Как правильно мыть кисти. Художественные кисти - выбор и уход Как мыть кисти правильно

Как правильно мыть кисти – один из частых вопросов, который возникает у новичков масляной живописи.

Ответ на него они зачастую ищут в Интернете: в статьях, на форумах, соцсетях.

Оценить качество добытой информации бывает очень сложно. Кроме того, эта информация бывает очень противоречива.

В итоге в голове возникает полный сумбур!

Ухоженные художественные кисти – признак профессиональности и серьезного отношения к работе.

На заметку :

Кистей должно быть много. И разных. Кисти изнашиваются, меняют форму, становятся некачественными в процессе эксплуатации и т.д. Поэтому, чем их у вас больше, тем лучше.

В основном, для масла используются плоские кисти. Они бывают с округлым и с прямоугольным кончиком.

Для портретов, фруктов, овощей, цветов удобнее использовать кисти с овальной формой. А для городского пейзажа, строгих геометрических форм удобнее пользоваться прямоугольными кистями. Для прописки мелких деталей, для тонких линий надо иметь круглые кисти: синтетику или колонок №1 и № 2.

Кисти для масляных красок требуют особенно тщательного ухода.

Рассмотрим это подробнее в видео.

Как мыть кисти правильно:

Держите ваши кисточки в чистоте и порядке – это залог вашего успеха в изобразительном искусстве.

Помните, у хорошего мастера всегда должны быть качественные и ухоженные инструменты.

| Художественные кисти - выбор и уход

Кисти - главный инструмент художника. В разные времена живописцы пользовались кистями самых разнообразных форм: плоскими и круглыми, большими и маленькими, с острым концом и обрезанными, с длинным волосом и с коротким, торчащими во все стороны, как веник, и отточенными, как игла. Изготавливали кисти из меха различных животных: барсука, куницы, лисицы, суслика, колонка, белки, а также из свиной щетины. Промышленность выпускает плоские и круглые кисти и флейцы - широкие плоские кисти на короткой ручке, в основном беличьи, колонковые, из ушного волоса домашних животных и из свиной щетины.

Щетинные кисти используют для работы масляными красками, но их можно применить в живописи темперными, гуашевыми красками и в оформительском деле.

Беличьи , главным образом круглые, используют в акварели, реже для гуаши и темперы. Если краска густая, эти кисти быстро изнашиваются.

Колонковые - наиболее универсальны. Волос у них тонкий и упругий. Колонковыми кистями пишут и акварелью и, и темперой, и жидко разведёнными масляными красками.

Кисти из ушного волоса пригодны для всех видов живописи. Но масляные краски и в этом случае должны быть сильно разбавлены.

Флейц чаще всего делают из свиной щетины, реже - из ушного волоса и беличьего меха. Флейцем удобно проклеивать и грунтовать холст, покрывать картину лаком, им пользуются также при монументально-оформительской работе.

Величина кисти обозначается номером. Номера плоских кистей и флейцев соответствует их ширине в миллиметрах, а номера круглых кистей - выраженному в миллиметрах диаметру.

Кисти требуют тщательного ухода. После работы масляными красками кисти моют тёплой водой с мылом до тех пор, пока мыльная пена не перестанет окрашиваться. Затем кисть промывают тёплой водой, чтобы мыла совершенно не осталось. Кисти колонковые и из ушного волоса нужно мыть очень осторожно, чтобы не повредить волос, а лучше в уайт-спирте или бензине. Нельзя мыть кисти в ацетоне: от этого посечется волос. Не рекомендуется надолго оставлять кисти в разбавителе, так как может раствориться вещество, связывающее волос, и он выпадет. После акварельных красок кисти отмывают в чистой воде. После гуаши и темперы можно мыть чистой тёплой водой или водой с мылом. Ни в коем случае нельзя давать кистям засыхать, особенно после масляных и темперных красок, ставить кисти в банку волосом вниз, иначе он деформируется. Вымытую в воде кисть не следует стряхивать. Нужно завернуть её в малопроклеенную бумагу, например газетную, тогда она сохраняет свою форму и не пылится.

