Мнемотехника: упражнения для развития памяти для взрослых и детей. Образовательная программа дополнительного образования «Развивающие игры на основе мнемотехники Слова для запоминания

Елена Козлова
Программа кружковой работы «От слова к слову» по развитию речи детей 4–5 лет с использованием приемов мнемотехники

Пояснительная записка

При обучении детей связной речи , вполне обосновано применение творческих методик, наряду с общепринятыми, эффективность которых очевидна.

Мнемоника , или мнемотехника , - система различных приемов , облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал ими усваивается лучше вербального. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи позволяет детям эффективнее воспринимать и обрабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными задачами.

Актуальность программы

При работе с детьми во второй младшей группе заметила, что у большей части детей группы снижены память, внимание, они не способны сконцентрироваться для выполнения задания. А так же слабо развита речь и скудный словарный запас . В следствии чего, дети испытывают сложности при заучивании стихотворений, им тяжело дается пересказ текста, а диалогическая речь скудна.

Поэтому перед собой я поставила задачи развивать память детей , научить связно, последовательно излагать свои мысли, обогащать словарный запас детей .

К. Д. Ушинский писал : “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками , и он их усвоит на лету”. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов . Символы максимально приближены к речевому материалу.

Таким образом, изучив работы Т . А. Ткаченко, В. К. Воробьёвой, Т. В. Большовой, Т. Б. Полянской и других авторов, пришла к выводу использовать в своей работе по развитию речи детей , приемы мнемотехники .

Цель : Формирование связной речи детей путем использования мнемотехники .

Задачи :

1. Способствовать развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации) ;

3. Способствовать развитию у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи;

4. Формирование умений мнемотаблиц ;

5. Способствовать развитию связной речи , расширению и обогащению словарного запаса детей .

Предполагаемый результат :

1. Повысится уровень произвольной памяти, внимания, развития речи детей ;

2. Сформируется умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с помощью мнемотаблицы ;

3. Дети смогут составлять небольшой описательный рассказ с помощью мнемотаблицы ;

4. Дети будут знать достаточное количество русских народных сказок;

5. Дети будут знать 6 - 8 стихотворений разных авторов;

6. Дети смогут прочитывать смысл зашифрованной загадки, предлагая правильный ответ.

Объекты программы :

Дети 4 -5 лет;

Семьи детей посещающих детский сад;

Педагогический персонал детского сада.

Методы работы :

Чтение художественных произведений;

Анализ прочитанных произведений;

Рассматривание и анализ мнемодорожек , мнемотаблиц ;

Заучивания, пересказы;

Игры на развитие речи , памяти, логического мышления.

Формы организации работы :

Групповая;

Подгрупповая;

Индивидуальная.

Принципы комплектования группы и организации работы :

Учет интересов и способностей детей ;

Желание родителей;

Добровольное участие;

Учет психофизических особенностей детей .

Продолжительность реализации программы

Данный курс состоит из 31 занятия по 15 – 20 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 9 месяцев.

Для определения уровня результативности реализации программы используется модифицированная диагностика Л. В. Коломейченко, Л. В Любимовой.

Перспективное планирование занятий по развитию

речи детей 4 – 5 лет с использованием мнемотехники

Сентябрь

Диагностика развития монологической , диалогической речи детей .

Цель : Выявить у детей уровни развития речи .

Знакомство с мнемокарточками .

Цель : Упражнять в подборе слова к заданной картинке .

Знакомство с мнемодорожками к стихам А . Барто «Мяч» , «Мишка» , «Бычок» . Цель : Формировать умение перекодировать информацию, соотносить слова и картинки .

Составление предложений об осени.

Цель : Формировать умения составлять предложения из 2 – 3 слов с помощью воспитателя, используя мнемодорожку .

«Курочка Ряба» .

Цель : Формировать умение детей перекодировать и воспроизводить информацию с мнемотаблицы , с помощью воспитателя.

Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» .

Цель :Формировать способность запоминать стихотворный текст, используя мнемодорожку .

Составление рассказа об осени. Формировать умение составлять небольшой рассказ с помощью воспитателя, используя мнемотаблицу .

Составление рассказа «Встречаем гостей» .

Цель : Формировать умение составлять вместе с воспитателем рассказ, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Пересказ русской народной сказки «Репка» .

Цель : Формировать способность воспринимать текст с помощью мнемотаблицы

Составление рассказа о домашнем животном.

Цель : Формировать умение описывать домашнее животное, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Заучивание стихотворения П. Воронько «Пирог» .

Цель : Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст, используя мнемодорожку .

Составление рассказа о зиме.

Цель используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .

Пересказ русской народной сказки «Колобок» .

Цель : Формировать умение пересказывать сказку с помощью воспитателя, соотносить символы со знакомыми образами. .

Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Елка» .

Цель : Вызвать желание запомнить и воспроизвести стихотворный текст, используя мнемотаблицу .

Составление предложений о профессии повар.

Цель : Формировать умение составлять описательный рассказ, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Заучивание стихотворения Н. Нищеевой «Снегири» .

Цель : Формировать способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы . Развивать речь , память, внимание детей .

«Теремок» .

Цель : Формировать умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу , соотносить символы со знакомыми образами. Развивать диалогическую речь .

Заучивание стихотворения Н. Саконской «Мой пальчик» .

Цель : Закреплять способность запоминать и воспроизводить стихотворный текст с помощью мнемотаблицы . Развивать речь , память, внимание детей .

Составление рассказа о диком животном.

Цель : Формировать умение описывать дикое животное, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Составление рассказа о папе.

Цель : Формировать умение детей мнемотаблицы . Активизировать словарь по лексической теме .

Пересказ русской народной сказки «Три медведя» .

Цель : Закреплять умение пересказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу , совершенствовать диалогическую речь.

Заучивание стихотворения Т. Волгиной «Подарок маме» .

Цель : Формировать способность выразительно рассказывать стихотворение, с помощью мнемотаблицы . Развивать речь и память детей .

Составление рассказа о маме.

