Как живет луиза. «Главное не как сыграли, а счет на табло. — О таких семьях не судачат соседи

Невеста и жених

На прошлой неделе «Новая газета» рассказала о 17-летней Хеде Гойлабиевой, на которой — в обход запрета Рамзана Кадырова на браки с несовершеннолетними — захотел жениться 57-летний руководитель Ножай-Юртовского РОВД Чечни Нажуд Гучигов.

Сам Нажид Гучигов во время нашего разговора категорически отрицал, что планирует жениться на несовершеннолетней девушке. «У меня уже есть жена, я ее люблю, никакой Хеды я не знаю и никакой свадьбы 2 мая не планирую», — он мне под запись по телефону.

Свадьба не случайно была назначена на 2 мая: 1 мая Хеде исполнилось 17 лет. То есть свататься Нажуд Гучигов начал еще к 16-летней девушке. Что совсем уж не хорошо, как с точки зрения российского законодательства, так и по существу запретов Рамзана Кадырова.

Немаловажное пояснение для жителей остальной России. Хеду Гойлабиеву сватают в качестве второй жены. Этот исламский обычай получил тотальное распространение в Чечне, хотя официально этот брак оформить невозможно (уголовной ответственности за многоженство больше нет, но подобные браки считаются недействительными, так как противоречат Конституции России и действующему законодательству: Семейному кодексу РФ и Федеральному закону «Об актах гражданского состояния»). Да и с точки зрения шариата ни один из таких браков не считается действительным.

Справка «Новой»

То, что в Чечне называют «многоженством», на самом деле по шариату таковым не является. Хаотично брачующиеся мужчины не в состоянии блюсти шариатские законы, предписывающее равноценное отношение ко всем своим женам. При большом количестве многоженцев в Чечне, я еще ни разу не видела мужчину, который бы не стеснялся появляться в свете со всеми своими женами сразу. Обычно первые (старые) жены живут на легальном положении, а новые (молодые, как правило) — на нелегальном.

И уж конечно в Исламе четко прописан запрет на браки по принуждению.

Справка «Новой»

Вопреки распространенному заблуждению о том, что по шариату выдают замуж без согласия невесты, такой порядок предусмотрен только в одном случае: этим правом наделяются отец и дед невесты, которые могут выдать замуж девушку против ее воли, но за равного ей.

Равного в целомудрии (непорочности), происхождении, наличии или отсутствии физических изъянов. Только одно исключение допустимо: «Если юноша — носитель знаний, то ему подходит любая девушка». То есть только ученому человеку дозволено то, что недоступно остальным. В Чечне этот шариатский принцип трактуют своеобразно: то, что можно высокопоставленному чиновнику или сотруднику полиции, — недоступно остальным.

Таким образом, по сути, Нажуд Гучигов берет 17-летнюю школьницу в любовницы.

Причем это не первая его попытка.

Некоторое время назад жители Ножай-Юртовского района вынуждены были вывезти из Чечни свою дочь («Новой газете» известно имя этой девушки), чтобы не допустить ее свадьбы с всесильным руководителем местного РОВД.


Хеда

История получила неожиданное продолжение. Намерения, от которых в телефонном разговоре с «Новой газетой» открестился жених, неожиданно подтвердил глава республики Рамзан Кадыров. 5 мая по местному телеканалу «Вайнах» был показали сюжет, который начался с заявления главы Чечни: «Я лично послал людей, узнайте согласна она (речь о нашей Хеде — Е. М. ) или нет?! И ее мать сказала, что девочка согласна! И дедушка по отцу дал слово и согласие! И все завершено по этому вопросу! Так говорят они! Я отправил самого мне доверенного человека, и мы привели к разъяснительному разговору!»

На этом тема была исчерпана.

Рамзан Кадыров никак не прокомментировал явный факт нарушения его же собственного запрета на брак с несовершеннолетней. А из сюжета стало понятно, что с самой девушкой, которая просила помощи лично у Рамзана Кадырова, никто не говорил. И что «самый доверенный» Кадырову человек не выяснил, что родственники девушки дали согласие, потому что в семье, кроме Хеды, есть еще и сын. Защищая его, родители решили пожертвовать дочкой...


Совещание Рамзана Кадырова с представителями чеченских СМИ — с 5:15 минуты

Остальная часть телесюжета была посвящена критике чеченских журналистов, которые проигнорировали эту, видимо, типичную для республики историю.

Руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов (больше известный по своему позывному «Лорд») заявил: «Наши журналисты — не профессионалы. Нет журналистского расследования! Делают передачи про своих родственников из своего тейпа... А Елена Милашина приехала с Москвы, из-за того что этот товарищ с Ножай-Юрта женится. Приехала с Москвы, ходит и берет интервью! А из вас ни один не соизволил удостовериться — правда это или нет!»

Рамзан Кадыров пригрозил уволить местного министра печати и пообещал, что закроет все газеты и журналы, если журналисты в Чечне не станут «ближе к народу»: «Ваши газеты неинтересны! Более интересные журналы, независимые, скажем, журналы, радио не могут быть у нас? Эй, обождите, вот это случилось у нас, говорят про нас, по всей стране говорят! Везде об этом говорят, во всех газетах! А почему не вы об этом говорите?.. Вы не с народом работаете, вы с Интернета берете и перепечатываете! Нужно выходить в люди, в народ и писать, тогда ваши газеты будут покупать и читать! <…> Надо говорить то, что есть! Кадыровы, типа не разрешают, — вот как оправдываются! Клянусь Аллахом, позволяют!..»

Публикация в «Новой газете», которую привели в пример чеченским журналистам Кадыров и Даудов, стала причиной переноса даты свадебной церемонии. По сведениям «Новой» свадьба все-таки пройдет 10 мая, хотя именно этот день в республике официально считается днем траура по погибшему в 2004 году Ахмату-Хаджи Кадырову и жертвам сталинской депортации. Свадьба пройдет в Аргуне. В качестве гостя ждут и главу Чечни.

P.S. Спасти Хеди нам не удалось. А вот министра печати Чечни все-таки в четверг .

В Третьяковке перед картиной Василия Пукирева «Неравный брак» всегда стоят люди. Он ее написал сразу по окончании художественного училища в 1862 году и получил премию и звание профессора.


Картина, действительно, написана по всем правилам (отлично выписано кружево, отблеск свечи на платье), но высокую оценку получила не только за это, но и за актуальность темы. Тогда стали обращать внимание на бесправное положение женщины - вспомните пьесы А.Н. Островского. А в феврале 1861 года вышел указ Священного Синода, осуждающий браки с большой разницей в возрасте.
Одни говорят, что сюжет подсказал художнику его друг, молодой купец, и это он изображен в виде шафера (это такой негодующий молодой человек сзади брачующихся, со скрещенными на груди руками). Его невесте было 24 года, но ее выдали за человека, старшее нее на 13 лет. Так как купец был ему родственником, то пришлось быть на свадьбе шафером.
По другой версии - это история самого художника. Его девушку выдали замуж за пожилого и богатого человека, а в виде шафера - он сам. Я склоняюсь к последней версии - уж очень много в картине истинного чувства. Тем более, что в 2002 году нашли портрет несостоявшейся невесты Пукирева.
Возможно, это та самая невеста через 44 года после написания картины.

Жила она в богадельне, так что брак с богатым стариком денег ей не принес.
Но когда мы смотрим на эту картину, мы не думаем о прототипах. Нам жалко эту дрожащую от грядущего ужаса девушку и тошно смотреть на противного старичка.

В советское время такое уже считалось невозможным.
Однако картина все равно осталась популярной. На нее часто делают пародии. А чего не посмеяться, если тема, казалось бы, ушла в далекое прошлое?