Нумерация баночек с краской (рис. 1-3). Нумерация баночек с краской должна быть выполнена согласно рисунку на контрольном листе (control sheet)! Каждая картина имеет свою последовательность номеров красок, особенно когда в комплект входят несколько баночек с одинаковой краской. Очень важно, чтобы пронумерованные баночки соответствовали пронумерованным поверхностям. На рисунках 1, 2 и 3 изображен только пример нумерации.

Правильный порядок номеров картины показан на соответствующем ей контрольном листе. Убедитесь, что вы точно следуете ему, и наклейте на баночки с краской самоклеящиеся номера, которые идут в комплекте. Для маркировки второй баночки с одинаковым цветом используйте водостойкий маркер. Для удобства вы можете также написать номер краски сбоку баночки.

Подготовка красок (рис. 4-7) . Перед началом рисования нужно тщательно подготовить краски. Продукция SCHIPPER не требуют никакого смешивания красок. Необходимо только отрегулировать их вязкость. Если краска слишком густая, её необходимо разбавить водой, добавляя каплю за каплей с помощью кисточки.

Баночки с краской открываются в 2 этапа - рисунок 4 и 5. Поставьте ряд баночек на стол. Сдавите клипсу большим и указательным пальцами, чтобы крышка немного приподнялась. Держите баночку с краской одной рукой, а второй откройте крышку. На крышке баночки может отпечататься краска - рисунок 6. С помощью кисточки уберите приставшую краску с крышки обратно в баночку. Тщательно размешайте краску спичкой или зубочисткой. Плотно закройте баночку - рисунок 7.

Открывайте флаконы с краской аккуратно, не применяя силу - это может повредить флакон. Вначале сдавите клипсу, как показано на рис.1, а затем откройте крышку флакона (рис.1а).

Рисование с помощью зубочистки (рис. 8-9). На заметку: очень маленькие поверхности могут быть окрашены с помощью зубочистки. Вы можете вставить зубочистку в держатель.

Рисование (рис. 10-11). Для удобства разместите следующие предметы возле себя: изображение готовой картины, краски, кисточку, фактурный картон с нанесенным контуром, контрольный лист, стакан с водой, кусочек матерчатой ткани и спички для размешивания красок. Лучше выбрать место с хорошим освещением. Обведите большие поверхности вначале кончиком зубочистки, а затем закрасьте поверхности кисточкой. Убедитесь, что вы закрасили контурные линии. Считается нормальным, если темная краска закрашивает лучше, чем светлая. Если контуры или номера просвечиваются, нанесите на них краску несколько раз.

Как держать кисточку (рис. 12). Держите кисточку, как ручку. Для устойчивости положите руку на поверхность и поворачивайте картину так, чтобы её расположение было для Вас удобным.

Порядок рисования. Вы можете рисовать картину методом "линия за линией", от верхнего края картины к нижнему. Однако, вы можете достичь лучшего результата, если будете рисовать методом "от заднего плана к переднему", сначала закрашивая предметы на заднем плане, а затем на переднем. Пример: ландшафт. Порядок рисования: 1.небо, 2.облака, 3.луг, 4. деревья, 5. листья, 6. цветы. Для рисования портретов используйте метод "от заднего плана к переднему".

Для идеального изображения готовой картины (рис. 13) закрасьте не закрашенные места и просвечивающиеся номера. Как и в художественных галереях, смотреть на картину и оценивать ее необходимо с расстояния 2-3 метров.

На заметку умелым художникам: Эффект рисования может быть усилен за счет нанесения разной толщины краски. Для этого нанесите оставшуюся краску толстым слоем на элементы картины, которые Вы бы хотели подчеркнуть. Это позволит предать картине эффект рельефности.

Лакировка. Акриловые краски после высыхания приобретают легкий глянец и красивый вид. Поверхность картины можно протирать слегка влажной тканью. Дополнительного ухода не требуется. При желании, через неделю после высыхания картины можете покрыть ее поверхность специальным лаком для картин. Глянцевый лак усилит яркость цветов, а матовый лак уберет блики. Лак можно приобрести в специальных магазинах для художников и мастеров.

Рамка. Поместив картину в соответствующую красивую рамку, она станет настоящим шедевром! Чтобы сохранить эффект картины, не нужно размещать ее под стеклом. Вы можете украсить картину обычной рамкой, купив ее в магазинах самообслуживания, или изысканной рамкой, приобретя ее в специализированных магазинах или галереях.