Цель : Закреплять умение детей описывать образ человека, с помощью мнемотаблицы . Активизировать словарь по лексической теме .

Заучивание чистоговорки «Маша нашему малышке» .

Цель мнемотаблицы Развивать речь , память, внимание детей .

Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» .

Цель

Совершенствовать диалогическую речь.

Составление рассказа о весне.

Цель : Формировать умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .

Составление рассказа о птицах.

Цель : Закреплять умение описывать птиц, используя мнемотаблицу . Активизировать словарь по лексической теме .

Пересказ русской народной сказки Сказка «Волк и семеро козлят» .

Цель : Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мемотаблицу. Развивать речь , память, внимание детей .

Заучивание стихотворения М. Клоковой «Воробей» .

Цель : Закреплять способность с помощью мнемотаблицы , воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь , память, внимание детей .

Отгадывание загадок.

Цель : Учить детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц Развивать логическое мышление детей .

Заучивание стихотворения Д. Хармса «Кораблик» .

Цель : Закреплять способность с помощью мнемотаблицы , выразительно воспроизводить стихотворный текст. Развивать речь , память, внимание детей .

Пересказ русской народной сказки Сказка «Маша и медведь» .

Цель : Закреплять умение рассказывать сказку, опираясь на мнемотаблицу . Развивать диалогическую речь детей .

Отгадывание загадок.

Цель : Закреплять детей отгадывать загадки с помощью мнемотаблиц . Закреплять умение соотносить символы со знакомыми образами. Развивать логическое мышление детей .

Составление рассказа о лете.

Цель : Закреплять умение составлять описательный рассказ о времени года, используя мнемотаблицу . Развивать монологическую речь детей .

Постоянные напоминания родных о том или ином событии угнетают. Сегодня на плохую память жалуются многие люди. Это не зависит от возраста, интеллекта и образования.

Если вы вынуждены ходить в магазин со списком продуктов, постоянно устанавливаете себе напоминания в телефоне, мнемотехника - то, что нужно.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехникой называют комплекс специальных методик, направленных на запоминание цифр, событий или любой информации.

Это требуется каждому человеку, но существуют профессии, в которых память играет решающую роль.

Актёры кино и театров вынуждены запоминать длинные тексты. Если память начнёт их подводить, они лишаться заработка. В каждой профессии найдутся примеры, когда необходимо запомнить что-либо.

Простые консультанты магазинов обязаны держать в голове кучу информации: о товаре, поставщиках, покупателях и текущих проблемах.

Интересный факт! Мнемотехника предлагает простые способы запоминания.

Ею пользовались великие полководцы, разрабатывая военные стратегии, позволившие изменить мир. Память - самое дорогое, что есть у человека.

Стоит научиться использовать её максимально, чтобы хранить в ней счастливые моменты жизни и важные события.

Технология данного способа запоминания

Технология завязана на принципе присоединения информации к определённому образу:

  1. Определяем, что именно нужно сохранить в памяти.
  2. Привязываем образы к конкретным ощущениям, зрительным вариациям.
  3. Готово! В памяти построена цепная реакция, которая позволит вытащить необходимые знания в нужный момент.

По этому принципу работают различные методы и приёмы мнемотехники. Освоив технику однажды, вы сможете использовать её на протяжении всей жизни.

Это похоже на установку компьютерной программы: устанавливаешь один раз, и используешь по необходимости.

Подобные занятия помогают детям и взрослым. Школьники и дошкольники, изучив простые приёмы, значительно облегчат себе жизнь. В подростковом возрасте им придётся поглощать большие объёмы информации.

Описание основных методов и приёмов

Есть несколько основных методик, которые позволят удержать в памяти необходимую информацию в нужном порядке.

Их применяют, начиная с подросткового возраста:

Упражнения из таблицы помогут в запоминании цифр, в учении уроков для школьников. Каждый из них основан на визуализации. Развивайте зрительное воображение, что бы оно помогало усваивать информацию.

Упражнения для взрослых

Проблемы плохой памяти заложены в отсутствии систематизации. Люди не отфильтровывают нужную информацию, скидывая всё единым потоком.

Другой пример мнемотехники называется «Дворец памяти». Он работает по принципу зрительных образов, как и предыдущие техники.

Для применения этой техники в воображении строят дворец.

Его необходимо детально обойти, изучить всю обстановку внутри. Когда сможете гулять по этому дворцу, не упуская детали из виду, можно использовать метод.

Необходимую информацию помещают в одну из комнат, привязывают к обстановке и интерьеру детали. Войдя в свой дворец, вы найдёте там всё необходимое.

Лишнее будет храниться в резервуарах памяти, которые известны ненадёжность. Вся посторонняя информация будет удалена со временем.

Плюсы техники «Дворец памяти»:

  1. Работает безотказно.
  2. Подходит для начинающих.
  3. Пользоваться дворцом можно всю жизнь.
  4. Со временем детали внутреннего интерьера становятся чёткими, будто существуют в реальности.
  5. Технику используют взрослые, но для развитых детей он тоже подходит.
  6. Тренировка памяти по этому принципу даёт результат с первых дней, если удаётся быстро визуализировать дворец.

Интересный факт! Популярный американский сериал «Менталист» показывает эту практику в действии.

На примере героя фильма можно научиться приёму «Дворец памяти», увидеть сильные стороны владения этой техникой. Многие удивительные люди безупречно владеют ею.

Способы запоминания и игры для детей

Существуют различные игры для детей, которые учат их запоминать слова или предметы. В детстве все учили стихи. Это основа.

Она показывает: легче запоминать то, что рифмуется. Многие детские стишки мы помним всю оставшуюся жизнь. Это пример работы мнемотехники для детей.

Помимо этого, есть много развлекательных игр, которые тренируют память и служат для малышей пособием по запоминанию.

Помогает развитию памяти игра с картинками. На каждой картинке изображено животное или предмет.

Ребёнку предлагают поговорить о каждом предмете. Замет картинки переворачивают, и малыш угадывает их местоположения.

Эта игра стимулирует зрительную память. Образы привязываются к конкретному месту. Рекомендуют использовать 9 картинок для начала. Для детей до 3 лет начните с 4 картинок, выложенных в квадрат.

Подобные игры практикуют в детских садах. Навыки пригодятся ребёнку на протяжении всей жизни. Игра разовьёт интерес к саморазвитию.

Занимаясь с детьми подобными упражнениями, вы поможете им стать успешными. Развивайте память, совершенствуйте процессы мышления.

Пусть на освоение техники уйдёт время и силы, но результат ещё не раз вас порадует. Саморазвитие - важнейшая часть жизни каждого человека.

Полезное видео

Дунаева Юлия Петровна

Вольгинская СОШ

педагог-психолог

п.Вольгинский Петушинского р-на

Занятия направлены на аудиторию младших подростков

Цель - когнитивное развитие учеников,

посредством мнемотехники

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЙ

курс «ИНТЕЛЛЕКТ»

Занятие № 1

Время занятия: 2 часа

Дата проведения: _________

Тема:

Диагностика свойств памяти.

Принципы мнемотехники.

Цель:

-- Проверка уровня памяти на начало занятий.

– Определить перспективу обучения мнемотехнике для школьников. Дать понять, отчего зависит успешное обучение в школе (биологические обоснования строение и работа головного мозга, функционирование памяти и её виды, процессы и принципы мнемотехники).

План

  1. Диагностика памяти «по порядку».
  2. Диагностика объема памяти.
  3. Диагностика памяти на цифры
  4. История появления мнемотехники. Её применение
  5. Полушария головного мозга
  6. Характеристика видов памяти
  7. Процессы памяти и мнемотехника
  8. Условия успешного обучения.

Итоги занятия: Подведение результатов

Приложение № 1 (мотивация и интеллект № 1а, интеллектуальные возможности и уверенность в себе № 1б)

Упражнение № 1. Диагностика памяти «по порядку».

Таблица № 1 Впишите выражения, которые Вы запомнили,

Ножной мяч

Порядки

Каникулы

Среда

Переезд

Свидетельство

Поезд

Печатная машинка

Кафе

Скалолазание

В данную таблицу: Таблица № 2

Мой результат ____/10

Упражнение № 2. Диагностика объема памяти.

Перед Вами список из 20 выражений, не связанных между собой по смыслу. Они расположены по порядку от 1 до 20. Прочтите их и постарайтесь запомнить. На запоминание каждого - не более 7 секунд.

Внимание! Каждое выражение читайте только один раз!

Таблица № 3 Таблица № 4

Работа

Выставка

Диалог

Биотехнология

Действие

Вселенная

Выращивание

Течение

Путешествие на воздушном шаре

Государственный праздник

карнавал

Воспитание детей

Ужин при свечах

Театр

Зонт

Коммуникация

Атлантический океан

Информация

Встреча

Произведение искусства

Мой результат ___ /20

Упражнение № 3. Диагностика памяти на цифры

Запомните цифры последовательно

12, 25, 23, 36, 69, 58, 29, 23, 45, 85, 46

Мой результат ____/ 10

4.История появления мнемотехники. Её применение .

Мнемотехника зародилась в Древней Греции. У её истоков стоит поэт Симонидес. В древности мнемотехнику использовали выдающиеся поэты, философы и политики. С течением времени мнемотехника была усовершенствована и применялась в разных областях знания, особенно активно в образовании.

5.Полушария головного мозга

Методика запоминания опирается на природные возможности человеческого разума: активизацию в процессе запоминания правого полушария мозга и естественное перенесение информации, которую запомнил человек, в долговременную память. Наиболее существенными факторами, стимулирующими память, являются: порядок запоминания и создание зрительного образа (ассоциации)

запоминаемой информации и участие в его создании нескольких органов чувств. Правое полушарие мозга отвечает за процессы, связанные с воображением, синтезом, эмоциями и интуицией, поэтому правое полушарие мозга часто называют артистически полушарием. Тесно взаимодействующее с правым, левое полушарие мозга называется профессорским полушарием и контролирует логическое мышление. В нем находятся центры, ответственные за речевую деятельность. Полушария объединяет кора головного мозга, осуществляющая их взаимодействие.

6.Характеристика видов памяти.

Сенсорная память

Кратковременная память

Долговременная память

Различают три вида памяти: сенсорную, кратковременную и долговременную.

Характерные черты

Емкость

ограниченная

ограниченная

неограниченная

Время хранения информации

Находящаяся в сенсорном блоке памяти информация может быть передана в кратковременную память или безвозвратно исчезнуть из памяти. Находящаяся в блоке кратковременной памяти информация может быть перенесена в долговременную память или через сенсорную память исчезнуть из памяти.

Приемы мнемотехники основываются на использовании природных возможностей переноса информации в блок долговременной памяти и установлении соответствующих сигналов, которые позволяют быстро и успешно найти информацию.

7.Процессы памяти и мнемотехника

Различают четыре основных промесса памяти:

Запоминание

Хранение

Забывание

Восстановление

Приемы, способствующие лучшему хранению выученного материала,- это повторение, периодический просмотр материала, повторение по памяти.

Повторение по памяти

Большинство из нас помнит долгие вечера, проведенные над книгой, и повторение вслух запоминаемого материала. Оказывается, что эта интуитивно применяемая большинством учеников и студентов методика очень эффективна в процессе усвоения материала. Как показывают проведенные эксперименты, лучше запоминается тот материал, который мы повторяли, не подглядывая в книжку. При этом мы попутно уточняем то, что не сумели запомнить раньше.

8. Условия успешного обучения.

Способствуют процессу успешного изучения и такие важнейшие факторы, как: высокая самооценка («Я это смогу»); позитивная установка («Все будет хорошо»); сильная мотивация («Я этого хочу»).

