Главной особенностью гуманно личностной технологии амонашвили является. Презентация на тему: «Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили. Уроки духовной жизни

Наталья Гусева
Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

Гуманно-личностная технология Ш . А. Амонашвили

Шалва Александрович Амонашвили , академик РАО, известный советский и грузинский педагог, ученый и практик, разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни» , изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно -личностной педагогики».

Технология Ш . А. Амонашвили по организационным формам традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку - гуманно-личностная , педагогика сотрудничества. «Гуманная педагогика может быть реализована лишь в том случае, если через соответствующие ей принципы будут переосмыслены все основные процессы педагогического процесса : и урок, и методы, и программы, и учебники, и личность учителя, и классная комната, и коллективное творчество учителей. А самое главное во всем этом - взаимоотношения учителя с ребенком, детьми, характер его общения с ним и с ними. Идея сотрудничества - это дух школы, и нужно, чтобы все в этой школе, в крайнем же случае в этом классе, гармонировало с ее духом. Тогда педагогическая жизнь, жизнь детей и учителей заиграет по-другому»1.

Педагогика сотрудничества не есть некий абсолют для педагогической науки и практики. Она есть одно из возможных направлений, которые могут быть применены с целью гуманизации и демократизации педагогического процесса, укрепления в нем духа взаимопонимания и доброты.

Идея педагогики сотрудничества - «сделать ребенка нашим (взрослых - учителей, воспитателей, родителей) добровольным и заинтересованным соратником, сотрудником, единомышленником в своем же воспитании, образовании, обучении, становлении, сделать его равноправным участником педагогического процесса, заботливым и ответственным за этот процесс, за его результаты».

Цели технологии :

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке

благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

Облагораживание души и сердца ребенка;

Развитие и становление познавательных сил ребенка;

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

Идеал воспитания - самовоспитание.

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества применимы в этой технологии .

Знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых :

гуманизм : искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

индивидуальный подход : изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

мастерство общения : закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

резервы семейной педагогики : родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.

Целостная психика ребенка включает три страсти : страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Ш. А. Амонашвили разработал систему принципов гуманного педагогического процесса, направленного на развитие и воспитание личности в ребенке. По его мнению, эти «принципы никак не позволят учителю, сделавшему их своим педагогическим кредо, стать авторитарным и императивным для своих учеников; они направляют его к тому, чтобы постоянно заботиться о создании вокруг них гуманной , очеловеченной среды и помогать им в присвоении очеловеченной культуры».

Вот эти принципы.

1. Чтобы ребенок познавал и усваивал истинно человеческое. «"Истинно человеческое" - иначе, правдивое, справедливое, научное, нравственное, доброе, полезное».

2. Чтобы ребенок познавал себя как человека.

«"Как человека" - т. е. как созданного для людей (прошлых, настоящих, будущих, для себя, для Природы, для добрых человеческих дел, для заботы, для созидания, творчества и труда, для обогащения, украшения, очеловечивания жизни».

3. Чтобы ребенок проявлял свою истинную индивидуальность.

«"Истинная индивидуальность" - значит единственность и неповторимость, и потому с особой миссией от Природы».

4. Чтобы ребенок находил общественный простор для развития своей истинной природы.

«Общественный простор» - т. е. очеловеченные условия и человеческое, поощряющее содействие для своевременного и всестороннего развития задатков, способностей, талантов, в общем, всего дара от Природы».

5. Чтобы интересы ребенка совпадали с общечеловеческими интересами.

«Интересы ребенка - его потребности, тенденции, хотения, увлечения, желания, опыт, знания; "общечеловеческие интересы" - значит общечеловеческие ценности, культура, знания, опыт, науки, нравственность, эстетика, религия, мировоззрение, труд, здоровье.

Носителями общечеловеческих интересов являются для ребенка взрослые, окружающие его, особенно же - учителя».

6. Чтобы были предотвращены источники, способные провоцировать ребенка на асоциальные проявления.

«Такими источниками могут быть грубость во взаимоотношениях людей, среди которых живет ребенок; грубость в отношении ребенка, ущемление его личности и достоинства, противостояние его жизненным интересам, природным тенденциям; авторитаризм и принуждения, несправедливость в отношении к нему, материальная недостаточность.»

В технологии Ш . А. Амонашвили особую роль играет оценивание учебно-показательной деятельности ребенка. Он задается вопросом, что такое учебно-познавательная задача, и выделяет при этом две ее основные особенности.