Желательно при работе использовать кисти следующих двух типов: щетину и синтетику. Синтетика делиться на жесткую и мягкую; мягкая значительно лучше колонка т.к. имеет больший срок службы. Плоская же синтетика самых разных размеров от самого крупного до самого маленького.

Круглую синтетику необходимо использовать небольших размеров, она применяется для создания мягких переходов, при моделировки тела. Все это относиться и к щетинным кистям. Она необходима при работе «по сухому» и «впротир», при корпусном письме и тд.

Так же используют и веерную кисть. Ею объединяют и выглаживают красочный слой.

Необходимо помнить, что срок службы кистей зависит в основном от того как за ними ухаживают.

Инструменты необходимые для ухода.

При работе для вытирания кистей необходима чистая тряпка и для промывки промывочная банка. Промывка необходима в тот момент когда берете другой цвет, а вытирание уже не помогает. Состав промывочного раствора готовиться так: в равных частях смешиваются скипидар и уайт спирит. Состав смеси обусловлен тем, что при работе используется «тройник» в котором применяются даммарный лак и льняное масло. Масло растворяет уайт-спирит, а лак скипидар.

После завершения работы необходимо:

    Тщательно тряпкой вытереть кисть

    В промывочной банке промыть кисть

    Опять тряпкой вытереть кисть

    Заканчивать уход необходимо промывкой кисти в теплой воде с серым обыкновенным хозяйственным мылом

Тонкие кисти, для придания остроконечной формы, необходимо «замылить», от этого кисти дольше сохраняются.

Прежде чем начать работу промойте кисти в промывочной банке. Если же вы работали с лаками не поленитесь сразу же промыть кисти в промывочной банке и водой с мылом.

Если кисти засохли, т.к. не были во время вымыты, то положите на время их в промывочную банку, так что бы волосы кисти не касались дна. Как только кисть отмокнет, как всегда промойте водой с мылом. Как вы понимаете, что для кистей засыхание крайне не желательно, это сказывается на их долговечности. Мойте кисти каждый раз когда ими работаете.

Хотя промывочные банки есть в продаже, их можно изготовить и самому. Возьмите 1л стеклянную закручивающуюся банку, консервную банку меньшего размера, разрежьте ее пополам и вставьте ее так, что бы рифленая часть находилась вверху. Проделайте в рифленой части отверстия для того, что бы краска лучше осаждалась на дно банки. Что бы исключить испарения промывочной жидкости, плотно закручивайте банку после работы. Промывочную жидкость можно использовать неоднократно. Дайте отстоятся составу, слейте светлую часть, а нижнюю с краской вылейте. Промойте банку теплой водой с хозяйственным мылом, залейте светлую часть и пользуйтесь дальше.

Любой профессиональный художник скажет, что для создания настоящего шедевра очень важно тщательно выбирать не только краски, но и холст, и даже рабочее место с правильным освещением, ну а уж основной инструмент для работы – кисти – выбирать нужно особенно старательно.

Многочисленное разнообразие кистей, которое можно наблюдать на современном рынке, вызвано не только разницей в доступности сырья для производителей и потребительскими возможностями населения, но еще и разнообразием техник и красок, которые каждый человек искусства выбирает по собственному вкусу. Каждый сам для себя решает, какие кисти для акриловых красок лучше, однако, есть и такие кисточки, которые вовсе не подходят для рисования акрилом.


Материал

При выборе кисти для любого вида красок важно, чтобы инструмент хорошо лежал в руке художника, будучи как бы ее продолжением, и в то же время отличался определенной прочностью, что спасет его при длительном или неаккуратном использовании. Для большей долговечности советуют выбирать те кисточки, что оснащены цельной металлической обоймой – у таковой отсутствуют шансы на то, что она со временем разогнется.

Если материал ручки зависит только от удобства самого художника, то материал волосяного пучка критически важен для получения ожидаемого результата. В частности, большинство мастеров в целом отдают предпочтение кистям из натурального волоса, однако, при работе с красками на основе акрила их не используют. Дело в том, что полимерная часть красителя, очень быстро застывая у основания волосяного пучка, в кратчайшие сроки приводит изделие в негодность, из-за чего рисовать им становится невозможно.

Возможным решением проблемы могло бы стать постоянное нахождение волосяного пучка в воде, однако, и такие условия являются разрушительными для натурального волоса.


Большинство специалистов сходится на том, что начинающим художникам, работающим с акрилом , нужны, в первую очередь, синтетические кисти , в частности, нейлоновые. Они намного меньше поддаются вредному влиянию акрила, который, застывая, заставляет отдельные волоски терять эластичность, но и с ними нужно работать аккуратно, в частности, обязательно тщательно мыть после каждого сеанса рисования.

При правильном уходе такой инструмент может послужить своему владельцу достаточно долго, но профессионалами он все же не считается универсальным средством для рисования. Для расширения количества художественных техник, используемых для росписи, чаще всего применяют кисти на основе натуральной щетины.


Почему нейлон?

Хотя в арсенале художника, давно и плодотворно рисующего акрилом, наверняка найдутся кисти и из других материалов, новичкам практически всегда советуют сначала использовать именно нейлон. Есть смысл разобраться в том, почему именно этот материал, а не какой-либо другой:

  • Высокая эластичность и упругость. Следует отметить, что нейлоновые кисти обычно считаются усредненным вариантом между жесткими и мягкими кисточками, поэтому расцениваются как универсальные и такие, что хорошо подходят для любых начинающих художников, а не только для тех, что рисуют акриловыми красками.



  • Благодаря таким свойствам волосяной пучок оставляет четкие и плавные мазки на холсте, при этом материал довольно хорошо выдерживает многократное сгибание и не ломается, что очень уместно в случае, когда его владелец все еще не определился с оптимальной силой нажатия.

Отмечается, что кистями такого типа в принципе рисовать намного проще, хоть они и не оставляют большого пространства для художественного маневра.




  • Высокая устойчивость к воздействию воды . Специфика защиты волосяной части кисточки от вредоносного воздействия быстро застывающего акрила заключается в активном использовании воды, а синтетические материалы, в отличие от натурального волоса, намного лучше переносят постоянное пребывание под водой. Поскольку без регулярного ополаскивания волосяной пучок быстро придет в негодность, способность пребывать в воде длительное время является ключевой для инструментов для работы с акрилом.


  • Легкость обслуживания. Каким бы оптимизированным под использование акрила ни был нейлон, все же и к нему полимерная часть краски пристает, однако, и здесь синтетическая кисточка обладает явным преимуществом, а именно: гладкостью своих щетинок. У натурального волоса щетинки обладают определенной шероховатостью, из-за чего очистить их от кусочков застывшего акрила оказывается довольно сложно. В случае с нейлоном акрил может застывать, но происходит это на поверхности щетинок без надежного сцепления с ними, так что достаточно просто хорошо промыть инструмент, чтобы он снова был пригодным для работы.



Выбор по форме и жесткости

Выбор в пользу нейлона, как материала волосяного пучка еще не означает, что окончательный вердикт вынесен – нужно ведь выбрать хотя бы несколько инструментов для того, чтобы добиваться различных художественных эффектов. Для этого предпочтение отдают кистям разной формы и упругости:

  • Самый универсальный выбор в плане формы – это круглая кисть, но она из-за своей разносторонности не позволяет ни один эффект выполнить максимально качественно.
  • Кисти с плоскими волосяными пучками создают для более удобного закрашивания больших однотонных площадей.



  • На них чем-то похожи и контурные кисти, но у них ширина пучка значительно меньше, поэтому художники часто используют их для прорисовки цветовых переходов.
  • Хитрым инструментом является кисть в форме кошачьего языка – широкая, но с очень заостренным концом, что делает ее одновременно круглой и плоской, но для новичка полноценная работа с ней обычно оказывается слишком сложной задачей.



  • Наконец, линейные кисти отличаются ворсом повышенной длины и применяются, как правило, для написания каллиграфических текстов.
  • Что касается упругости, то и здесь инструменты отличаются, в зависимости от потребностей. Мягкий ворс лучше подходит для аккуратной, тонкой прорисовки контуров и других мелких деталей. Жесткие изделия выбирают чаще для рельефного рисунка, а также для нанесения больших, жирных мазков.