11 карнавал 12 Воспитание детей 13 Ужин при свечах 14 Театр 15 Зонт 16 Коммуникация 17 Атлантический океан 18 Информация 19 Встреча 20 Произведение искусства

Запомните цифры последовательно 12,25,23,36,69,58,29,23,45,58,85,46,12,58

Упражнение 13 Какие качества, с Вашей точки зрения, имеет человек, который прекрасно учится и не имеет никаких проблем с умственной работой? Перечислите эти черты ниже, другими словами, создайте модель «идеального» человека!

Итог Перечислив выбранные Вами качества, Вы тем самым сформулировали те цели, которые ставите перед собой в области интеллектуального развития. Успехов Вам в их реализации!

Пример из жизни Демосфен страшно заикался, но стал выдающимся оратором. Бетховен был ис­ключен из музыкальной семинарии якобы из-за отсутствия музыкальных способ­ностей, но стал гениальным композитором. Как Вы думаете, почему эти люди добились успеха? Задумайтесь, какую роль в этих примерах играла сильная мотивация для реали­зации желаемой цели.

Сенсорная Кратковременная Долговременная память память память

Процессы памяти Различают четыре основных промесса памяти: Запоминание 1 Хранение I Забывание 1 Воспроизведение

Условия успешного изучения высокая самооценка («Я это смогу») позитивная установка («Все будет хорошо»); сильная мотивация («Я этого хочу»)

Упражнение 11 Перечислите все свои положительные черты. Но их не должно быть меньше 30. На это Вам дается только 2 минуты.

Упражнение 14 а) это напоминает игру, которая интересна сама по себе; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - НЕПРАВДА б) человек забывает обо всем и погружается в самого себя и в свои дела; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 ..7 8 9 10 - НЕПРАВДА в) человек не мучается и не проклинает свою работу, а выполняет ее с удовольствием; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - НЕПРАВДА г) результаты, достигнутые ради денег, славы и положения, должны быть более весомыми, чем остальные: ПРАВДА-: : 5 1_ 5 б " S 9 10-НЕПРАВДА

Упражнение 15 а) благодаря собственным открытиям и изобретениям мы лучше реализуем свой потенциал; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - НЕПРАВДА б) это означает более глубокое, чем прежде понимание чего-то, а понимание уменьшает нашу беспомощность; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - НЕПРАВДА в) отчасти подчиняем действительность нашему собственному порядку, с этого времени не подчиняемся уже полностью тому порядку, который застали; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - НЕПРАВДА г) это повышает знания о нас самих и наших возможностях; ПРАВДА - 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 - НЕПРАВДА


«очень хороший способ запоминания информации, совершенно не подходящий для изучения иностранных слов». Я с этим высказыванием в корне не согласен, а потому, хотелось бы доказать обратное.
Если вам интересно, как использовать мнемотехнику для запоминания иностранных слов, то добро пожаловать под кат.

Введение

Для начала я бы хотел изложить вам структуру своего дальнейшего повествования, чтобы вы сразу могли перейти к интересующим вас разделам, не тратя время на ненужное.

В этой статье я постараюсь раскрыть следующие моменты:

  1. Кто говорит?
  2. Краткий экскурс в основные правила мнемотехники.
  3. Теоретическое использование мнемотехники при запоминании иностранных слов.
  4. Практическое использование мнемотехники на примере японского языка.

1. Кто говорит?

На мой взгляд, это имеет значение, так как юноша в 20 летнем возрасте и мужчина в 40 летнем возрасте будут иметь разные фильтры восприятия, а потому важно обозначить позицию, с какой будет вестись изложение для того, чтобы лучше понять автора читателям, вместе с написанным.

Я, студент 3-го курса юридического факультета, примерно год с небольшим использую мнемотехнику для изучения иностранного языка (арабского и японского). С самим явлением мнемотехники познакомился еще в детстве от брата (была какая-то старая книга, названием которой я уже не помню). Меня это заинтересовало, и я решил поближе с этим познакомиться, поэтому купил книгу Гарри Лорейн «Суперпамять» (не рекомендую тратить на неё деньги). Тогда я был очарован всем этим, но только, когда попытался применить все, что там написано в жизни, осознал, что за красивыми словечками ничего нет.

Прошло некоторое время. Я стал больше этим всем интересоваться (саморазвитием), прошел курс скорочтения и после этого наткнулся (или правильнее сказать нашел?) на курс мнемоники под названием «Система Джордано». Сначала я прочитал книгу автора методики, мне она понравилась, а потому было принято решение этот курс пройти, так как и по стоимости выходили небольшие деньги. Сразу же напишу, что я ни коим образом не отношусь к авторам этой методики, только в качестве бывшего ученика. Если хотите получить больше информации об этом, то обратитесь к этой статье на Хабре.

Мнемотехника мной используется для запоминания слов, фраз и текстов на иностранном языке, но больше для слов, что и будем рассматривать в этой статье.
В связи с тем, что времени на такие вещи есть не так много, то изучение иностранного языка рассматриваю как хобби или, как писали в этой статье, упражнением для тренировки мозга.

Арабским «активно» занимался в прошлом году. Сейчас же он, как и Английский, на «пассивном» изучении, то есть сводится просто к чтению соответствующих текстов в оригинале. А Японский, как вы уже, наверное, догадались, находится в позиции «активного» изучения. Под «активным» изучением я понимаю изучение языка комплексно, развивая все стороны (чтение, письмо, аудирование, говорение), а не только чтение.

Произвести количественное измерение объема запоминаемой информации довольно сложно в связи с разбросом в самом объеме. Например, недавно запоминал за раз около 35 иероглифов кандзи и 40-50 просто слов. А на днях всего 12 иероглифов и 20 новых слов. То есть, тут есть ограничения только в вашей готовности уделить то или иное количество времени на запоминание. Об этом чуть позже.

2. Краткий экскурс в основные правила мнемотехники

Если вы хотите более подробно познакомиться с теорией, то рекомендую прочитать «Учебник мнемотехники» под авторством Козаренко В. А. Там все доступно изложено.
Я же здесь приведу только те моменты, которые необходимы для запоминания иностранных слов.