С чего это я вспомнил о «Неравном браке»? А потому, что последние 2 недели много говорят и пишут о случае в в Чечне, где 16-летнюю Луизу Гойлабиеву сосватал начальник Ножай-Юртовского РОВД Гучигов, которому по одной версии 57 лет, а по другой - 46.
Шум подняла «Новая Газета», получившая сведения от кого-то из родных невесты: якобы вся семья против этого брака, девочка в ужасе, а жених им угрожает, и они его боятся. Дело усугубляется тем, что жених женат, имеет взрослых сыновей и дочерей. Свадьба должна состояться 2 мая, так как 1 мая невесте исполнится 17 лет.
Журналистка «Новой» отправилась в село. Гучилов категорически отрицал, что планирует жениться на несовершеннолетней девушке. «У меня уже есть жена, я ее люблю, никакой Хеды я не знаю и никакой свадьбы 2 мая не планирую». При этом чеченский милиционер ссылается на запрет главы республики Рамзана Кадырова заключать подобные браки:"Я знаю про запрет Рамзана Кадырова. Как можно его нарушать? О какой второй жене вы говорите? Вот прямо со мной тут моя первая и единственная жена, которую я очень люблю, с которой прожил всю жизнь!". Все это журналистка записала на диктофон.

После появления статьи в «Новой газете» ситуацией заинтересовались на самом высоком уровне.
Депутат Госдумы Шамсаил Саралиев указал, что автор материала не владеет правдивой информацией. В частности в статье указан неправильный возраст Нажуда Гучигова, которому не 57, а 46 лет. Депутат также напомнил, что по российским законам органы местного самоуправления разрешают браки с 16 лет, а в Чечне обычно придерживаются ценза в 17 лет.
Глава Чечни Рамзан Кадыров сделал заявление по ТВ — он, дескать, лично убедился, что дед и отец девушки не против свадьбы.
Телеканал «Лайф Ньюс» тоже побывал в Чечне и заснял интервью с фигурантами этой истории. Из него можно узнать, что Нажуд Гучигов вместе с коллегами из РОВД охранял школу, в которой Луиза Гойлабиева сдавала выпускные экзамены. В прошлом году Луиза закончила школу, получила аттестат без троек. В дальнейшем хочет стать врачом. Она уверена, семья этому не помеха. Большинство ее одноклассниц уже сделали свой главный в жизни выбор.
Познакомившись, Луиза и Нажуд стали общаться по телефону, а спустя год жених посватался и назначил дату свадьбы. Согласно установленным правилам, в Чечне нельзя жениться на школьнице или девушке моложе 17 лет, поэтому дату назначили на следующий день после дня рождения Луизы — 1 мая.

В «Твиттере» Кадыров позже писал, что, мол, многие известные люди вступают в неравные браки (Виктор Ерофеев, Дмитрий Дибров, Андрей Кончаловский, Алла Пугачева и др.), и никто не удивляется.
Тоже верно. Но невесты Ерофеева, Диброва, Кончаловского все же не были вчерашними школьницами. Девушки ведь разные бывают: некоторые к 20 годам уже так нагуляются, что хотят остепениться. А почему же не полюбить, скажем, в 21 год, богатого да знаменитого, если есть перспектива, что он обеспечит тебя материально или поможет сделать карьеру? Много сегодня молодых, да ранних.

Знаю и случаи, когда в 17 лет искренне влюбляются в 30-летних мужчин, которые себя никак на общественном поприще не проявили, но это другое дело. Все же разница не в 30 лет, и тем более, не в 40 лет. Думаю, этим девушкам, действительно, не хватало в детстве общения с отцом.

Про то, что девушка станет второй женой, ничего не говорится. Мы не знаем: возможно, с первой женой полицейский живет гражданским браком, и паспорт его чист; возможно, в связи со скандалом, он спешно развелся.
Для мусульман браком считается брак, заключенный по Шариату, а не тот, что зарегистрирован в ЗАГСе. Но все время от времени с Северного Кавказа доносятся предложения официально ввести многоженство (Руслан Аушев, Рамзан Кадыров, в Адыгее - депутат генерал Дорофеев). С 2000 года эту же идею озвучивает Жириновский.

В интересное положение в связи с чеченской историей попали «охранители». Их логика такая: раз Кадыров разрешил этот брак, то брак нужно одобрить, потому что без Кадырова в Чечне опять начнутся волнения и придется опять там воевать, а России это невыгодно.
Причем, сегодня среди «охранителей» немало людей с левой и просоветской идеологией, что мне кажется странным.
Вот, например, пишет блогер Гранд: «Желание стать второй (третьей, четвертой) женой для мусульманки — естественная потребность. Они любят своих мужчин, считают заботливыми отцами и главами семей, воспитывают всех детей вне зависимости от того, кто их выносил, иногда немножко ревнуют друг к другу, но практически всегда сохраняют между собой хорошие, теплые отношения.
Я об этом знаю, потому что интересовался вопросом. Для меня как для человека по-настоящему свободного нормальным является именно такое доброжелательное любопытство, без попытки осудить чужие традиции, быт или мировоззрение. И мне всегда было интересно мнение не мусульманских мужчин, а именно женщин. Я искал и находил ответы на свои вопросы.
И понял, что наши северокавказские республики живут по российским законам, но с исламским акцентом. Штамп в паспорте получает только первая жена, остальные удовлетворяются гражданским браком, и их это вполне устраивает. В свое время я принял это к сведению, приятно удивившись, как легко в моей стране уживаются люди с таким разным укладом».

Такой же точки зрения придерживается и Максим Шевченко, хотя он, вроде бы, и критикует режим. Но он стоит за свободу национального самовыражения народов Кавказа. По его мнению, кавказские девушки, они не такие, как московские: выходя замуж они в первую очередь думают о благосостоянии своей семьи - о родителях, братьях, сестрах.
Ой, какая благодать и разлюли-малина! Прямо какая-то генетическая аномалия: подавай им в 16 лет 57-летних мужиков, и все тут! О любви не думают, а исключительно о счастье братьев-сестер.
Да нет таких девушек и не было никогда. Вот я начал пост с картины «Неравный брак» - для кого ее писали?

Рады ли сегодняшние мусульманские женщины своей судьбе?
В 2010 году в афганской провинции Герат было зафиксировано 78 случаев самосожжения женщин, из них 38 привели к гибели самоубийц. Не все женщины погибают, некоторые и выживают.


В Перестройку очень частыми стали самосожжения женщин в Туркмении и Таджикистане. В 1988 г. в Таджикистане было зафиксировано свыше 110 самосожжений. Средний возраст тех, кто сжигал себя, был молодым, огонь пробрался и в школьную среду.
Каковы, по вашему мнению, причины самосожжений?" - такой вопрос был задан 220 жителям Джиликульского района Таджикистана (возраст - от 16 до 35 лет). 27 процентов опрошенных ответили: выдача замуж против воли; 23 - запрет продолжать учебу; 21 - не разрешают выйти замуж за любимого человека; 19 - конфликты родителей и сына из-за невестки; 15 - оскорбительные слухи; 14 - запрет работать; 9,5 процента - конфликты невестки со свекровью и свекром.
Среди других причин назывались: утрата девичьей чести; пренебрежительное отношение учителей (1,8 процента). 8,6 процента считают самосожжения исключительно результатом слабоволия и легкомыслия тех, кто совершил этот крайний шаг.

Например, в 1989 г. в Кизыл-Арватском районе города Красноводска женщина сожгла себя потому, что каждое воскресенье муж бил ее, всегда в один и тот же час. Бил без причин, просто так, для "науки", чтобы знала свое место. За шесть лет супружеской жизни она к этому привыкла, ей и в голову не приходило куда-то жаловаться. Своей покорностью она как бы признавала правоту мужа. Но, видно, пришел предел терпению. Она принесла в милицию заявление, чтобы в случае ее смерти, сына не оставляли с отцом, но никто ее не спросил, в чем дело.

1989 год - это уже когда центральная власть рукой махнула на проблемы республик. Пусть, мол, живут по своим законам, как хотят. Те и зажили - быстренько забыли, как вместе с нами плакали над «Первым учителем», а завели по нескольку жен.
И сейчас все тоже самое. В прошлый раз такое отношение не помогло сохранению СССР, поможет ли сегодня?

P.S. Появилось видео со свадьбы. По-моему, невесту накачали какими-то успокоительными. Возможно, это вызвано значимостью свадьбы в глазах общественности. Но выглядит она как-то странно.

16 мая 2015 года. Семнадцатилетняя невеста Хеда Гойлабиева едет на свадьбу. Дверь ей открывает сын ее будущего мужа, влиятельного главы РОВД Ножай-Юртовского района Чечни Нажуда Гучигова. Фото: Instagram Рамзана Кадырова

13 мая

После Ножай-Юрта знаменитые чеченские дороги заканчиваются. Лада-Калина, на которой я еду первый раз в село Байтарки Ножай-Юртовского района, еле-еле передвигается по колдобинам и ямам извилистой дороги. Идет несильный дождь — и потоки селя размывают край дороги, куски глины вперемежку с щебенкой ухают вниз. Этот район — малая родина тейпа Беной. Его выходцы — представители самых известных сегодня чеченских фамилий: Ямадаевы, Кадыровы, Делимхановы… Но знаменитые представители этих кланов давно уже переселились на равнину. Может быть, поэтому бедность горных сел резко контрастирует с помпезностью небоскребов равнинных городов Чечни. По обочинам — старые, преимущественно саманные домики, многие — с огромными трещинами от крыши до фундамента. Часто попадаются нежилые, разрушенные, видимо, в войну, заброшенные жилища. Зато на всех — новые синенькие таблички, информирующие, что едем мы по улице Ахмата Кадырова. Кажется, эта улица бесконечна, потому что во всех чеченских селах именно она одновременно — главная дорога.

В Татай-хуторе живет тетка Хеды Гойлабиевой Алпату Юсупова. Завуч сельской школы, она стала знаменитой после первого сюжета Lifenews о ее 17-летней племяннице, которую сосватал начальник РОВД Ножай-Юртовского района Нажуд Гучигов. В сюжете именно Алпату сидит возле Хеды Гойлабиевой и вместе с ней отвечает на вопросы журналистов.

Алпату соглашается поговорить со мной. Приглашает в свой школьный кабинет и рассказывает снова о том, что ее племянница выходит замуж добровольно. Я спрашиваю, почему тогда жених категорически отрицал, что собирается жениться на несовершеннолетней Хеде. Ведь именно глухой отказ Нажуда Гучигова подтвердил худшие подозрения о принуждении семьи Гойлабиевых к согласию на этот брак.

— Она не Хеда, а Луиза, — поправляет меня Алпату.

Когда я ей, чеченке, объясняю про чеченскую же традицию двух имен (домашнем и официальном), Алпату кивает головой и больше меня не поправляет. Но племянницу называет строго Луизой.

— То, что Нажуд по телефону сказал, — не имеет значения. Может, это кто-то другой был по телефону… — говорит Алпату.

— Что вам известно об отношениях Хеды и Нажуда? Когда они познакомились?

— Познакомились на экзаменах, — уверенно говорит Алпату. Но на уточняющих вопросах начинает «плыть».

— Что именно делал на школьных экзаменах руководитель районной полиции?

— Не он сам, конечно, школу охранял. Я не знаю, как он там оказался. Наверно, пошел проверить своих подчиненных, как они работают. Но впервые они в школе друг друга увидели. Это точно. Он достал телефон Хеды, и так они стали общаться. Я узнала о том, что они общаются, через два или три месяца.

— Вас эта ситуация не насторожила? Это нормально?

— Нормально, — отвечает Алпату с улыбкой.

— А когда началось сватовство?

— В марте, кажется.

— Я слышала, что из самого муфтията республики приезжали сватать вашу племянницу, потому что родители Луизы отказали сначала Нажуду Гучигову.

— Из муфтията республики тоже были, — кивает Алпату.

— Скажите, а кто к вам приезжал кроме журналистов Lifenews? Чеченские журналисты приезжали?

— Нет, чеченские журналисты не приезжали. Были две женщины, местные правозащитницы. Их по телевидению (Lifenews — Е.М. ) показывали. Когда Луизу допрашивали (так и сказала — Е.М. ), эти две женщины сидели рядом*. Другие люди у нас тоже были, проверяли, согласна ли Луиза.

— А кто проверял?

— Я их не знаю. Из Грозного Рамзан Кадыров прислал своих работников. Я их фамилии не знаю. Это были мужчины. А у нас женщины с незнакомыми мужчинами не разговаривают.

Я хочу выяснить у тети, был ли все-таки никях между ее племянницей и Нажудом Гучиговым. Никях — это исламский брак, заключается муллой. В отличие от регистрации в ЗАГСе, никях в мусульманских регионах России строго обязателен. После этой церемонии девушку увозят в дом мужа. По моим сведениям, на следующий день после моего разговора с Нажудом Гучиговым, Хеду Гойлабиеву увезли-таки из дома.

— Свадьбы не было, хотя к ней почти все готово было! — уверенно опровергает Алпату. — Эти сплетни по телевидению и по телефону помешали свадьбе (Алпату имеет в виду распространявшуюся уже полгода в чеченских соцсетях и популярном тут мессенджере WhatsApp информацию о том, что девушку принуждают к браку — Е.М. ).

— По телевидению про свадьбу заговорили только 5 мая с подачи руководства республики, — уточняю я. — Как все-таки сплетни могли помешать браку, которого хотят и жених, и невеста, и к которому все было готово?

Алпату не может вразумительно ответить на этот вопрос.

— А Хеда сейчас где? — спрашиваю я.

— Не знаю.

Мы уезжаем из села, нас сопровождает сын Алпату. Мы высаживаем его из машины у дома Алпату и делаем вид, что уезжаем в противоположную сторону от Батайрков в направлении Ножай-Юрта. Мальчик стоит на дороге, смотрит нам вслед, звонит по телефону. Подождав немного на обочине дороги, мы поворачиваем обратно.

…Байтарки — богом забытое место. В селе всего два новых здания из красного кирпича: мечеть и школа. В школе, как оказалось, работает тренером по боксу отец Хеды Исмаил. Дом Гойлабиевых — очень скромный. Обстановка — бедняцкая. В семье пятеро детей (так нам сказала сестра Хеды Жанет). Два мальчика и три девочки, Хеда младшая, старшие сестры — не замужем. В доме, кроме больной бабушки и Жанет, никого нет.

— Хеда с матерью уехали на базар в Хасавюрт, когда будут дома, неизвестно, — говорит Жанет.

— А завтра она будет? — спрашиваю.

— Я не знаю. Они, наверное, тоже поедут на базар.

— А послезавтра тоже поедут?

— Я не знаю. Может быть.

— А что она там делает?

— Подарки к свадьбе покупает, — ставит точку Жанет.

Я спрашиваю Жанет, сколько лет ее сестрам. Она путается, не может назвать даже возраст Хеды.

— Ей 18, — говорит Жанет. — Или 17. Я не помню.

Выясняется, что паспорт неделю назад забрали из дома неизвестные Жанет люди.

Жанет ведет меня на второй этаж. Диван и два кресла с блескучими пуговицами, дешевый во всю стену ковер — вот и вся обстановка. Единственный платяной шкаф для одежды — в комнате больной бабушки Хеды. В углу комнаты стоят коробки с логотипом Шанель — подарки для родственников жениха, показанные по Lifenews. Мне интересно, на какие средства семья Гойлабиевых могла их купить. Никаких других подарков, которые Хеда Гойлабиева вместе с мамой «закупают на базаре в Хасавюрте» все дни напролет, в доме не видно.

— Вот здесь свадебное платье Хеды было, — показывает Жанет на дверцу шкафа.

— Было? — удивляюсь.

— Мы его обратно в прокат сдали (свадебные платья в Чечне стоят очень дорого и небогатые семьи предпочитают брать их в прокат — Е.М. ).

— Это как? — не сразу понимаю я. — Зачем? Ведь свадьбы еще не было!

— Ну… — мешкает Жанет. — Раз отменили <свадьбу>, Хеда захотела взять другое платье. Побогаче.

