— это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма отношении между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские. родительские и другие родственные права и обязанности.
В социологии семья рассматривается одновременно и как и важный социальный институт. Как социальный институт семья проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в жизненный цикл семьи. Исследователи семьи обычно выделяют следующие фазы этого цикла:
- вступление в первый брак — образование семьи;
- начало деторождения — рождение первого ребенка;
- окончание деторождения — рождение последнего ребенка;
- «пустое гнездо» — вступление в брак и выделение из родительской семьи последнего ребенка;
- прекращение существования семьи — смерть одного из супругов.
На каждом из этапов семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками. Под структурой семьи понимают не только ее количественную полноту, но и совокупность духовных, нравственно-психологических отношений между ее членами, в том числе отношения власти и авторитета. Со структурой семьи тесно связан порядок и уклад ее жизни, обычаи и традиции, взаимодействия с другими семьями и обществом в целом.
Совокупность всех функций, которые выполняет современная семья, можно свести к следующим:
- репродуктивная (детородная) — воспроизводство потомства — главная функция семьи;
- воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;
- хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
- экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
- функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членам и семьи:
- духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;
- социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.
В социологии приняты такие общие принципы выделения типов семейной организации .
В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью:- моногамия — брак одного мужчины с одной женщиной в одно время:
- полигамия — брак, предполагающий наличие нескольких партнеров в супружестве. Известны три формы полигамного брака:
- групповой брак , когда несколько мужчин и несколько женщин одновременно находятся в супружеских отношениях (сегодня данная форма сохранилась только на Маркизских островах):
- полиандрия (многомужество) — редко встречающаяся форма, имеет место в Южных штатах Индии, на Тибете;
- полигиния (многоженство) — самая распространенная среди всех форм полигамного брака, существует в мусульманских странах.
- нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
- расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
- эндогамные , предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
- экзогамные , где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
- патрилокальные — молодые живут в семье мужа;
- матрилокальные — в семье родителей жены;
- неолокальные — поселяются отдельно от родителей.
- матриархат — власть в семье принадлежит женщине;
- патриархат — во главе стоит мужчина;
- эгалитарная , или демократическая, семья , в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
В современном обществе наблюдаются процессы трансформации семьи как социального института, изменение некоторых ее функций, перераспределения семейных ролей. Семья утрачивает ведущие позиции в социализации индивидов, организации досуга и других важнейших функций. Вместе с тем в обществе появляются альтернативные формы брака , под которыми понимают системы брачных отношений, не получивших официального признания государства (и церкви), но допускаемые общественным мнением той или иной социальной среды.
К их числу в современных развитых странах относятся:
Годвин-брак («визитный брак», «гостевой брак») — это раздельное проживание супругов, отсутствие общего хозяйства и быта. Вне- семейная форма моногамного брака впервые была описана в XVIII в. У. Годвином. В последнее десятилетие данная форма брака становится популярной в России, главным образом среди звезд эстрады и очень занятых деловых людей с разными интересами;
Конкубинат — стабильная связь женатого мужчины и формально незамужней женщины-конкубины, имеющей от него признаваемых им детей и материальную поддержку. В настоящее время в Западной Европе из-за растущей феминизации полового состава общества имеет несомненную тенденцию к росту. Вариант полигинии;
Открытый брак — признание права супругов на независимый образ жизни, включая внебрачный секс;
Пробный брак — временное проживании партнеров. Когда же они решают иметь детей, то оформляется законный брак. По определению Маргарет Мид. — это «двухшаговый брак».
Альтернативные формы брака в действительности представляют собой именно формы, вариации рассмотренных выше традиционных типов брака. Возникают они благодаря или скорее вопреки брачным интересам каких-то специфических групп населения. Поэтому дальнейшее существование этих форм будет определяться устойчивостью и жизнеспособностью самих этих групп.
Следует признать, что отмеченные тенденции разделения институтов брака и семьи, давно характерные для Запада, получают распространение и в современном российском обществе.
Плюсы и минусы основных форм устройства брошенных детей: усыновление (удочерение), опека, патронат и воспитание в приемной семье.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на
Еще по теме "Опека или усыновление":
Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.
Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.
Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных Опека -против приёмных детей. Пишу вам как это случилось у нас.
Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат. В отличие от усыновления, к кандидату в опекуны менее жёсткие требования в части дохода, жилищных условий, не требуются справка об...
Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.
Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой Посмотрите другие обсуждения на тему "как усыновить ребенка под опекой ": Виды семейного устройства детей и их отличия...
Ведь в интересах ребенка получать больше денег. Разница огромная. При опеке около 5000, а в приемную семью с "зарплатными" деньгами родителя выйдет Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат.
Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.
Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат. Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание, который заключается между приемными родителями и...
Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.
Усыновление Опека (Попечительство) Приемная семья Патронат Плюсы Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителей. Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.
опека или усыновление. Пиар детей/результаты пиара. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей...
Девочки, подскажите, чем отличается патронат от приемной семьи? С остальными формами я разобралась. А тут никак не могу:) Сайт Правоведа я читала:) И все равно...:) Такой же форум открыла на еве. Уж очень хочется понять:))
Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат.
Патронат - это одна из форм устройства ребенка в семью. Лучше больше, чем меньше. Мне лично на опеку ребенка не давали, а на патронат Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление...
Приемная семья - это полный аналог опеке, только при приемной семье платят еще заработную Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей -сирот и детей Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или...
Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.
Усыновление - юридически ребенок становится родным. При усыновлении: Усыновителей родительских прав не лишают, в любых случаях производится отмена усыновления.
Что такое семья? Герцен говорил, что семья начинается с детей, но ведь и не успевшая обзавестись потомством пара тоже семья. А еще есть семьи приемные, неполные, конфликтные и еще великое множество видов семей. Давайте попробуем разобраться с основными способами классификации этой важнейшей социальной группы.
Виды и типы современной семьи
Современные исследователи для определения видов семей используют различные классификации, основными из которых являются следующие.
1. По размеру семьи – учитывается количество ее членов.
2. По типу семьи.
- нуклеарная семья – содержит одну брачную пару с детьми.
- сложная семья – состоит из брачной пары, детей и родственников – бабушек, дедушек, сестер, братьев и т.д. Такая семья может включать в себя несколько родственных брачных пар, которые объединились для упрощения ведения домашнего хозяйства.
- неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей.
3. По количеству детей.
- инфетильные, бездетные семьи;
- однодетная семья;
- малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;
- среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
- многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.
4. По форме брака.
- моногамная семья – состоит из двух партнеров;
- полигамная семья – один из партнеров имеет несколько брачных обязательств. Различают полигинию (брак мужчины с несколькими женщинами) и полиандрию (брак женщины с несколькими мужчинами).
5. По полу супругов.
- разнополая семья;
- однополая семья – двое женщин или мужчин, занимающиеся совместным воспитанием детей.
6. По месту положения человека.
- родительская – семья наших родителей;
- репродуктивная – семья, создаваемая человеком.
7. В зависимости от места проживания.
- патрилокальная – семья, живущая на одной территории с родителями мужа;
- матрилокальная –семья, живущая на одной территории с родителями жены;
- пеолокальная – семья, проживающая отдельно от родителей.
И это еще не все виды и типы семьи, которые бывают. Рассмотреть особенности каждой разновидности смысла не имеет, поэтому мы поговорим о самых ярких типах.
Виды неполных семей
Бывают внебрачные, осиротевшие, разведенные и распавшиеся неполные семьи. Также некоторые исследователи выделяют материнские и отцовские виды семей.
Такие типы семей не относят к категории неблагополучных, но трудности с воспитанием детей здесь возникают немалые. Согласно статистическим исследованиям дети в неполных семьях учатся хуже своих сверстников, также они более склонны к невротическим нарушениям. Кроме того, большинство гомосексуалистов было воспитано в неполных семьях.
Виды приемных семей
Можно выделить четыре вида замещающих семей: усыновление (удочерение), приемная семья, патронат и опека.
- Усыновление – прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
- Опека – прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
- Патронат – воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
- Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.
Виды многодетных семей
Виды неблагополучных семей
Выделяют две большие категории. В первую входят различные виды асоциальных семей – родители наркоманы, алкоголики, конфликтные семьи, аморально-криминальные.
Сегодня в России все большее развитие получают разнообразные формы передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан: усыновление (национальное и международное), опека и попечительство, приемная и патронатная семья, детские дома семейного типа, детские деревни, поселки, общины, где условия проживания приближены к семейным.
По данным статистики Минобразования России, последнее десятилетие держится довольно стойкая тенденция, в соответствии с которой из 100 000 ежегодно выявляемых в РФ детей, оставшихся без попечения родителей, 70% передаются на воспитание в семьи, 30% - в детские интернатные учреждения. Ежегодно в России усыновляется около 30 000 детей, при этом около 18 000 детей усыновляется отчимами и мачехами и 12 000 - посторонними гражданами.
Рассмотрим юридические и организационные основы семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Усыновление представляет собой правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения, наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми. Закон приравнивает усыновленного ребенка к родным детям усыновителей или усыновителя.
С правовой точки зрения усыновление - это установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми.
В документах Гаагской Конвенции 1992 г. раскрыто понятие «усыновление»: «Усыновление внутри страны или в другой стране - это такая мера защиты ребенка, при которой ус-
танавливаются отношения между ребенком, с одной стороны, и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью, с другой стороны» .
Важно отметить, что усыновление - такой процесс, при котором ребенок находит для себя именно семью, а не какую-либо ее замену.
Процедура усыновления в России определена в Семейном кодексе РФ. Ребенок может быть передан в семью только по решению суда. Существует ряд ограничений для потенциальных усыновителей по состоянию здоровья. Также в Семейном кодексе статьей 128 определяется разница между усыновителем и усыновляемым ребенком. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте, установленной пунктом 1 настоящей статьи, не требуется.
Усыновление настолько серьезно влияет на судьбу ребенка, что его согласие войти в семью усыновителя приобретает первостепенную важность. Согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет, является безусловно необходимым, без него усыновление не может быть произведено. Мнение ребенка, не достигшего 10-летнего возраста, также должно быть выявлено с того момента, когда ребенок и состоянии его сформулировать и выразить. Отсутствие согласия на усыновление должно рассматриваться судом как серьезное препятствие к усыновлению. Вынесение решения об усыновлении вопреки желанию ребенка, не достигшего 10 лет, возможно только в случае, если суд придет к твердому мнению, что возражения ребенка не имеют серьезного обоснования, связаны исключительно с его малолетством и не станут препятствием к созданию нормальных отношений между ним и усыновителями.
Для передачи ребенка на усыновление необходимо получение согласия его родителей (если они есть). Порядок дачи родителями согласия регулируется статьей 129 СК. Если родители ребенка на момент дачи согласия не достигли 16 лет, помимо их согласия необходимо также согласие их родителей, опекунов или попечителей, а при отсутствии этих лиц - согласие органа опеки и попечительства.
Данное требование продиктовано необходимостью дополнительной защиты интересов несовершеннолетних родителей, которые в противном случае могут совершить акт, о последствиях которого они будут сожалеть всю жизнь.
Таким образом, основным принципом, на котором строится весь институт усыновления, является наилучшее обеспечение при усыновлении защиты интересов ребенка. Интересы ребенка должны быть определяющим критерием при оценке лиц, желающих стать усыновителями, при вынесении решения об усыновлении, или об отмене усыновления, а также при решении всех иных, более частных вопросов.
Необходимо защищать интересы усыновленного ребенка и семьи усыновителей. При этом должна соблюдаться тайна усыновления. За ее разглашение против воли усыновителей предусмотрено наказание.
Усыновление иностранными гражданами допускается только в тех случаях, если не предоставляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан или родственников, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Решение об усыновлении иностранными родителями принимает суд. В течение трех месяцев со дня въезда ребенка в государство места проживания усыновителей он должен быть поставлен на учет в консульском учреждении, которое в конце календарного года направляет в Министерство образования РФ списки усыновленных детей, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.
Усыновление как форма социального устройства ребенка-сироты является, безусловно, наилучшим решением его дальнейшей судьбы. Но в связи со сложной экономической ситуацией в нашей стране количество случаев усыновления за последние годы сократилось при возросшем количестве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одновременно резко набрало популярность зарубежное усыновление. Очень много детей усыновляют пары из США, в том числе детей с не внушающими надежд диагнозами. По данным Министерства науки и образования РФ число усыновлений внутри страны в 1991 г. - 15 964, в 1997 г. - 8500, в 1999 г. - 6500. Для сравнения, в результате международного усыновления в 1992 г. было усыновлено 678 детей, в 1996 г. - 3251 ребенок, в 1999 г. - 6255 детей, а в 2000 г. цифра приблизилась к 7000.
Можно выделить основные причины падения числа российских усыновителей.
1) Экономические. Прежде всего, социально-экономическая ситуация в стране в целом, отсутствие средств в местных бюджетах (реальное или «чиновничье»). Кроме того, усыновив ребенка, семья
полностью берет его на свое обеспечение, а поддержка от госуд™ гва сводится лишь к регулярным проверкам. В то же время л*цц И оформившиеся как приемные семьи, патронатные воспитат ели получают и выплаты на содержание ребенка и зарплату. Поэтому и возникают ситуации, когда семьи перед усыновлением для выяснения психологической совместимости, готовности нести брем^ от _ кетственности, сначала оформляются как замещающая семья ц по _)учают финансовую поддержку, внимание специалистов. А по Том оценив потери, которые они понесут при усыновлении, переду мы _ вают оформлять усыновление.
2) Законодательные.
Введение ограничений по ряду по^ аза _
гелей, таких как требование нормативного уровня доходов и Огра
ничения по жилищным условиям (ст. 127 СК), привело к от ТОК у
потенциальных родителей со средним уровнем дохода.
3) Несовершенство механизмов реализации законов:
м^ ого _
ступенчатость и длительность процедуры усыновления. В мало^ го _
роде невозможно скрыть усыновление, несмотря на все ухищр ения
законодательства, даже потому, что необходимо пройти медицин
ское обследование и другие процедуры.
4) Слабая информированность
населения, наличие миф^ в o g
очередях на усыновление, о непреодолимости «дурной» наследст
венности и т. д.
5) Субъективизм специалистов
, принимающих реш^ ния
иногда отсутствие профессионалов в этой сфере. Это связ^ но с
гем, что ни одно учебное заведение не готовит специалистов > ако й
квалификации.
6) Личностные.
Официальные лица, которые являются субъ
ектами процесса передачи ребенка в семью, зачастую скрыто ^ Т0М у
сопротивляются. Руководители детских учреждений боятся ^ едо _
укомплектованности учреждения детьми, что влечет за собой со
кращение кадров, урезание финансирования, а для органов ^ пеки
и попечительства это дополнительная работа при их необъ^ тно ^
нагрузке.
7) Социо-культурные установки.
Они сформировались под
влиянием государственной политики предпочтительности ко ллек _
тивного воспитания над семейным, низкой ценности семьи, отсут
ствия реальной социальной политики на сохранение семьи, отно
сительной легкости процедуры лишения родительских прав, ^ ко _
нечно, тайны усыновления. Кто знает о людях, взваливших ц а се д я
бремя ответственности за чужого ребенка. Где государственное
признание и чествование или другие ритуалы, позволяющие моти-
Вировать и формировать готовность других людей к такому поступку?
8) Страхи. Родители опасаются, что ребенок рано или поздно узнает об усыновлении или не оправдает возложенных на него надежд; знакомые узнают, что семейная пара не может иметь собственных детей и, следовательно, они социально несостоятельны. Как получить квалифицированную помощь психолога, педагога, врача, если нельзя говорить, что ребенок усыновлен, и т. д.? По данным МВД России разглашение тайны усыновления зарегистрировано в официальном порядке в 1990 г. - 11 случаев; в 1991 г. - 10; в 1992 г. - 15; в 1993 г.- 13; в 1994 г.-21; в 1995 г. - 25. Опрос около 200 специалистов по охране прав детства из 38 регионов России в апреле 2001 г., проведенный Университетом Российской академии образования, показал, что в практике работы 95% специалистов есть случаи нарушения тайны усыновления.
2. Самой распространенной формой устройства ребенка на воспитание в семью остается опека и попечительство. Опека и попечительство - это способы восполнения дееспособности, защиты прав, интересов и воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство- над несовершеннолетними от 14 до 18 лет. Функции по опеке над несовершеннолетними могут выполняться гражданами, воспитательными, лечебными, образовательными и иными детскими учреждениями, а также самими органами опеки и попечительства.
Для содержания детей под опекой установлена выплата денежных средств, которая в настоящее время является социальной выплатой, адекватной реальным затратам на одного ребенка в месяц. Поскольку опека и попечительство над несовершеннолетними детьми назначается с целью обеспечения их права на семейное воспитание, опекуны и попечители обязаны проживать с ребенком одной семьей. Исключение из этого правила предусмотрено только в отношении несовершеннолетних, достигших 16-летнего возраста. В этом случае орган опеки и попечительства может разрешить подростку проживать отдельно, если такая необходимость связана с получением образования или работой.
Дети, находящиеся под опекой или попечительством, сохраняют право на общение со своими родителями и родственниками, за исключением случаев, когда родители лишены родительских прав. Прекращение опеки происходит при достижении ребенком 14 лет. При этом опека автоматически трансформируется в попечительство. Попечительство прекращается при достижении ребенком со-
вершеннолетия, эмансипации несовершеннолетнего или вступления его в брак до 18 лет. Опека и попечительство также прекращаются в случае смерти опекуна или попечителя.
3. Приемная семья
представляет собой новый институт семей
ного законодательства. Он возник и развился из идеи создания
детских домов семейного типа. Состояние детских воспитательных
учреждений оказалось настолько неудовлетворительным, что воз
никла необходимость поиска формы, которая бы позволила соче
тать признаки детского учреждения и семейного воспитания де
тей. Таким образом, приемная семья является гибридной формой.,
содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения
и усыновления.
Помимо Семейного кодекса, регулирование отношений, возникающих в связи с воспитанием ребенка в приемной семье, осуществляется также специальным «Положением о приемной семье».
Приемная семья образуется на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять ребенка на воспитание).
Число детей, помещенных в приемную семью, не должно превышать восьми человек.
В регионах России накапливается разнообразный опыт использования законодательно закрепленных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Примером может служить община «Китеж» в Калужской области, организованная как некоммерческое партнерство приемных семей, каждая из которых взяла несколько детей-сирот и объединилась с другими семьями в целях решения юридических, экономических и педагогических проблем.
4. Детские дома семейного типа.
Такие детские дома организу
ются на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспита
ние не менее пяти (и не более десяти) детей и с учетом мнения всех
совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усы
новленных. Общее количество детей в детском доме семейного ти
па, включая родных и усыновленных, не должно превышать две
надцати человек.
Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовка к самостоятельной жизни детей в условиях семьи.
5. Детские поселки.
Речь идет о семейных группах, которые
создаются на материнском принципе. От обычной семьи этот тип
отличается тем, что физически личность отца здесь отсутствует,
и мужской элемент в воспитательном процессе должен замещаться
другими путями. Помимо принципа матери, как постоянного вос
питателя и создателя эмоциональной уверенности, и помимо раз
нородности детской группы, здесь в значительной мере проявляют
свое действие два других принципа. В первую очередь, это семей
ный дом со всеми атрибутами родного очага, а затем сообщество
поселка, обеспечивающего организационный и социальный тыл
для всех отдельных семей. Наиболее распространенной и извест
ной формой детского поселка являются «SOS-деревни» (создан
ные в п.Томилино Московской области, в Орловской области),
негосударственный детский дом-пансионат семейного воспитания
(г. Москва).
6. Детский городок.
Детский городок - это среднее между заме
щающей семьей и детским домом.
По своей организации он близок к детскому поселку, но по воспитательной атмосфере похож, скорее, на так называемые квартирные детские дома. Городок образует несколько (до 20) павильонов для «семейств» и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты и т. п. Воспитателями здесь являются всегда супруги, по крайней мере один из которых должен иметь специальное педагогическое образование. Они заботятся, как правило, о Ю-14 детях, мальчиках и девочках от 3 лет до 18 лет. Детей не передают воспитателям на личное попечение, как это бывает в случае семейных групп и детских поселков. За детей здесь отвечает учреждение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех «семейств» совместно (приготовление пищи, стирка белья, ведение домашнего хозяйства). Воспитатели обычно имеют своих детей, живущих вместе с ними в квартире внутри павильона.