Для начала надо понять, что мозг запоминает не сами образы, возникающие в голове, а связи между несколькими образами. Это очень важно запомнить, потому что непосредственно по время запоминания акцентировать надо на этом. Мозг является генератором информации. Процесс генерации осуществляется по зафиксированным связям при наличии соответствующих стимулов. Без стимуляции мозг не может создавать информацию. Изоляция органов чувств (сенсорная депривация) ведет к «зависанию» памяти и к расстройству деятельности всего мозга.

Чем чаще вызывается в голове та или иная реакция посредством соответствующего стимула, тем сильнее закрепляется данная связь. Но в то же время, связи могут заменяться (перезаписываться).

Далее, существуют естественные ассоциации (связи, реально существующие между воспринимаемыми нами объектами). Благодаря тому, что связи эти уже существуют, мозг запоминает их автоматически. Автор выделяет много приемов, но так как объем статьи ограничен, а цель моего повествования не в углублении в мнемотехнику, а в демонстрации действенности мнемотехники, то я не буду излагать все приемы, только то, что мы будем использовать в статье.

Метод Цицерона. В этом методе для запоминания используются связи между объектами, находящимися в знакомых помещениях или на знакомой улице. Эти связи не нужно образовывать, то есть их не нужно запоминать. Они образовались в вашем мозге автоматически благодаря многократному и регулярному восприятию связанных объектов в вашей квартире, на работе, на знакомой улице.

Посредством метода Цицерона, мы будем формировать опорные образы, которые будут стимулировать припоминание запоминаемых слов.

Мы познакомились с естественными ассоциациями, теперь же перейдем к искусственным (это те, которые мы будем сами формировать для запоминания той или иной информации). Сразу же скажу, что при образовании связи не имеет значения логичность и нелогичность связи, эмоции, возникающие при образовании связи, мысли и прочее.

Значение имеет лишь следующее. Запомните простые правила, которые ни в коем случае нельзя нарушать в процессе создания связи:

1. Образы должны быть крупными . Любые зрительные образы, каковы бы ни были их реальные размеры, следует приводить к одинаковому размеру. Если вы представляете муравья, то его следует увеличить до размеров арбуза. Если вы представляете самолет, то этот образ следует уменьшить до размеров арбуза. Мелкие образы представлять не следует. Связи между такими образами будут фиксироваться очень плохо.

2. Образы следует представлять объемными . Примером таких образов могут быть голографические образы или образы, создаваемые на программах трехмерной графики. Такие образы можно вращать и рассматривать с разных сторон.

3. Образы необходимо представлять цветными . Если вы представляете листок на ветке, то листок следует видеть зеленого цвета, а ветку – коричневой. Если вы представляете образ «светофор», то постарайтесь увидеть зеленый, желтый и красный цвета. Одни люди хорошо видят цвет, другие – хуже. Тем не менее, старайтесь его представлять. Это хорошо тренируется. У некурящих людей проблем с представлением цветовых ощущений обычно не возникает.

4. Представляемые образы обязательно должны быть детальными . Если вы представляете образ «телефон», вам необходимо мысленно его рассмотреть и четко увидеть, из каких частей состоит представляемый вами телефон. Если это сотовый телефон, то вы сможете выделить в нем следующие образы: антенна, дисплей, кнопки, крышка, ремешок, кожаный чехол, батарея.

Различают мыслительные операции, включающие процесс «память». Главная мыслительная операция в мнемотехнике – это «соединение образов». Образы можно соединять в воображении разными способами. Это зависит от применяемого метода запоминания. В любом случае, запомните следующее важное правило.
При запоминании любой информации, при использовании любых приемов, в воображении в один момент времени соединяются только два зрительных образа. Повторюсь, это очень важно. На практике вы поймете, почему это выделяется.

Следующая значимая для нас операция - это «выделение подобразов (частей образа)». Эта мыслительная операция используется для «разборки» целостного образа на составляющие его части и получения большого количества более простых образов. Например, образ «магнитола» вы можете разобрать на составляющие части и представить каждую часть отдельно: ручка, регулятор, кнопка, кассета, ножки и т.п. Это мы будем использовать для запоминания значения слова, а потом на этом образе его произношение.

Операций «видоизменение» и «трансформация образов» я коснусь лишь частично. Говоря очень поверхностно, они заключаются в том, чтобы на одно слово, например, «лук» у вас были разные образы (лук - растение, лук - оружие). Но даже эти «растение» и «оружие» еще могут видоизменяться множество раз. Я думаю вы представляете, сколько разных луков (оружие) бывает? Это имеет значение для того, чтобы при возрастании объема информации, образы не перемешивались. Например, для английского слова «топор» у вас будет один образ, а на японское слово - другой. Не уверен, что в этой статье коснусь этой проблемы более подробно.

Различают 4 этапа запоминания:
1. Кодирование. Вы преобразуете слова в образы.
2. Запоминание. Образуете связь между опорными образами и запоминаемыми образами.
3. Закрепление связей в мозге. Исключение промежуточных образов из головы посредством образования прямой связи слово (произношение) - образ-значение слова.

Для кодирования различают несколько приемов, но в нашем случае важны следующие:
1. Слово-образ. Для таких простых слов как карандаш, портфель, телевизор и прочее, вы используете те образы, которые возникают у вас во время припоминания этих слов. Тут все просто. Не будем останавливаться.
2. Прием символизации. Здесь все гораздо сложнее, особенно в начале. Применяется для преобразования в зрительные образы абстрактных слов. Абстрактное слово – это слово, не имеющее фиксированного образного значения. Для слов холод, храбрость, ревность, входить и прочих нет фиксированных образов, поэтому тут надо подбирать (поначалу подбирать, а затем этот процесс автоматизируется) образы индивидуально. Автор дает следующие образы: Холод - лед, ревность - мокрый носовой платок. Входить и храбрость в примере нет, но для меня эти слова символизируются следующими образами. Входить - нога, ступающая за порог открытой двери (описывать длинно, но образ емкий). Храбрость - постаревшее сердце из стали.

