Что воспитатели говорят о родителях. Трое в одной лодке, или родители и воспитатель на поле битвы. Сборы денег на подарки

как выжить на своей работе и не получить за нее… три года тюрьмы

В начале августа было возбуждено уголовное дело в отношении воспитателя города Светлогорска по части 1 статьи 165 УК РБ «Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей». Мальчик 2012 года рождения самовольно ушел из группы, перелез через забор и получил травмы, которые относятся к менее тяжким. Если же вина воспитательницы будет доказана, женщине грозит либо штраф, либо исправительные работы, либо ограничение свободы на срок до трех лет.

Работа педагога (и школьного, и дошкольного) не зря считается одной из самых трудных. Практически ежедневно и , и воспитателю приходится сталкиваться со стрессовыми ситуациями и нести ответственность за детей, находить общий язык с их родителями, выполнять все требования руководства.

Попробуй уследить за шустрой ребятней! Источник: vinegret.cz

Об особенностях работы воспитателем в , радостях и трудностях рассказала Наталья , проработавшая несколько лет в одном из дошкольных учреждений нашего города:

Что я могу сказать по поводу ситуации, что произошла в Светлогорске? Виноват ли педагог? Безусловно. Потому как следить за детьми — его прямая обязанность, за которую он получает зарплату. Да, государство наш труд ценит невысоко, прямо скажем. Хватает на скромное пропитание да оплату . Но тут выбор каждого: хочешь зарабатывать прилично — иди в айтишники. Не ной, что с трудом сводишь концы от зарплаты до зарплаты.

Да, воспитательница из Светлогорска понесет наказание. И если кто-то думает, что подобные случаи редкость, заблуждается. Совсем нет. Помню, как однажды летом из старшей группы убежали два мальчика на прогулке. Отправились поесть мороженого. Хорошо, что продавщица, к которой ребята обратились с просьбой дать им пломбир, тут же забила тревогу. Воспитательницу, которая на тот момент работала в старшей группе, уволили. Убегали и малыши из яслей. Отвернулся педагог, а ребенок уже просочился через дырку в заборе. Воспитатель опять же пишет заявление по собственному, чтобы избежать выговора с занесением в . Тут, конечно, надо и с рабочим, что обслуживает садик, разобраться, почему же в заборе есть дырка, но на эту должность претендентов мало, проще уволить одного воспитателя.

Если работаешь с детьми — глаза должны быть на затылке да ушки на макушке. Иначе — никак. Особенно тяжело уследить летом, когда у тебя оказываются еще и ребята тебе незнакомые (выпускников расформировывают по разным группам, если родители не спешат забрать документы, а хотят, чтобы ребенок перед поступлением в школу еще побыл в садике). А проще всего зимой. Дети меньше времени тратят на прогулку (на морозе особо не разгуляешься), в основном находятся в группе, занимаются.

Ищем таланты! Источник: madou11.wordpress.com

Что в работе воспитателя самое неприятное? Пожалуй, конфликты с родителями. Самые адекватные — те, кто имеет педагогическое образование и опыт работы с детьми. Остальные же иногда выкидывают такие фокусы, что диву даешься. Например, обвиняют нас в том, что мы специально открываем форточки в спальне, чтобы ребята простужались и сидели дома, болели. Кроме шуток, такое пришлось однажды услышать из уст одного нетрезвого папы, недовольного тем, что дочка часто болеет. И услышать в свой адрес много нелитературных выражений. На следующий день пришла мама девочки с подарками для группы и извинениями. Но осадочек неприятный остался…

Обвиняют и что съедаем детские обеды-завтраки. Скажу по секрету, если остается что-то из еды, допустим, ребенка забрали раньше, а порция с ужином стоит на столе, мы, конечно, предлагаем другим детям добавку. Но если уж никто не хочет, можем и сами перекусить. А так стараемся, чтобы все ребята были накормлены. Ради собственной корысти воспитанников голодными не оставим. И ту же овсянку на завтрак, которую многие малыши не любят, честно уговариваем съесть. Как и тушеную морковку. О, этот шедевр кулинарии большинство детей встречает с отвращением. А вот фрукты многие любят. И если ребенок отказался на полднике от яблока или банана, мы честно передаем «вкусняшку» родителям. В свой карман не откладываем. Купим, если зарплата позволит…

Отдельный разговор о травмах, которые дети получают в саду. Да, мальчики могут и затеять драку. Помните, как любил говорить Портос в «Трех мушкетерах»: «Я дерусь, потому что…дерусь!».

Пара секунд — и у кого-то уже красуется синяк. А вечером, когда за ними приходят родители, уже взрослые начинают выяснять отношения, чей же ребенок первым начал. Доходит до абсурда: днем разнимали малышей, а вечером пытаемся примирить родителей. Бывает, что ребенок получает травму совершенно случайно: выронил карандаш, нагнулся за ним и стукнулся о косяк стола. Слезы, ссадина на лбу, кровь. Конечно, извиняемся перед мамами-папами, оказываем первую медицинскую помощь, покупаем лекарства. Как правило, конфликт удается уладить. Приходят дети с синяками и с выходных. Подрались, скажем, в родном дворе. А после родители пытаются уверить нас, что травма получена в саду. Тут нужно не зевать: пришел ребенок утром с синяком, задайте вопрос маме или папе. Иначе могут быть неприятности.

Я дерусь… потому что дерусь! Источник: madou11.wordpress.com

Много недовольства слышишь от родителей, когда нужно сдать деньги на ремонт, на канцтовары, на игрушки. Но ведь все это для детей, не берем мы себе ручки, краски, карандаши и цветную бумагу. И ремонт в группе тоже для них. Сегодня образование не может выделять из бюджета средства для того, чтобы обеспечить новой мебелью, постельными принадлежностями, обоями и краской для стен, пола, подоконников. Выкручиваться приходится. Да, и рабочих строительных специальностей в штате нет. Просим помочь опять же мам и пап с обновлением групп. Что поделаешь, такова жизнь сегодня. И возмущаться не стоит. Был случай: мальчишка, балуясь, разбил крышку бачка унитаза. Позвонила отцу, тот спокойно пришел и поменял. А на следующий день пришла мама и написала жалобу, обвинив воспитателя в вымогательстве.

Отдельное «спасибо» родителям, которые понимают, что рабочий день воспитателя в детском саду начинается в 7 утра, а заканчивается в 7 вечера. Повидали мы и тех, кто уже без пятнадцати семь утром стоит с ребенком под дверью и недовольно бурчит: «Я опаздываю на работу, а вы где-то ходите!». Но хуже, когда на часах семь вечера, а ребенок, один-единственный в группе, тоскливо смотрит на ворота и ждет маму. Или же спокойно играет, зная, что та придет поздно. Был случай, что за малышом трех лет родительница приходила в 19.45. И с явным запахом перегара. Ее, конечно, . И сразу прибавилось работы нам, воспитателям, ведь раз в неделю необходимо было навещать горе-мамашу с психологом и проверять, есть ли в холодильнике еда для ребенка, одежда-обувь и в каком состоянии находится мама. А если учесть, что мальчик живет на другом конце города, куда добираться нужно на общественном транспорте за свой счет, становится совсем невесело.

Знаю, что в одной из групп родители-цыгане частенько забывали зайти за дочкой к семи вечера. Та покорно сидела в компании сторожа и ждала загулявших родителей. Но это скорее исключение. Бывает, что родители из вполне приличных семей появляются в начале восьмого и сразу же начинают качать права: «Не надо, мол, лицо недовольное делать, вам за присмотр за ребенком деньги платят!».

Не слишком приятно, когда дети видят домашние застолья. Приходя потом в садик, они начинают копировать взрослых, чокаться кружками с компотом и чаем и говорить тосты, качаться, имитируя пьяных и обсуждать со сверстниками, как весело родители проводили выходные. Малышам же не прочтешь серьезную лекцию о , о том, какие последствия ждут людей пьющих. Приходит девочка Маша утром в группу и давай изображать, как вел себя дедушка, употребив за столом . И рассуждать: «у деда опять сердце прихватило, потому что он пьяница». А пришедшая вечером бабушка похвалила Машу, отметив, что та всегда пытается отобрать у деда стакан, чтобы родной человек не упился.

Негативно сказывается и просмотр со взрослыми телепередач для тех, кто старше 16. Была в моей группе девочка Алина, которая любила всевозможные реалити-шоу вроде «Дом-2». Пыталась объяснить другим, что такое («это когда люди любят друг друга и вместе спят, а Вы не знали?») и как это весело. Ребенку всего 6 лет, ей бы смотреть да детские сказки слушать. После разговора с бабушкой выяснилось, что к реалити-шоу, где показывают откровенные сцены, девочку приобщила мама. И слова нецензурные дети узнают точно не от нас, а от своих родных и близких. Как-то в выходной шла по городу и услышала громкий женский мат. Мальчик Артур шести лет вел домой свою бабушку, которая уже успела выпить плодово-выгодного. Пенсионерка возмущалась, что внук требует от нее . Потом парнишка у меня интересовался, а что это за зверь такой «бл…ь». Пришлось ответить, что очень злой и нехороший. «Как бабушка, когда пьяная?» — уточнил мальчик.

Плохо, когда ребенок приходит в детский сад, не умея обращаться с вилкой-ложкой, тем же горшком. Почему-то некоторые родители уверены, что воспитатель в садике должен научить малыша данным премудростям. Еще абсурднее выглядит ситуация, когда в средней или старшей группе ребенок ждет, что ему педагог вытрет попу. Да, и такое бывало. Ушла девочка из старшей группы в и словно там пропала. Захожу узнать, что случилось, вдруг живот разболелся, и слышу: «А я жду, когда Вы придете мне вытереть попу». Ну не анекдот ли?

В общем, воспитатель — это профессия, для здоровья вредная. И редко кому удается проработать всю жизнь в саду без конфликтов. Конечно, той женщине из Светлогорска на педагогической карьере придется поставить крест. Но, может, оно и к лучшему?

Поводов для непонимания может возникнуть множество: со стороны родителей – от проветривания группы до невнимательного отношения к ребенку; с позиции воспитателей – от неоплаченных квитанций до невоспитанности малыша. Родителям в любой ситуации лучше сохранять «холодную голову», ведь дошкольный педагог может стать незаменимым помощником в деле воспитания и развития ребенка, поскольку именно с ним малыш проводит значительную часть своего времени. Кроме того, у воспитателя есть возможность взглянуть на каждого ребенка со стороны в новой для него обстановке, отличной от домашней, увидеть особенности его общения со сверстниками, заметить качества характера и интересы, выявить пробелы в знаниях и умениях, которые родителям просто не заметны. Поэтому так важно научиться «дружить» с воспитателями вашего крохи и вести конструктивный диалог. Как развернется сценарий вашего общения с сотрудниками детского сада, во многом зависит от того, сможете ли вы следовать нескольким правилам.

Правило 1. Положительный настрой к детскому саду

Нередко родители, отдающие в садик своего малыша, особенно первого и в ясельную группу, испытывают беспокойство и страхи… В результате и малышу сложно довериться воспитателю и почувствовать себя комфортно в группе, и родители обретают множество поводов для начала конфликта.

Намного продуктивнее изначально сформировать у себя позитивный настрой к детскому саду в целом, и к воспитателям в частности. Нужно постараться взглянуть на ситуацию объективно. Помните:

Муниципальный детский сад – это не дом. Воспитатель не должен заменять ребенку родителей и любить его как родного. Или вникать в его настроения и желания, как воспитатели частных садов, где детей в группе до 10–12 человек. Воспитателю обычного детского сада глубоко безразлично, что ваш кроха привык есть кашу только под чтение интересной книжки или телевизор. И без этого закатывает истерику. Значит, останется голодным. И именно мама должна «поработать» со своим капризным чадом, а не критиковать педагога.

Воспитатель делает свой максимум в предлагаемых обстоятельствах. Он выполняет свою работу, очень сложную и ответственную, и на попечении у него, помимо вашего малыша, может быть еще около 30 таких же детей.

Идеала не будет. Поэтому к некоторым «рабочим моментам» в виде синяков и царапин, порванных колготок и чужой кофточки в шкафчике нужно быть готовым заранее и относиться с юмором.

Правило 2. Адекватная реакция на проблему в детском саду

Нередко родители прямым текстом выражают свое отношение к ситуации: «Почему мой ребенок весь день ходит неумытый?», «Разве можно было выходить на улицу в дождь?!» и т. д. Однако такой обвиняющий стиль разговора отнюдь не способствует решению волнующего вас вопроса. Между тем родители часто видят лишь результат, не принимая во внимание ситуацию и причины, которыми руководствовался педагог. Такая позиция заведомо портит взаимоотношения. Но молчать в ситуации, когда вас что-то не устраивает, тоже не выход. Чтобы правильно высказать свое отношение к проблеме, необходимо научиться критиковать конструктивно.