«Во-первых, учебно-познавательная задача есть психологически и педагогически специально организованная проблема, разрешение которой способствует присвоению детьми определенных знаний и способов деятельности. Она может иметь вид вопроса, требующего объяснений и доказательств (например : "Как вы думаете, могу ли я из восьми равных квадратов составить один большой квадрат?".); положения, требующего развертывания и доказательств (например : "Из этих двух стихотворений мне больше нравится второе, но не могу объяснить чем. А какое нравится вам и почему?"); системы условий, на базе которых следует обнаружить ошибку, несоответствия, открыть способ разгадки (например : "Посмотрите на неравенства А > В, В < С и определите соотношение между А и С"); задания, требующего систематизации знаний, развития и закрепления умений и навыков (например : "Составьте таблицу частей речи на материале этого рассказа и определите частоту употребления каждой из них"); идеи, требующей творческого раскрытия, воображения (например : "Напишите, пожалуйста, сочинение, как весна наступает на вашей улице",.); описания явления, требующего объяснения (например : "Посмотрите на эти два стакана : в каком из них больше воды?" Уровень воды в стакане одинаков. "А теперь где больше воды?" Из одного стакана вода переливается в широкий сосуд, из другого - в узкий сосуд. "Почему?" (Задача взята из опытов Ж. Пиаже.) .

Во-вторых, учебно-познавательная задача направлена на преобразование самого ребенка, его знаний и умений; преобразование ученика есть действительный педагогический результат учебно-познавательной задачи, а ее логический, формальный результат имеет значение настолько, насколько он способен удостоверить ребенка о качестве его знаний и умений, о его положении и в состоянии мотивировать его познавательные усилия»1. Процесс решения учебно-познавательной задачи в большей или меньшей степени продвинет каждого ребенка в развитии и присвоении знаний.

Особое отношение у Ш. А. Амонашвили к проблеме отметок . Мотивы выполнения того или иного задания могут быть внешние, когда ребенка ожидает награда, и внутренние, когда ребенку интересен сам процесс выполнения задания или его результат. При определенных условиях может случиться, что внешние мотивы приведут к уменьшению внутренних, к падению интереса. Школьные отметки, считает он, и есть внешний мотив, награда. Поэтому и используются они очень ограниченно, поскольку отметки - это «костыли хромой педагогики» ; вместо них - качественное оценивание : характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

В книге «Размышления о гуманной педагогике » Ш. А. Амонашвили пишет об уроке в школе. Отмечая, что урок - важнейшее открытие классической педагогики и творческой практики, и выражая уверенность в том, что еще долгое время урок будет служить воспитанию и образованию подрастающего поколения, он, однако, указывает на кризисное состояние уроков в нашей школе, содержащих «типичные "схватки" учителей с учащимися, когда первые отчаянно пытаются их образумить, а вторые упорно не хотят образумиться».

Если педагог предлагает готовые знания и учащимся не приходится прилагать усилия, им становится скучно, неинтересно. Учащиеся начинают отвлекаться, крутиться, вертеться, заниматься чем-то другим; учитель квалифицирует их поведение как безответственное отношение к учебе, как нарушение порядка, теряет самообладание и прибегает к наказанию - плохой отметке, порицанию, осуждению. Ученик оказывается постоянно в состоянии конфликта, что приводит к его неуправляемости, озлобленности, потере интереса к учебе.

Поэтому преобладающий метод - объяснительно-иллюстративный, игровой с элементами проблемности, творчества. Чтобы дети учились с увлечением и охотой, необходимо вовлекать их в разнообразную деятельность, чтобы они сами добывали знания, проводя опыты, наблюдая, исследуя, делая выводы, свободно высказывая свои мысли и впечатления. Такой учебный труд требует усилий, напряжения всех внутренних сил, а потому доставляет радость и удовольствие. Урок должен давать радость ребенку.

Учитель обязан владеть не только наукой воспитания, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом. В классе должна быть установлена общая атмосфера взаимного доверия, любви, уважения, отзывчивости, дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи, сорадости, сопереживания и сочувствия. Педагогический процесс должен постоянно стимулировать и поощрять созидательную, самостоятельную учебно-познавательную деятельность всех и каждого, побуждать детей к сотворчеству, сотрудничеству с учителем.

«Ребенок - целостная личность, и, прежде всего, надо, чтобы педагогический процесс увлекал его полностью, со всеми его жизненными устремлениями и потребностями. В этом процессе ребенок должен испытывать чувство постоянного обогащения жизни, удовлетворения своих растущих и все более разнообразных по-знавательных и духовных потребностей. Учение станет смыслом жизни для ребенка, если оно управляется с его же позиции, реализуя внутреннюю готовность к развитию, самостоятельности, самоутверждению, нравственному становлению»1.

Воспитание честных и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение их разными знаниями.

Гогебашвили

Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931 г.) – академик РАО, известный российский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики» .

Классификационные параметры технологии Ш.А. Амонашвили

Уровень и характер применения: общепедагогический.

Философская основа: гуманистическая + религиозная.

Методологический подход: личностно ориентированный.

Ведущие факторы развития: социогенные + биогенные.

Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная.

Ориентация на личностные сферы и структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН.

Характер содержания: обучающий + воспитательный, светский с элементами религиозной культуры, гуманитарный, общеобразовательный, человекоориентированный.

Вид социально-педагогической деятельности: поддержки (сопровождения) ребенка.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: система малых групп.

Преобладающие методы: объяснительно-иллюстративные, игровые с элементами проблемности, творчества.

Организационные формы: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

Преобладающие средства: вербальные + практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: гуманно-личностный, педагогика сотрудничества.

Направление модернизации: на основе гуманизации и демократизации.

Векторы целей

¶ Становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

¶ Облагораживание души и сердца ребенка.

¶ Развитие и становление познавательных сил ребенка.

¶ Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

¶ Стремление к идеалу воспитания – самовоспитанию.

Концептуальные положения

v Приоритет гуманизма над информационно-технологическим содержанием обучения.

v Воспитание должно опережать обучение знаниям.

v Сердечное общение.

v Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

v Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

v Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

v Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

v Игровые методы – основа учебного процесса.

v Принципы педагогической деятельности: 1) любить ребенка; 2) очеловечить среду, в которой живет ребенок; 3) прожить в ребенке свое детство.

Особенности содержания

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки:

– познавательное чтение;

– письменно-речевая деятельность;

– лингвистическое чутье (уроки родного языка);

– квазичтение и квазиписьмо;

– приемы материализации процессов чтения и письма;

– литературное творчество детей;

– математическое воображение;

– осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.);

– постижение прекрасного (уроки о природе);

– планирование деятельности;

– общение; иноязычная речь;

– шахматы;

– духовная жизнь;

– осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.);

– постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.);

– общечеловеческие качества.

Особенности методики

Перечисленные знания и умения и качества личности ребенка формируются с помощью специального содержания и огромного количества методов и методических приемов, которые можно объединить в определенные группы:

гуманизм воспитания: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

Рис. 23. Гуманизм воспитания по Ш.А. Амонашвили

индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

Рис. 24. Индивидуальный подход по Ш.А. Амонашвили

личностный подход: заповеди учителя, воспитателя, обязанности Мастера;

Рис. 25. Личностный подход по Ш.А. Амонашвили

мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество – вопрос, атмосфера романтики;

Рис. 26. Мастерство общения по Ш.А. Амонашвили

культ урока: урок достигает вершин единения учителя и учеников; урок – ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – труд, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь;

Рис. 27. Урок у Ш.А. Амонашвили

оценивание деятельности детей : использование отметки очень ограничено, ибо отметки – это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка;

Рис. 28. Отметки у Ш.А. Амонашвили

резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.

Рис. 29. Резервы семейной педагогики по Ш.А. Амонашвили

Заповеди Ш.А. Амонашвили

Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но в первую очередь в их душах и сердцах.

Только духовная общность - и ничего, что может расколоть эту общность;

только взаимность сотворчества, сотрудничества - и ничего, что может посеять в ней недоверие;

только любовь, проявленная в тончайших формах педагогического мастерства - и ничего, что может отравить ее;

только уважение и утверждение личностного достоинства - и ничего, что может ущемить радость взросления в ребенке;

только оптимизм и глубокое понимание ребенка - вот чем облагораживается воспитательное поле, на котором выращивается будущее человечества, куются судьбы и счастье людей.

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М., 1988.

2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М., 1988.

3. Амонашвили Ш.А. Единство цели. – М., 1988.

4. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.

5. Амонашвили Ш.А. В школу – с 6 лет // Педагогический поиск. – М., 1987.

6. Амонашвили Ш.А. Письма к дочери. – М.: Знание, 1988.

7. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. – М., 1984.

8. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. – М.: Институт практической психологии, 1998.

9. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск, 1990.

10. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. – М.: Знание, 1980.

11. Амонашвили Ш.А. Отметки на костре // Учительская газета. – 18.08.1987.

12. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996.

13. Амонашвили Ш.А. Человек с эврикой // Учительская газета. – 17.05.1988.

14. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Народное образование, 1998.

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Классификационные параметры технологии Ш.А.Амонашвили

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: 1) СЭН + 2) ЗУН.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоори-ентированная.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.

Целевые ориентации

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Облагораживание души и сердца ребенка.

Развитие и становление познавательных сил ребенка.

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Идеал воспитания - самовоспитание.

Концептуальные положения

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4.1).

Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок - радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

«Экология и диалектика» (л.В.Тарасов)

Тарасов Лев Васильевич - кандидат педагогических наук, профессор.

Термин экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции.

Термин диалектика подчеркивает ориентацию школы на диалектическое, развивающее, вероятностное мышление.

Технология «Экология и диалектика» использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии, применима к самым различным школам.

Классификационные параметры технологии

По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. /По ориентации на личностные структуры: СУД + ЗУН + СЭН. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, общеобразовательная, технократическая.

По типу управления: современная традиционная.

По организационным формам: классно-урочная, академическая.

По подходу к ребенку: личностно-ориентированная + социоцентрическая.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + проблемная.

Целевые ориентации

o Раннее и всестороннее развитие детей;

o Развитие экологического и диалектического мышления;

o Завершение общеобразовательного этапа обучения 9-м классом;

o Переход на старшей ступени на профильное обучение (лицей), обеспечивающее серьезную профессиональную подготовку;

o Обеспечение высокого культурного уровня выпускников.