Следующий термин - это образные коды. Это понятие трактуется широко, но мы для удобства сведем к мизерному значению. Образные коды = фонетические образные коды. Суть в том, что для конкретного звука создается свой образ и уже к образу-значению присоединяется фонетический образ для чтения. Пока это может показаться сложным и запутанным, но, перейдя к практике, вы поймете, что это достаточно просто и логично.

Запоминание.
Осуществляется, как уже было сказано выше, посредством соединения образов. Для этой части у вас уже имеются соответствующие теоретические знания, поэтому эту часть рассмотрю в следующей главе.

Закрепление связей в мозге.
В мнемотехнике под этим понимается многократное припоминание информации. Никак не чтение. Схема такова: вы запоминаете информацию (создаете связи). После этого все вместе повторяете в голове (контрольное припоминание). Если повторение происходит без ошибок (сверка с источником), то повторное припоминание следует провести примерно через час. И далее в течение 3-4 дней припоминать информацию по три раза в день. Это может показаться длительным процессом, но уверяю вас, что просмотр образов дело быстрое, когда навык уже сформирован. Этим можно заниматься везде, поэтому выделять дополнительно время на это не требуется. Ведь у всех есть моменты, когда надо или подождать чего-то или надо выполнить механическую работу, не требующую включения мозга. В эти моменты можно заниматься закреплением связей.

Я попытался коротко изложить необходимую информацию для перехода к следующей главе этой статьи.

3. Теоретическое использование мнемотехники при запоминании иностранных слов.

Итак, давайте попробуем применить, изложенные в предыдущей статье, положения, для наших нужд, запоминании иностранных слов. Общая схема будет выглядеть вот так:

1. Первым делом, надо сформировать опорные образы. В моем случае сформированы около 500 образов. Их с лихвой хватает для иностранного языка. Но в ознакомительных целях, возьмем всего лишь 10 образов (чтобы понять сам процесс запоминания.
2. Затем нам надо отобрать слова для запоминания.
3. Сформировать образы-значения для этих слов. Это важно. Обратите внимание, что при запоминании слова «hammer» (молоток) образом значением будет образ «молотка», а не машина Хаммер.
4. Соединить опорные образы с образами значениями по порядку.
5. Убедиться, что эти образы припоминаются без пропусков.
6. Теперь надо на части образа-значения присоединить фонетические образные коды или вспомогательные образы, по которым можно прочитать слово.
7. Контрольное припоминание всей запомненной информации.
8. Закрепление этих связей.

4. Практическое использование мнемотехники на примере японского языка.

Лирическое отступление. Так как иероглифы у нас не принято использовать, то я просто буду писать чтение на русском.
Идем по плану, намеченному в предыдущей главе:
Опорные образы
Как уже было сказано, опорные образы формируется по знакомым объектам. Я не написал выше, но для удобства (чтобы не путаться), эти образы следует формировать, обхаживая мысленно квартиру по часовой стрелке. Вам надо сформировать СВОИ образы, а не пользоваться предложенными ниже. Потратьте на это несколько минут. В моем случае, например, возьмем следующие:

Кухня

1) Выключатель.
2) Кофеварка.
3) Плита.
4) Раковина.
5) Хлебница.
6) Крючок.
7) Стул.
8) Стол.
9) Картина.
10) Ручка от входной двери.

Слова для запоминания

Слова

1) Книга - хон.
2) Сад - нива.
3) Красный - акай.
4) Голубой - аой.
5) Идти - ику.
6) Зима - фую.
7) Корова - уси (читается с уклоном на «щ», как «ущи».
8) В (предлог) - нака.
9) Новый - атарасий.
10) Хороший - ий

Образы-значения

Образы

1) Книга - книга.
2) Сад - скамейка (она стоит у нас в саду, поэтому для меня этот образ символизирует «сад». Вы должны использовать свой образ. Например, можно представить клумбу или лопату, если вы копаете в саду и т.д.
3) Красный - флаг СССР.
4) Голубой - море.
5) Идти - отпечаток стопы.
6) Зима - снеговик.
7) Корова - корова.
8) В (предлог) - презерватив (думаю не стоит пояснять, почему этот образ). Можно взять образ проткнутого стрелой сердца или же образ катаны в ножнах. Главное, чтобы образ был ёмким и вы могли понять слово, стоящее за ним.
9) Новый - Lamborghini Aventador. Можно взять образ новостройки или же образ какого-либо предмета, являющегося для вас новым.
10) Хороший - образ кулака с вытянутым большим пальцем вверх.

Соединение образов.
Тут дело техники. Главное не нарушайте правила (крупность, объемность, цветность, детальность) образов. Во время запоминания вам надо представить опорный образ и образ-значение, чтобы они друг друга касались. Далее, запомните, что второй образ (значение) всегда должен находиться или сверху, или справа, или проходить сквозь первый. Поясню на примере. Если соединяются образы «самолет» и «иголка», то надо их представить так, чтобы иголка протыкала самолет (причем их размеры относительно друг друга должны быть одинаковые). Телевизор и книга, то на телевизоре лежит книга, причем книга должна быть не как обычная книга, а размером с телевизор.
Следующий момент, за один раз запоминайте только одну связь. Образы удерживать около 6 секунд.

Рассмотрим на нашем примере:
Надо соединить выключатель и книгу. Представляем на выключателе сверху книгу (они должны соприкасаться и быть одного размера). Удерживаем эти два образа 6 секунд. Затем переходим к следующим, забыв об этих. и т.д.
В момент образования связи вы должны видеть только выключатель и книгу. Больше ничего. Это важно. Во время запоминания концентрация должна быть максимальной, потому как сложно удерживать детальный, объемный, крупный и цветной образ выключателя и книги в голове 6 секунд. Глаза не закрывать, а уставить свой взор на одноцветную поверхность.

Далее, когда вы образуете все связи по порядку, проверьте себя. Сядьте и вспомните каждый образ. Если будут пропуски, то образуйте заново связи с проблемными словами. Когда сможете безошибочно припомнить все слова, то переходите к следующему этапу.

