Как привлечь волонтеров к работе. Особенности привлечения добровольцев и работы с ними методы. Какие существуют способы поощрения волонтеров

Как можно привлечь людей к добровольной неоплачиваемой работе?

Обычно к волонтерской деятельности побуждают личные контакты - с членами семьи, друзьями и знакомыми.

Кроме того, этой цели служат листовки, плакаты, объявления в общественных местах, объявления в газетах, информационные мероприятия, сообщения в прессе, на радио и телевидении. Существенную роль играют волонтерские агентства, которые распределяют волонтеров в соответствующие организации.

Чтобы привлечь потенциальных волонтеров, организация должна разработать рекламную стратегию.

Главное в этой стратегии - так сформулировать обращение, чтобы заинтересовать потенциальных волонтеров и представить интересы организации и ее клиентов. При этом не имеет значения, передается ли это сообщение через личный контакт или в какой-либо другой форме.

При составлении обращения главное заключается в том, чтобы выяснить мотивацию к волонтерской деятельности и сделать соответствующее предложение.

Выдержка из плаката HCCA:

"Вы хотите работать с детьми и подростками? Получить новые знания? Повысить свою квалификацию и шансы на получение работы?"

Потенциальным волонтерам должно быть ясно, что своей добровольческой деятельностью они принесут пользу. Необходимо также рассказать о задачах волонтера и пользе, которую он принесет клиентам, а также о том, что ожидает организация от волонтера.

Объявление Деполт траста (Depault Trusts) в газете для бездомных "Биг Иссью" (Big Issue):

"Мы организовали ночной приют в Воксхолле, который пользуется большим спросом. Нам нужны волонтеры, заинтересованные нашей работе... Добровольцы могут помогать в приготовлении и раздаче еды, беседовать с подростками, оказывать им психологическую поддержку".

Что организация может предложить волонтерам? В обращении должны быть упомянуты материальные и нематериальные поощрения. Для потенциальных волонтеров должно быть ясно, что добровольческая деятельность полезна для них самих, например, возможность повышения квалификации, получения сертификата и т.д.

Выдержка из плаката HCCA:

"Мы можем предложить компенсацию издержек, профессиональное обучение, регулярные консультации, льготные билеты на все мероприятия, проводимые центром, сертификат и рекомендации добровольцам, проработавшим более 3 месяцев".

Кроме того, устраняются факторы, которые препятствуют людям заниматься волонтерской деятельностью. При этом важную роль играет компенсация издержек волонтерам.

Выдержка из плаката HCCA:

"Дорого ли это быть волонтером? Мы по договоренности обязательно возместим расходы всем добровольцам, участвующим в проекте".

Необходимо устранять опасения, связанные с волонтерской работой, такие, как страх общения с клиентами организации или сомнения в собственных способностях. Эти сомнения легче всего рассеять, показав потенциальным волонтерам, что организация компетентна в проблематике. Стоит подчеркнуть, что организация проводит интенсивные и регулярные образовательные курсы, консультации, супервизии.

Выдержка из плаката HCCA:

"Я никогда раньше не работал с детьми и подростками - для нас это не проблема, мы считаем, что никогда не поздно начать приобретать опыт. Мы поддержим Вас в Вашей работе, предложив образовательные семинары... Кроме образовательных мероприятий мы оказываем регулярные консультации и проводим супервизии..."

Как уже было сказано, личные контакты играют очень важную роль в привлечении волонтеров. Недостатком при использовании неформальных контактов является то, что обращение не доходит до представителей маргинальных слоев. Поэтому установление контактов с этими группами людей является неотъемлемой частью рекламных кампаний. Такие контакты можно установить с помощью адресной посылки штатных сотрудников или добровольцев к этим людям и/или с помощью информационных мероприятий в учреждениях, которые посещают данные группы людей. Кроме того, эффективным является использование листовок и плакатов в общественных местах и обращения в средствах массовой информации.

Трудности в привлечении к волонтерской деятельности представителей этнических меньшинств, например, из-за языковой проблемы, могут быть устранены переводом обращения на соответствующий язык и подготовкой специальных информационных материалов.

Выдержка из плаката HCCA:

"Английский - не мой родной язык?... Несмотря на это мы очень заинтересованы в привлечении волонтеров, родной язык которых не английский, и мы поддержим тех, кто уже учит английский."

И, наконец, потенциальных волонтеров можно информировать через рекомендации, регламенты, правила работы в организации.

Выдержка из плаката HCCA:

"Прежде чем Вы начнете работу, нам необходимо две личных рекомендации и справка из полиции о Вашей благонадежности".

Дополнительно привлечению волонтеров служат объявления о работе контактного бюро или координатора работы волонтеров.

6.7. Каждый ли может стать волонтером?

В результате эффективной рекламной кампании различные люди проявляют интерес к волонтерской деятельности. После публикации одного объявления в межрегиональной газете, соседская ассоциация Хэнли Кроуч получила 155 запросов на 40 запланированных мест волонтеров. Организации должны оказывать социальные услуги тем или иным группам клиентов и обеспечивать высокое качество своей работы.

Потенциальные волонтеры или кандидаты приносят не только свои знания, навыки, компетенцию, они также имеют свои ожидания и потребности.

Как могут быть определены и удовлетворены эти различные интересы?

При поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации

Программа:

«Методическая и информационная поддержка некоммерческих организаций,занятых решением социальных проблем»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

По привлечению труда добровольцев в деятельности

Социально-ориентированных некоммерческих организаций

МОСКВА 2013 г.

Основные термины и общие подходы

Доброволец (волонтер) – гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).

Благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев».

Добровольческая (волонтерская) деятельность – это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).

Добровольческая деятельность – способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом.

Молодежное добровольчество (волонтерство) – практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.

Добровольческие ресурсы – совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы.

Добровольческая организация – некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты.

Система поддержки социального добровольчества – комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов.

Координатор добровольцев – ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности.

Добровольческая программа – гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей − эффективная организация добровольной работы.

Договор выполнения работ (оказания услуг) добровольцем – заключается между добровольцем и благополучателем – гражданином, предметом договора является безвозмездное выполнение добровольцем работ и(или)оказание услуг в интересах благополучателя; договор может быть заключен между добровольцем и организацией в случае участия добровольца в благотворительной деятельности организации, предметом договора является безвозмездное выполнение добровольцем работ и(или)оказание услуг в рамках благотворительной деятельности этой организации.

Основными задачами волонтерской деятельности являются:

Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

Предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

Развитие созидательной активности молодежи;

Интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

К прикладным задачам относятся:

Обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации;

Получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;

Сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости;

Замещение асоциального поведения социальным;

Гуманистическое и патриотическое воспитание;

Обеспечение определенного временного формата занятости молодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса;

Формирование кадрового резерва.

Необходимо помнить, что гуманистическая мотивация добровольчества – не самая распространенная в молодежной среде. Поэтому, работая над развитием добровольчества, необходимо разнообразить инструменты и стимулы привлечения молодых граждан к данной деятельности. Это подразумевает диверсификацию усилий по формированию системы волонтерского труда как в части субъектов и форм взаимодействия, так и в части атрибутики.

Специфика субъектного состава и сфер волонтерской деятельности такова, что для органа по делам молодежи субъекта Российской Федерации в большинстве случаев нерационально выступать в качестве организатора конкретных молодежных проектов. Он должен действовать через публично-правовые инструменты, привлекая некоммерческие, а в ряде случаев – коммерческие организации.

В то же время, должны быть предприняты определенные организационно-правовые меры, обеспечивающие единство добровольческой деятельности на территории субъекта Российской Федерации. К таким мерам могут относиться:

Введение единой волонтерской книжки в субъекте Российской Федерации;

Использование, на основе консенсуса, единого Кодекса волонтер (добровольца) как достаточно компактной декларации принципов, которыми волонтер руководствуется в практической деятельности;

Выполнение органом по делам молодежи или уполномоченным им учреждением организационно-координирующих функций в этой сфере.

Мотивация молодых граждан к участию в добровольческой (волонтерской) деятельности

Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания.

Основными мотивами добровольческой деятельности являются:

Реализация личностного потенциала. Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения должны стать ведущими мотивами участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.

Общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации – потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.

Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности – основа мотивации самовыражения и самоопределения.

Профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.

Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом – одна из насущных потребностей современного человека. Добровольческая деятельность должна способствовать развитию таких социальных навыков, как:

Развитие коммуникативных способностей;

Опыт ответственного взаимодействия;

Лидерские навыки;

Исполнительская дисциплина;

Защита и отстаивание прав и интересов;

Делегирование полномочий;

Инициативность.

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глубинных человеческих потребностей – стремление к общению и взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые социальные отношения. Добровольный выбор деятельности, ее социальная направленность позволяют людям найти единомышленников, установить с ними дружеские отношения. Добровольческая деятельность должна предоставлять людям возможность совместного взаимодействия.

Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.

Выполнение общественного и религиозного долга. Социальная добровольческая деятельность является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.

Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой деятельности является возможность организации собственного свободного времени. Вместе с тем, организация свободного времени не может быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности.

Молодежь теряет интерес к социальному служению в тех случаях когда:

Возникает противоречие между их ожиданиями и предлагаемой деятельностью;

Выполняемая работа не влечет реальных изменений;

Деятельность однообразна и неинтересна;

Нет поддержки, одобрения со стороны других;

Нет возможности для личного роста, удовлетворения учебно-профессиональных потребностей, получения новых знаний, навыков, полезных для жизни, проявления инициативы или творческих способностей;

Возникают напряженные отношения с другими добровольцами или персоналом принимающей организации.

Для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой (волонтерской) деятельности, они предпочитают получить в короткий период и рассчитывают на достойную оценку.

Особую важность для добровольцев приобретает имидж соответствующей добровольческой деятельности. Он должен ясно свидетельствовать о его целях, задачах, отражать характер деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку. Имидж добровольческой деятельности включает следующие значимые составляющие:

Миссия деятельности – ожидаемый результат совместных усилий, направленность организации, ее ценностные ориентации, декларируемые принципы;

Общественное мнение – то впечатление, которое деятельность производит на членов местного сообщества, оценочные суждения, вызываемые данной деятельностью;

Бренд – внешние узнаваемые символы и атрибуты деятельности, отражающие ее стиль и характерные особенности;

Внутренняя культура – стиль межличностных отношений, эмоционально-психологический климат, принятые формы взаимоотношений среди участников деятельности;

Организационная культура – взаимоотношения, установившиеся между организаторами и участниками деятельности, степень общей организованности, трудовая дисциплина, порядок и системность в деятельности.

Направления добровольческой деятельности граждан многообразны:

Социальное патронирование детских домов;

Социальное патронирование пожилых людей;

Муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах);

Медицинская помощь (службы милосердия в больницах);

Педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков);

Социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы);

Экологическая защита;

Интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов);

Спортивная, туристическая и военная подготовка;

Творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);

Досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);

Социальное краеведение;

Трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);

Помощь в реставрационных работах;

Восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

Экскурсионная деятельность;

Ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел);

Информационное обеспечение.

Указанные выше направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов действующих добровольческих объединений и организаций.

Помимо направлений добровольческая деятельность имеет разные формы:

Разовые мероприятия и акции, проекты и гранты, целевые программы; конференции, круглые столы, фестивали, конкурсы, лагеря, благотворительные сезоны;

Постоянная кропотливая работа (например, выполнение функции сиделки или распространителя информации о достопримечательностях города).

Набор возможностей для добровольческой деятельности должен включать обе эти формы (желательно, по каждому направлению, однако не по всем направлениям возможно полноценное сочетание этих форм).

Необходимо развивать инновационные добровольческие практики. Важно выявить новые решения, оригинальные подходы к реализации добровольческой деятельности, ее организации и обеспечению. Поэтому в ряде случаев среди региональных организаций и объединений, осуществляющих добровольческую деятельность, приоритет может быть отдан инновационным добровольческим практикам, даже если осуществляющая ее организация создана относительно недавно.

КТО ТАКИЕ ДОБРОВОЛЬЦЫ (ВОЛОНТЕРЫ)?

Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, – добровольность (деньги не являются основным мотивом работы). Разницу в названии в основном определяют применяемые в их работе методики.

Мы называем волонтерами непрофессиональных добровольных помощников, которые прошли обучение по нашей программе и помогают осуществлять профилактическую деятельность (проведение тренингов, подготовка и проведение массовых акций, станционных игр, участие в разработке полиграфической продукции и т.п.). Как правило, наши волонтеры являются равными по возрасту и социальному статусу целевой группе (то есть в основном это подростки и молодежь).

ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ДОБРОВОЛЬЦАМИ (ВОЛОНТЕРАМИ)?

Причины могут быть разными, и вот основные:

Самое главное – ИДЕЯ, благородная идея, отражающая важность и принципы деятельности. Именно идея определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.

Внутренняя психологическая потребность быть нужным. Волонтерское движение позволяет реализовать эту потребность, ощутить свою полезность.

Потребность в общении. Если подбирается классная, веселая компания и в ней интересно и комфортно, то хочется быть рядом. Расширяется круг общения. Именно это часто становится основной причиной работы в качестве волонтера.

Интерес. Работа волонтером зачастую связана с нестандартными подходами и новыми возможностями.

Антураж. Начинающих больше интересует внешняя привлекательность движения (кепки, футболки, значки и т.п.), чем идея, цели или конечный результат, особенно это касается детей и подростков.