Принципы

    гуманизация: использование богатого гуманитарного потенциала предметов естественного цикла, их экологического и диалектического содержания, естественнонаучная окраска гуманитарных предметов (диалектизация) и гуманизация дисциплин;

    единение (интеграция) естественнонаучного, гуманитарного и художе­ственно-эстетического образования;

    осуществление развивающего обучения через современное содержание, передаваемое современными методами;

    синергетика: объединение, согласование и использование многих инновационных теорий и технологий.

Особенности содержания

Главной особенностью технологии «Экология и диалектика» является переконструирование содержания образования в направлениях гуманизации, диалектизации и интеграции.

Для начальной школы характерно раннее обучение иностранному языку, насы­щение начальной школы занятиями художественно-эстетического плана (МХК).

В I-VI классах изучается интегративный предмет «Окружающий мир», вобравший в себя разнообразные сведения из многих областей - географии, включая краеведение, биологии, геологии, физики, астрономии, техники, химии, истории, экологии. Фактически это не один учебный предмет, а последовательность из шести вполне самостоятельных интегративных предметов, каждый из которых развивает свою тему: в I классе - Мир знакомый и незнакомый, во II классе - Мир красивый и некрасивый, в III классе - Мир изменчивый и постоянный, в IV классе - Мир таинственный и познаваемый, в V классе - Четыре грани мира, в VI классе - Наша планета - Земля.

В целом «окружающие миры» решают ряд очень важных задач - реализуют раннее формирование многих естественнонаучных понятий, дают представление о картине мира в целом и месте человека в нем, обеспечивают серьезную подготовку к последующему изучению естественных предметов и, более того, возбуждают интерес к их изучению. Обратим внимание на то, что все четыре естественных предмета - физика, химия, биология, география - изучаются синхронно (одновременно): это происходит в VII - IX классах. Программы этих предметов существенно изменены - все они завершаются в IX классе.

Основную школу отличает раннее формирование естественнонаучных понятий (естественнонаучный развивающий предмет «Окружающий мир I-VI»), развитие вариативного и системного мышления (предметы «Закономерности окружающего мира», «Информатика и моделирование процессов»).

Завершение базовых естественных предметов в IX классе требует радикальной перестройки всего курса математики; этот курс должен теперь заканчиваться не в XI, а в IX классе (вместе с логарифмами, тригонометрическими функциями, элементами стереометрии). Обратим внимание также на интегративный предмет «Закономерности окружающего мира» в VI - VIII классах. Речь идет о вероятностных закономерностях. Этот предмет знакомит школьников с вероятно­стями, вероятностными подходами, формирует вариативное мышление.

Исходя из интересов детей, наблюдательная астрономия перенесена из XI класса (когда она уже неинтересна учащимся) в «Окружающий мир» в V классе (когда дети особенно жадно желают постичь картину Вселенной). Атомно-молекулярные представления, понятия о химических элементах, простых и сложных веществах, несложных химических реакциях формируются в V классе. Тогда же дети знакомятся и со многими физическими понятиями - силой, энергией, работой, мощностью. В «Окружающем мире» в VI классе вводятся понятия физического поля (магнитного поля и поля тяготения), даются представления о химии литосферы, атмосферы и гидросферы Земли, рассматривается фотосинтез и его роль в земной биосфере.

Старшая (лицейская) ступень ориентирована на экологизацию, позволяющую выходить на проблемы культуры и нравственности (предметы «Вселенная человека», «Человек и природа», «Современный мир», «Образ жизни и здоровье человека»).

Эти курсы построены в соответствии с экологическим императивом, здесь человек (в частности, учащийся) есть часть самой природы, а не некий абстрактный исследователь, наблюдающий ее как бы со стороны.

В технологии «Экология и диалектика» ведущей является не методическая, а содержательная сторона.

Однако ЗУН являются не целью, а средством развития. Важнейший метод - проблемный. Развитие личности ребенка включает 3 этапа:

1. развитие ЗУН и СУД посредством игры - начальная школа;

2. развитие поисковых функций интеллекта, овладение формальной и диалогической логикой посредством проблемного обучения - V-IX классы;

3. развитие основных фаз творческого процесса - X-XI классы. Используется модель холистического обучения:

    гармоническое обучение, обращенное к ученику в целом;

    восприятие всеми органами чувств, работа с левым и правым полушариями мозга (пример: рисование абстрактных понятий - ток, звук), драматиза­ция, визуализация (в воображении), эмоциональность, синектика - установление связей, латеральное мышление (юмор, инсайт, творчество).

Позиция ученика:

    ориентация на личностное восприятие всего окружающего: не сторонний наблюдатель, а заинтересованный исследователь;

    личная ответственность за последствия своей деятельности для других людей и для природы;

    сопричастность: этого достигли люди, значит, это доступно и мне;

    глобальное восприятие: это нужно всем, значит, и мне;

    ориентация на консенсус: признание за другими права иметь свою точку зрения;

От ученика не требуется запоминание всего. Позиция учителя:

Не является пассивным исполнителем некоторой программы, а представляет творческую личность, которую отличают: эрудиция, любовь к ребенку, психологическая грамотность, раскованность, экологическое мышление.

Дари себя детям

Из «Заповедей» Ш.А.Амонашвили

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».

Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая + религиозная.