Запоминание произношения
В этой части могут возникнуть сложности в связи с тем, что у вас не сформирован фонетический образный код.
Суть этого этапа в том, чтобы запомнить произношение. Но перед этим хочу сразу предупредить, что если вы уже с первого раза запомнили звучание какого-либо слова, то отдельно запоминать его не следует. Переходите к следующему слову. Эти образы будут вспомогательными. Со временем, на второй или третий день закрепления, они вам уже не понадобятся в связи с тем, что будет формироваться связь образ-значение и произношение.

Возьмем образ «книги». С помощью приема выделение частей образа сформируем новые образы из книги.
Приблизим книгу до того момента, пока не будет видна лишь левая верхняя часть корешка. Это наш новый образ. На него мы прикрепим слог «хо» (ХОмяк - образ хомяка), рассмотренным выше приемом «соединение образов». Далее приблизим закладку книги и соединим его со слогом «н» (Нос - образ носа). И так далее. Если вы уже по одному началу хо… можете вспомнить «хон», то второй образ необязательно запоминать. На практике я запоминаю первые два слога. Далее мозг автоматически может их дочитать. Может быть, это связано с тем, что я в школе смотрел много японской анимации в оригинале с субтитрами, и мозг их запомнил. А может и нет. Но с арабским такого не было. Приходилось все слоги фиксировать. Смотрите сами.

По такому же принципу свяжите произношение с образом-значением.
Вот список образов к отдельным слогам, сформированный автором. По нему вы легко соедините произношение и образ-значение.

Список


Единственное, с чем может возникнуть проблема - это со словом «новый», так как там 5 слогов, поэтому надо выделить 5 частей. Предлагаю такой вариант:
1) Перед машины.
2) Фары.
3) Колеса.
4) Вид сзади машины (этот вид незабываем).
5) Приборная панель.

Приборная панель


Соединяйте последовательно, но отдельно Абрикос, ТАракан, РАкета, СИроп, Игла с выделеными частями. Все просто.

Потом вы проверяете, можете ли по вспомогательным образам припомнить значение или нет. Если нет, то надо укрепить связь, закрепив еще раз. Если не отвлекаться и последовательно образовывать все связи, то процент первичного запоминания колеблется от 70 до 80 процентов. По мере выработки навыка, качество увеличивается.

На закреплении связей я не буду отдельно останавливаться, потому как было уже сказано, где и как это проводить. Повторю лишь то, что закрепление надо производить припоминанием информации, а не прочтением. Вы быстренько пробегаете по образам «книга» - «хон»… до конца. А затем занимаетесь своими делами. 3 раза в день в течение 3-4 дней.

Когда вы закрепите образ-значение и звучание, то если встретите в тексте «хон», то автоматически всплывет «книга». Хочу заметить, что написание иероглифов тоже можно запоминать, но добавляется дополнительный элемент, когда после произношения надо отрисовать мысленно иероглиф.
На четвертый день может возникнуть такая ситуация, что вы не припоминали слова, но он у вас произвольно вспыхивает в голове. Автор называет это реминисценцией. Ничего страшного, это является признаком, что слова запомнились.

Проблемы и основные вопросы, возникающие при переходе от теории к практике.

Здесь я буду публиковать важные, с моей точки зрения, вопросы, которые будут задавать хабрапользователи, если они возникнут. Но перед этим я бы хотел разрешить те проблемы, с которыми я столкнулся, когда начал практиковать мнемотехнику при изучении иностранных слов.

1. При соединении образов, второй образ не припоминается.
Этот вопрос решается практикой. У автора все обучение растянуто на 5 месяцев по три занятия в неделю. Главное не отходить от основных принципов, изложенных в теоретической части.

2. Как запоминать длинные слова? Ведь не на всех образах можно выделить много частей.
Когда запоминаются слова, на практике комбинируется метод, с которым я вас познакомил (фиксирование звучания по образным кодам) с другими методами, например, кодированием по созвучию. Слово «terrible» заменяется на ТЕРмометр (созвучное слово) + Булавка и Лупа (это образные коды для соответствующих звуков английского языка). Таким образом, можно компактно записывать длинные слова, которых не так уж и много. «АтарасиКунаКатта» - переводится как «не был новым», но это слово образовано от «Атараси», а «кунакатта» - всего лишь суффикс. А его вы выучите во время изучения грамматики, поэтому надобности запоминать его отдельно не возникает.

3. У меня закончатся опорные образы?
На практике достаточно 200 образных кодов, чтобы запоминать по 50 новых слов каждый день, потому что образы перезаписываются.
Например, вы учите 50 слов в первый день, на второй следующий полтинник (но все еще повторяете первые 50) и т.д., а на пятый день вы уже учите новые 50 на первые 50 опорных образов, но повторяете предыдущие 150, чтобы закрепить.

4. Мнемотехника это легко?
Нет. Это достаточно трудоемко. Особенно на первых порах, когда вы пытаетесь запомнить слово, но зависаете на том, что не получается подобрать подходящий образ. Но это эффективнее и увлекательнее, чем нудное повторение слова снова и снова. Со временем процесс автоматизируется и все будет проходить быстрее, но от этого не легче. Мозг все равно будет напрягаться.

5. Ограничения в объеме запоминаемой информации?
Только в том, сколько у вас опорных образов и свободного времени. Образы не сливаются и не перемешиваются. Добавить метки

Мнемотехника – это совокупность приемов, с помощью которых расширяют память и учат запоминать нужную информацию. Методы мнемотехники рассчитаны на возникновение ассоциаций.

Мнемотехническое правило запоминания информации интересно даже для детей в ДОУ, поэтому в детских учреждениях обычно есть картотека мнемотехнических упражнений.

Мнемотехнические приемы работают путем перехода информации в образы. Образы бывают слуховые, зрительные и графические. Упражнения способствуют развитию памяти, интеллекта, внимательности и речи у дошкольников.

Приемы мнемотехники в детских садиках осваиваются ребятами постепенно. Сначала разучиваются простые мнемонические приемы, затем переходят к сложным упражнениям . Это работает по схеме:

  • Ребятам показывают мнемоквадраты, которые представляют собой несложное изображение. Каждое изображение обозначает слово, словосочетание или же несложное короткое предложение.
  • Далее, дети осваивают мнемодорожки, это коллаж, состоящий из четырех несложных изображений. Ребята учатся составлять истории, опираясь на него.
  • Мнемотаблицы – сложные упражнения для развития детей. Мнемотаблицы составлены так, что по ним воспроизводятся рассказы.

Мнемотаблицы являются важными составляющими образной визуализации информации, поэтому на них остановимся подробнее.

Используя мнемотаблицы в детском саду, воспитатели учат детей запоминать стихи, подбирать рифмы к словам. Упражнения на заучивание стихов являются мнемотехническими, если информация подается малышам как игра . Таблицы составляют воспитатели, психологи или родители, но когда малыш уже научился выполнять упражнения, ему нужно пробовать составлять таблицы самостоятельно. Когда детей мотивируют составлять таблицы, они, кроме речи и памяти, развивают воображение, что актуально для учебы в школе.

Мнемотаблицы в детском саду бывают:

  • Таблицы с алгоритмами, которые показывают последовательность мытья рук, умывания, одевания, приема пищи.
  • Таблицы, которые рассказывают истории.
  • Таблицы, настроенные на разучивание стихов или других материалов.

Мнемонические приемы в детском саду:

  • Для развития воображения покажите малышу мнемотаблицы, по которым он составит собственный рассказ или сказку.
  • Практикуйте заучивание стихотворений, используя мнемотаблицы.
  • Игра для развития логического мышления детей: дайте детям карточки с изображением предметов и попросите распределить каждый предмет в группу (предметы, связанные со строительством, кулинарией, спортом).

После этих упражнений предложите детям нарисовать картинки по вашему рассказу.

Мнемоническое правило

Мнемотехника является сложной разработкой психологии, поэтому она работает по правилам. Итак, мнемонические правила:

  • Мнемотаблицы для детей без подготовки сложны. Начинайте с мнемоквадратов.
  • Предлагайте цветные таблицы. Черно-белые рисунки не вызывают интереса детей.
  • Таблицы не должны содержать больше 9 рисунков, потому что для детей это сложно.
  • Не предлагайте детям более 2 мнемотаблиц в день.
  • Память не развивается, если таблицы относятся к одной тематике.

Использование мнемотехники важно не только в детском саду. Родители также должны обратить внимание на развитие детей дома.

Владимир Козаренко «Мнемотехника шаг за шагом»

«Мнемотехника шаг за шагом» Козаренко состоит из пяти отдельных курсов, которые связаны между собой. Все методы для развития памяти начинаются с несложных, постепенно усложняясь и требуя большей концентрации.

Учебник мнемотехники Козаренко полезен для людей, которые изучают английский язык, потому что он содержит пособие, помогающее запоминать иностранные слова. Книга Козаренко рассчитана на людей, которые изучают английский язык самостоятельно или берут уроки в группах.

Книга охватывает такой объем информации, который другие книги не способны охватить. Вы научитесь концентрировать внимание, развивать память, воспроизводить информацию своими словами, усовершенствуете английский язык, настроите память на запоминание чисел.

Виды мнемотехники

Что такое мнемотехника и для чего она нужна, мы разобрались. Но существуют такие виды мнемотехники:

  • Классическая – развитие памяти происходит с использованием зрительных образов.
  • Педагогическая – более легкий способ запоминания. Зрительных образов в нем присутствует мало, но она предполагает использование постоянных повторений материала, переписывания информации в тетради, заучивание конспектов. Так развивают память в большинстве учебных заведений, но в ДОУ этот метод не практикуется.
  • Цирковая – игра для развития памяти с использованием жестов, мимики, интонаций. Это игровая методика, она предполагает наличие хитростей, известных только педагогу и ученику.
  • Спортивная – память развивается с помощью запоминания чисел.
  • Современная – подразумевает изучение больших объемов информации. Техника рассчитана для развития памяти у людей, которые нуждаются в запоминании точной информации.

Мнемотехника для произношения звуков

Развитию речи нужно уделять отдельное внимание, потому что правильное произношение звуков важно для социализации детей. Кроме того, развитие связной речи важно не менее, потому что ребенок способен грамотно мыслить, но важно уметь выражать мысли. Использование мнемотехники возможно для развития речи и правильного произношения звуков.

Для формирования связной речи и правильного произношения звуков нужно показать детям схематическое изображение звуков. Работа с детьми проходит в последовательности:

  • Согласование знаков с детьми. Ребята должны быть согласны с образами на бумаге.
  • Обучение детей правильному произношению звуков с использованием картинок.
  • Создание связной речи с помощью заучивания стихов по картинкам.

Чтобы развитие связной речи не было сложной задачей, одновременно нужно проводить занятия, на которых ребята пополнят словарный запас. Если этого не делать, то рассказ по картинкам не покажет связной речи, дети просто будут практиковаться в произношении звуков.

Правильное произношение звуков и развитие связной речи тесно взаимосвязаны. Они формируют личность ребенка. Если малыш в ДОУ развивает умственные способности, то в школе ему не будет сложно.

Для автоматизации звуков в связной речи детей, конечно, лучше всего обратиться к логопеду. Но врачи тоже используют мнемотехнические приемы, поэтому занимайтесь с ребенком дома, чтобы закрепить результат.

В автоматизации звуков в связной речи самое трудное – заинтересовать ребенка. Он не понимает, что ему надо работать, поэтому не заставляйте его. В противном случае малыш потеряет интерес и обучение не будет эффективным. Занимайтесь с ним по его желанию, тогда процесс обучения принесет плоды.

Мы разобрались, что такое мнемоника для автоматизации звуков, развития связной речи, памяти, мышления и внимательности. Главное правило при выполнении упражнений – регулярность. Занимайтесь с ребенком систематически, чтобы упражнения действительно повлияли на память и мышление ребенка.