Финансовые соображения. Возможность что-то заработать тоже может быть стимулом. Безвозмездности как таковой не бывает, волонтер все равно что-то получает, будь то моральное удовлетворение или финансовые компенсации. Точно одно – волонтер в настоящем его понимании работает не ради денег. Но он может получать какие-либо материальные выгоды в той или иной форме, если это этично и позволительно для проекта или организации.

Карьера, авторитет и самореализация. Сюда относится возможность улучшить свое социальное положение в карьерной или межличностной сфере. Иногда карьера психолога и педагога начинается именно в волонтерском движении. Будучи волонтером, можно установить новые связи, научиться новому и за счет этого приобрести уважение и вес в обществе. Зачастую именно в волонтерском движении проявляются некоторые способности, например, руководящие или организаторские.

Творческие возможности. Можно проявить себя в различных видах деятельности вне зависимости от возраста или от уже имеющейся профессии – журналистика, преподавание, менеджмент, выступления, написание сценариев, дизайн.

Решение своих проблем. Если профиль организации совпадает с твоими проблемами – то это выход. Если чувствуешь себя никчемным замухрышкой – иди в волонтеры, там можно изменить ситуацию. Есть проблемы с общением – иди в волонтеры, найдешь новых друзей и единомышленников.

Досуг. Время можно тратить двумя способами – с пользой и без. Первый вариант – это волонтерское движение.

Защита своих интересов, при отстаивании которых требуется поддержка официальных лиц, организаций или просто инициативных людей.

Подтверждение своей самостоятельности и взрослости. Став волонтером и работая над серьезными проблемами, люди доказывают окружающим свою зрелость, самостоятельность и... оригинальность.

Ресурсные возможности. Работая волонтерами, люди становятся обладателями сопутствующих благ – поездок, интересных книг и фильмов, новых связей, Интернет-ресурсов, компьютеров и.т.п.

ЗАЧЕМ ПРИВЛЕКАТЬ ВОЛОНТЕРОВ, ЕСЛИ ЕСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЫ?

Слово «профессионал» и слово «волонтер» не противоречат друг другу, но они и не взаимозаменяемы.

Профессионал тоже может выступать в качестве волонтера, работая на проект бесплатно. Как показывает практика, привлечь профессионалов к организации и проведению профилактических мероприятий не всегда возможно, особенно в необходимом количестве, поэтому приходится прибегать к помощи волонтеров – непрофессионалов.

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

Все начинается с идеи помогать кому-либо, желания или необходимости сделать так же, как у кого-то и осознания того, что на реализацию всего этого не хватает человеческих ресурсов.

Как правило, вначале собирается инициативная команда, затем к ней присоединяются волонтеры, которые либо проходят предварительное обучение, либо сразу подключаются к работе.

КТО МОЖЕТ СТАТЬ ВОЛОНТЕРОМ?

Стать волонтером может любой человек от 13 лет (но бывают и исключения, волонтерами становятся ребята младшего возраста). Так что в принципе никаких возрастных ограничений для того, чтобы стать волонтером, нет.

В профилактической работе наиболее хорошо

Старшеклассники, учащиеся колледжей (профтехучилищ);

Студенты вузов;

Медицинские работники, психологи, педагоги, социальные работники, социологи;

Сотрудники общественных организаций.

Потенциально, помимо перечисленных категорий,

Волонтерами могут стать:

Родственники, знакомые, друзья;

Друзья родственников, друзей и знакомых;

Участники проведенных тренингов;

Молодежь, приглашенная в рамках информационной кампании;

Посетители подростковых и молодежных клубов.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ РАБОТАЮТ ВОЛОНТЕРЫ?

От 1 дня до 5 лет. Одни могут прийти 1 раз и уже больше никогда не появиться. Другие работают от 6 месяцев до 2 лет и, как правило, получив то, что хотели, уходят, так как у них появляются другие интересы, проблемы и новые перспективы. Есть и те, кто работает более 3–5 лет. Почему 3–5, а не 10? Потому что через 3–5 лет волонтер, посвящающий все свое свободное время интересному для него делу, становится профессионалом и, как правило, начинает работать в организации уже как специалист.

Уход волонтеров – процесс необратимый. Кому-то стало интересней в другом деле, кто-то уехал, обзавелся семьей, нашел работу. Но по опыту РОО «Взгляд в будущее» ничто не проходит бесследно, и существует феномен возврата. Люди, снимая с себя тяжкое бремя волонтера, уходят учиться, работать, заниматься семьей. Но проходит время, и один за другим многие из них приходят помогать, отдавая свои силы и часть своего времени на благое дело. Поэтому главное, чтобы, уходя, волонтеры чувствовали, что им будут всегда рады.

КТО ОРГАНИЗОВЫВАЕТ РАБОТУ МОЛОДЕЖИ В ВОЛОНТЕРСКОМ ДВИЖЕНИИ?

Руководители молодежных, общественных организаций, медицинских учреждений, учебных заведений, работающие в них инициативные специалисты, сотрудники фондов – все те, кто заинтересован в расширении и улучшении работы с молодежью.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ ВОЛОНТЕРОВ?

Похвала.

Доска почета на видном месте.

Вручение грамоты.

Благодарственное письмо на место работы, учебы или родителям.

Личная благодарность от известного человека (представителя администрации города или звезды).

Присвоение очередного звания, должности.

Знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение.

Представительство на конференции, выставке.

Материальное вознаграждение (денежная премия или подарок, например, плеер, с дарственной надписью).

Наем на работу по результатам деятельности в волонтерском движении.

Допуск до ресурсов (компьютер, Интернет, принтер, ксерокс, видеокамера).

Поручение ответственных работ.

Публичное признание заслуг с привлечением прессы или ТВ, друзей, или вручение чего-либо при большом стечении народа.

В основе волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому.

“ . Мы будем давать ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. И этим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом поделятся опытные работающие сегодня волонтеры, специалисты и эксперты.

Как привлечь волонтеров? Инструкция

Юрий Белановский,

руководитель волонтерского движения

Поделюсь своим опытом работы с волонтерами. Начать следует с разговора о координаторе.

О координаторе процесса

1. Волонтеры – это не бесплатная рабочая сила. Это те, чье сердце откликнулось на вашу беду. Они ваши помощники и партнеры. Вы, то есть заказчик – их руководитель, и отвечаете вместе с ними за их труд.

2. Волонтеры, как правило, не имеют квалификации и большого опыта в нужном вам деле. Они не в состоянии результативно решать сложные задачи. Их труд должен быть организован, разбит на составные задачи, они должны понимать смысл и знать результат.

3. Как правило, труд волонтеров координирует тот, чьи имя и контакты даются в объявлении. Этот же человек отвечает за постановку задачи, набор и учет волонтеров, обеспечение (объяснение необеспечения) их материалами и инструментом, за безопасность волонтеров и подопечных.

4. Координатор должен уметь ясно представиться и обозначить свою позицию в отношении запроса и в отношении волонтера.

Например: Здравствуйте, меня зовут Юрий, я родственник человека, которого надо перевезти с Курского вокзала в район Ясенево. Он не сможет доехать сам, а у нас сломалась машина в последний момент. В Ясенево мы вас встретим.

Собеседование – залог безопасности и эффективности решения

1. Если помощь нужна пожилому, слабому, больному человеку и он один, то его встреча с волонтером возможна только через некоторые фильтры.

2. Фильтры организуются координатором. Именно ему пишут и звонят желающие помочь.

3. Очень важно, чтобы состоялся телефонный разговор, во время которого координатор должен записать телефонный номер желающего помочь, спросить его имя и фамилию, если это «френд», поинтересоваться об общих друзьях (по возможности сразу проверить в интернете, и изучить его личную страницу), задать некоторые вопросы о том, как волонтер собирается помогать.

4. Если во время телефонного разговора возникнут какие-то сомнения, следует отказать не задумываясь. Если ответы на ваши вопросы ясные, без подвоха и вы проникнитесь доверием, следует рассказать уже подробности.

5. Если помощь нужна на машине и человек Вас устраивает, то необходимо спросить марку, цвет и номер машины.

6. Обязательно поинтересуйтесь, какие у волонтера возникли вопросы. Попросите их задать. Часто вопросы помогают вам самим лучше понять происходящее, посмотреть на ситуацию со стороны.

7. При разговоре ясно проговорите условия возможного отказа со стороны волонтера и условия прекращения помощи. Поскольку у заказчика нет права удерживать или принуждать волонтера, то, как правило, договариваются, что волонтер ставит в известность о своем решении. Но это важно проговорить.

8. Если помощь не очень срочная, то необходимо встретиться с желающими оказать помощь. Не со всеми, а с теми, кого вы выбрали после телефонного разговора. Принимайте решение после очных встреч.

9. Важно помнить, что собеседование (по телефону или очное) – это принятие обоюдного решения. С момента договора и заказчик и волонтер несут ответственность за результат.

Как правильно оформить запрос?

1. Ясно и четко указать, что требуется. Писать надо конкретно, чтоб и дураку было понятно. Описывайте не пожелания, а действия и результат.

Например, неверно писать, что требуется, «чтобы квартира была чистой». Описывать надо дела: необходимо вытереть пыль, вымыть полы, вынести мебель и внести ее обратно, купить по пути стиральный порошок и т.д.

2. Указать необходимые навыки. Если есть требование к навыкам – обязательно укажите. Например, «нужен человек, имеющий опыт игры с детьми до 3-х лет».

3. Укажите, хоть и кратко, откуда возьмутся расходные материалы. Тут три варианта.

Первый – сказать, где их взять или дать координаты того, кто их даст. Надо указать, что делать, если возникнут проблемы.

Второй – обговорить сумму и попросить волонтера купить их, обещая уже на месте работы с ним рассчитаться.

Третий, сказать, что волонтер покупает расходные материалы сам и потраченные деньги не возмещаются. Такое бывает в случае оказания помощи сторонним лицам.

Отдельно проговаривается транспортные расходы. Наиболее распространена оплата бензина.

4. Ясно укажите место работы. В публичном объявлении точный адрес писать нельзя. Но необходимо ясно указать район, какие-то ориентиры или название улицы. К примеру: «Ясенево, недалеко от метро Новоясеневская» или «на улице Ясногорская». Только после принятия решения о сотрудничестве с волонтером возможно ему выдать координаты и личные данные нуждающегося в помощи.

5. Четко укажите время начала и окончания работы. Желательно указать продолжительность. Если предполагаются перерывы и питание за ваш счет – это должно быть сказано. Если ситуация экстренная, прямо скажите об этом.

6. Скажите, что необходимо иметь с собой или во что быть одетым. Например, необходимо иметь рабочую сменную одежду, сменную обувь, тепло одеться и т.д.

Кто ответственный?

1. В объявлении необходимо указать имя, телефон, электронную почту координатора, то есть того, кто собирает информацию, проводит собеседование с кандидатами, принимает решение о допуске волонтера, принимает работу, благодарит, спрашивает отклик. Не указывайте промежуточных телефонов.

2. Желательно, чтобы ответственный:
– умел объяснить зачем и что делается;
– четко ставил задачи (дело, время, место, как долго) и объяснял результат;
– обеспечивал ресурсами или мог объяснить их отсутствие;
– обеспечивал безопасность;
– мог объяснить, что делать в случае проблем;
– принимал работу, благодарил;
– спрашивал отклик.

Если, всё-таки, не волонтер?

Помните, есть очень интересный интернет-проект http://youdo.com. Если вы готовы заплатить за помощь, то помощь людей с этого сайта лучше чем «френды». В Youdo помогают реально проверенные люди. Если они откликнутся, то помощь реально будет. Но, придется потратить время на регистрацию и на внесение денег на счет в своем аккаунте. Расчет с помощниками осуществляется не наличными, а на сайте. Youdo – это достаточно серьезные гарантии исполнения заказа и безопасность.

Пример объявления

Ищем водителя для поездки волонтеров с творческим мастер-классом в Можайскую детскую колонию.

Куда ехать? Недалеко от г. Можайска. Волонтеры знают дорогу и покажут.

Что будет? В рамках большой благотворительной программы по работе с детьми из можайской детской колонии будет проводиться творческий мастер-класс. Мы будем рады, если водитель тоже примет участие в мастер-классе. Подробнее: https://sites.google.com/site/danilovcy/mozhayk

Что необходимо? Поедет 3 человека и повезут все для мастер-класса. Нужна машина, способная вместить трех человек и имеющая просторный свободный багажник.

Условия? Оплатим бензин.

Координатор: сотрудник добровольческого движения «Даниловцы» Анастасия Ярмош. Тел. ххх-хх-хх Емайл: хх@хх.хх.

сделать пожертвование

выбор оплаты

Продолжить


Что такое волонтерство? Волонтерство - это неоплачиваемая, сознательная, добровольческая деятельность на благо других. Осознанное волонтерство – это глубинное осознание и понимание своего выбора, способа реализации, ответственности за конечный результат, 100% включенность в процесс, руководствуясь принципом – не навредить. Волонтер финансового просвещения – это не профессиональный консультант или независимый финансовый советник.


Критерии осознанного волонтерства: Осознание собственной мотивации (зачем я помогаю другим, ради чего?). Понимание собственных потребностей (что я хочу получить от остальных, какую личную потребность реализую?). Знание собственных ресурсов (чем могут помочь, как могут помочь?). Понимание контекста проблемы, с которой работаем. Знание специфики работы с выбранной целевой аудитории. Ответственность за конечный результат.




Осознанное волонтерство - это: Наличие четкой и конкретной цели и системы привлечения волонтеров. Определение круга деятельности волонтеров, их прав и обязанностей. Реалистичность поставленных задач перед каждой группой и каждым волонтером. Четкие сроки и план работы групп и волонтеров. Построение системы командной работы, распределение зон ответственности. Создание системы коммуникации, базирующей на принципах открытости и честности. Безопасность для всех вовлеченных сторон. Поощрение и стимулирование волонтеров.


Как стимулировать? Извне … Книжка волонтера для записей всех работ и участия в акциях? Карта волонтера со скидками на молодежные программы и товары? SIM-карта для внутреннего общения волонтеров? Членство в виртуальной социальной сети – Вконтакте «ВолФИ»? Обучение в «Школе волонтера» – получение новых компетенций по содержанию и по технологиям работы волонтера + официальный сертификат для портфолио? Выездные обучающие тренинговые сессии?




Как мотивировать волонтеров? Мотива́ция (от лат. movere) побуждение к действию; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив (лат. moveo двигаю) это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. 1. Мотив самоутверждения в социуме стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.


Как мотивировать волонтеров? 2. Мотив достижения в деятельности - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. 3. Мотив саморазвития - стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. 4. Мотив идентификации с другим человеком стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться.


Как мотивировать волонтеров? 5. Мотив присоединения к другим - стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. 6. Мотив долга и ответственности перед обществом, группой, отдельными людьми; 7. Мотив получить одобрение других людей; 8. Мотив получить высокий социальный статус (престижная мотивация). 9. Мотив власти - стремление индивида влиять на людей.


Контактные телефоны в МИОО: - 8 (499) кафедра экономики - 8 (916) Центр образовательного аутсорсинга Адрес кафедры экономики МИОО – Информационное Кольцо сайтов «Экономика в школе» –

В самом вопросе «Как привлечь волонтеров?» содержится намек на ответ. Вначале сделайте так, чтобы ваша команда или движение были привлекательными. Нужны приманки, например, форма, полиграфическая продукция, положительные отзывы в СМИ. А главное - ядро вашего движения (команды) должны составлять позитивные энергичные люди, с ярко выраженными лидерскими качествами, за которыми хотелось бы идти, и идти было бы весело.

Необходима информационная кампания (распространение информации) о волонтерском движении. Обычно привлечение волонтеров происходит через:

· Объявления, стенды, листовки в местах скопления молодежи (клубы, школы, тусовки).

· Наборы из групп клиентов или участников тренингов.

· Наборы в других организациях, переманивание или вовлечение в работу из других сфер деятельности.

· Проведение всевозможных акций.

· Приглашения через друзей и близких.

Если информация направлена на людей, совсем далеких от профилактики, есть несколько «вкусных наживок» для молодежи:

· Значимость предлагаемого.

· Общение и времяпрепровождение.

· Карьерный рост и улучшение своего социального положения (ты будешь круче других).

· Слава и известность.

· Дух свободы: приходи, не понравится - уйдешь!

· Опыт предыдущих: показать, как здорово все сделали до них и как можно сделать еще круче.

· Всевозможные незначительные материальные блага (например, сувениры, пока ничем не обоснованные), то есть халява.

· Внедренная мысль о том, что если ты не волонтер - с тобой что-то не так.

Понимание идеи, осознание значимости, энтузиазм появляются чуть поз же, когда люди уже включаются в деятельность.

Как удержать волонтеров?

· Доверие. Если тебе доверяют, значит, уважают и ценят! Доверяйте волонтерам посильную работу, и если она увенчается успехом, вы все будете очень довольны.

· Понимание значимости и сути работы. Волонтеры должны пройти обучение, принимать участие в составлении плана работ и видеть положительные результаты своей деятельности.

· Карьерный рост. Для этого практически во всех организациях распределены должности и создана иерархия. В зависимости от успехов человек приобретает тот или иной статус, что не только повышает его самооценку, но и развивает чувство ответственности.

· Новая деятельность. Молодым людям свойственно пробовать себя в различных видах деятельности, и чем больше вы предоставите таких возможностей, тем интереснее им будет работать. Пусть тот, кто не очень хорошо проводит занятия, попробует себя в разработке полиграфии или анкетировании, или подготовке акций.

· Перспектива. Например, возможность получения рабочего места в организации, поездка, обучение на семинаре, рекомендательное письмо для поступления в вуз или получения работы, получение премии.


Что нужно для работы волонтеров?

· Помещение. Как показала практика, если волонтерам негде собираться, мотивация и эффективность работы снижаются. При наличии помещения волонтеры имеют возможность общаться, готовиться к занятиям, обмениваться опытом.

· Поддержка. Ничто так не разваливает волонтерские группы, как пренебрежительное к ним отношение и скептицизм в отношении их деятельности. Ребята это быстро понимают и уходят. Отношение к волонтерам должно быть таким же уважительным, как к сотрудникам. Многие вещи волонтеры в силу возраста и отсутствия полномочий сделать не могут. В составе волонтерской группы должен быть взрослый участник или руководитель, способный решать проблемы «взрослого характера».

· Обучение. Иначе вопросы: «Зачем заниматься этой деятельностью и как это делать?», - останутся без ответа.

Материальное обеспечение. Рано или поздно материальные затраты все же потребуются. При работе волонтеров они минимальны, но есть. В основном это расходы на канцелярские товары, призы, транспорт.

Анализируя материалы в СМИ и опыт работы волонтеров республики и других регионов, мы (учащиеся МОУ «СОШ №8») пришли к выводу, что и в нашей школе необходима такая форма деятельности, которая включает в себя настолько разнообразные виды работы, в том числе и профилактическую.

НАРКОМАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Перспективы решения

Наркомания - это новой явление в нашей жизни, с которым столкнулось общество в самом начале демократических преобразований. Ее особенность - стремительный рост и распространенность среди молодежи 18-24 лет. Результаты наркотизации населения - рост смертности, распространение ВИЧ, экономические потери. В ближайшие годы эта ситуация будет осложняться . Это признание того, что государство и общество не могут успешно преодолевать проблему, нет эффективной системы лечения наркотической зависимости. Добавим, - нет эффективной системы профилактики.

В вопросах, касающихся здоровья, профилактики зависимости от психоактивных веществ и отклоняющегося (аддиктивного) поведения, простые приемы передачи информации, а так же выработанный десятилетиями "директивный" стиль общения не гарантирует усвоение необходимых знаний и навыков. Того или иного объема информации недостаточно ни для позитивного изменения поведения учащихся и правильного жизненного выбора, ни для формирования способности противостоять вредным воздействиям.

В переходный период общественного развития молодое поколение находится в наиболее сложной социально-психологической ситуации, связанной с утратой прежних социальных стереотипов поведения, искажением существовавших ценностных ориентации. Молодые люди зачастую не имеют необходимых знаний и жизненных навыков, которые позволили бы им сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль. В то же время профессиональные группы специалистов, работающих с молодежью, далеко не всегда, как показывает практика, способны оказывать подрастающему поколению необходимую психологическую и социальную поддержку и нуждаются в выработке новых образовательных подходов.

Наркотизм стремительно помолодел - он стал детским. Не только в институтах и колледжах - в любой средней школе городов России ребенок может без тру­да купить наркотик - были бы деньги. В зоне повышенного риска наркотиза­ции находится четверть детей, подростков и молодежи.

Проблема наркомании сложна и вопросы профилактики потребления психоактивных веществ в организованных коллективах несовершеннолетних представляют собой одну из актуальнейших проблем современной наркологии и педагогики.

Существуют стандартные модели профилактики наркомании, применяе­мые во всём мире. Они следующие:

1. Социокультурная модель.

2. Потребительская модель.

История последних двадцати лет показала, что запретительные меры не всегда решают сложных медико-социально-экономических проблем наркомании. Наи­более приемлема социокультурная модель. До каждого несовершеннолетнего необходимо довести информацию о па­губном влиянии наркотических и токсических веществ на организм, о воз­можности заражения такими страшными заболеваниями, как СПИД, гепатиты, сифилис. В настоящее время эта деятельность представлена преимущественно стихийно организованными тематическими лекциями либо врачей психиат­ров-наркологов, либо работников органов внутренних дел. В этой работе не учитывается реальная ситуация, отсутствует последовательность, непрерыв­ность.

Целесообразней вопросы своевременного и постоянного информирования учащихся школ и средних специальных учебных заведений о вреде наркоти­ков и токсикантов возложить на педагогов и школьных психологов, медиков. А также использовать потенциал думающей части молодежной среды. Попыткой эффективно объединить в себе традиционные способы передачи информации с элементами практического антинаркотического воспитания является новая форма пропаганды здорового образа жизни, в том числе и антинаркотической пропаганды – волонтерское движение. Мы считаем, что такой подход к антинаркотической профилактике позволит частично решить проблему употребления наркотиков в стране.