казак и, выхватив саблю, пришпорил коня.

Скрестились и засверкали сабли. Долго звенели, скрещиваясь, клинки. Но вот широко взмахнул саблей казак, выбил оружие из рук воина и остановил коня – мрачный и могучий, как горная гроза. Закричали от негодования остальные воины в бурках, сверкнули десятки клинков, но старик засмеялся и велел спрятать сабли.

– Добрый воин! – сказал он Ивану. – Мне нужны острые сабли и крепкие руки, чтобы бить турок. Спрячь саблю, пришелец, и садись с нами на ковер!

Иван Чегода слез с усталого коня и присел на мягкий ковер.– Может быть, теперь, за дружеской трапезой, ты поведаешь нам, кто ты и откуда? – ласково спросил старик.

– Я – кубанский казак Иван Чегода. Была у меня земля родная, любимая, была мать-старушка, была дивчина кареглазая, а сейчас ничего нет, бобыль я! Сожгли мое счастье проклятые турки!

– У нас общая дорога и одни враги, – сказал старик. – Русские воины и воины солнечной Картли не один раз плечом к плечу стояли против турок. Езжай с нами в Картли, там собирается войско на борьбу с турками…

Как янтарные зерна в четках, один к одному вязались дни. И вскоре далеко по турецкой земле гремело грозное имя Ивана Чегоды. Самые отважные турецкие воины бледнели и поворачивали назад коней, когда на них мчался хмурый, светлоусый воин в богатой одежде и золоченом шлеме. Много побед одержал молодой сотник грузинского войска. Он первый несся на коне в атаку, и никто не мог остановить его. Богатые одежды, лихих арабских скакунов, дворец подарил герою-кубанцу грузинский полководец. Но никогда не улыбался Иван Чегода, всегда холодны и страшны были его ледяные глаза. И слуги не раз видели, как богатырь, уединившись в дальней комнате своего дворца, открывал золотой ларец, доставал оттуда пучок сухой, невиданной в этих краях травы, шептал тихие, ласковые слова о кубанской земле и плакал над сухим кустиком:

– Почему он не пахнет? Куда девался его степной медвяный запах?

И не могли понять люди: зачем было нужно нюхать сухую траву, когда кругом столько ярких, пахучих цветов! Опять луна и солнце отсчитывали сутки и месяцы. Однажды в тихий весенний вечер Иван Чегода, запершись в дальней комнате своего дворца, снова открыл золотой ларец. Оттуда пахнуло крепким, густым, горячим запахом весенней кубанской степи. И тут впервые заметили слуги радостную улыбку на лице грозного Ивана Чегоды. Они широко раскрыли глаза от удивления, когда любимец старого князя сорвал с себя драгоценные одежды, надел синие выцветшие шаровары, рубашку, расшитую скромным узором, и заломленную назад старую шапку. Потом он снял со стены шашку в черных потертых кожаных ножнах, взял длинное ружье, палочку свинца и рог, полный пороха. Веселый, улыбающийся, он сам пошел в конюшни и, пройдя мимо дорогих арабских скакунов, заседлал кубанского косматого коня. А когда Иван Чегода выехал за ворота дворца, слуги услышали, что он поет громкую песню, широкую и бурную, как горная река.

Вот и опушка дубравы. Вековые дубы шепчут молодыми листьями что-то ласковое и приветное. Яркая, зеленая, усыпанная цветами, дымится под солнцем весенняя степь. Жадно всматривается в нее казак, нагибается с коня. Но нигде не видно низкой пахучей травки-чабреца. Только старый сухой кустик шелестит под рубахой у сердца и дарит пьянящий аромат.

У степной балки навстречу казаку выехало трое людей в оборванных свитках и облысевших папахах.

– Куда едешь, хлопец?! Там турки! – угрюмо сказали они.

– Еду на Кубань, на родную землю. Зовет она нас, чтобы освободили мы ее от врага, – ответил Иван. Все новые и новые люди выходят из плавней, из степных балок, из развалин сгоревших хуторов.

– Куда путь держите? – спрашивают они.

– Отбивать родную землю идем!

Вечер махнул синим крылом, когда почуяли казацкие кони сладкую кубанскую воду. Впереди на берегу забелели шатры турецкого войска.