По основному фактору развития: социогенная + биогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная.

По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная: СЭН + 2) ЗУН.

По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человекоориен-тированная.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации.

По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества.

Целевые ориентации

Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

Облагораживание души и сердца ребенка.

Развитие и становление познавательных сил ребенка.

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

Идеал воспитания - самовоспитание.

Концептуальные положения

Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества (п. 4.1).

Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Особенности содержания

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье (уроки родного языка); математическое воображение; осмысление высоких математических понятий (бесконечность, вечность, мироздание, многообразие и др.); постижение прекрасного (уроки о природе); планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей (Дух, Душа, Сердце, Благо, Любовь, Жизнь, Смерть и др.); постижение красоты всего окружающего (музыка, изобразительное искусство, балет, театр и др.).

Особенности методики

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

- гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

- резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;

- учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А.Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Урок. Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесса обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. -М., 1984.

2. Амонашвили Ш.А. Единство цели. - М., 1988.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1988.

4. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М., 1988.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

6. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка. - М.: Знание, 1980.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 1996

8. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. - М., 1982.

9. Амонашвили Ш.А. Школа жизни // Учительская газета. -1996. - №15 - 23.

10. Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. - М., 1987.

11. Уроки Шалвы Амонашвили // Советский Союз. -1987. - №7.

Данная технология принадлежит академику, известному советскому и грузинскому педагогу, ученому и практику Шалве Александровичу Амонашвили. В данной статье я хочу вас познакомить с основными понятиями и направлениями гуманно-личностной технологии, но и параллельно остановиться на том, как я применяю ее в своей педагогической практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гуманно-личностная технология в системе воспитания

Данная технология принадлежит академику, известному советскому и грузинскому педагогу, ученому и практику Шалве Александровичу Амонашвили. Сначала я хочу вас познакомить с основными понятиями и направлениями гуманно-личностной технологии, но и параллельно остановлюсь на том, как я применяю или пытаюсь применять все это в своей педагогической практике.

Считая формирование познавательной активности и творческой самостоятельности школьников одной из острейших проблем современной школы, Ш.А. Амонашвили исходит из положения, что активная самостоятельная деятельность уч-ся возможна только при организации процесса обучения, направленного на развитие личности. Сутью экспериментального обучения Ш.А. Амонашвили является последовательная реализация гуманистического принципа, в основе к-рого - обучение во имя развития личности школьника; укрепление гуманных, нравственных отношений (к людям, природе, труду, окружающей жизни); бережное внимание к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащение его душевного и духовного потенциала. Учение - значительная часть жизни ребенка. Поэтому одна из важнейших педагогических задач, по мнению ученого, состоит в том, чтобы эта жизнь была полнокровной, яркой, эмоционально богатой, а само обучение переживалось бы ребенком как процесс познания, приносящий радость.

Целевыми ориентациями технологии Ш.А. Амонашвили являются: становление, развитие и воспитание в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных способностей ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; идеал воспитания - самовоспитание. Для реализации этих целей, по мнению автора, учитель должен обладать рядом качеств, к-рые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью: он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души. Он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, т.к. страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею. Учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество. Учитель не должен допустить, чтобы в его общении с ребятами звучали фальшивые, неискренние ноты, грубость, нетерпимость, злость. Педагог, часто повышающий голос и теряющий самообладание, не может научить школьников быть вежливыми и добрыми.

Что же дети должны открыть в своем учителе, чтобы полюбить его, поверить ему и последовать за ним?

Во-первых, умение понимать их, всех и каждого. Школьники должны почувствовать, как интересно и радостно общаться с учителем, к-рый всегда придет на помощь, порадуется их успехам, подбодрит в случае неудачи.

Во-вторых, исключительное великодушие, доброту, отзывчивость, сердечность. Это все не означает вседозволенности: «Делай, что хочешь и как хочешь, все тебе простится!» Нет, скорее, наоборот. Учитель должен быть требовательным, чтобы ребенок в его присутствии стремился сдерживать свою импульсивность, недобрые порывы, эгоистические желания. Однако при этом необходимо, чтобы он на своем опыте почувствовал, как учитель умеет сопереживать, уступать, прощать, помогать.

В-третьих, способность радоваться тому, что каждый из детей растет, взрослеет, совершенствуется. Только в этом случае ребенок сможет увидеть свое продвижение, поверить в себя и свои силы. Его уважают, ему верят, к нему прислушиваются, он нужен в коллективе, он интересен учителю, они доверяют друг другу - вся эта гамма благотворных переживаний не должна покидать младшего школьника.

Педагогическая система Ш.А. Амонашвили проникнута гуманным отношением к детям, основана на чувстве уважения к ним, взаимной любви учителя и уч-ся.

С этих же позиций он относится к проблеме школьной оценки и отметки, разводя их. Оценка еще не отметка. Оценка это как бы соответствующий комментарий сиюминутного поведения школьника, его учебной работы в данный момент. Оценка выражается в словесной форме, напр.: «Молодец», «Ты хорошо справился с заданием», «Вчера у тебя было сделано лучше, чем сегодня», «Не спеши, еще раз проверь выполненное упражнение, не допустил ли ошибок» и т.п. Иногда это может быть улыбка, добрый взгляд учителя, выражение удивления и т.п. «оценка». Отметка же - это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости и т.п. Но главная особенность отметки даже не в этом, а в в том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере в начальных классах. Поэтому в системе Ш.А. Амонашвили используются оценки ограниченно, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Гуманистическое отношение к ребенку выражается в любом методе, приеме и форме учебно-воспитательной работы.

Ш.А. Амонашвили выступает сторонником формирования у детей доброты, чувства товарищества, дружбы и взаимопомощи как в учебных делах, так и в повседневной жизни.

Гуманизм –

Педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе.

Оптимистическая вера в ребенка,

Сотрудничество, мастерство общения,

Отсутствие прямого принуждения,

Приоритет положительного стимулирования,

Терпимость к детским недостаткам.

Индивидуальный подход:

Изучение личности, путем применения психолого-педагогической диагностики (интересы, качества характера, особенностей мыслительных процессов и др.) развитие способностей ребенка, учет его психологических и физических возможностей и особенностей.

Мастерство общения:

Закон взаимности и гласности. В классе должна быть непринужденная обстановка. Если учитель создает такую обстановку дети лучше общаются, делятся своими мыслями, переживаниями, не боятся отвечать на уроках, даже если ответ неверный, спорить, доказывать свою правоту.

Резервы семейной педагогики:

Родительские субботы, культ родителей. Основные знания, умения и навыки закладываются родителями. Поэтому большое внимание в этой технологии уделено общению с родителями. В результате, которого происходит обучение и воспитание детей, а также родителей.

Основными целями данной технологии являются:

Развитие и воспитание в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств;

Облагораживание души и сердца ребенка;

Развитие и становление познавательных сил ребенка;

Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

Идеал воспитания – самовоспитание.

Для достижения данных целей Амонашвили рекомендует использовать традиционную классно-урочную форму с элементами дифференциации и индивидуализации, в системе малых групп.

Особую роль в технологии играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено; вместо количественной оценки – качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Творчество в данной технологии проявляется в том, что педагог создает условия, в результате которых дети получают расширенные и углубленные знания, используя при этом различные методы, приемы и формы обучения. Амонашвили считает, что урок - это ведущая форма жизни детей, а не только процесс обучения.

Не подвергая сомнению, значимость знаний в становлении личности ребенка, тем не менее, можно утверждать, что качество знаний, ценность идей, мыслей и деятельности человека, определяются не только глубиной самих знаний, но и их духовной насыщенностью.

На пространстве постсоветских государств господствует авторитарный (силовой) образовательный процесс. ЗУН (знания, умения, навыки) в нем главное. Воспитание, хотя и декларируется - второстепенное.

Чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

Хотя уже в названии трактата Амонашвили говорится, что гуманно-личностная технология более применима в начальной школе, мы, учителя в среднем звене, не должны забывать основы гуманного отношения к ученикам. наиболее способствуют этому уроки русского языка и литературы.

Это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся. Небольшие предложения для разбора по русскому языку (Люди стали жить богаче, но беднее стала речь. Много на свете умных, да добрых мало), а какую большую работу можно по ним провести!

Общаясь каждый день с детьми, я вижу их взаимоотношения, их моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру. Да, в течение последних лет многое изменилось (мягко говоря): изменились ценностные ориентиры, взаимоотношения между людьми. И мы, учителя, меняемся, много переосмыслили, особенно свою роль в воспитании молодежи.

Наряду с уроками русского языка в решении поставленных задач мне помогают и уроки литературы, где без излишней морализации и назидания, просто и доступно даются ответы на многие вопросы: «Что считать добром и злом? Как очиститься от дурных помыслов? Как научиться жить среди людей?» Обобщающий урок по теме: "Русская народная сказка и ее нравственный смысл», проведённый в 5 классе, ещё раз показал, что в каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Много славных дел ждёт моих пятиклассников, но, прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. По различным каналам поступает к нашим детям огромный поток информации, оказывающий на них нравственно – эстетическое воздействие. При этом книга остается ведущим средством воспитания, духовного развития, становления общей культуры ребёнка. Какие душевные свойства человека соответствуют задачам наших дней? Какие нравственные и эстетические качества необходимо воспитывать у учащихся? Каким человеком тебе хочется стать? На эти вопросы пятиклассникам помогают ответить герои литературных произведений, в том числе и любимые сказочные герои. Детей восхищают подвиги Ивана – крестьянского сына, сражения, в которых он одолевает чудовищ. Кто же в действительности и на словах, и на деле оказался защитником родной земли? Кроме того, обращаю внимание на несоответствие слов братьев и их поступков. В начале сказки старшие братья заботятся о младшем, но в то же время испытывают чувство превосходства. На самом деле братья Ивана ленивцы, опасные болтуны, ненадёжные товарищи, на которых нельзя положиться.

Меня всегда волнуют творческие работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: «На правильном пути стоят мои дети?»
Изучая художественные произведения, подросток не будет бесконтрольно поглощать всю негативную информацию, которая изливается через компьютерные и телевизионные экраны, и это не отразится пагубно на его самочувствии. Следует учить молодых людей с юных лет выбирать только позитивную информацию – ту, которая поднимает дух и облагораживает.
В конце своего выступления хочу зачитать отрывки из сочинений учащихся 10 класса, проверенных мною буквально вчера. Сочинение на тему «Если б я был(была) психологом, какие советы я бы дал (дала) Катерине». По драме «Гроза» А.Н Островского. Выдержки из этих сочинений говорят сами за себя. Иногда учителю нужно учиться у своих учеников, они бывают мудрее.

«Если бы я была психологом, думаю, я бы смогла дать пару советов Катерине и помочь разобраться в ее проблемах. Я считаю, что психолог не является врагом. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, а помогает человеку обрести гармонию как с самим собой, так и с окружающими его людьми»

«…Катерине следовало бы не принимать все слова Кабанихи близко к сердцу, а игнорировать ее наставления».

«…Катерина должна была поговорить со своим мужем Тихоном и направить его в нужное русло, чтобы он разобрался со своей матерью. Ведь мужчина – голова, а женщина – шея. Ей не нужно было делать трагедию из всего этого, ей надо было действовать, и действовать через своего мужа, а не решать проблемы своей собственной смертью».

«…Сделала она это скорее из-за страха, а не из-за какой-либо другой причины. Страх двигал ее к обрыву. Более глупого для нее конца и придумать нельзя. И давать советы тут бы не было смысла»

«…Катерина нуждалась в помощи, которую она не получила вовремя. Хорошо, что я живу не в то время и не в том окружении…»

«Мой ей совет: Катерине нужно послушать саму себя. Что ей важнее? Быть счастливой или правильной?..»

«Плохие мысли приходят на ум от безделья. Нужно отвлечь себя, нужно занять себя чем-либо, каким –нибудь занятием.»

«Я бы ничего не посоветовала Катерине. Я считаю, что она все сделала правильно…»

«Естественно, женщина слабый пол, ей нужна хорошая опора в жизни. Но если твой муж слабый духом и не может тебя защитить, но умеет прощать и любит по-своему, то нужно быть хитрее и умнее. Прежде всего любить себя, ценить себя, а не истерить и не пугать своими действиями своих близких».

«Здесь, по моему мению, присутствует проблема родителей и детей. В такой сложной ситуации я бы посоветовала вот что: родители -отдельно, дети – отдельно. Как говорится, ссор не будет там, где нет поводов для них. Тихону с Катериной следовало бы переехать от Кабанихи. Тогда проблема была бы решена. Катерина дождалась бы от мужа той ласки, которой ей так не хватало».

«Катерине я посоветовала бы выложить все свои внутренние переживания на бумагу, завести личный дневник. Поскольку человек, который выкладывает и изливает свою душу в бумаге, чувствует некую легкость…»

«Великий мыслитель Рюннерт говорил: «Два раза жизнь не проживешь, но много таких людей, которые не способны прожить ее даже один раз». Не зря я закончила этими словами, потому что Катерина так и не смогла прожить один раз!»


Подписи к слайдам:

Гуманно-личностная технология в системе воспитания школьников

ШАЛВА АЛЕКСАНДРОВИЧ А МОНАШВИЛИ Академик РАО, известный советский и грузинский педагог – ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики ».

Гуманизм – - педагогическая любовь к детям, заинтересованность в их судьбе. - оптимистическая вера в ребенка, - сотрудничество, мастерство общения, - отсутствие прямого принуждения, - приоритет положительного стимулирования, - терпимость к детским недостаткам.

Индивидуальный подход: Изучение личности, путем применения психолого-педагогической диагностики (интересы, качества характера, особенностей мыслительных процессов и др.) развитие способностей ребенка, учет его психологических и физических возможностей и особенностей. Мастерство общения: Закон взаимности и гласности. В классе должна быть непринужденная обстановка. Если учитель создает такую обстановку, дети лучше общаются, делятся своими мыслями, переживаниями, не боятся отвечать на уроках, даже если ответ неверный, спорить, доказывать свою правоту.

Основными целями данной технологии являются: - развитие и воспитание в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств; - облагораживание души и сердца ребенка; - развитие и становление познавательных сил ребенка; - обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; - идеал воспитания – самовоспитание.

Учителю! Учитель есть мера жизни, науки, всех вещей. Учителя - это спасательный отряд судеб детей. Раздраженный учитель не имеет права соприкасаться с детьми. Он разрушает ауры детей. Раз стал учителем - будь героем. Все равно трудишься. Нет ничего важнее, чем святая душа ребенка. Думайте о себе с позиции детей - как они на вас смотрят, что они о вас думают. Хороший учитель не будет растить детей, которые требуют выравнивания. Мудрость учителя - направить величайшую энергию шалости на познание и позитивное взросление. Учитель! Войди в класс с благоговением. Перед тобой посланники в будущее. В каждом ребенке надо видеть явление. Любите детей. Хотя бы мысленно. Главное не ЗУН, а отношение ребенка к ним.

Заповеди учителя. Верить в безграничность способностей ребенка. Никто тебе не друг, никто тебе не враг. Каждый тебе учитель. Верить в свою искру Божью. Каждый вынашивает в себе вселенскую педагогику. Верить в силу гуманной педагогики. Она не сразу дает плоды. Прояви упорство, мужество и самопожертвование.

Педагогические аксиомы. Доброта воспитывается добротою. Любовь воспитывается любовью. Радость воспитывается радостью. Благородство воспитывается благородством. Личность воспитывается личностью. Сталь закаляется огнем, а сила духа растет от дыхания жизни. Воображение ничто в сравнении с жизнью. Учите читать книгу мудрости, разлитой в условиях жизни. Жизнь это шанс - не упусти его. Жизнь это красота - удивляйся ей. Жизнь это мечта - осуществи её. Жизнь это тайна - разгадай её. Жизнь это трагедия - выдержи её. Жизнь это приключение - решись на него. Жизнь это жизнь - спаси её. Дети не готовятся к жизни - они в ней живут.

« Если бы я была психологом, думаю, я бы смогла дать пару советов Катерине и помочь разобраться в ее проблемах. Я считаю, что психолог не является врагом. Предмет его работы не психика человека, а его душевное состояние, внутренний мир. Психолог не лечит, а помогает человеку обрести гармонию как с самим собой, так и с окружающими его людьми » «… Катерине следовало бы не принимать все слова Кабанихи близко к сердцу, а игнорировать ее наставления » .

«… Катерина должна была поговорить со своим мужем Тихоном и направить его в нужное русло, чтобы он разобрался со своей матерью. Ведь мужчина – голова, а женщина – шея. Ей не нужно было делать трагедию из всего этого, ей надо было действовать, и действовать через своего мужа, а не решать проблемы своей собственной смертью » . «… Сделала она это скорее из-за страха, а не из-за какой-либо другой причины. Страх двигал ее к обрыву. Более глупого для нее конца и придумать нельзя. И давать советы тут бы не было смысла » «… Катерина нуждалась в помощи, которую она не получила вовремя. Хорошо, что я живу не в то время и не в том окружении …»

« Мой ей совет: Катерине нужно послушать саму себя. Что ей важнее? Быть счастливой или правильной?.. » « Плохие мысли приходят на ум от безделья. Нужно отвлечь себя, нужно занять себя чем-либо, каким – нибудь занятием. » « Я бы ничего не посоветовала Катерине. Я считаю, что она все сделала правильно …» « Естественно, женщина слабый пол, ей нужна хорошая опора в жизни. Но если твой муж слабый духом и не может тебя защитить, но умеет прощать и любит по-своему, то нужно быть хитрее и умнее. Прежде всего любить себя, ценить себя, а не истерить и не пугать своими действиями своих близких » .

« Здесь, по моему мению, присутствует проблема родителей и детей. В такой сложной ситуации я бы посоветовала вот что: родители -отдельно, дети – отдельно. Как говорится, ссор не будет там, где нет поводов для них. Тихону с Катериной следовало бы переехать от Кабанихи. Тогда проблема была бы решена. Катерина дождалась бы от мужа той ласки, которой ей так не хватало » . « Катерине я посоветовала бы выложить все свои внутренние переживания на бумагу, завести личный дневник. Поскольку человек, который выкладывает и изливает свою душу в бумаге, чувствует некую легкость …» « Великий мыслитель Рюннерт говорил: « Два раза жизнь не проживешь, но много таких людей, которые не способны прожить ее даже один раз » . Не зря я закончила этими словами, потому что Катерина так и не смогла прожить один раз! »

ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД Ш.А.АМОНАШВИЛИ ЛЮБИ РЕБЕНКА, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ ДОБРОЙ ДУШИ БУДЬ ОПТИМИСТОМ, ОЛИЦЕТВОРЯЙ ЧЕЛОВЕКА БУДУЩЕГО УМЕЙ ПОНИМАТЬ ДЕТЕЙ НЕ ЖАЛУЙСЯ РОДИТЕЛЯМ НА УЧЕНИКОВ НЕ ДЕЛИ ДЕТЕЙ ПО СПОСОБНОСТЯМ НЕ ДОПУСКАЙ ОТСТАВАНИЯ ДЕТЕЙ ВЫЗЫВАЙ ЧУВСТВО УСПЕХА У РЕБЕНКА ПОСТОЯННО ИЩИ В РЕБЕНКЕ БОГАТСТВО ДУШИ БУДЬ НАДЕЖДОЙ ДЛЯ РЕБЕНКА ЗНАЙ СЕМЬЮ РЕБЕНКА, ВСЕ ТАЙНЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕБЕНКОМ, ХАРАКТЕР ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ С ЦЕЛЬЮ ЗАБОТЫ О РЕБЕНКЕ БУДЬ ТЕРПЕЛИВ В ОЖИДАНИИ ЧУДА И БУДЬ ГОТОВ К ВТРЕЧЕ С НИМ В РЕБЕНКЕ