— Почему свадьбу отменили, ведь вы же готовились к ней?

— Да готовились. Вот, платье взяли напрокат.

— Это то платье, которое снимали журналисты?

— А кто отменил свадьбу? Родственники жениха?

— А причину сказали?

Жанет не может ответить на этот вопрос. Вместо этого рассказывает в общих чертах официальную версию знакомства Нажуда с Хедой. Познакомились во время ЕГЭ. Достал телефон, стали общаться. Дорогих подарков, вроде квартиры или денег (это информация пошла от чеченской журналистки Залины Лакаевой) своей невесте Гучигов не делал.

«Хеда их не принимала, — поясняет Жанет. — Но после свадьбы все будет! А до этого она сказала, что не хочет никаких подарков».

Информация об общении Хеды с Нажудом, как говорит Жанет, «тайной не была, все знали». Нажуд долго ждал, пока Хеде исполнится 17 лет. Кто писал в WhatsApp «вранье про принуждение невесты» — Жанет не знает.

— Если я завтра приеду, Хеда дома будет? — спрашиваю Жанет.

— Не знаю. Если она там закончит все покупать.

В дом начинает прибывать народ. Входят две женщины, представляются односельчанками. Вмешиваются в разговор. Настаивают на том, что Хеда выходит замуж по согласию. Объясняют, почему согласие на свадьбу дал дед Хеды, а не отец.

— У нас отца не спрашивают.

Я искренне неудомеваю, так как это, мягко говоря, не совсем так. Ни по чеченским обычаям, ни по исламским.

— Отец сейчас в школе? — спрашиваю Жанет. — С ним можно поговорить?

— Не знаю, захочет ли он… — теряется девушка.

Мы с Жанет обмениваемся телефонами. Она обещает позвонить, когда Хеда приедет домой.

В школе навстречу выбегают мальчишки лет 8-10. Спрашиваем, где спортзал. Они нам показывают дорогу и по ходу поясняют, что пришли на тренировку по боксу, а Исмаил (папа Хеды) их выгнал, закрыл спортзал и ушел буквально пять минут назад. Ребята явно растеряны. Спортзал действительно закрыт.

За забором школы нас ждет темная «Лада» 14 или 15 модели с номерами X433XC 05. В ней — четверо сотрудников полиции: двое мужчин и две женщины. Прямо от школы эта машина явно, не скрываясь, следует за нами по дороге из Байтарков — и до поста на административной границе в дагестанском селе Новолакское. Я сообщаю на всякий случай номера машины по телефону в редакцию. На посту нас тормозят, переписывают документы. Когда мы возвращаемся к машине, один из сотрудников, охраняющих пост, говорит:

«Тут за вами останавливалась белая «Приора». Из нее вышли люди и сказали, что они вас знают и чтобы мы вас пропустили».

Белая «Приора» с номерами A848EE 95 ждет нас в трехстах метрах за постом. Пропускает и следует за нами. В машине двое — мужчина и женщина. Сообщаю номера и этой машины в редакцию. Она будет следовать за нами до Хасавюрта.

В Грозный приехали, когда уже начало темнеть. От Жанеты Гойлабиевой приходит sms «срочно перезвони». Перезваниваю. Она говорит, что Хеда дома и они ждут меня обратно. Говорю, что уже поздно, и когда мы к ним приедем, будет совсем ночь. Предлагаю созвониться завтра.

— Завтра она не сможет. Только сегодня. Сейчас.

Отвечаю, что мне нужно договориться с водителем. Жанета настойчиво звонит еще несколько раз, но водитель категорически отказывается ехать в горы ночью.

Вечером по грозненскому телеканалу «Вайнах» показывают 13-минутный специальный репортаж, в котором моя работа в Чечне была названа «оголтелой, античеченской и антироссийской пропагандой». Меня обвинили в том, что ситуацию с Хедой Гойлабиевой я использую «для дискредитации властей Чечни», что я «пытаюсь весь чеченский народ представить как дикарей» и «что я буду нести ответственность сразу по нескольким статьям».

Новый министр печати Джамбулат Умаров (прошлый был после первой публикации «Новой газеты» о скандальной свадьбе) заявил, что моей деятельностью «возмущены чеченские журналисты, чеченские писатели и другие представители чеченского гражданского общества». И поэтому он не знает, «каким образом удастся этот поток возмущения остановить».

14 мая

В гости к Гойлабиевым выезжаем на следующее утро, 14 мая, с сотрудниками Сводной мобильной группы и журналистом нижегородского «МК» Константином Гусевым. До села Новолакское добираемся в 8 утра. На дагестанском посту у нас проверяют документы и со словами «все сегодня едут в Байтарки» пропускают. На пограничном с Чечней КПП через 20 метров от дагестанского поста нас тормозят. Забирают у всех паспорта.

— Вы та самая Милашина? — неожиданно спрашивает сотрудник поста, русский по национальности. — Вы вчера тут проезжали на машине Лада-Калина?

— Да, — отвечаю. — А что?

— Тут вами очень интересуются.

— Случайно не чеченские правоохранительные органы? — уточняю.

— Какая вы догадливая, — отвечает с улыбкой парень.

Потом совершенно серьезно говорит:

Он забирает документы и уходит со словами «Ждите, нам надо поставить в известность начальство, что вы тут». Пока ждем, пост без всякого контроля проезжает машина с номерами ААА 95 региона. С такими номерами обычно ездят сотрудники чеченского правительства. Через 15 минут нас, наконец, пропускают.

Чеченский ДПСник желает нам удачи.

В Байтарках у дома Гойлабиевых нас уже ждут. Перед воротами стоит пожилая женщина. В ответ на мое «здравствуйте», говорит: «Что вам тут надо?»

Я объясняю, что приехала по приглашению сестры Хеды и спрашиваю, кем эта женщина приходится Гойлабиевым. Оказывается, односельчанка. Я извиняюсь и захожу во двор дома. Там уже собрались около десяти решительных женщин и двое мужчин. Один из них снимает происходящее на камеру телефона. Костя Гусев шутит на ухо: «Интересно, как быстро эту запись покажет Lifenews?».

— Вы нам надоели! — кричит какая-то женщина из толпы.

Поднимается страшный галдеж, меня хватают за руки и не дают сориентироваться. Пытаюсь объяснить, что приехала по приглашению Жанет. Жанет тут же открещивается от своих вчерашних звонков. Я показываю ее входящие на телефоне, но она говорит, что номер не ее. Я не настаиваю, все и так понятно.

Узнаю в толпе маму Хеды Макку и здороваюсь. «Спасибо за вашу помощь, — говорит Макка, — но, пожалуйста, уезжайте». Я все-таки хочу поговорить с Хедой. Женщина в черной кофте за моей спиной очень агрессивно толкает меня в спину. «Надоели вы нам! — кричит она. — Когда нас убивали, где вы были со своей помощью?»

Пытаюсь объяснить, что я из газеты, где работала Анна Политковская. Политковскую тут не знают. Шум не стихает.

Народ прибывает. В какой-то момент появляется Хеда. Я пытаюсь перекричать женщин и спрашиваю, согласна ли она поговорить со мной. Она согласна, но ее отталкивают от меня. Она что-то пытается сказать в ответ на чеченском. Наконец, неимоверными усилиями мы попадаем в дом. Говорить не дают. Парень с телефоном снимает происходящее. Хеда несколько раз просит, чтобы он прекратил.

— Я выхожу замуж добровольно, — говорит Хеда. И смотрит на парня с телефоном. У меня ощущение, что снимают тут даже не меня, а ее. Что вся семья Гойлабиевых находится под контролем. Я нигде не вижу ни отца, ни деда Гойлабиевых. Даже дяди, который выступал в сюжете Lifenews от имени мужской части этой семьи, тут нет.

В комнату врывается посторонний мужчина и начинает на меня орать.

— Уходите немедленно! Прочь! Вон!

Крик заводит женщин, одна из них хватает меня за руку и буквально выталкивает из дома на улицу. Мать Хеды и сама девушка остаются в доме. Градус агрессии нарастает. Впервые за 11 лет работы в Чечне меня выгоняют из чеченского дома.

— Мне стыдно за вас, вы же чеченцы! Вы ведете себя, как будто сломались. Где ваша гордость? — говорю я теткам, пихающим меня к машине.

— Мы свою гордость давно потеряли!** — кричит одна. — Давай! Уезжай отсюда и никогда не возвращайся!

На крыльце школы, где училась Хеда, меня встречает тот самый парень, который снимал нашу встречу с Хедой на телефон... Но мне не до него: изо всех окон двухэтажной школы Байтарков выглядывают ученицы в темных косынках и белых фартуках. Они улыбаются и машут мне.

На обратном пути у нас опять «хвост». На КПП «Новолакское» сотрудники поста явно радуются, что мы вернулись живыми. На дагестанском посту задерживают Константина Гусева, который еще с утра «был чистым по МВД», а спустя несколько часов умудрился оказаться в федеральном розыске. Нас держат на посту полчаса. Все это время сотрудники ведут с кем-то переговоры по телефону. Наконец, отпускают.

Байтарки

P.S. Я неоднократно пыталась связаться с руководством Чеченской республики, чтобы задать вопросы и получить на них ответы. К сожалению, чеченские чиновники предпочли общаться со мной посредством сообщений других СМИ, а не лично. На контакт вышел только руководитель администрации главы и правительства Чеченской республики Магомед Даудов. Тот самый Лорд, который сопровождал Хеду Гойлабиеву в ЗАГС. Свое отношение ко всей этой печальной истории он выразил в sms:

«Есть такая поговорка у болельщиков: главное не как сыграли, а счет на табло».

* Во встрече Lifenews с Хедой активное участие принимали Луиза и Лейла Аюбовы, возглавляющие провластные НКО в Чечне. Одна из сестер снялась в спецрепе «Вайнаха» и осудила мою работу в Чечне.

** Эти слова слышны в ролике, опубликованном на LifeNews.

Дискуссия вокруг свадьбы 17-летней чеченки Луизы Гойлабиевой перешла в иную плоскость: если еще неделю назад все обсуждали юный возраст невесты, то теперь - то, что она стала якобы второй женой начальника РОВД Нажуда Гучигова. О многоженстве спорят в курилках, соцсетях, думских кабинетах, на уровне глав регионов. Каково это - быть второй женой? Или быть первой, но не единственной? О нюансах жизни в полигамном браке «МК» поговорил с несколькими женщинами. И одним мужчиной.

После скандала руководитель администрации главы Чечни Магомед Даудов предложил легализовать такие браки. Правда, добавив потом, что это сугубо его частное мнение. «Это ведь распространено, а значит, неплохо бы это как-то урегулировать» В ответ в Госдуме родилось предложение рассмотреть введение наказания за многоженство. Подумайте о чувствах женщины, ее самоуважении — возмущались дамы-депутаты...

Мы расспросили женщин, которые сами оказались в ситуации с «многоженством».

Одна из них сама поехала за третьей женой для своего мужа. Другой супруг, узнав о ее бездетности, отдал жене на воспитание сына своей первой супруги. А третья так и не смогла войти в сформировавшуюся семью.

Адани Умаеву 57 лет. В прошлом году он в третий раз совершил никях — то есть по мусульманским канонам, в мечети, оформил брак со своей третьей супругой. На его страничке в соцсети можно найти фото с какого-то торжества: Адани обнимает двух женщин. Подписано: «Мои супруги: вторая и третья. Первая, к сожалению, приехать не смогла...» О том, что его дом — трижды полная чаша, Адани говорит открыто. Когда мы, договариваясь об интервью, предложили ему взять псевдоним, он прервал диалог на полуслове:

Адани не олигарх и не чиновник. Для второй семьи ему приходится снимать квартиру, а третья живет в доме, который ему во временное пользование отдали знакомые.

— Война отобрала у меня все. У меня было два дома — разбомблены. Из трех квартир осталась только одна: две других я подарил многодетным женщинам, оставшимся без мужей. Начал подниматься, можно сказать, с нуля. Но смог не только сохранить первую семью, но и создать две другие. И честно скажу: если бы мне помогли восстановить дома, я бы привел и четвертую жену!

Первый раз Адани женился после окончания института. Говорит: очень уже родители переживали, что сын в свои 28 холост.

— Приехал на каникулы в родное село, увидел девушку, понравилась она мне, сыграли свадьбу... — как и большинство кавказских мужчин, Адани говорит открыто и витиевато на любые темы. Но стоит только перейти к чувствам к женщине — и двух слов не вытянешь.

Первая супруга, Раиса, родила ему сына и трех дочерей. Вместе они пережили обе войны. Собственно, во время войны в их жизнь и вошла вторая супруга Адани — Эльза.

— Нет, пылкой страсти не было. Была теплота. Меня сразила ее отзывчивость, болезненное отношение к трагедии нашего народа. Я понял: она мне уготована свыше. Позвал муллу, совершили никях. Свадьба? Какая свадьба под бомбежками!

На вопрос о том, как первая супруга пережила то, что она теперь не единственная, Адани отвечает неохотно.

— Она человек с сильным характером. Думаю, ей было нелегко. У меня по сей день по этому поводу с ней есть разногласия. Что бы сделал, если бы она не дала согласия? Разводиться бы не стал. Но она бы потеряла мое уважение. А уважение между мужем и женой у нас — камертон в отношениях.

Третья супруга была любовью Адани ещё с юности.

— Я был учителем в школе, она - выпускницей. Еще тогда у меня было огромное желание на ней жениться, было даже назначено время, когда я ее украду. Но до стариков дошли какие-то сплетни — и нас разлучили. Ее выдали за другого мужчину, она уехала. Но там жизнь не сложилась, и она вернулась обратно в Чечню. Семь лет я знал, что она живет здесь, и не решался к ней приехать, боялся оскорбить ее. Пока от знакомых не услышал, что и она тоже помнит обо мне. Тогда и решил свататься. Я понимал: это ответственный шаг, ведь я уже имею две семьи. Но понимал я и другое: чувству, которое пронеслось сквозь столько лет, нельзя дать угаснуть.

«Вторая жена поехала и привезла мне третью...»

— Как вы объяснили супругам, что хотите сочетаться браком в третий раз?

— Прямо и честно. Я вообще стараюсь во всех обстоятельствах быть честным. Сказал, что есть женщина, к которой я испытываю чувства с юности. И знаете, меня поразила реакция второй супруги. Она, конечно, прослезилась. А потом спросила: «Тебе было бы легче, если бы ты взял ее в жены? Да? Тогда дай мне ее номер телефона». До сих пор дословно помню каждое ее слово из того разговора: «Луиза, моя дорогая, он тебя очень сильно любит. Я тебя прошу: выходи за него замуж...» Повесив трубку, она сказала уже мне: «Никого за ней не посылай, я сама поеду». И на следующий день мой старший сын от первой жены, моя вторая супруга и представители старейшин поехали за моей третьей невестой.

Женщине не из мусульманского мира в эту историю поверить трудно. И тем более понять. Когда я прошу Адани объяснить, что двигало его женой, ведь ехать ее никто не принуждал, он отвечает:

— Что творилось у нее в душе, я не знаю. Женщине выносить свои чувства наружу у нас неприемлемо. Но могу сказать, что родственники-мужчины по линии моей третьей жены, когда у них на пороге появилась Эльза, сказали: «Будь с ней уважителен, она достойная вайнашка. Это пример, который можно транслировать на всю Чечню...» А по поводу того, что у нас женщине не принято показывать свои чувства, приведу пример моей матери. В тот день в ее жизни произошла трагедия: умер полугодовалый сын, наследник. Но в этот же день к родителям должны были приехать долгожданные уважаемые гости. И моя мама спрятала тело покойного сына, накрыла на стол, встретила гостей. И только когда пришел ее черед исполнять песни, заплакала навзрыд. На следующий день мальчика похоронили всем миром...