Акцентируйте внимание на моментах, которые вас беспокоят. Просто констатируйте факты: «Я заметила, что Катя ходит с грязными руками», «Сын рассказал вчера, что ему не дают попить».

Дайте возможность воспитателю высказаться. Он сможет объяснить ситуацию со своей стороны: возможно, вы владеете не полной информацией. К примеру, ваша дочь кусается, а дети, понятное дело, дают ей сдачу. И очень странно будет выглядеть в данном контексте претензия «а почему вы позволяете детям бить мою Машу?».

Но бывает и так, что педагог действительно совершил «недочет» в работе… Допустим, малыша вывели на прогулку холодным днем без шапки, либо не позвонили маме сообщить, что у ребенка поднялась температура. Что делать в таком случае?

Сохраняйте спокойствие. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, досчитайте до десяти или примените любую другую практику, которая помогает вам взять себя в руки. К сожалению, каждый человек в своей профессиональной деятельности не застрахован от ошибок, но в ваших силах не только указать воспитателю на его ошибку, но и способствовать тому, чтобы инцидент больше не повторялся.

Постарайтесь проявить понимание и сформулируйте свои ожидания. Сделайте так, чтобы в вас можно было увидеть не обвиняющую сторону, а переживающего родителя: «Я понимаю, что проследить за каждым ребенком нелегко, подскажите, что я могу сделать со своей стороны, чтобы впредь такого не происходило?» Таким образом, вы покажете, что не нападаете и заинтересованы в предотвращении проблем в дальнейшем.

Правило 3. Проявление интереса вместо тотального контроля

Каждой маме и многим папам интересно знать, как их малыш проводит день в саду. Но некоторые родители чрезмерно беспокоятся о своем ребенке и ежедневно «засыпают» воспитателя бесконечными вопросами обо всех подробностях дня. Чрезмерно опекая малыша, стремясь ничего не упустить, родители, сами того не замечая, нарушают контакт с педагогом, потому что демонстрируют своим поведением недоверие к его действиям. Чтобы избежать «надоедания» воспитателю и не отвлекать его от обязанностей, постарайтесь не переходить грань между естественной заинтересованностью и тотальным контролем.

Включите логику. Ребенок начал ходить в детский сад как раз для того, чтобы учиться самостоятельности, взаимодействию с социумом без родителей (либо потому, что мама вышла на работу). Главное, раз уж так сложилось, постепенно «отпускать» малыша от себя, доверив присмотр за ним педагогу. Ощущая спокойствие мамы и папы, ребенок будет чувствовать себя увереннее и сам станет больше доверять своему воспитателю, проявит первые попытки самостоятельности в решении маленьких задач.

Иногда полезно поддержать авторитет педагога. Уважительное отношение к словам воспитателя, следование его рекомендациям непременно будет замечено и оценено по достоинству. Зная, что вы едины в вопросах воспитания, педагог будет с таким же вниманием относиться и к вашим пожеланиям, а это путь к сотрудничеству и взаимопониманию.

Правило 4. Совместный поиск решения

Бывает, что родители категорически не согласны с решением или позицией воспитателя, но предпочитают решать проблему либо на уровне обсуждения с другими родителями, либо в виде претензии к вышестоящему начальству (заведующей, управлению образованием). В таком случае сложно пытаться установить хорошие взаимоотношения, ведь с одной стороны присутствует открытое недоверие, а с другой – обида. Какая есть альтернатива?

Найдите время и силы для откровенного разговора с воспитателем. Так вы сможете открыто обозначить волнующий вас вопрос, выразить свою позицию и объяснить, почему для вас это важно. Например, если вы против того, чтобы ваш малыш увлекался гаджетами, но видите, что в группе многие дети приходят с планшетами, первым шагом должна стать беседа с педагогом. Привлеките внимание к увиденной проблеме, объясните, что вы считаете это неправильным (вредно для зрения, разжигание зависти, так как не все дети обладают такой игрушкой и т. д.).

Не стоит срываться на конфликт – напоминать правила детского сада или санитарные нормы, скорее всего, позиция воспитателя тоже имеет свое обоснование. Однако, если вопрос имеет для вас принципиальное значение, постарайтесь донести до педагога, что вы настроены на совместный поиск решения (например, организовать собрание с вынесением проблемы перед всеми родителями, поддержать введение интересных кружков, чтобы отвлечь детей от гаджетов и др.). И только в том случае, если воспитатель не идет вам навстречу или беседа с ним не дала никаких результатов, стоит обращаться к заведующему или его заместителю. Но прежде стоит как следует подумать: а виноват ли воспитатель вообще.

Не ждите чудес. Будьте готовы к тому, что окажетесь в своем недовольстве «одна против всех». Если развивать тему с гаджетами, то остальные родители могут не поддержать ваши благие намерения: большинство взрослых привычно нейтрализует своих непосед не совместными занятиями, а именно доступом к планшету или смартфону. Так что воспитатель в данном случае не сможет исправить ситуацию. Такова жизнь. В общем, если вы настроены позитивно и видите плюсы в пребывании малыша в садике, понимаете, что это всего лишь этап в его жизни со своими острыми углами, каких еще будет множество, то грамотно и умело выстроенные отношения с воспитателями помогут вам и вашему ребенку оставить самые положительные впечатления об этом жизненном периоде.

Совет психолога
если вы не согласны с какими-то требованиями воспитателя, для начала задайте себе вопрос: «Зачем это ему нужно?» Обычно требования воспитателя объективны. Допустим, приводить ребенка до 9.00, потому что после этого времени начинаются занятия изо, музыкой и пр., а опоздавший малыш всех отвлекает и сам потом сердится, если не может наверстать упущенное. Важно понимать, что воспитатель обращается к вам с советом в первую очередь ради благополучия вашего ребенка и, естественно, с учетом интересов большинства детей.

Звездные родители

Наталия Лесниковская, актриса, Егор (5 лет) и Марк (3 года)


С детским садом было непросто. В ясли отдала Егора, когда ему еще не было 2 лет. И он попал к очень жесткой воспитательнице, которая, как он рассказал мне, «делает атата». Был большой скандал… Сейчас у нас третий детский садик, и он замечательный. Я пришла к выводу, что какая заведующая, такие и воспитатели. В садике, куда ходят оба моих сына, интеллигентная заведующая, и она таких же нянечек и воспитателей подбирает.

Жасмин, певица, Михаил (19 лет), Маргарита (5 лет) и Мирон (5 месяцев)

Мой старший сын, Михаил, в детский сад не ходил, а Маргарита ходит, но у нас не было никаких проблем, одни плюсы! С детьми много занимаются, и, если мы куда-то уезжаем с семьей и она немного отстает, воспитательница звонит мне и рассказывает, что упущено и что нужно подтянуть. Сама Маргарита даже скучает по своему садику, когда мы надолго уезжаем.

Алена Иванченко
Консультация «Воспитатель и родители»

Воспитатель и родители .

Ни для кого не секрет : взаимодействие воспитателя и родителей , детского сада и семьи необходимо. Но в жизни оно встречается довольно редко. Почему? На этот вопрос непросто ответить. Причин много.

Во-первых, родители , как правило, не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. «Мы родили , кормим, даем все, что можем, а воспитывают и учат пусть в детском саду и школе», - так считают они. Налицо снижение родительских , в полном понимании этого слова, функций. Наверно, это примета времени. Отсюда отсутствие интереса к тому, что делается в дошкольном учреждении. Да, родители заняты , загружены. Но разве это может стать оправданием того, что миссия быть первыми воспитателями своего ребенка снижена до нуля!

Во-вторых, сами воспитатели плохо идут на контакт, часто не умеют и не хотят найти общий язык с родителем , обратить его внимание на ребенка, заинтересовать жизнью детского сада и тем, как его ребенок себя проявляет. Для этого надо иметь ответственное и неформальное отношение к своей профессии и быть достаточно коммуникативным человеком.

В-третьих, родители зачастую не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придают ему такого же значения, как школе.

Еще одной причиной, по которой не возникает необходимого взаимодействия, может стать неудавшийся контакт, неудачный разговор, непонимание между воспитателем и родителем или конфликт между воспитателем и ребенком . Конечно, трудно говорить с человеком, у которого другое видение жизни и задач воспитания , подходов к ребенку, который обидел или унизил взрослого или нанес психическую или физическую травму ребенку.

Много мудрого терпения и терпимости, великодушия и доброй воли нужно обеим сторонам, чтобы это преодолеть ради ребенка, его комфортного состояния в коллективе.

Еще одно обстоятельство может стать причиной отчуждения - отсутствие взаимопонимания и единства взглядов на ребенка и его воспитание у самих родителей . Мама, к примеру, хотела бы сотрудничать, но папа останавливает ее, и наоборот.

Может быть и так : родители уверены , что их ребенок в детском саду временно, на какой-то короткий срок, и у них нет интереса к общению с воспитателем .

Независимо от причин необходимо пытаться преодолеть создавшуюся ситуацию. Делать это надо ради детей. Как показывает практика, родители не любят собраний . Анкеты, опросники тоже не пользуются популярностью. Насильно ничего сделать невозможно. Сделать что-то можно, только если удастся достичь взаимного уважения, доверия, пробудить в отце или матери родительские чувства , интерес к своему ребенку как личности.

Что может способствовать этому?

Очевидно что, не раз на праздниках в детском саду родители преображаются - тает ледок, загораются глаза. Чаще всего это происходит тогда, когда праздники проходят неформально, то есть по-домашнему, когда дети чувствуют себя естественно. Часто родители впервые видят своего ребенка танцующим, рассказывающим стихи, играющим какую-то роль. Большинство родителей это радует , умиляет, вызывает новое видение своего ребенка и, быть может, новое, более теплое к нему отношение. Возникает и благодарность к тем, кто с ребенком занимается, кто в него что-то вкладывает. Поэтому периодические праздники, театрализованные действия и т. п. нужны и полезны. Это пока основное, что хоть как-то сближает родителей и педагогов .

Помогает сближению и такой прием, как раздача родителям в конце дня работ детей (рисунки, аппликации, поделки) . Очень важно, если при этом воспитатель скажет хотя бы одно-два слова похвалы ребенку - как он старался, что преодолел, чему научился. Нужно советовать родителям сохранить детскую работу, найти ей в доме видное место - это стимулирует ребенка к новым достижениям. Своим чутким, внимательным отношением к ребенку воспиатель показывает родителям , как им нужно относиться к своему малышу.

Большинство родителей хотят знать , как их ребенок проявляет себя без них. При этом они хотят знать только положительное, ибо им часто не хватает именно позитивного видения своего ребенка. Как правило, родители больше ругают , чем хвалят своих детей, особенно в последнее время. Поэтому каждое доброе слово об их ребенке как бальзам на душу. Этому помогает авторитетное мнение. Как мрачнеют родители , когда в конце дня узнают о ребенке что-то негативное : кого-то обидел, что-то не так сделал, чего-то не хотел делать. Воспитатель жалуется на ребенка , а родитель , не умеющий бережно и аккуратно его воспитывать , обрушивает на сына или дочь свой гнев. И не может быть, потому что ребенок так устроен : его воспитывают , в нем пробуждают лучшее, открывают новое, более совершенное только любовь, добро, терпение и терпимость взрослых, поощрение каждого маленького шага в сторону ста-рания, желания сделать что-то доброе.

Мы говорим : «Доброе слово и кошке приятно» . Это не шутка. Только добром и терпением можно вырастить хорошего человека. Зло всегда пробуждает зло, а добро - добро. Это простая истина, но она еще не вошла по-настоящему в нашу жизнь. Всем нам надо учиться видеть хо-рошее, видеть его в первую очередь, а несовершенное стараться видеть меньше. Так, обращая внимание на добро, мы его как бы растим, даем ему жизнь. Стоит посмотреть добрыми глазами на человека, сказать ему что-то доброе, и мы видим, что он это замечает и позитивно реагирует. Иногда нужно совсем немного, чтобы смягчить сердце. Детей это касается также, как и взрослых. Понятно, что требовать от уставшего за день человека, будь то родитель или воспитатель , урав-новешенного и доброго чувства по отношению друг к другу трудно, но, наверно, устаем мы во многом еще и оттого, что мало испытываем за день добрых чувств. А это во многом зависит от нас самих.

Чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию своих детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты творчества детей, слышали о своем ребенке позитивное, имели возможность приобщиться к делам детского сада, встречали доброе отношение воспитателей . Атмосфера творчества, добра, сплоченности в детском саду очень положительно влияет на родителей .

Почему хотя бы изредка не сказать родителям : «Давайте вместе с детьми съездим на экскурсию, в театр, на концерт, сходим в поход или сделаем семейный праздник!». Мы потратим один из своих выходных, но как много пользы всем нам от этого может быть! Так возникла идея семейного клуба по выходным. Раз или два раза в месяц мы стали собираться, чтобы вместе с детьми научиться что-то делать руками, куда-то сходить или съездить, организовать семейный праздник, можно на природе, причем в любое время года. Так у нас появились сезонные праздники : «Здравствуй, осень» , «Сказка зимнего леса - Новый год» , «Масленица» , «Праздник Весны» , «Здравствуй, Лето» . Во время таких праздников хорошо использовать театрально-игровые методы и приемы, дать всем возможность участвовать, совместно посидеть у костра, попить чай и т. д. В непосредственной, веселой и дружественной обстановке мы лучше узнаем друг друга, появляются взаимные симпатии и доверие.

Многие не могут забыть, как в начале июня на лесной поляне мы с детьми разыгрывали сказку «Царевна-лягушка» , один из мальчиков был царем, его младшим, средним и старшим сыновьями были папы, а их женами - мамы. Кощей был создан из больших воздушных шаров, расписанных в духе этого персонажа. В конце сказки он был брошен в огонь и лопнул. Ларец был подвешен на дерево, и его нужно было как-то достать. Царевна-лягушка по-настоящему «превращалась» - надевала сшитый мамами красивый русский костюм с кокошником. Все это радовало детей и взрослых, смех не умолкал. Способствовала этому и замечательная природа.

На природе, в лесу, необыкновенно смотрится Дед Мороз, который выходит из леса к детям. Среди белого снега, живой природы театральные костюмы и само действо воспринимаются особенно сказочно .

Организуя семейные праздники, стараемся, чтобы участвовали все. И каждому находились роль и работа. Все это по-настоящему нас сближало и, как следствие, крайне позитивно отзыва-лось на детях. А ведь это то, ради чего мы старались.

Так родилась анкета для родителей с одним-единственным вопросом

«Что из детства запомнилось больше всего и как-то повлияло на вас?» . Поначалу большинство ничего не могли вспомнить, но мы были настойчивы, и анкеты в результате заполнили почти все. Мы хотели пап и мам на мгновение вернуть в детство, помочь им вспомнить себя в нем и дать понять, насколько сильно влияют впечатления раннего детства на нашу жизнь. Собралось много крайне интересных воспоминаний .

Вспоминая свое детство, свои радости и горести, взрослые начнут чуть лучше понимать своих детей, станут чуточку к ним терпимей, сострадательней, поймут, насколько большое значение имеют первые впечатления жизни.

На семейном клубе мы рассказываем (и показываем, чем и как занимаемся с детьми. Родители учатся некоторым приемам лепки, аппликации, рисования, оригами. Делается это для того, чтобы они могли дома продолжить линию творческого развития ребенка, помочь ему закрепить навыки и позаниматься тем, что ему больше понравилось. Мы объясняли родителям , что дома ребенок может захотеть полепить, порисовать после занятий в детском саду, которые произвели на него впечатление, и он должен иметь эту возможность. После мы всегда вместе пили чай, что очень нравилось детям. Особенно они были счастливы, если в один из выходных приходили в клуб вместе с мамой и папой.

Вместе с родителями обсудить , как собрать хорошую детскую библиотеку : народные сказки, книги о природе, искусстве, сказания и легенды о народных героях. И родители стали приобретать книги для своих детей.

Также хорошо бы было собрать видеотеку, состоящую из фильмов для детей, фильмов о природе, искусстве, лучших мультфильмов, в основном советского времени. Эти фильмы постепенно стали вытеснять все то негативное, что, увы, так много смотрят дома дети. Мы старались приобретать диафильмы, и некоторые родители показывали их детям дома.

Периодические субботники или воскресники по благоустройству группы детского сада тоже способствовали сближению. Когда родители своими руками что-то делали, им уже не было безразлично, как протекает жизнь ребенка, появлялась связь с детским садом, более живая, чем раньше.

Не все родители приходят на родительские собрания , не все участвовали в праздниках, воскресниках, экскурсиях.

На этом пути надо удержаться от всплесков эмоций, разочарований. Надо представлять себя сеятелем, который часто не знает, где прорастет его зерно и каким будет урожай, но он неуклонно сеет, потому что не сеять нельзя. Так и в деле установления взаимопонимания и взаимодействия с родителями : если мы постоянны, неуклонны, терпимы и доброжелательны, то результат - будьте уверены! - обязательно будет.

24 июля 2016, 11:25

По многочисленным просьбам сплетниц решила тоже внести свою лепту в общее дело и рассказать о том, как я работала воспитателем в ясельной группе целый год.

Рассказ будет несколько сумбурный, сразу прошу прощения за это, так как со времен этого опыта прошло уже больше 10 лет, но воспоминания остались до сих пор.

Начну, как водится, с начала, а именно, как я пришла к такой жизни.

Это был 2002 год и я только что закончила Педагогический колледж, сразу поступать в ВУЗ я не захотела и решила годик отдохнуть, а поскольку жить на что-то надо было, я не долго думая устроилась воспитателем в детский сад.

Но не простой, а частный. Взяли меня, несмотря на мой юный возраст, довольно быстро. Этот детский сад, кстати, существует до сих пор, находится он в районе Чертаново в Москве.

Первые несколько дней я была помощником воспитателя в группе с детками постарше, им было где-то по 3-4 года. Обязанности у меня были не самые сложные – одеть, обуть, проследить, чтобы никто не вылил себе на голову суп и не убежал с территории сада во время прогулки. Помню, что в первый же день один ребенок упал с железной лесенки и ударился головой, я это время была на веранде с другими детьми и рядом находилась старший воспитатель, она в принципе и не досмотрела, когда я сказала, что надо ребенка в травмпункт, она мне – «Ты что? Нас уволят за такое». Моя была в шоке, что называется.

Через несколько дней ко мне подошла наш методист Юля и сказала, что завтра ко мне прикрепят уже свою группу, чему я была несказанно счастлива.

Итак, прихожу я на работу и меня ведут….заводят в помещение и на меня смотрят десять пар глаз карапузов, которые еще толком не говорят, а некоторые и ходят еле-еле.

Основной возраст детей в моей группе был 1 год и три месяца, были, конечно, детки и старше – 1,6 и 1,8. Самым старшим было 2,3, но их было всего трое, а остальные мелкотня.

Никогда не забуду свой первый день в этой группе - я была в таком шоке от смены памперса, который я в жизни в руках не держала и не знала с какой стороны к нему подойти. Приходилось всему учиться на ходу, на бегу т.е., поскольку пока ты одному меняешь подгузник, вокруг тебя скачут еще 13 человек. По списку в группе значилось 12 детей, но их всегда было больше и поскольку детсад частный, детей вели любых – сопливых, диких, истеричных.

Самое сложное было с утра, когда их встречаешь (смена начиналась в 8 утра). Дети не выспавшиеся, голодные, их буквально силой отрываешь от родителей, ужас короче.

В целом на эту тему могу сказать, что если ребенок ходит в детсад постоянно, не пропуская и родители морально его готовят к этому, то время адаптации проходит довольно быстро – 2-3 недели и все, он уже бежит в группу сам:)

Вообще, за время моего воспитательного опыта я очень многому научилась – не только менять памперсы, но и кормить детей, укладывать, укачивать, играть и разговаривать с ними. Вы скажете, что здесь сложного? А попробуйте провести с ребенком 12 часов без перерыва! А если он не один? И не просто покорми/погуляй, с ними еще ведь заниматься надо – алфавит, рисование, арифметика, английский.

Первая о ком я вспоминаю, думая об этом периоде моей жизни – это Лиля .

У Лили был первый день в саду в мой первый день в этой группе. Маленькая, хрупкая, такая лысенькая принцесска.

Она была поздний ребенок для своих родителей и, конечно, они ее как могли баловали, но им нужно было работать и поэтому пришлось отдать ее в детсад. Я с первого дня прикипела всей душой к этому ребенку, постоянно норовила взять ее на руки, играть с ней, и если мы куда-то шли, например, на прогулку, я всегда шла с ней за ручку))

Так что если вы когда-нибудь услышите от педагога или воспитателя, что он всех детей любит одинаково – знайте, это наглая ложь. У всех есть любимчики. Лиля была моей любимицей на протяжении целого года работы.

И тем приятнее мне было пару лет спустя прочитать в отзывах в интернете об этом садике, что ее родители тоже меня запомнили, и я им очень нравилась.

Забавно кстати, что никто из детей так и научился выговаривать мое имя и отчество полностью вместе, обычно они меня звали либо Лена, либо Викторовна)) Так или иначе, Лиля появилась в детском саду в год и три месяца и быстрее других детей там освоилась, хотя первые дни мне приходилось ее буквально отдирать в истерике от отца, потом все быстро наладилось и она уже не хотела уходить от нас.

Следующий был Никита , он был ровесник Лили и они одновременно появились в группе, наверное, это их и сблизило, потому что они всегда играли и тусили вместе, мы в шутку называли их жених и невеста. Никита был смешной белобрысый пацан, немного капризный, но в целом проблем с ним не было. Когда он пришел, он еще не умел держать ложку и вилку, но быстро научился, глядя на других детей. А глядя на Лилю тоже стал проситься на горшок и постоянно норовил снять памперс.

Вообще, несмотря на то, что многих может шокировать, что детей отдают в таком возрасте в детский сад, в этом есть и положительные стороны. Дети очень быстро социализируются и всему учатся, глядя друг на друга.

Кстати Лилю я первую приучила ходить на унитаз, не спрашивайте как, но это был угар, потому что приходилось держать ее всегда за руки, чтобы она не провалилась туда, детского сиденья ведь не было.

Далее мне запомнился Даня (Даниил). Этот пацан попал к нам кажется еще раньше по возрасту, чем Лиля, ему было год и два месяца. Но с ним вообще никогда не было проблем, такого спокойного ребенка я еще не видела. Тут позволю себе заметить, что дети, особенно в таком возрасте – это полное отражение своих родителей. А родители у Даньки были чудесные – молодые, красивые и легкие на подъем. Данька же постоянно падал, практически всегда специально, а потом лежал и ждал пока я его подниму. Однажды мы гуляли на площадке, а дело было зимой, и тут подходит ко мне Даня в одном башмаке. Я его спрашиваю – «Где сапог блин?». А он сидит на снегу и смеется. Короче, я придумала новую увлекательную игру для всей нашей оравы, называется – «Найди ботинок!». Нашли, слава богу! Он его в сугроб засунул))

Пока писала, вспоминая про горшки и памперсы, вспомнила (простите за тавтологию) один забавный случай. У нас была девочка Алена , ее отдавали только на половину дня. Так вот, как-то ко мне приходит ее мама и говорит – «Вы что, всех детей вместе водите в туалет? И мальчиков, и девочек? Моя дочь пришла домой и сказала, что хочет писать стоя! Что это такое?».

Стою я и не знаю, плакать мне или смеяться. Пришлось пообещать, что ее дочь, мы будем водить в туалет отдельно, чего, конечно, никогда не было.

Ну и на закуску я хочу рассказать об одной ребенке, который запомнился мне больше всего. Это был Паша . Паше стукнул год и его сразу принесли к нам.

Главной особенностью Паши было то, что он был ручной. Не в смысле доверчивый, а он не ходил, он только сидел на руках. Что было для меня просто физически невозможно, поскольку бегать за еще 15-ю детьми с годовалым бутусом на руках весьма проблематично. На помощь пришла наша няня (которая была, кажется, уже 6-я по счету и она задержалась дольше всех). Это была такая боевая мужеподобная женщина, своя в доску и очень активная. Она сразу взяла Пашку в свои крепкие руки, поскольку я, потягав его три дня, сорвала себе спину. Сначала Пашка орал все 12 часов, как резаный, потому что няня не брала его на руки, а водила за ручку. Через недели две, Пашка перестал орать и стал ходить держа няню за подол длинной юбки. Куда она – туда и он. Он периодически еще ревел, но уже не так интенсивно. Ел он только стоя и только сосиски. В тихий час он никогда не спал, я его просто укладывала и сидела с ним 1,5 часа ворон считала, а он лежал и улыбался. Нам понадобилось 2 месяца, чтобы этот ребенок стал отходить от нас хотя бы на расстояние вытянутой руки и начал играть с другими детьми. Но тут случился пи***.

Наверняка меня читают мамочки, которые трясутся над своими чадами и сдувают с них пылинки, и если они придя в детский сад за своей кровинушкой, вдруг обнаружат ее все обклеенную пластырями, то, наверное, захотят прибить воспитателя.

Но, черт возьми – воспитатели ведь тоже люди! Вы не допускаете этого?

Короче, что произошло – мы сидели обедали, все дети за отдельными круглыми столами, мы с няней отдельно. Паша был рядом с нами, и тут кто-то в саду включил музыку, и Пашка, который к тому времени окончательно освоился захотел потанцевать. И во время одного из па, зацепился сандаликом за край ковра, долбанувшись носом об свободный стул. Ой, ёёё, визг стоял такой, я думала, что он убился… Схватив его моментально рванула в тот самый травмпункт, где медсестра его осмотрела. Ничего серьезного, просто содрал кожу на носу. Пронесло. Но еще предстоял разговор с родителями, что им говорить, я не представляла, поэтому сказала, как есть – не досмотрела, случайность.

Слава всем богам, родители у Пашки были достаточно адекватные, внимательно меня выслушав, они сказали – «Бывает» и ушли домой. Но за тот день, я реально стала старше лет на пять.

Что еще такого вспомнить даже не знаю, могу дать, как матерый воспитатель пару рекомендаций молодым родителям, которые собираются отдать своих чад в детский сад:

1. Подготовьте морально своих детей к детскому саду (и себя кстати тоже). Очень часто проблемы с адаптацией у ребенка идут именно от родителей, потому что они постоянно твердят – «Детский сад – это зло! Как же ты туда пойдешь?». Постарайтесь внушить ребенку, хотя бы на первое время, что детский сад – это здорово, у него появится много новых друзей и интересных игрушек.

2. Воспитываете своих детей дома тоже. Очень часто слышу от молодых родителей, что вот я отдал ребенка сад и пусть его там воспитывают, а я ничего не знаю. Знаете еще как! По крайне мере, вы знаете, как держать вилку и как отвести ребенка в туалет. В моей практике были случаи, когда ребенок приходил в сад после выходных и отказывался есть сам, потому что маме было лень ждать пока он поест сам дома и она кормила его быстро сама с ложки. Ну а если вы еще и какую-нибудь обучающую литературу почитаете, благо в наш век интернета ее достаточно, вы можете вообще стать для своего ребенка Антоном Семеновичем Макаренко. Мамы, это в первую очередь касается вас, ведь родить ребенка – это еще не всё, его надо ещё и воспитать человеком.

3. Помните, что ваш ребенок – ваше отражение во всем. Да, да, у меня были дети, которые в 1,5 года говорили всякие нехорошие слова, курили (понарошку) и кусали других детей. Одного такого, я чуть не пришибла, когда, он ни с того, ни с сего, кинулся на мою Лилю и прикусил ей щеку.

4. И скажу чисто про себя – воспитатели не волшебники и они тоже люди. Все, кто мечтают об индивидуальном подходе в воспитании ребенка – забудьте об этом. Даже если это частный сад. Я любила всех своих детей и каждый был для меня на эти 12 часов смены, как родной, но их 15, а я одна! 15 Карл! После такого рабочего дня я еле доползала до дома, поэтому ничего удивительно, что через год такой работы, я решила, что нервы мне дороже и написала заявление об уходе.

Больше в эту сферу я не возвращалась.

P.S. Не знала куда это вставить, но кароче было пару случаев у нас в саду, один в моей группе, другой в старшей, это просто вам для понимания, что частный сад не панацея и там может случится все что угодно.

Первый – мальчишка из старшей группы не захотел есть бутерброд и выкинул его в мусорку. Воспитательница это увидела, заставила его достать и съесть. Ребенок рассказал родителям, был скандал. Это была кстати та воспитательница, у которой я работала первые дни. Наконец ее уволили.

Второй – уже в моей группе. Был какой-то жуткий запар у меня, няни не было, дети вышли все и чтобы я не сошла с ума, мне на подмогу вызвали мою сменщицу, воспитателя, с которой я работала через день. Был тихий час, я укладывала Пашу и у нас была одна девочка, ей уже было 2 года, и она редко спала, она была тихая и всегда просто лежала, кефирчик сосала из бутылочки (кто сейчас скажет – она же захлебнутся могла! Не могла, мы следили за ней и мама была в курсе всего и проинструктировала нас). Что собсно произошло – сижу я, укладываю Пашу, Лизка (девочка эта) от меня через две кровати ворочается и тут подходит другая воспитательница, и, накрывая ее одеялом с головой, начинает душить у меня на глазах. Ладно, что подушкой еще не накрыла. Я была в шоке, наорала на нее, но одному богу известно, что происходило в ее смену в группе. Так что имейте в виду, сколько бы лестных отзывов вы не слышали о воспитателе и сколь бы опытным он не был, это еще ни о чем не говорит. Обе эти воспитательницы имели очень богатый опыт и очень ценились руководством, но вот так вели себя с детьми, пока родители не видят.

У меня все, спасибо за внимание!

В возрасте 2-4 лет в жизни многих детей появляется пара очень важных взрослых, которые долгое время будут определять его самочувствие в течение дня. Это воспитатели детского сада, куда продолжают отдавать детей, несмотря на очереди и споры в интернете о пользе и вреде садика.

Цель воспитателя – заботится о ребенке, воспитывать, развивать и обучать, и делает он это, используя свой подход, конкретные методы, по конкретному плану. В дестком саду он для ребенка – главная персона. Его влияние на ребенка огромно, поэтому важно наладить с воспитателем такие отношения, которые позволят во-первых, вам не терять контроля над ситуацией, во-вторых, комфортно чувствовать себя ребенку.

О чем говорить с воспитателем

Воспитатель – это специалист, который прошел специальное обучение и знает многое о детской психике, владеет методами воспитания, имеет опыт воспитания разных детей. Его методы воздействия на детей могут сильно отличаться от наших, и это может стать как плюсом, так и минусом. Плюс – воспитатель может развить в ребенке те навыки и способности, которые плохо поддаются родительском воспитанию. Например, умение концентрировать внмание и складывать вещи в шкаф. Минус – когда требования к ребенку от родителей и воспитателей противоречат друг другу, это вызывает у ребенка стресс.
Поговорите с воспитателем в самом начале ваших отношений. Цель разговора – рассказать о своем ребенке и о своих требованих и методах, с которыми ребенок уже знаком. Подумайте, какие два-три пункта в вашем подходе к ребенку для вас особенно важны, чего вы ждете от воспитателя или о чем хотели бы его попросить. Это могут быть как просьбы (например, не заставлять кушать,если ребенок отказывается от еды), а может быть информация об особенностях вашего ребенка (не ест конкретные продукты, боится, когда кричат). Скорее всего, воспитатель внимательно отнесется к вашим словам и ответит, что иногда в саду дети начинают вести себя иначе, влияет пример других детей, новые отношения. Это чистая правда, и с этим надо считаться. Насторожить родителя должны слова воспитателя,что вот у нас (у меня!) все все кушают, сами одеваются и ведут себя тихо. Подтекст таков, что будет у вас шелковый ребенок, не волнуйтесь, мама. Такое заявление зачастую сигнализирует о жестких методах воспитания, где личность ребенка скорее подавляется, чем ценится. Это сигнал внимательнее наблюдать за ребенком после садика, больше спрашивать о то, что было и что делала воспитательница в течение дня.
На родительском собрании вы можете поинтересоваться, какие методы дисциплинирования используют воспитатели . Можно узнать это, задав вопрос и своему ребенку «что делает воспитательница, когда мальчишки бегают, кричат или дерутся?».

У воспитателя есть план работы, определенные цели . Важно поинтересоваться, какие они. Обычно это развитие конкретных способностей, формирование навыков у детей. Спросите, чему ребенка будут учить, что будут развивать, что в итоге он должен уметь делать, по мнению воспитателя, и как родитель может помогать, участвовать в этом. Хороший знак – когда воспитатель может четко назвать цели и радуется вашему желанию сотрудничать. Причина насторожиться – воспитатель говорит, что у нас свои методы, не волнуйтесь, мы сами всему научим.

Спрашивайте, что ребенок делает, с кем дружит, кого обижает (или кто обижает его), что ему нравится, что нет . Разговоры на эти темы сближают вас с воспитателем. Воспитатель чувствует, что вы открыты для сотрудничества, и если есть какие-то трудности у ребенка, то через подобные разговоры можно решать их вместе. Вы же для себя получаете массу информации.

Спрашивайте, чем помочь . Иногда помощь понадобится самая неожиданная – поточить карандаши, подклеить книжки. Когда родители участвуют в обустройстве группы, они как бы оставляют в ней свой «след». Тогда ребенок чувствует себя в группе уютней и отношение у него к садику меняется, он больше не воспринимает его как чужое, враждебное место.

Важно помнить, что сотрудничество с воспитателем необходимо прежде всего нам, родителям. Оно дает «эффект присутствия» на время расставания с ребенком, позволяет владеть ситуацией, вместе справляться с трудностями, создает эмоциональный комфорт ребенку.

Что делать, если ваши методы воспитания и требования к ребенку сильно противоречат с методами воспитателя?
Для начала обсудите это с воспитателем. Постарайтесь понять его позицию, цели его действий. Возможно, он, как профессионал, выдвигает более подходящие возрасту ребенка требования, дает необходимую ребенку информацию и свободу. Возможно, он не знает чего-то о вашем ребенке, что знаете вы, как родитель, тогда поделитесь информацией с ним. Возможно, его действия вызваны условиями работы (когда в группе много детей, ограничений может стать больше).

Если вы не можете прийти к единым требованиям или компромиссу, объясните ребенку, что требования в садике отличаются от требований дома. Ребенку приходится переживать этот опыт – правила отличаются дома и в общественных местах. Поговорите с ребенком о том, как и почему надо вести себя в садике.

Неприемлемы физическое и эмоциональное насилие над ребенком – битье (в том числе шлепки, подзатыльники, таскание за уши, щипание), причинение боли, запирание, унижение, высмеивание, ругань (использование грубых слов, запугивание), бойкоты, спровоцированные воспитателем. Такие дейтсвия требуют вмешательства родителей – обращение к руководству садика и выше стоящие инстанции.

Как говорить с воспитателем?

Воспитатель - не ваш начальник, но и не подчиненнный. Поэтому не стоит ни заискивать и стараться «заслужить» его хорошее отношение, ни критиковать, навязывать свою точку зрения. Постарайтесь строить разговор на равных. Вы – двое взрослых, которых объединяет общая цель – воспитание ребенка и забота о нем. На то время, пока ребенок в садике, вы передаете «эстафетную палочку» воспитателю. Разговаривая с этих позиций, проще всего достичь взаимопонимания с воспитателем.

Воспитатель – живой человек, которому присущи эмоции. Поэтому не ждите от него, что он всегда будет в отличном настроении.

Если воспитатель занят или торопится, не начинайте серьезного и долгого разговора, скажите, что хотите поговорить и спросите, когда лучше это сделать.

Не обсуждайте воспитательные принципы в присутствии ребенка. Дети испытывают тревогу и вину, когда двое значимых взрослых спорят об их воспитании или критикуют друг друга. Старайтесь избегать критиковать воспитателей в присутствии ребенка. Воспитатель для ребенка – очень важный человек, ребенку комфортно, когда воспитатель имеет авторитет и родители его уважают. Это не означает, что вы должны убеждать ребенка, что воспитатель всегда прав или говорить, что воспитатель хороший, если у ребенка к нему негативное отношение.

Общение с воспитателями должно быть регулярным.

«Налаживание отношений» с помощью подарков не имеет особого смысла. Подарок как «взятка» может уменьшить явно выраженное негативное отношение к ребенку – оно станет скрытым. Подарок – взятка делает наши отношения с воспитателем нездоровыми – там нет сотрудничества, а есть власть воспитателя и унижение родителя. Подарки хороши от души. Они показывают наше к воспитателю хорошее отношение и уважение, выражают благодарность за его работу.

В детском саду у ребенка проходит целая жизнь со своими радостями, трудностями, отношениями, достижениями и разочарованиями. И от нас зависит, будет ли для нас приоткрыта дверь в эту жизнь, узнаем ли, поймем ли, из чего она состоит. От нас зависит, будем ли мы помогать ребенку, будем ли принимать участие в этой жизни, или останемся в стороне от его забот. Воспитатель может стать нашим помощником в том, чтобы сделать жизнь наших детей в садике более радостной и успешной.


Читайте обсуждение детских садов

Запрещено использование материалов, опубликованных на KKM.LV, на других интернет-порталах и в средствах массовой информации, а также распространять, переводить, копировать, репродуцировать или использовать материалы KKM.LV иным способом без письменного разрешения