Виды семейного устройства детей и их отличия: усыновление, опека или попечительство, приемная семья, патронат.
Усыновление (удочерение) - принятие в семью ребенка на правах кровного. Ребенок становится родственником - сыном (дочерью) со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства.
Особенности:
Позволяет ребенку чувствовать себя полноценным членом семьи.
- Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
- Возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
- Оформляется дольше, чем опека, так как усыновление утверждается гражданским судом.
- Государство не оказывает помощи после усыновления, за исключением единовременной выплаты при передаче ребенка на воспитание в семью, предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка в том случае, если усыновляется младенец до 3-х месяцев.
- Органы опеки осуществляют ежегодный контроль за семьей усыновителей в течение как минимум трех лет после усыновления.
- Самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства.
- Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен.
Опека
- принятие в дом ребенка на правах воспитуемого в целях его содержания, воспитания, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Ребенок сохраняет свои фамилии, имя, отчество, а кровные родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка.
Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребенка и ответственности за ребенка.
На содержание ребенка государством ежемесячно выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребенка. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению. Опека - высокий, но не полный уровень ответственности.
Особенности:
Опека устанавливается решением главы местного самоуправления из-за чего оформляется быстрее, чем усыновление, так как не требует проведение суда.
- На опекаемого ребенка выплачиваются средства на его содержание, органы опеки оказывают содействие опекуну в организации обучения. Отдыха и лечения опекаемого.
- Менее жесткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.
- Ребенок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою принадлежность к семье опекуна.
- Нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.
- Смена фамилии ребенку возможна лишь после исполнения ему 14 лет.
Приемная семья -
форма воспитания ребенка (детей) в семье у «приемного родителя» - воспитателя. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание и создается на основе договора между приемными родителями (родителем) и органами опеки. По отношению к ребенку приемные родители являются ему опекунами. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер. Срок помещения ребенка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приемных семьях может воспитываться от одного до 8 детей.
На содержание ребенка выплачиваются средства, согласно норматива, установленного в области. Кроме того приемному родителю платиться заработная плата и засчитывается трудовой стаж. Высокий, хотя и неполный уровень ответственности за судьбу ребенка.
Особенности:
Возможно передать в семью детей, не имеющих статуса под усыновление, детей, изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, в ином случае, обреченных жить в детском доме.
- Менее жесткие требования к кандидатам - такие же как при опеке.
- Постоянный контроль и отчетность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.
- Возможны сложности при оформлении ребенка, проживающего в другом районе или городе, так как выплаты приемной семье производятся из местного бюджета.
- Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребенка.
Патронат
- форма воспитания ребенка (детей) в профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органами опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и патронатным воспитателем. Под патронат передаются дети, которым временно требуется замещающая семья или необходимо создать особые условия поддержки и сопровождения ребенка в семье. Основная цель данной формы устройства - социализация ребенка, получение им необходимого опыта жизни в семье, замена пребывания его в приюте.
Патронат часто используется как переходная форма к опеке или усыновлению, после получения ребенком соответствующего статуса. Срок помещения ребенка под патронат может быть разным и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем, учреждением, родителями ребенка и территориальными органами опеки.
На содержание ребенка выплачиваются средства, согласно установленного в регионе норматива. Патронатному воспитателю платится зарплата и засчитывается трудовой стаж.
Особенности:
Возможность поместить в семью патронатного воспитателя ребенка, которому временно требуется заменяющая семья или не имеющего статуса, позволяющего предать его под постоянную опеку или на усыновление.
- Менее жесткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жесткие, чем при опеке.
- Работа по планам, устанавливаемым учреждением по патронату, постоянный контроль и отчетность за воспитание и расходование выплачиваемых на содержание ребенка средств.
- Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны и их регламент определяется по согласованию сторон.
Примечание: при разных формах устройства предъявляются одинаковые требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребенка в семью. Также законом предусматривается, что они не должны были прежде лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновителя.