Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица. Конспект совместной деятельности в подготовительной группе с презентацией на тему: Масленица. Конспект праздника в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица Игра «Угадай, кто спряталс

Иванова Ирина Ивановна
Конспект НОД в подготовительной группе «Масленица»

Конспект НОД в подготовительной группе «Масленица » .

Программное содержание :

1. Закрепить знания детей о Масленице .

2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

3. Продолжать учить детей принимать коллективную цель, уметь ставить собственные цели

4. Развивать диалогическое общение друг с другом.

6. Воспитывать аккуратность и самостоятельность при выполнении работы.

Планируемые результаты : проявляет интерес к обрядовому празднику Масленица , уважение к традициям русского народа; имеет навыки заучивания закличек, стихов, поговорок.

Материал : иллюстрации о проведении праздника, заклички, поговорки.

Оборудование : мультимедийная установка или ноутбук, презентация «Масленица » , магнитофон и диск со звуками весенней капели, заготовки для изготовления солнышка.

Ход занятия:

Этот праздник - объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И конечно же, икра!

Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Какие праздники мы отмечаем зимой? (ответы детей)

Бывает ещё один праздник, Масленица – проводы зимы . С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его, в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось строго по расписанномураспорядк

Презентация о Масленице .

Итак,начинается Масленица в понедельник

Понедельник «встреча»

Девушки и парни делали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне, распевая такую песню :

Едет масленица дорогая ,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков ,

Оставайся семь годков.

Второй день – вторник – звался «заигрыш»

В этот день начинали собираться на игрища и потехи : устраивали девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы собрались поиграть.

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела

Проводится русская народная игра «Горшки»

Третий деньМасленицы – среда «лакомка»

В этот день лакомились блинами. Блин является символом Масленой недели . В народе много поговорок о блинах сложено : Масленица идет , блин да мед несет; без блина - не масленица , без пирога - не именины; блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

А на что он похож? (На солнце) . Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.

Давайте и мы с вами тоже превратим наши блины в солнышки.

На первые столы выкладываются заготовки для лучей, клей и круги.

Приступаем к работе. А под музыку работа веселей.

Дети коллективно изготавливают поделку «Солнышко» , играет музыка.

Очень яркие, красивое солнышки у вас получились : одно мы разместим в группе , а второе в раздевалке.

Четверг – слыл разгульными назывался «широкая Масленица »

В этот день гуляли, пели песни, плясали, водили хороводы.

Пятница и субботы – были гостевыми днямии посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.

Воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – «проводы зимы»

Чучелосделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей .

Масленица загорела ,

Всему миру надоела.

Проводится игра «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Рефлексия :- Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица ? Когда приходит Масленица ? Как люди празднуют его?

Поздравляю вас с Масленицей , расскажите всем, что на этой неделе проходит такой замечательный народный праздник.

Использованные ресурсы и литература :

http://yandex.ru/

http://www.proeveryday.ru/

http://www.razumniki.ru/

В. Н. Косарева Народная культура и традиции. - Волгоград : Учитель, 2014

Публикации по теме:

«Масленица широкая». Сценарий развлечения в подготовительной группе Цель: Приобщение детей к русской культуре. Действующие лица: - Ведущая; - Весна; Дети Ребёнок: Эге-гей, народ честной Приходи скорей не.

Сценарий развлечения в подготовительной к школе группе «Широкая Масленица!»Цель: формирование устойчивого интереса к русским народным праздникам,.

Широкая Масленица, Мы тобой хвалимся, На горах катаемся, Блинами объедаемся! Масленица - один из самых любимых в народе праздников, самый.

Исследовательская работа в подготовительной группе «Широкая Масленица» 1 Здравствуйте! Я, Зазнобина Арина, воспитанница подготовительной группы МКДОУ ЦРР д/с № 27 «Радуга» 2. Тема моей работы «Широкая Масленица».

Конспект занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица» Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия «Широкая масленица", направленного на развитие интереса к русской народной культуре.

Масленица в старшей и подготовительной группе Цель: Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом празднования Масленицы. Оформление: сделать чучело. 2:.

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

На тему: Масленица.

Образовательная область «Познание» и «Художественное творчество».

Цель : Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, - пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развивать творческие способности детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора;

Задачи : 1. Обобщение и углубление знаний воспитанников о русском народном празднике «Масленица».

2. Развитие чувства уважения и любви к родному народу через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям; обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.

3. Воспитание чувства сопричастности и любви к своему народу, его традициям, обычаям и духовным ценностям.

Интеграция образовательных областей:

«Социализация»

Расширение представлений детей об истории традиций русского народа.Развивать чувство гостеприимства и желание играть в народные игры.

«Музыка»

Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа. Воспитывать у детей чувство музыкального ритма, правильно передавать несложные танцевальные движения. Развивать певческие навыки детей.

«Чтение художественной литературы»

Совершенствование художественно-речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений: эмоциональность исполнения, умение интонацией, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы.

Оборудование: магнитофон, минусовка «Петрушки», полка-подставка для выставки репродукций и рисунков.

Демонстрационный материал : иллюстрации и репродукции художников с изображением празднования масленицы, игрушка «Петрушка», костюмы «Петрушек», русские народные сарафаны.

Раздаточный материал : листы А4, простые карандаши, цветные карандаши, цветные мелки.

Предварительная работа : - Заучивание стихотворений, закличек и песен о масленице. Рассматривание репродукций художников: Куплина «Деревенская масленица», Б. Кустодиева «Масленица», В.И. Сурикова «Взятие снежного городка», Дмитрия Холина «Кулачный бой».

Ход непосредственно образовательной деятельности.

I.Беседа .

Ребята, на этой неделе, мы с вами говорили о русском народном творчестве, праздниках, традициях. А сегодня на этом открытом занятии вы должны показать свои полученные знания и умения. Послушать вас пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Звучит минусовка «Петрушки».

Ребята, что за гость спешит к нам под такую музыку? Посмотрите, вы узнали кто это?

Да, это Петрушка. На каких праздниках выступали Петрушки? О каком приближающемся празднике пришел напомнить нам Петрушка? Правильно, о Масленице. Сегодня мы об этом празднике и поговорим, а Петрушка вас послушает.

1. Почему этот праздник так называется? (т.к. на этом празднике пекли блины и обильно поливали маслом).

2. А почему пекли именно блины? (Блины похожи на солнце, которого так не хватает зимой. Это символ солнца, солнечных дней, хорошего урожая, здоровья людей).

II.Чтение стихотворений детьми о солнце и масленице:

Весеннее солнце

Круглое как блин,
Улыбаясь светит.
Рады теплой встрече с ним
Взрослые и дети..

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару - разбирайте!
Похвалить не забывайте

3. - Масленницу называли широкой, почему? (Этот праздник праздновали весело, разгульно и целую неделю).

4. - А как начинали отмечать праздник? ( Начинали с понедельника, дети и взрослые наряжали чучело из соломы, одевали на нее красивое яркое платье, платок, привязывали лапти и везли ее на ледяную горку.)

Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Шумно, весело пройдет
Сырная Седмица,
А за ней - Великий пост,
Время, чтоб молиться.

Масленица-девица

Масленица-девица, снежной зимы сестрица,
К нам на двор примчится блинами угоститься!
Встанут мастерицы у печи крутиться,
Будут думать, да гадать, как девицу ублажать.
Ароматными блинами,
Удалыми пирогами с красноперыми боками
Станем солнышко будить,
Будем весело кутить!

5. - Ребята, а как ласково зазывали Масленицу:...

«Уж ты моя Масленница, красная краса. Руская краса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»

6. - Какие проводились развлечения на масленичной неделе?

Катались на санях, запряженных тройкой лошадей;

Играли в игру «Взятие снежного городка»;

Проводили кулачный бой;

Ходили в гости друг к другу, пекли блины,

Водили хороводы, пели песни и заклички, и т.д.

7. -Но вот подходит к концу масленичная неделя, как назывался последний день?

(Прощенное воскресенье. Все люди в этот день просили друг у друга прощение, мирились кто был в ссоре. Собирались все вместе, несли чучело через всю деревню на гору, где торжественно ее сжигали, а пепел рассыпали по полю, для хорошего урожая на следующий год).

III. Исполнение детьми песни о блинах.

В завершении нашей беседы о Масленице, споем одну из песен о блинах.

Песня «Мы давно блинов не ели....»

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели,
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

Гости будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!

IV. Переход к художественному творчеству –рисованию.

Молодцы, как весело и задорно спели. И ваши ладошки разогрелись, можно приступить к художественному творчеству – рисованию. Вы нарисуете то, что вам больше всего понравилось в праздновании масленичной недели.

Присели за столы и приступили.

Звучит минусовка песни «Блины».

V. Рассматривание и обсуждение рисунков детей.

А, теперь, кто закончил, покажет нам свой рисунок и расскажет, что он нарисовал.

Молодцы, ребята! А наш Петрушка послушал вас, просмотрел ваши рисунки и остался очень доволен. А теперь он прощается с вами.

VI. Подведение итогов.

Итак, о чем мы с вами сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось на занятии?

На этом наше занятие окончено, всем спасибо за работу!

Праздник « Широкая Масленица»

Группа : подготовительная.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народным традициям.
Знакомство с русским обрядовым праздником Масленицей.

Задачи:
1.Прививать детям интерес к традициям своего народа.
2.Развивать выдержку, выносливость, воображение.
3.Воспитывать соревновательные качества, чувство взаимовыручки.
4.Обеспечить высокую двигательную активность детей.
Планируемые результаты: проявляет интерес к обрядовому празднику Масленица, уважение к традициям русского народа; имеет навыки заучивания закличек, стихов, поговорок.

Оборудование : чучело - масленицы, маска солнышка, 2 – сковороды, оранжевые круги из картона, поднос с блинами, бубен, снежки из ваты и другие материалов.

Ход праздника.

Ведущий:

Добрый день, гости дорогие

Жданные, званые и желанные.

Здравствуйте, девчонки!

Здравствуйте, мальчишки!

Мои любимые, смешные шалунишки!

Рады гостям, как добрым вестям.

Всех привечаем, душевно встречаем.

Люд честной, народ простой, спасибо, что пришли

По старому обычаю Масленицу величать,

Масленицу угощать.

Ребёнок 1.

Этот праздник к нам идёт

Раннею весною.

Сколько радости несёт

Он всегда с собою.

Ребёнок 2 .

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает.

Санки с горок вниз бегут.

Смех не умолкает.

Ведущий:

Гляньте-ка люди добрые!

Приехала к нам масленица-

Широкая боярыня.

В детский садик к нам пришла

И веселье принесла.

Ждут вас игры, веселье и шутки.

Скучать не дадут ни минутки.

Масленицу широкую открываем,

Веселье начинаем.

Мы по кругу все пойдём,

Дружно спляшем и споём.

Игра «Весёлый бубен»

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого остановился,

Тот сейчас станцует нам!

В этой игре участвуют все дети.

Ведущий:

Масленица - проводы зимы. С давних времён Масленица - самый весёлый предвесенний праздник. Отмечают праздник в конце зимы и празднуют его целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступила весна.

Сегодня, ребята, встретится Зима с Весной.


Зиму с песнями проводим,

Спляшем с нею в хороводе!

А Весну весельем встретим,

Словом ласковым приветим!

А скажите, вам охота

Встречу эту увидать?

Дети: Да!

Ведущий:

Тогда давайте встречать Зиму (танцует под музыку).

Зима:

Здравствуй, весь народ честной! День сегодня не простой! Как могла, я вам служила! Праздник Елки подарила! Время быстро пролетело, я заметить не успела, что закончен мой черед! Вслед за мной Весна идет!

Ведущий:

Погоди, Зима прощаться, да с народом расставаться! Мы с тобой хотим сплясать, песню спеть и поиграть!

Игра «Снежки» с родителями и детьми вместе.

Зима:

Ну, а я прощаюсь с вами, моими милыми друзьями! Прощайте, люди, и простите! На Зиму зла вы не держите! До новых встреч!

Ведущий:

На Руси законом было щедро Зиму провожать, всех блинами угощать.

Ребёнок:

Этот праздник-объеденье!

Напечём блины с утра!

К ним сметана и варенье

И, конечно же, икра!

Частушки про блины.

Ведущий обращается к Масленице:

Дорогая гостья Масленица! Коса длинная, трехаршинная!

Брови черные! Наведенные! Широкая Масленица, мы тобою хвалимся!

Масленица наша, нет тебя краше! Стужу зимнюю гони, к нам скорей Весну зови!

Ведущий:

Давайте, ребятки, позовем к нам на Масленицу Весну-Красавицу!
Весна - красна, тепло – солнышко!

Дети: - Приди скорей, согрей детей!

Появляется Весна и танцует под музыку.

Весна:

Здравствуйте, ребята! Я - Весна Красна! Бужу землю ото сна!
Наливаю соком почки, на лугу ращу цветочки! Всюду, в поле и в лесу, радость людям я несу!

Дети вместе, стоя у стульчиков:

Здравствуй, красная Весна, мы тебя приветствуем (кланяются).

Весна:

Ну, чего же вы стоите? Чего дожидаетесь? Может, игры позабыли или вы стесняетесь? Улица мала, да хоровод велик: Хоровод велик, поиграть велит,

Музыкальная игра «С солнцем!»

Ребенок-солнце (надеть шапку) в центре, дети вокруг него за руки, поют :

Гори, солнце ярче (идут по кругу)

Летом будет жарче

А зима теплее (идут к солнцу)

А весна милее (отходят от солнца)

Ребенок - солнце кричит :

Горю!

И догоняет детей. В конце игры все дети кричат : «Слава Солнцу!»

Загадки для гостей

Проводится конкурс загадок. За правильный ответ выдают приз.

1. Всех оденет, а себя никогда. (Иголка с ниткой).

2.В одном месте метров двести. (Клубок).

3. Четыре четырки, Две растопырки, Один вертун, И два - как яхонты. (Кошка).

4. На весь мир хватает, И во все щели пролезает. (Свет).

5. Ток железный, посад яровой. (Блин на сковороде).

6. Слушайте внимательно, Очень занимательно: Чего нет в капусте, Ни в свекле, ни в репе, А есть в моркови, Огурце, помидоре? (Буквы “О”).

7. Один человек купил трех овец и заплатил 3 тысячи рублей. По чему каждая овца шла? (По земле).

8. Каким гребешком никто не причесывается? (Петушиным).

9. Отчего гусь плавает? (От берега).

10. Какой в реке камень? (Мокрый).

11. Несла баба в корзине 100 яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось? (Ни одного).

Ведущий:

Оставайся у нас на празднике, Весна!

Ребята, каждый день Масленицы имеет свой смысл. Празднование совершалось строго по расписанному распорядку. Сейчас мы вам об этом расскажем и предлагаем перенестись в те далёкие времена.

Дети:

Широкая Масленица - Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю,
Чтоб Зиму студёную из дому прогнать!

1.Утро… ПОНЕДЕЛЬНИК…

Наступает «ВСТРЕЧА».

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье.

Наступает вечер.

Накатавшись вволю, все блины едят.

2.«ЗАИГРЫШ» беспечный - ВТОРНИКА отрада.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда:

Сдобный и румяный масленичный блин!

3. Тут СРЕДА подходит – «Лакомкой» зовется.

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники – все им удается.

Пироги и блинчики – все на стол мечи.

4. А в ЧЕТВЕРГ – раздольный «Разгуляй» приходит.

Ледяные крепости, снежные бои…

Тройки с бубенцами на поля выходят.

Парни ищут девушек – суженых своих.

5. ПЯТНИЦА настала – «ВЕЧЕРА у ТЕЩИ»…

Теща приглашает зятя на блины!

Есть с икрой и семгой, можно чуть попроще,

Со сметаной, медом, с маслом ели мы.

6. Близится СУББОТА – «ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ».

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье.

Славно провожает Зимушку народ!

7. ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «Прощеный день».

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.

Ведущий:

А какая же Масленица без блинов горячих да румяных! Русская Масленица издавна славилась своими блинами. Давайте, ребятишки, с Масленицей простимся да блинами угостимся.

Дети:

1. Если есть сковорода,

Не страшны нам холода.

Потому что блин горячий-

Это лучшая еда.

2.Как на жаркой сковороде

Тесто разливалось.

Солнце блинчиком румяным

В печке выпекалось.

Песня «Блины»

Ведущий:

Давайте испечём блины. Поиграем в игру «Перенеси блины». Две команды: надо перенести блины на сковороде и передать следующему игроку.

Молодцы, напекли блинов большой поднос. Блины в середину хоровода.

Ведущий:

Вот и празднику - конец,

Кто пришел - тот молодец!

Масленица угощает

Всех блинами, сладким чаем.

Все выходят на улицу сжигать Масленицу и угощаться блинами, сладким чаем.

Непрерывная образовательная деятельность в подготовительной группе на тему «Масленица»

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель : формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским народным традициям на примере ознакомления с праздником Масленица)
Задачи : Расширить знание детей о народных традициях.
Создать условия для формирования интереса к рускому народному празднику Масленица.
Расширять и активизировать словарный запас и монологическую речь.
Способствовать развитию желания общаться и взаимодействовать ребенка с взрослым и сверстниками.
Воспитывать любовь к родине и ее традициям.
Создать условия к развитию детской любознательности.
Развивать воображение и творческую активность.
Создать условия для совместной творческой деятельности детей.
Развивать координацию движения.
Материалы и оборудование : сундучок, ленты, клубочек, заготовки блинов, детские проекты, шумовые инструменты, карандаши, фламастеры, краски, музыкальный центр, фортепиано.
Предварительная работа: разучивание песен «К пришла весна-красна», «Квашня», игры «Золотые ворота», закличек, загадок, подготовка проектов по заданным темам (дома с родителями)

Ход НОД.

Дети входят в з ал.
Муз. рук . Ребята, вы заметили, что мы сегодня не одни в зале? Это наши гости: воспитатели из других детских садов и наши мамы. Давайте поздороваемся со всеми песенкой.
исполняется песня. "Музыка здравствуй."
Муз. рук. Ну, вот мы со всеми поздоровались. У меня для вас есть сюрприз. Я вчера вечером прибиралась у своей бабушки в чулане и нашла там сундучок. Не стала в него заглядывать, а принесла его вам. Давайте вместе его откроем.
Открывают сундук. Видят там ленточки.
муз. рук . Интересно, что можно с ними сделать? (Ответы детей) Точно, с ними можно потанцевать.
Танцевальное творчество: Потанцуем с ленточк ой.
Воспитател ь: ребята, а еще в старину девицы надевали ленты на голову, а парни подпоясывались ими. Хотите попробовать?
Дети надевают ленты (взрослые гости помогаю т).
Воспитатель: Вот и стали мы с вами красными девицами и добрыми молодцами. И вспомнила я про один русский народный праздник, на котором зима с весной встречаются, как он называется? (ответы детей) Правильно, масленица. Мы очень много с вами говорили про этот русский обычай. Даже вы дома, со своими родителями, подготовили исследовательские проекты о Масленице. Я знаю, что вы нашли очень много интересного. Некоторые из вас уже рассказали нам о своих находках, кого же мы послушаем сегодня? ....Пусть нам поможет клубочек из сундучка на ком он остановится тот и будет выступать. Согласны?
Игра с клубочком.
проект "Масленичная неделя"

Музыкальный руководитель. Молодцы, очень хорошо поработали. У вас получился замечательный проект. Когда я вас слушала, у меня в голове вертелась какая-то мелодия. Не могу понять, что это за песня? Может, вы мне подскажете?
Муз. рук. напевает мелодию песни на слог «Ля» , дети называют варианты.
Муз. рук . вспоминает название песни и предлагает спеть ее всем вместе.
Исполнение песни "К нам пришла Весна-красна"

Муз. рук. Ребята, а вы знаете, что если в песне говорится о приходе весны, то раньше на Руси такую песню называли очень красивым словом Веснянка? Красные девицы и добрые молодцы выходили в хоровод и звали весну. Давайте и мы с вами пойдем хороводы водить, весну звать.
Муз.-ритм. движение "Веснян ка"
Воспитатель . Ну что, продолжим презентации наших проектов. И так, клубочек нам подскажет, кто же следующий расскажет.
Воспитатель . На масленицу не только весняночки пели, но и закличками весну звали. Проект Ангелины Желудковой познакомит нас с ними.

Проект «Масленичные заклички».
Дети повторяют заклич ку.

Воспитатель. Молодцы!
Где наш клубочек, кого он выберет на этот раз?

Воспитатель . Масленица (Масленка) - праздник проводов зимы. А какой же праздник без игр? Следующий проект называется «Игры на масленицу» послушаем его?
Дети играют в игру "Золотые ворота"
Воспитатель . Масленица, наша золотая! Гостьюшка дорогая. Кто же она такая? О ней проект Коли.

проект "Масленица"
Воспитатель : Аня, ты хочешь что то сказать?
Аня. Да, я хочу вам загадать загадки из своего проекта.
1.Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет
В лесу подснежник расцветет.(Весна)

2.Ежедневно по утрам оно в окошко входит к нам,
Ежели оно вошло, значит день пришел давно.(Солнце)

3.Круглый, а не колесо. Горячий, а не солнце, Не пирог, а есть можно. (Блин)

Муз. рук. Кто любит блины? А из чего их стряпают?
Ответ детей : тесто.
Муз. рук . А как ещё называли тесто на Руси? Правильно, квашня. Может споем р.н. песню "Квашня" да еще сами себе подыграем на инструментах?

Шумовой оркестр "Квашн я"

Муз. рук. Тут в сундучке лежат еще вот такие блинчики. На что они похожи? (Ответы детей). Правильно, на масленицу всегда угощают гостей блинами, потому что блины похожи на доброе теплое солнышко. Может быть, мы подарим нашим гостям эти блинчики? (раздает детям блины, один оставляет себе). Я тоже хочу подарить свой блин гостям, но сначала нарисую на нем свое настроение. Кто хочет, тоже может нарисовать.

Дети рисуют и дарят гостям свои блинчики.
Муз. рук . Ну, вот и все, пришло время прощаться.

Конспект занятия на тему: Масленица

Задачи:

Воспитывать интерес и любовь к русской народной культуре.

Познакомить с календарно – обрядовым праздником «Масленица»

Познакомить детей с народными обычаями и обрядами, связанными с этим праздником.

Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Ход занятия

Беседа о Масленице с показом иллюстраций.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей).

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины. Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда: сыр, масло, рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

Игра «Малечена-калечина»

Каждый игрок берет в руки небольшую палочку. Все произносят такие слова и одновременно катают между ладошек палочку.