— Адани, существует мнение, что у каждой жены в полигамной семье должны быть одинаковые дома, машины, платья вы им должны дарить одинаковые...

— Для меня это сложно соблюсти: одна семья живет в доме, другая — на съемной квартире, первая занимает мою единственную, не разрушенную жилплощадь. Что касается платьев — я им даю деньги, и они сами решают, что на них купить. Свои доходы я распределяю на каждого члена семьи. Сложновато, конечно, ведь постоянного места работы у меня сейчас нет. Но они не нуждаются — уж поверьте.

— А ваше внимание как распределяется? Опять же есть мнение, что муж должен едва ли не до минуты уделять равное время каждой из своих жен?

— Не совсем уж до минут, но я стараюсь. Конечно, вообще без проблем не бывает. Если вам кто-то скажет такое, считайте, что он врет.

— Ваши супруги общаются между собой?

— Могу скинуть видеоролик, как они вместе готовят обед. Вы все поймете.

— Но ведь не может такая семья существовать без ссор — я в это не поверю.

— Если у них возникнет конфликт и они не смогут его унять, я разведусь со всеми тремя — даю слово.

— Насколько в Чечне многоженство распространено? Среди ваших знакомых много тех, у кого есть вторая и третья жены?

— После войны стало больше — а вообще у нас это на генном уровне. Постоянные войны выкашивали наше мужское население. А что касается многоженства, знаете, у нас даже так бывает, что первая жена специально ищет для мужа вторую. Жила у нас такая семья по соседству — с первой женой у него одни девочки рождались. И тогда его жена настояла, чтобы он взял вторую. Родился сын. Ту женщину часто спрашивают: зачем она так поступила? «Но мы же умрем, останутся одни мои девочки, а брата нет. Кто их будет защищать, замуж выдавать?»

— А если бы ваша жена пришла и сказала: я хочу привести еще одного мужа?

Адани отвечает притчей:

— Возьмем пустое ведро и попросим множество мужчин принести в него воды. А потом скажем им отпить только то, что они налили. Думаете, у кого-то получится? Не понимаете? Тогда объясню по-простому: в браке, где несколько мужей, будет непонятно, от кого дети.

— У вас в паспорте один штамп?

— У меня вообще ни одного нет. Когда поменял паспорт, не стал ставить. Зачем он нужен, если нас объединил мулла?

— Но получается, если с мужем что-нибудь случается, у вторых и третьих жен нет никаких прав на наследство.

— Когда мужчина создает новую семью, он никогда не отберет ни иголки у первой. Это уже ее и детей. Мы берем на себя ответственность за всех жен и детей: мы их содержим, любим, воспитываем. И это не пустые слова. Чтобы вы поняли, что такое ответственность чеченского мужчины перед его ребенком, расскажу, что я 23 года искал своего сына, от еще одной женщины. Жениться я на ней не мог: причина, поверьте, была. Так я даже на Сахалин ездил, чтобы его отыскать. А во время войны в кармане и носках у меня обязательно лежала записка: «Я, Адани Умаев, ищу сына». Далее его имя, возраст, приметы. И я его нашел. Он принял ислам, готовится переехать в Чечню.

«Мужа мы между собой не обсуждаем...»

Эльза, вторая жена Адани, оказалась женщиной с очень тихим голосом и очень прямолинейным характером. Когда в очередной раз, спрашивая ее о ревности, я попыталась подобрать более мягкие слова, она сказала: «Анастасия, не нужно ханжества. Задавайте вопросы в лоб — и я так же прямо на них отвечу».

Она никогда не думала, что станет второй женой. Более того, в юности считала это для себя неприемлемым. Поэтому на предложение Адани согласилась не сразу.

«Но он мне сильно нравился — он благороден, порядочен, красив, честен».


— У вас была возможность стать первой супругой другого мужчины?

— Конечно, я могла выйти замуж за неженатого человека, ко мне многие сватались. Но сердцу не объяснишь, что хорошо бы влюбиться в того, у кого нет жены.

— Как вас встретила первая супруга?

— С честью. Первое время, не буду скрывать, отношения наши были натянутыми. Она сдерживала себя, я — себя. Но друг к другу мы относились с уважением, потому что мы обе уважаем нашего мужа. Мы жили в разных домах, встречались крайне редко. Сейчас все хорошо: мы созваниваемся, вместе ходим на общие мероприятия. Мы — одна семья.

— Мужа мы не обсуждаем, это считается неприличным. Нет, конечно, я могу спросить, любит ли он, например, соленую пищу. Она ведь хорошо изучила его пристрастия. А если вы интересуетесь, обсуждаем ли мы моменты интимной жизни, то категорически нет. У нас общие темы — это дети, готовка, планы на общие праздники.

— Насколько сложно было принять его третий брак? Почему согласились? Ведь любая женщина в Центральной России сказала бы «ни за что»...

— Он здоровый, любвеобильный, он может обеспечить еще одну семью, более того, он ее любит. У нас неприемлемо, чтобы муж таил обиду. И вообще, в нашем обществе каждая женщина должна морально быть готова к тому, что единственной она не будет. Но признаюсь честно: мне первое время было досадно. Я человек самолюбивый, самодостаточный. Но он моих чувств не увидел, все это осталось внутри. Есть порядок, нарушать закон своей религии я не собираюсь. Для меня важно угодить Господу и угодить мужу.

— Но зачем вы сами поехали к ней свататься?

— Я понимала, что он обрадуется этому. Он с большим уважением и пониманием относится ко мне, он меня радует, так почему я не могу доставить ему радость? Она хорошая женщина, покладистая, старше меня. Я хорошо ее приняла. Честно скажу: если бы нам дали возможность восстановить те дома, которые мы потеряли во время войны, может, я бы ему и еще раз разрешила жениться.

— Но в семью приходит новая женщина — соперница...

— Она мне не соперница. И я первой не соперница. Он распределил по неделям свое время. Если кто-то болеет в другой семье, он может приехать к ним и не в свое время. Но в остальных случаях на мое время никто претендовать не может.

— В незнакомой компании вы говорите, что вы вторая супруга, или стараетесь это не афишировать?

— Почему я должна это скрывать? Мы ничего не нарушаем, мы соединены законом Аллаха.

— Какой совет вы могли бы дать Луизе, которая только входит, как говорят, в полигамную семью? Может, надо изначально постараться построить отношения с первой супругой?

— Этим управляет муж. Уважая его, жена не станет пререкаться, устраивать ссоры, чинить какие-то неприятности в отношении другой. Иначе получается, что я не уважаю себя.


«Могут плакать в подушку, но не покажут мужчине, что им больно...»

— Неужели вы думаете, что каждая девушка у нас мечтает о том, чтобы стать второй или третьей женой? — вопросом на мой вопрос отвечает известная чеченская журналистка Залина Лакаева. — Нет, конечно, все хотят быть первой и единственной. Но жизнь так складывается не всегда. Иногда ты понимаешь, что тебе уже 30, а нет ни мужа, ни ребенка. У нас ведь в республике из-за войны, по статистике, на каждые десять девчонок и пяти ребят не наберется. В Чечне вторые браки — это не редкость.

— Как я понимаю, официальной статистики нет. А если судить по вашему окружению, каков процент полигамных семей в Чечне?

— Не могу сказать, что это массовое явление. Но среди моей родни есть несколько таких семей. Сейчас я не вижу в этом какого-то преступления. Насильно тебя во вторые никто не заберет — хотя бы из самолюбия, уважения к себе.

Залина признается: хотя она и воспринимает это явление как норму, сама бы она ни за что не согласилась стать второй женой.

— Не потому, что я считаю себя лучше, просто не хочу причинить боль первой. Ведь, что греха таить, пережить это женщине сложно. Но она никогда не покажет мужу, что у нее на душе. Это считается неуважением, оскорблением мужчины. В этом вся сила чеченской женщины. Она может плакать в подушку по ночам, но никогда не покажет ни мужу, ни той, другой, что ей больно.

А потом, давайте не будем лукавить: входить в другую семью тоже не сахар. Родня, например, по большей части стоит на стороне первой жены. Но если мужчина привел в дом другую, приходится мириться, ведь эта женщина становится полноправным членом семьи. Хотя есть женщины, которые даже рады второму браку своего мужа. Например, неподалеку от нас жила семья, у жены не могло быть детей. И она попросила привести в дом вторую супругу. И двух старших новорожденных девочек отдали на воспитание первой. Узнали об этом они, уже когда выросли. Но продолжали считать матерью ту, которая их вырастила. Все они жили в одном дворе. А женщины даже спорили: «Мои лучше убираются». — «Нет, мои».

— Вам предлагали стать второй женой?

— Много раз. Однажды это делала супруга моего жениха. Мы были влюблены друг в друга еще в школе, но мои родители были против раннего брака, не разрешили мне за него выйти. Он женился на другой. И вот спустя годы мы попали в одну больницу. Он признался: обо мне он не забывал никогда, — и попросил быть его второй женой. Я отказалась. Тогда ко мне пришла его супруга и начала меня уговаривать. Потом она даже спросила, может ли назвать в честь меня дочку.

— Как это можно объяснить?

— Я и сама не понимаю. Женщины — не мусульманки, которые тоже лежали в той больнице и наблюдали за этой ситуацией, говорили: «Она что — ненормальная? Мы бы тебя на ее месте подушкой придушили…»

— Каковы гарантии, что после смерти мужа вторая и третья не останутся ни с чем?

— Права что у первой, что у второй жены одинаковые. Это узаконено на уровне наших адатов, наших обычаев. Это внутренний уклад народа. У нас, например, нет домов престарелых, бросить старика — это позор на весь род. То же самое и с детьми. Сейчас у нас девушки не стесняются положения второй жены, а многие даже хвастаются этим, особенно когда жених из богатого и уважаемого рода.

— Кстати, о финансовой стороне вопроса. Насколько человек должен быть состоятельным, чтобы он мог взять вторую жену?

— Очень индивидуально. Главное, чтобы он мог позволить купить квартиру или второй дом. Когда в одном доме живут две семьи, это не приветствуется. А так — знаю я, например, таксиста, у которого две жены.

— О таких семьях не судачат соседи?

— Могут и посудачить. Но быстро остывают. Нужно понимать, что ментальности у всех разные, — и относиться с пониманием.

«Штамп в паспорте не влияет на порядочность мужчины...»

Еще одна наша героиня живет не на Кавказе — в Екатеринбурге. Она русская. 11 лет назад она приняла ислам и стала второй женой. Свою историю она согласилась рассказать только анонимно. Но в данном случае это скорее плюс — так можно рассчитывать хоть на толику откровенности. Ее история неоднозначна: Катя (назовем женщину так) бесплодна. Но ребенок у нее есть — это сын первой жены ее мужа.

«Это не первый мой брак. Впервые я вышла замуж после института, но довольно быстро развелась. Тот союз был бездетным и очень «больным». Наверное, поэтому, когда я встретила своего второго супруга, который отнесся ко мне с пониманием, а его в моей жизни никогда не было, я влюбилась. Романтики как таковой в наших отношениях не было. Но была огромная забота, я почувствовала себя защищенной, как за каменной стеной. Это были чистые отношения, он до свадьбы ко мне не прикасался. Мы постоянно говорили о религии. Да, забыла уточнить: конечно же, до знакомства с ним я была православной, но решила принять ислам. Через 3-4 месяца после того, как я «покрылась» (надела хиджаб), он сделал мне предложение. Я согласилась сразу.

Да, я знала, что в Дагестане, откуда он приехал, у него есть другая семья, двое детей. Да, официально, для органов РФ, я не замужем (мы провели никях), но мне все равно. Я не думаю, что штамп в паспорте как-то может повлиять на порядочность мужчины. Сколько историй о разведенных женщинах, оставшихся ни с чем, когда мужчина уходил из семьи. Мой же муж — человек глубоко верующий. Я знаю, что в исламе отставить женщину ни с чем — грех. Так что я абсолютно уверена, что не останусь на улице, даже если у нас не все будет гладко.

Мне 37 лет, с мужем мы ровесники. В общей сложности мы прожили вместе 11 лет. Через восемь лет после нашей свадьбы он перевез в Екатеринбург первую жену с детьми, организовал им отдельное жилье. Та семья изначально знала обо мне. Как она отнеслась к этому? Не знаю. Об этом я ее никогда не спрашивала. Как и о многом другом. Муж против общения между нами. Он с самого начала поставил нам условие-табу — запретил и мне, и первой жене рассказывать о нашей семейной жизни посторонним и тем более друг другу. Максимум, что мы можем, — это поздороваться, когда встречаемся. Но я стараюсь избегать даже таких встреч: мне некомфортно. Думаю, что и ей тоже. Конфликтов никогда не было, потому что контактов не было. Но уровень наших отношений с ней — это исключительно ответственность нашего мужа. Я думаю, что она, так же как и я, просто приняла данный факт. Я работаю на полставки, чисто символически, но уже решила уйти с работы — муж нас обеих материально обеспечивает сполна. Также он равномерно делил время, проведенное с каждой из нас, иногда через день приезжает, иногда проводит день тут — ночь там. У меня претензий нет. Скажу честно: когда он со мной, ее вообще не существует. Наверное, это правильно.


А теперь о главном: я не могу иметь детей, муж знал об этом изначально, еще до свадьбы. Когда старшая жена с детьми переехала, он принял решение, что старший ребенок будет жить со мной. Сейчас мальчику 11 лет. Он принял это нормально, называет меня «мамулечка». К матери он ходит, пока я на работе. Старшая жена не против этого. По крайней мере делает вид. Изначально мне это казалось странным, но со временем все привыкли.

Не могу сказать, что все идеально: разногласия были. Нет, я не ревновала. Я была очень обижена на него. 8 лет он скрывал, что первая жена периодически приезжала с детьми в наш город навестить его. Я не знала об этом. Это открылось, когда она уже переехала окончательно. Я понимаю, что это ничего не меняет, жена есть жена, она имеет такие же права, как и я, но меня это слегка подкосило. Мне всегда было важно доверие. Но мы эту проблему решили.

Вы спрашиваете, счастлива ли я? Да. Но, конечно, хотелось бы большего. Я очень люблю его, очень боюсь его потерять. Но я сама выбрала этот путь. Надо просто продолжать стараться быть идеальной для него. Ведь довольство мужа — довольство Всевышнего...»

«Женятся потому, что первая им надоела...»

Но есть и другое мнение о многоженстве.

Суть его сводится к следующему: вторые браки среди мусульман сейчас не редкость не только на Кавказе, но и в Центральной России. Много вторых семей живет в Москве. Мужик уезжает на заработки, здесь находит себе новую жену. Но очень часто такие браки — прямое нарушение норм ислама. Нет, они совершают никях. Но, согласно канонам, мужчина должен не только поровну распределять между всеми своими женами достаток, но и свое внимание, любовь. А как раз об этом большинство современных мужиков забывают. Женятся потому, что первая им надоела, хотят помоложе и покрасивее. Да, чаще всего они полностью обеспечивают свою первую материально. Но не духовно.

С Айгуль я познакомилась на одном из форумов для русских мусульманок. Она татарка из очень состоятельной и уважаемой семьи. Окончила МГУ, с 17 лет работала на телевидении. И она противница многоженства. По крайней мере в том проявлении, которое наблюдает среди своих знакомых и родных.

— Расскажу историю моего двоюродного брата. Первая его жена попала в жуткую аварию, причем по его же вине. Она заново училась ходить, говорить, у нее обезображено лицо. Нет, он ее не бросил. Но нашел себе вторую супругу: молодую, красивую. Он поселил их отдельно, полностью обеспечивает обеих, но прекратил уделять внимание первой как женщине. Он постоянно в новом доме с новой женой. И таких историй только в моем поле зрения несколько.

До замужества Айгуль не была обделена мужским вниманием и предложениями построить крепкую ячейку мусульманского общества. Несколько раз ей предлагали стать и второй женой. Причем одно из предложений было очень перспективным: он был богат, красив, ее ровесник. Но она поняла, что его намерения далеки от норм шариата.

— Он просто влюбился. Там, в Дагестане, быт, трое детей. А здесь юная светская девушка, которую можно водить по ресторанам, знакомить с друзьями. Знаете, ведь сейчас большинство мужчин-мусульман забывают или не знают, почему можно создавать второй и последующие браки. Пророк брал в жены женщин, чьи мужья погибли на войне во время джихада, а значит, остались без кормильца и опоры. Это были женитьбы с намерением заботы и защиты. Современные же мужчины создают второй брак, потому что им так удобно: я бываю в командировках в Москве, мне нужна женщина, почему бы не взять вторую жену здесь?


У Айгуль много подруг, которые являются вторыми женами. Когда я спрашиваю у нее, неужели они действительно лишены ревности, столь смиренны, что могут сами поехать за другой женой, она улыбается:

— Да, в исламе терпение — самая большая добродетель для женщины. Мы должны изображать радость, когда нам хочется плакать. Но мы все люди, все из одного теста. Ни одна женщина не примет другую с открытой душой, любая женщина ревнует. Да что говорить: нам не нравится, даже если наш муж общается с бывшей. Даже если это из-за ребенка.

Да и вообще, по мнению Айгуль, вторая жена — это не столько радость для мужчины, сколько кабала.

— В исламе мужчина — это кормилец, он должен пахать от заката до рассвета, обеспечивать жену, детей, родителей. Но он хочет и отдохнуть. И эти счастливые часы досуга ты должен разделить между двумя женщинами. У своего мужа (он мусульманин) я спросила: планируешь ли ты взять вторую жену? Он посмотрел на меня как на умалишенную: «Мне бы с одной разобраться». А если уже совсем уйти в плоскость плотских отношений, давайте не будем забывать, что все женщины-мусульманки — особы темпераментные. Попробуй физически потяни двух жен! Каждая из них требует близости, и ее не волнует, что до этого ты два дня провел с другой. А ведь, согласно нормам ислама, ты не можешь отказать супруге в интимной близости.

Спорить о многоженстве можно бесконечно. Но, наверное, точку в этом вопросе поставил еще герой Юрия Никулина из «Кавказской пленницы», спев: «Не очень плохо иметь три жены, но очень плохо с другой стороны!»

Журналисты приехали в Чеченскую республику и встретились с семьей 17-летней Луизы Гойлабиевой, чтобы выяснить все подробности истории вокруг сватовства к юной девушке главы Ножай-Юртовского РОВД. Сама будущая невеста рассказала, почему согласна стать женой 46-летнего (а не 57-летнего, как врала "Новая газета") Нажуда Гучигова и развенчала слухи о том, что избранник якобы принуждал ее к замужеству.

В доме Гойлабиевых уже подготовились к предстоящей свадьбе, которая запланирована на июнь. Журналистов встретили мать, тетя и дядя Луизы.

Он хороший человек, поэтому… Мужественный, надежный, - отвечает Луиза на вопросы о будущем супруге. По ее словам, с Нажудом Гучиговым она общается уже около года. Сначала девушка не думала, что высокопоставленный мужчина в возрасте проявит к ней нежные чувства, ей просто было с ним интересно. Однако, когда она узнала о сватовстве Гучигова, это не стало для Луизы неожиданностью. До этого девушка отказала нескольким мужчинам, а теперь согласилась. Смущает ли разница в возрасте? Луиза отвечает: «Нет».

Нажуд Гучигов вместе с коллегами из РОВД охранял школу, в которой Луиза Гойлабиева сдавала выпускные экзамены. В прошлом году Луиза закончила школу, получила аттестат без троек. В дальнейшем хочет стать врачом. Она уверена, семья этому не помеха. Большинство ее одноклассниц уже сделали свой главный в жизни выбор.

Познакомившись, Луиза и Нажуд стали общаться по телефону, а спустя год жених посватался и назначил дату свадьбы. Согласно установленным правилам, в Чечне нельзя жениться на школьнице или девушке моложе 17 лет, поэтому дату назначили на следующий день после дня рождения Луизы 1 мая. Дядя юной невесты Нуради Гойлабиев рассказал, как в семье принимали ответственное решение.

Приехали люди свататься, мы сказали: сначала спросим у матери, потом у дочки. Если они дадут согласие, мы слово дадим. Если нет согласия – нет… Мы спросили у девушки, матери. Они согласны. И мы дали ответ – мы согласны, - говорит Нуради Гойлабиев. - Сплетни пускают, будто ее насильно заставили. Кто заставит чеченца? Ни меня, ни брата – никто не заставит! Раз согласие есть дочери, согласие есть матери, мы слово дали! Если бы она отказалась, ни один человек от нас согласия не дал бы.

Макка, мать Луизы, рассказала, как восприняла известие о намерении Нажуда Гучигова взять в жены ее третью дочь. Женщина знала, что Луиза знакома с начальником местного РОВД и поначалу не одобряла этого, да и не думала, что их общение приведет к свадьбе. Однако узнав о согласии дочери, мать не стала противиться.

В начале я не очень хорошо отреагировала, узнав, что они общаются и даже поругала дочь, но потом узнав, что она согласилась, я тоже согласилась. А потом мы получше узнали его семью… Узнали, что он часто бывает в нашем селе, что работает и хороший человек, - говорит Макка. - А сейчас я рада, конечно рада. Свадьба в течение месяца, мы уже купили подарки, выбрали платье.

Как выяснилось, Нажуд Гучигов уже давно получил согласие семьи Гойлабиевых и самой Луизы на свадьбу. Однако планы нарушила опубликованная 30 апреля в «Новой газете» статья корреспондента Елены Милашиной. Автор утверждала, что начальник РОВД Ножай-Юртовского района угрожает Гойлабиевым расправой в случае отказа Луизы выйти за него замуж и даже выставил посты по всему селу, чтобы 17-летняя красавица от него не сбежала. У местных властей заявления о блокпостах вызывают удивление.

Блокпосты выставляются только во время плановых и оперативных мероприятий, когда они необходимы. Такого не было, насколько мне помнится, с 2010 года. Раньше они были, когда был режим КТО, - рассказал глава Байтаркинского сельского поселения Мухадин Хайдырбаев.

Статья наделала шума в соцсетях, и в Байтарки прибыл доверенный человек Рамзана Кадырова. Глава Чечни решил разобраться в ситуации, поскольку еще в 2010 году лично запретил похищать невест, а женихов перед свадьбой обязал получать согласие отцов своих избранниц. За пять лет количество случаев «брачного киднеппинга» в Чечне существенно снизилось благодаря проповедям в мечетях и просветительской работе СМИ. Впрочем, на этот раз «досталось» как раз чеченским журналистам. Глава республики отчитал их за то, что после статьи в «Новой газете» никто не съездил в горное село и не установил истинную картину событий.

Рамзан Кадыров сообщил на совещании, что вопрос со свадьбой в Байтарки исчерпан, поскольку согласие на свадьбу Луизы и Нажуда Гучигова дали сама девушка, ее мать и дед по отцовской линии.

Больше всех, от публичного обсуждения пострадала сама Луиза. Такое внимание к себе она воспринимает как вмешательство в личную жизнь.

Я бы очень хотела попросить тех, кто выкладывает эти сплетни, пожалуйста, не вмешивайтесь в мою личную жизнь, мне очень надоело, - обратилась девушка к журналистам и блогерам.

Родственница будущей невесты Яха Гойлабиева призналась, что сама того не желая стала источником сплетен.

Я хотела ее познакомить с другим парнем. Так вышло, что я обиделась на нее, потому что она не согласилась. И я рассказала подружке, не знала, что это так далеко пойдет. Я извиняюсь за это. Как это попало к журналистам, я не знаю, я не хотела такого. Я не выкладывала это в сеть. Это моя подружка сделала. Я не знаю, как это получилось, - говорит Яха Гойлабиева.