– Не отдохнуть ли перед боем, Иван? – спросил один из казаков. – Кони шли целый день и устали!

– Нет! Кони чуют кубанскую воду и рвутся вперед!

– Не отдохнуть ли нам, Иван? – спросил другой. – Притомились казаки, ведь целый день под солнцем ехали!

– Нет! Прохладный ветер кубанский освежит нас!

– Не остановиться ли нам, Иван? Темнеет уже! – сказал третий.

– Нет! Скоро месяц взойдет, и Кубань, как зеркало, его лучи на берег отразит!

Загудели трубы в турецком лагере. Выбежали янычары, замелькали факелы. Грозой налетела казачья лава. – Чегода-паша! – закричали турки, увидев переднего всадника, и сабли начали падать у них из рук.

– Вперед! С нами аллах! – вскричал турецкий паша и с отборными воинами ринулся на казаков.

Казалось, еще один момент – и прорвет паша смертоносное кольцо казачьих сабель. Но вдруг вырос на его пути хмурый всадник с обнаженной шашкой.

– Вперед, казаки! С нами Родина! – громким голосом крикнул всадник, и турок узнал в нем Ивана Чегоду.

– Вот тебе, гяур! – взвизгнул паша и опустил кривую саблю. Но Чегода ловко отвел удар, размахнулся и срубил турецкому паше голову. Завыли турки от отчаяния, повернули назад и стали бросаться в Кубань…

В ту ночь тысячи их навсегда полегли на кубанской земле, а остальные потонули в бурных водах реки.

После боя усталые казаки сладко уснули на зеленой траве, у родной Кубани. А утром, когда горячее солнце начало пить росу и умылось в холодной реке, они проснулись от медвяного запаха. Тысячи кустиков невысокой травки с красноватыми мелкими цветочками расцвели вокруг них. С тех пор, отправляясь в поход, всегда берут с собой казаки сухие пахучие веточки родного чабреца.

А это – донской сказ. Случилось одному казаку, Ивану Бесстрашному, мимо татарской заставы ехать. Ехал он без всякой опаски, потому что в это время татары с казаками мирно жили. Увидели татары казака, руками машут, к себе его в гости кличут. Приостановил своего коня казак, слез с него и к татарам подошел. Забыл Иван Бесстрашный, что против старых врагов всегда нужно опаску да осторожность иметь. Вошел он в палатку, сел и начал вместе с ними вино пить. Татары ему в ковш вина подливают - и вина не простого, а с наговорным зельем. С таким наговорным зельем, что кто с ним вина отведает, тот своих верных друзей-товарищей и родных отца с матерью навеки забудет. Захмелел казак, спать повалился. Наутро поднялся, в татарскую одежду нарядился и сам татарином стал. Служил он татарскому царю прилежно, стал большим начальником. Узнали об этом казаки и решили послать к Ивану Бесстрашному гонцов. Приехали они к нему и говорят:

Не стыдно ли не дурно ли тебе, Иван, старых друзей-товарищей забывать? А тот им в ответ: - Вот у меня теперь друзья-товарищи! - и сам на татар указывает.

Во второй раз приехали гонцы к Ивану Бесстрашному и говорят: - Кланялись тебе родимый батюшка и родимая матушка, кличут тебя к себе на тихий Дон - домой. А он им в ответ:

Вот тут у меня и дом, а вот эти люди, - сам на татар указывает, - для меня отца с матерью милее. Больше не дал он гонцам и слова вымолвить, от себя сразу вон выпроводил. Так ни с чем гонцы опять домой и воротились.

Собрались тут все казаки до единого и в третий раз гонцов к Ивану Бесстрашному посылают. Случилось тут одному старому казаку быть. Сорвал он чабреца, травки степной, душистой и пахучей. Подошел к гонцам и говорит: - Приедете к Ивану Бесстрашному - ничего ему не говорите, ни о чем не просите, а только вот эту степную травку перед ним на стол положите. Так и сделали гонцы, как приехали они к Ивану Бесстрашному. Слова ему не сказали, а перед ним пучок сухого чабреца на стол положили. Запах его сразу учуял Иван Бесстрашный - и тут же гонцов спрашивает:

А чем это пахнет? Они ему в ответ: - Травой чабрецом, какую тебе родина и тихий Дон-батюшка в подарочек прислали. Спали тут с Ивана Бесстрашного татарские чары. Схватил он свою острую шашку, побил стражу, что к нему татарский царь для почета приставил. Побил и ускакал с гонцами на тихий Дон. Не один раз после этого Иван Бесстрашный вместе с другими казаками крепко бил татар и всегда говорил своим верным друзьям-товарищам: - Не верьте никогда врагам. Не ешьте их хлеба и соли, не пейте вина - от этого вам добра не будет, а только одно худо. Всегда помните о верных друзьях-товарищах, о родных отце с матерью, помните и никогда не забывайте о родине, что вас вспоила и вскормила. Спасибо вам, друзья-товарищи, что вы меня навеки от хитрых вражеских чар избавили.

С чабрецом связано много поверий и обычаев. Его использовали в качестве оберега, помещали в ладанки и носили на шее, чтобы уберечься от злых духов, от сглаза, от порчи, наведенной колдунами. Верили, что он охранял от домового, наваливающегося по ночам на спящего человека и пугающего его. В народе бытует поверье, что чабрец в подушке, дает здоровье и долголетие. Букетики чабреца приносили в хаты и ставили в кувшины. Считалось, что пока в доме есть его запах – зла не будет. Особенно этот запах благоприятен для детей, он даёт им силу и добро.

Чабрецу приписывали и магические свойства. Например, чтобы узнать говорит ли человек правду, произносили имя этого человека и бросали высушенный чабрец в костёр. Если дым поднимался вверх, значит, говорит правду, если стелился по земле, значит обманывает.

Из него изготавливали напиток, который употребляли на Троицу, когда поминали покойников, а также на Ивана Купалу - от русалок и прочей нечисти. Этим напитком девушки очаровывали ребят, которые остыли к ним. А те, что были «на выданье», смазывали им себя, чтобы злые силы не помешали будущем зачатию. По поверьям, чабрец во многом помогает в любовных делах - вызывает любовное томление у женщин, освобождает их от страха перед постельными утехами, а мужчин наделяет силой, продлевая ночь любви до бесконечности (он действительно содержит в себе вещества, способные восстанавливать мужское здоровье).

Верили, что пучок чабреца в доме помогает женщинам во всех заботах - найти и привлечь суженого, родить и вырастить ребенка, сохранить мир в семье. Отсюда и обычаи, сохранившиеся в некоторых деревнях до сих пор. Девушки ополаскивали волосы отваром чабреца перед свадьбой, вплетали его в венки и носили браслеты из его стеблей для сохранения красоты и здоровья. Его клали под подушку молодоженам, веточки сухого чабреца вешали в доме на счастье и достаток. Верили, что если носить при себе веточку чабреца, он сделает человека смелее, наградит мужеством, решительностью, упорством и храбростью, принесет победу во всех начинаниях. В дом будет приходить добро гораздо чаще, если перед ним растет чабрец.

Применяли чабрец и в качестве санитарно-гигиенического средства. В языческий период славяне бросали его в костер во время эпидемий, чтобы его целебный дым защитил от чумы, холеры, чахотки. Чабрецом окуривали и коров «после теления», и крынки молока, чтобы снималось больше сливок и сметаны, бочки для засола, и охотничьи и рыболовные снасти «для счастливого лова». В старину он применялся, благодаря своим бактерицидным свойствам, для длительного хранения мясных блюд (это было достаточно ценным свойством в то время, ведь тогда не было холодильников).

О том, что в народе исстари ценили чабрец, говорит факт. о котором сообщила читательница этого сайта Stella. В Армении есть село Урцадзор, примерный перевод его названия означает "лес чабреца".

Интересный факт: чабрец, в отличие от большинства антибиотиков, является одной из немногих трав, к которой современные микробы никак не могут выработать устойчивость.

  • #3

    Спасибо автору за столь развернутую статью! Очень познавательно! У нас в семье моя прабабушка, потом бабушка окуривали нас детей дымом от этой высушенной травы, если ребенок капризничал или беспричинно плакал, они считали, что тем самым снимают "дурной" глаз с нас.

  • #4

    День добрый, Гуля. Большое спасибо за лестный отзыв и интересный рассказ. Быть может Вы помните еще какие-либо семейные традиции, связанные с растениями? Буду благодарна, если Вы напишете.

  • #5