Малечена-калечина, сколько часов осталось до вечера, до зимнего?

После слов "До зимнего?" ставят палочку на ладонь. Как только поставят палочки, ведущий считает: "Раз, два, три, … десять". Выигрывает тот, кто дольше продержал предмет. Ведущий может давать разные задания: играющие, удерживая палку, должны ходить, приседать, поворачиваться вправо, влево, вокруг себя.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться...»

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение:

Тин-тин-тинка,

Подай блинка,

Оладышка-прибавышка,

Масляный кусок!

Уж вы не скупитесь,

Подайте широкой Масленице!

Если хозяева подавали мало, дети их дразнили:

Паршивые блины, по аршину длины! -

и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.

Во вторник - заигрыши.

С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать».

Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).

Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы: конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье . В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался маслениц масленицей? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей).

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель: Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку:

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно-солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди:

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек..

Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

символ масленицы

Игры на масленицу

«Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а одному из играющих - "заря" ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится "зарей". Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому на плечо положить ленту.

«Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

Динь, динь, динь!

Кто там?

Почта!

Откуда?

Из города …

А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет 5 фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети считают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Загадки

Праздник этот знаем мы –

Время проводов зимы.

Люди в эти дни должны

Веселиться, печь блины.

(Масленица.)

Пред постом – народные гулянья,

Мясоед, веселье и блины.

И с зимою лютою прощанье

По заветам доброй старины.

(Масленица.)

Упало солнышко в снега,

Влилась молочная река,

Плывут в горячую страну

Там делать в дырочках луну.

(Блины.)

Для любимой бабушки

Испеку оладушки.

Так румяны и вкусны

Эти пышные...

(Блины.)

Масленица – объеденье!

Напечем блины с утра.

К ним – сметана и варенье

И, конечно же, … !

(Икра)

И с икрой, и со сметаной –

Всякие они вкусны!

Ноздреваты и румяны –

Наши солнышки –…

(Блины)

Пословицы о Масленице

◘ Не житье-бытье, а Масленица.

◘ Масленица семь дней гуляет.

◘ Боится Масленица горькой редьки да пареной репы (т.е. поста).

◘ Масленица идет, блин да мед несет.

◘ Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.

◘ Маслина не на век дается.

◘ Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

◘ Масленица объедуха, деньгам приберуха.

◘ Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков.

◘ Чтоб вам извозиться по локти, а наесться по горло.

◘ Как на масляной неделе в потолок блины летели.

◘ Без блина не масляна.

◘ Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить.

◘ Блин не сноп – на вилы не наколешь.

◘ Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники.

◘ Блин не клин, брюха не расколет.

◘ И самый хладнокровный человек любит горячие блины.

◘ Блины и поцелуи счета не любят.

Символы масленицы

Символ Масленицы - Блины

Блины - это главный символ Масленицы.

Блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».

Символ Масленицы - Медведь

Медведь - тоже является символом Масленицы. На масленицу обязательно наряжали человека в медвежью шубу или вывороченный наизнанку тулуп. Ряженый плясал, подражая движениям просыпающегося медведя, а вокруг него водили хоровод, желая разбудить спящего медведя. Потом это переходило в игру, Медведь старался поймать кого-нибудь из хоровода. Особенно такая забава - игра нравится детям, года можно повизжать и побегать.

Символ Масленицы - Чучело из соломы

Ещё один символ масленицы - Чучело - Марена. Вернее это символ зимы. Персонаж, воплощающий уходящую зиму и смерть. Марену встречали с торжественными песнями в самом начале праздника и провожали в конце. Для проводов мастерили чучело из соломы, обряженное в женскую одежду, иногда с блином, или сковородой в руках; Чучело носили по улице с песнями и хороводами. А в конце праздника провожая зиму, сжигали чучело на костре, разводившимся на возвышенности.

В христианской традиции смысл Масленичной седмицы – это примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту – время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями.