Привычки. Формирование привычек у детей. Как формируются привычки как работает мозг Сколько формируется привычка человека

Все родители мечтают о том, чтобы их дети были хорошими, чтобы они были счастливы и большинство родителей сознает, что для этого детей нужно заботливо воспитывать. Однако, даже понимая, как важно правильное воспитание, многие родители не умеют практически взяться за это дело и не приступают к воспитанию своих детей своевременно.

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей являются и учителей являются увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Чтобы лучше понять, что общего у привычки и навыка и чем они отличаются, обратимся к примерам. Ребенок двух лет, едва научившийся ходить, уже самостоятельно ходит по квартире и вместе со взрослыми выходит на улицу. В это время он обучается открывать и закрывать двери. Сначала он несколько раз с помощью старших сосредоточенно учится поворачивать ручку двери, затем после многократных повторений он начинает выполнять это действие легко, как говорят автоматически. Он не смотрит уже на ручку, не думает о том, в какую сторону нужно ее повернуть, вообще, открывая дверь, он может не обратить внимания на то, как он ее открыл. В этом время он может быть даже увлечен чем-нибудь другим, например, игрушкой, которую несет в руке. Этот ребенок, говорим мы, овладел навыком открывания и закрывания дверей.

Процесс выработки навыков происходит в жизни ребенка каждодневно. Без приобретения навыков, то есть без автоматизации действий, немыслимо было бы ни учиться в школе, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки позволяют экономить силы и достигать лучшего результат в выполнении действия.

Что же такое привычка?

Рассмотрим это на примере малыша с дверью. Малыш научился осторожно открывать и тихо, плотно прикрывать за собой дверь. Но он не только умеет это делать, у него возникает стремление каждый раз именно так открывать и закрывать дверь. Если он заметит, что дверь, мимо которой он прошел, осталась открытой, ему захочется прикрыть ее. В таких случаях мы говорим, что у ребенка возникла хорошая привычка тихо прикрывать двери. Если же малыша не научили, как следует закрывать двери, он привыкнет хлопать дверью или оставлять ее открытой. Это значит, что он приобрел плохую привычку.

Подросток, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает тягостное чувство, если ему приходится лечь спать неумытым. Тот, кто привык много читать, - страдает от отсутствия интересной книги. Девушка, имеющая привычку мыть посуду и убирать комнату, всегда найдет время и способ выполнить эту работу.

Таким образом, навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка - это еще и потребность, стремление выполнять данное действие.

Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка. Навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение. Если ребенок научился хорошо ходить на лыжах, он с удовольствием будет проводить на лыжах свой досуг - это станет его привычкой.

Как возникают новые привычки?

Давайте рассмотрим роль времени, то есть возраста в возникновении и воспитании привычек.

Некоторые ребята, придя в школу, обнаруживают, что они захватили с собой не все: то тетрадь, то ручку, то дневник забыли дома. Это происходит потому, что они привыкли складывать в портфель все необходимое утром, в спешке, перед самым уходом в школу, а не вечером, перед сном. Когда же начинает формироваться эта привычка? С первого дня обучения ребенка в школе.

Есть учащиеся, которые готовятся к экзаменам "в последнюю ночь", другие же это делают заблаговременно, по определенному расписанию, оставляя последний вечер свободным. Что это? Врожденные свойства характера? Темперамент? Сознательность одних и несознательность других? Нет, это привычка, возникшая у детей в период подготовки к первым в жизни экзаменам и укоренившаяся в процессе учения.

Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, "фактор времени" не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, то воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и она чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, он мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Чтобы узнать, в какие именно годы жизни детей и в каком порядке нужно воспитывать те или иные полезные привычки, следует обратить внимание на то, когда и как они складываются.

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке. Появилась необходимость готовиться к экзаменам - сложилась привычка, так или иначе организовывать свою подготовку к ним.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Родители, даже самые занятые, должны не только организовать торжественные первые проводы детей в школу, но и обеспечить в течение нескольких недель спокойные, рассчитанные по минутам и в то же время неторопливые сборы ребенка в школу, которые нужны для того, чтобы у него сложилась устойчивая привычка собираться в школу без суеты, заблаговременно.

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель - овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, - следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.

А сейчас предлагаю остановиться на одной, особенно важной привычке - на привычке разумно и содержательно использовать свое время.

Когда и как возникает привычка рассчитывать время и на чем она основана?

Дошкольники и младшие школьники обычно проводят время "под диктовку" родителей, которые по-разному заполняют его. В возрасте 11-13 лет школьник нередко оказывается хозяином своего времени. Чаще всего от него самого зависит, как провести выходной день или обычный вечер после школы. Именно в этот период школьник особенно нуждается в помощи. Его нужно научить самостоятельно планировать и экономно рассчитывать свое время. Нужно воспитать у него привычку интересно и продуктивно использовать каждый свободный час. Эта привычка тесно связана с различными навыками школьника, с кругом его интересов. Привычка разумно использовать время основывается на умении чувствовать ход времени, интуитивно, без часов; и на определенном отношении ко времени. Каким образом человек привыкает замечать ход времени, даже не пользуясь для этого часами? (Часы далеко не всегда помогают школьнику в этом важном деле, так как люди, не замечающие времени, просто забывают посмотреть на часы). Оказывается, человек может замечать ход времени благодаря ритму работы своего организма. Если посадить человека в глухой и темный погреб без часов, он все равно сможет приблизительно определить, сколько часов он провел в этом погребе. Это время определяется тем, что появляется желание есть, спать и т.д. У людей, живущий по определенному режиму, ритм работы всего организма будет более постоянным и четким. Такой человек лучше, точнее сможет определить ход времени.

Основанием привычки разумно использовать время является и воспитанное с детства умение ценить время. В некоторых семьях родители заботятся о целесообразном использовании не только часов труда, но и часов отдыха. В других семьях - взрослые относятся к досугу, как к такому времени, в которое можно ничего не делать. Понятно, что подобное отношение воспитывается и у детей. Именно в минуты и часы бездеятельного, бессодержательного "отдыха" у детей вырабатывается множество вредных привычек. От "нечего делать" они начинают охотно сплетничать о чужих делах, пробуют курить, затевают ссоры и т.д. Дурные привычки легко перенимаются, ведь больших усилий для этого не требуется.

Ошибаются родители, которые думают, что пока их дети маленькие, пусть побегают, побездельничают, а подрастут, тогда для них найдутся и дела и обязанности. Тогда то они и привыкнут разумно использовать время. Это заблуждение. Если к 10-12 годам не создать у детей такой привычки, то вместо нее будет стихийно формироваться привычка к безделью и пустой болтовне. Таким образом, опоздание родителей в воспитании полезных, хороших привычек является одной из причин возникновения привычек плохих, вредных.

Способы воспитания новых привычек.

Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных привычек, обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.

Рассмотрим подробнее, как же формируется новая привычка? Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами. Многие считают, то для того, чтобы сформировалась привычка, детям достаточно лишь объяснить, что именно от них требуется. Конечно, с того времени, как ребенок начинает понимать речь, всякое указание на необходимость выполнить то или иное действие должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнить. Но такие объяснения не всегда могут быть понятны ребенку, не всегда приводят к нужному результату.

Бывает, что по требованию взрослых ребенок много раз выполняет какое-либо задание, относясь к нему, как к навязанному, неприятному для него делу. В этом случае действие не станет привычным, связанное с неприятными переживаниями, повторение его лишь помешает возникновению привычки.

В одной семье родители в течение нескольких зим каждое воскресенье проводили с детьми на лыжах. В результате дети не только научились хорошо кататься, но у них создалась и потребность в часы досуга ходить на лыжах. То есть возникла привычка. В другой семье родители также купили детям лыжи и часто посылали их кататься, но все же привычки занятиям лыжным спортом у детей не образовалось. Сравнивая оба факта, легко установить, почему результаты были неодинаковые: в первом случае прогулки проходили в обществе родителей, которые учили детей правильным приемам ходьбы, поощряли, а при неудачах ободряли их. Совсем по-иному обстояло дело во втором случае. Кататься приходилось детям одним, никто не учли их, не помогал правильно вставить лыжные ботинки в крепления. Дети испытывали больше огорчений, чем удовольствия от катания.

Опыт показывает, что для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важен его результат: приводило ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям.

Легко заметить, что ребенок склонен повторять такие действия, которые приводят его к успеху, к удовольствию, и неохотно повторяет действия ("забывает" их выполнить), которые не приносят ему никакого удовлетворения. Если же после какого-либо действия обычно следует неприятность, то, как правило, ребенок станет его избегать.

Это находит объяснение в учении И.П.Павлова об условных рефлексах. Великий физиолог показал, что образование новой условной связи зависит от "подкрепления", т.е. от последующего удовлетворения или неудовлетворения какой-нибудь потребности организма. Пользуясь этим понятием, мы можем сказать, что и для превращения определенного действия в привычку важно то, как оно "подкрепляется" в жизни ребенка.

Таким "подкреплением" может быть положительная оценка действия ребенка со стороны взрослых, детского коллектива или непосредственное удовольствие от результата труда, от процесса действия (наслаждение музыкой, книгой, природой и т.д.). Напротив, неудачи, неприятности, связанные с действиями, мешают превращению последних в привычку.

В практике воспитания есть немало фактов, когда неправильное отношение родителей к поступкам детей ведет к возникновению у них привычки говорить неправду.

Родители, конечно, хотят, чтобы дети были всегда правдивы и не поощряют их за лживые ответы. Но, тем не менее, у детей иногда возникает привычка лгать или утаивать правду. Это происходит потому, что ложь приводит ребенка иногда к более благоприятным для него последствиям (то есть положительно "подкрепляется"). Например, отец и мать длительное время не интересовались, как обстоят дела с учебой у их детей. И не следили за выполнением ими домашних заданий и вдруг, учинив их "допрос", обнаружили у детей в дневниках тройки и двойки. Начинается выяснение, сопровождаемое иногда к позору родителей рукоприкладством, совсем не соответствующим степени вины детей. И дети могут "раскаяться", но не в своей лени, а в том, что они скрыли плохие оценки. В следующий раз они захотят быть "умнее" и, пользуясь невниманием родителей, отсутствием их связи со школой, постараются скрыть правду. Так дети привыкают, с одной стороны, к бесконтрольному образу жизни, при котором ложь легко сходит с рук, а с другой стороны, у них накапливается вредный опыт. Они видят, что правдивое признание "награждается" побоями или обидной, злой руганью. Не удивительно, что такая "организация жизненного опыта ребенка" неминуемо воспитывает привычку изворачиваться, лгать.

А в семьях, где следят за учебными занятиями детей, так что обман может быть легко обнаружен и потому становится бесполезным, во-вторых, в случае неудачи в школьных делах, не спешат наказать, обругать и т.д., а, прежде всего, стараются помочь исправить ошибку - у ребят чаще и легче возникает привычка рассказывать правду о событиях дня, воспитывается не только правдивость, но и искренность, доверчивое отношение к родным.

Нужно уметь слушать рассказы ребенка и относиться с уважением к его маленьким наивным секретам и заботам, поддерживать и беречь привычку быть не только правдивым, но и откровенным со своими родителями.

Из приведенных выше примеров, что для превращения какого-либо действия в привычку важен тот результат (приятный или неприятный), который за этим действием следует, или то переживание, которое сопровождает действие. Пользуясь этим простым наблюдением, родители могут ускорить возникновение одних - полезных привычек и препятствовать возникновению других - вредных привычек. Нужно позаботиться о том, чтобы все хорошее, разумное, полезное, что ребенок делает, сопровождалось каким-либо хоть небольшим, но приятным для него переживанием, и, напротив, следить за тем, чтобы не могли приводить к удовольствию такие действия, которые могут перерасти в дурную привычку.

Многие психологи и педагоги давно заметили, что похвала действует гораздо сильнее, чем порицание. И действительно, умная, сдержанная повала, высказанная иной раз не самому ребенку, а в его присутствии, как бы "невзначай", другому взрослому, способна сделать чудеса и может оказаться очень сильным средством укрепления какой-либо хорошей привычки.

Если, например, родители хотят создать у детей привычку делать утреннюю зарядку, нужно позаботиться, чтобы в первые недели дети к моменту подъема успевали хорошо выспаться, чтобы в комнате не было холодно (поэтому лучше начитать летом), чтобы упражнения были подобраны в меру трудные, чтобы утренние дела после зарядки приносили удовольствие. Одним словом чтобы первые несколько недель зарядку было делать легко, приятно и весело. В дальнейшем ребенок должен делать зарядку и в те дни, когда в комнате прохладно, когда он не выспался или когда предстоит какой-нибудь "страшный" экзамен и т.д. В том то и сила привычки, что она помогает преодолевать трудности. Однако для того, чтобы эта привычка сформировалась и хоть немного окрепла, в самом начале нужно обеспечить ей благоприятные "подкрепления". Если этот первый этап не обдуман, не подготовлен родителями, дети начинают делать зарядку, а затем бросают.

Подытожив вышеизложенное, можно сказать: привычки воспитываются, формируются в результате соответствующей "организации жизненного опыта детей", опыта, который приводит к упражнению в правильных поступках. Это упражнение нельзя ограничить задачей многократного повторения хороших поступков. Чтобы они стали потребностью ребенка, то есть сделались привычными, нужно, чтобы эти действия сопровождались успехом, удовольствием, то есть получали дополнительное "подкрепление". Особенно большое значение для воспитания привычек имеют самые первые положительные результаты действий и первые впечатления. Неправильное, несоответствующее "подкрепление" действий, например, неприятность после хорошего поступка и удовольствие после плохого, может привести к возникновению у ребенка вредных привычек и искоренению хороших привычек.

Искоренение вредных привычек.

Когда говорят о вредных привычках у детей, обычно называют лишь несколько: курение, употребление нецензурной лексики и т.п. В действительности число их гораздо больше. Простая привычка младенца засыпать только при укачивании или только в присутствии матери уже усложняет быт семьи, а главное, мешает самому ребенку. Чем старше дети, тем более вредные и неприятные привычки могут у них возникать: привычка грызть ногти, свистеть, слишком громко разговаривать, грубить, привычка "глотать" книги или просматривать их почти не читая, привычка списывать в школе... Многие из дурных привычек появляются в результате того, что плохо или неверно усвоен ребенком навык. Не научили ребенка, как надо правильно умываться и чистить зубы, - возникла привычка намочить пальцы и протереть глаза. И это считай уже умылся. Исправить плохой, но уже закрепившийся навык самому ребенку очень трудно. От родителей требуется большая выдержка и терпение, чтобы постепенно, изо дня в день помогать в этом ребенку. Источником большинства дурных привычек является ничегонеделание. Всем хорошо известно, что исправлять вредные привычки намного труднее, чем вовремя создавать хорошие привычки. Бывает, что жизнь в семье превращается в ад, так как родители вынуждены ежеминутно надоедливо повторять одни и те же замечания, направленные на "переделку" вредных привычек: "Ты опять не повесила форму?", " Почисть ботинки!", "Не грызи ногти!" и т.д. Не указывать на это как будто нельзя, если хочешь, чтобы сын или дочь избавились от дурных привычек. Но если с утра до вечера родители делают замечания, их взаимоотношения с детьми портятся, домашняя жизнь заполняется мелкими столкновениями.

Что же делать? Опыт показывает, что процесс искоренения вредных привычек детей требует значительного времени и что нельзя перекладывать всю тяжесть борьбы с вредной привычкой на еще не окрепшую волю ребенка. Родители должны терпеливо оказывать ему помощь. Но обычно бывает так: объяснив детям вред и недопустимость той или иной привычки, они берут с них слово "больше так не делать", а затем, в случае повторения действия, всячески подчеркивают обман, нарушение обещания. Они забывает при этом, что дурная привычка (например, грызть ногти) уже "залегла" в нервной системе ребенка и чтобы преодолеть ее, от него требуется необычайный, не соответствующий его возрасту сознательный контроль над своим поведением, не ослабевающий ни на минуту. Что же удивительного в том, что при самом искреннем желании сдержать слово и "не делать так больше" старая привычка вдруг "прорвется" у ребенка. От привычки одним обещанием - "больше так не делать" - не избавишься. Делать это нужно постепенно. Привычка формировалась постепенно, и избавляться от нее нужно постепенно.

Если серьезно задуматься над вредной привычкой ребенка, то всегда можно обнаружить причину ее возникновения. Так, одной из вреднейших привычек возникающих у школьников - откладывание домашнего задания на последний момент. Ученик должен с первых дней школьных занятий привыкать планировать приготовление уроков (если задание большое, распределить его на части и готовить в течение нескольких дней недели). Следовательно, если родители хотят искоренить у ребенка вредную привычку "на охоту идти - собак кормить", нужно не столько упрекать ребенка, сколько упорно изменять весь порядок приготовления им домашних заданий. Это значит - действовать против причины, вместо дурной привычки - откладывать дело на последний вечер - воспитать хорошую привычку: планировать и рассчитывать свое время.

Следует заметить, что родители иногда больше интересуются хорошей оценкой своего ребенка, чем воспитанием его характера. Узнав, что завтра срок подачи сочинения (а оно еще не начато), родители разрешают писать ночью, а иногда и сами садятся к столу помогать или бегут к знакомым за нужными книгами и т.д. Оберегая ребенка от провала, мы сами укрепляем у него вредную привычку откладывать дело, в так называемый "долгий ящик". Нужно заставить ученика вовремя лечь спать, а не помогать ему в последнюю минуту. Пусть заслуженная двойка научит его в следующий раз планировать время и готовить задания заблаговременно.

Родители своим советом и поддержкой могут помочь своим детям.

Правильное воспитание детей - это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходимую прочность, устойчивость всякой системе воспитания. Привычки - это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.

​​​​​​​​Многие вещи в своей повседневной жизни мы делаем по привычке, не задумываясь, «на автопилоте»; мотивация для этого не нужна. Такой поведения позволяет нам не сильно напрягаться там, где вполне можно обойтись без этого.

Но привычки бывают не только полезные , но и вредные . И если полезные облегчают нам жизнь, то вредные порой сильно её осложняют.

Сформировать можно практически любую привычку: мы постепенно привыкаем ко всему. Но для формирования разных привычек у разных людей требуются разные сроки.

Какая-то привычка может сформироваться уже на 3-й день: вы пару раз посмотрели телевизор во время еды, а когда будете садиться за стол в третий раз, Ваша рука сама потянется за пультом: выработался условный рефлекс.

Для формирования другой привычки, или этой же, но у другого человека, может уйти несколько месяцев… И, кстати, вредные привычки формируются быстрее и легче, чем полезные)))

Привычка - это результат многократного повторения. И их формирование - это просто вопрос упорства и осознанной практики. Еще Аристотель писал об этом: «Мы являемся тем, что постоянно делаем. Совершенство, следовательно, не действие, а привычка».

И, как это обычно бывает, путь к совершенству не является прямой линией, а представляет собой кривую: вначале процесс выработки автоматизма идёт быстрее, а затем замедляется.

​На рисунке видно, что, например, стакан воды с утра (синяя линия графика) у какого-то конкретного человека стал привычкой примерно за 20 дней. Для того, чтобы у него же вошли в привычку 50 приседаний по утрам, потребовалось более 80 дней (розовая линия). Красная линия графика показывает средний срок формирования привычки – 66 дней.

Откуда взялась цифра 21?

В 50-х годах 20 века пластический хирург Максвелл Мальц обратил внимание на закономерность: после пластической операции пациенту требовалось около трёх недель, чтобы привыкнуть к своему новому лицу, которое он видел в зеркале. Он также заметил, что ему самому тоже потребовалось около 21 дня, чтобы сформировать новую привычку.

Мальц написал об этом опыте в своей книге «Психо-кибернетика» так: «Эти и многие другие часто наблюдаемые явления, как правило, показывают, что требуется минимум 21 день для того, чтобы старый ментальный образ рассеялся и сменился на новый». Книга стала бестселлером. С тех пор её цитировали множество раз, постепенно забывая о том, что Мальц написал в ней: «минимум 21 день».

Миф быстро укоренился: 21 день – срок достаточно короткий, чтобы вдохновить, и достаточно длинный, чтобы быть правдоподобным. Кому же не понравится идея изменить свою жизнь за 3 недели?

Для того, чтобы привычка сформировалась, необходимы:

Во-первых, многократность её повторения: любая привычка начинается с первого шага, поступка («посеешь поступок – пожнёшь привычку»), многократно затем повторенного; мы делаем что-то изо дня в день, порой совершая над собой усилие, и рано или поздно это становится нашей привычкой: делать это становится легче, усилий требуется всё меньше.

Во-вторых, положительные эмоции: для того, чтобы привычка сформировалась, она должна «подкрепляться» положительными эмоциями , процесс её формирования должен быть комфортным, он невозможен в условиях борьбы с собой, запретов и ограничений, т.е. в условиях стресса.

В стрессе человеку свойственно неосознанно «скатываться» в привычное поведение. Поэтому пока полезный навык не закрепился и новое поведение не стало привычным, стрессы опасны «срывами»: так мы бросаем, едва начав, правильно питаться, или делать гимнастику, или бегать по утрам.

Чем сложнее привычка, чем меньше удовольствия она доставляет, тем дольше она вырабатывается. Чем привычка проще, эффективнее и приятнее - тем быстрее она станет автоматической.

Поэтому очень важно наше эмоциональное отношение к тому, что мы хотим сделать своей привычкой: одобрение, удовольствие, радостное выражение лица, улыбка. Отношение негативное - наоборот, препятствует образованию привычки, поэтому весь свой негатив, своё недовольство, раздражение необходимо своевременно снимать. К счастью, это возможно: наше эмоциональное отношение к происходящему - это то, что мы в любой момент можем изменить!

Это может служить индикатором: если чувствуем раздражение, если начинаем себя ругать или винить - значит, делаем что-то не так.

Можно заранее продумать систему вознаграждений : составить список вещей, которые доставляют нам удовольствие и могут, следовательно, служить вознаграждениями при закреплении необходимых полезных навыков.

В конце концов, не так уж и важно, сколько дней Вам потребуется, чтобы сформировать нужную привычку. Гораздо важнее другое: в любом случае Вы сможете это сделать!

Процесс формирования деятельности - один из важных вопросов педагогической психологии. Приступая к какой-либо новой деятельности, человек не располагает сложившимися способами ее выполнения - ему приходится сознательно действовать и контролировать не только деятельность в целом, направленную на цель, но и отдельные ее движения и операции, посредством которых она осуществляется.

П. А. Бернштейн предложил принцип сенсорной коррекции управления движениями, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. Он выделил структурные элементы деятельности: умения, навыки, привычки.

Умения - это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Они всегда опираются на знания. Главное в управлении умениями заключается в обеспечении безошибочности каждого действия, возможность приспособления системы навыков к изменяющимся условиям деятельности с сохранением позитивных результатов работы. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, воспользоваться для работы инструментами, имеющимися под рукой. Умения в отличие от навыков всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность. По своей сути умение - это экстериоризация, то есть воплощение знаний и навыков в реальные действия. Е. А. Милерян выделяет следующие виды умений :

  • познавательные,
  • общетрудовые,
  • конструктивно-технические,
  • организационно-технологические,
  • операционно-контрольные.

Элементарное умение выполнить что-то возникает из подражания действию и случайных знаний. Однако чем сложнее вид деятельности, тем в большей степени формирование умений зависит от овладения всей системой операций по переработке информации, содержащейся в знаниях, и информации, получаемой от предмета, а также ее сопоставлению с действиями.

Навык составляют полностью автоматизированные компоненты действий , сформированные в процессе упражнений. Его роль заключается в освобождении сознания от контроля над выполнением приемов действия и переключения его на цели и условия действия. Физиологической основой навыка является образование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей и их функционирование (динамический стереотип).

Каждый навык складывается в системе тех навыков, которыми человек уже владеет. В процессе овладения новыми действиями одни из них могут помогать, другие тормозить процесс. Например, человек умеет водить «Жигули», значит, он без труда может освоить управление машиной любой марки. Однако навык вождения машины с левым расположением руля будет на первых порах мешать в управлении иномаркой с правым расположением руля. Феномен влияния одних навыков на другие называется взаимодействием навыков.

Навыки и умения как способы действий всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на гигиенические, спортивные, учебные и т. д. Навыки формируются в результате упражнений, то есть целенаправленных и систематических повторений действий. Успешность овладения навыком зависит не только от количества повторений действия, но и от индивидуальных особенностей человека, его способностей к данному действию, значимости мотива его овладения. Для сохранения и упрочения навыка им следует систематически пользоваться, иначе возникает деавтоматизация действий.

Привычка - это компонент действия, в ее основе лежит потребность. Она формируется через подражание, в результате многократного повторения действия, через сознательные целенаправленные усилия (например, путем положительного подкрепления желаемого поведения через материальный предмет, словесную оценку или эмоциональный образ). Привычки являются негибкой частью деятельности, которая выполняется автоматически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения. В отличие от простого навыка привычка в определенной степени может сознательно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда бывает разумной и полезной.

Формирование навыков и привычек происходит у ребенка с первых дней его жизни. Первоначально они очень просты и основаны на безусловных рефлексах и эмоциональных состояниях. Важно закреплять у ребенка полезные привычки, а для этого необходимо неуклонно, никогда не отступая от принятого решения действовать в определенном направлении. Когда привычка выработана, мы поступаем так, потому что иначе не можем, потому что мы так привыкли.

Р усские ученые (Павлов, Сеченов, Выготский и другие) внесли большой вклад в изучение и развитие психологии. Для человека всегда оставалось загадкой то, как работает мозг ? Любые проявления - апатия, уныние, дурные мысли и желание покончить с собой являются продуктом деятельности нашего мозга. Зная механизм его работы, можно буквально стать счастливыми!

П о своей сути мы являемся мыслями, привычками, которые меняются в течение нашей жизни. Вчера ты был один, а сегодня немножко другой. Меняются мысли, вкусы, приоритеты, предпочтения, меняемся мы полностью.

Как формируются привычки Как работает мозг

Ч то такое привычка ?

П авлов со своими учениками исследовал эту закономерность, что было подтверждено на опытах с собакой. Собаке были сделаны уколы, которые стимулировали повышение кровяного давления. При этом включался мощный звонок. Так повторялось несколько дней. Далее изменили ход эксперимента. После того, как ввод препаратов был остановлен, но продолжал срабатывать звонок, привычный звук приводил к тому, что у собаки повышалось давление. Это объясняет также многие привычки людей!

К примеру, когда дрессируют собак, то они со временем учатся командам, понимают их и выполняют приказы. Почему? Потому что собака каждый раз получает поощрение – пищу. Зная это, она становится покладистой, выполняет команды, ведь она понимает, что будет награждена вкусной прикормкой.

П одобная программа закладывается в человеческой психике. Привычки людей – это результаты, которые чем-то постоянно подкреплены. Для человека, который находится на сцене, является мощным подкреплением признание зала и аплодирование. Без этого артист почувствует себя не востребованным, а свое выступление неудачным. Подкрепление играет мощную роль в качестве стимулятора и закрепления привычки у людей.

В от еще одна ситуация. Девушка в юности безумно любила парня. Это была первая, сильная любовь и высокие чувства. В жизни она интуитивно будет стараться встретить мужчину, который в чем-то схож с бывшим возлюбленным. Поэтому женщины, которые жили с мужьями алкоголиками, могут вновь встретить и выбрать мужчину со склонностью к выпивке. Чтобы освободить себя от навязчивого влечения рационально обратиться к психотерапевту.

Л юбые формы награды и признания, хвалебные фразы могут очень сильно мотивировать человека. К примеру, директор фирмы организовал для своих сотрудников торжество, где подчиненные веселятся, получают награды за трудовые достижения. Люди чувствуют себя значимыми, что будет способствовать более продуктивной производительности труда в дальнейшем.

С тоит помнить, что меняя привычки , люди рискуют получить небольшой стресс. Ситуация! Вы всю жизнь проработали на одном производстве, и попали под реорганизацию, сокращение штаба сотрудников. У вас, мягко говоря, шок, страх неизвестности. Вдруг директор пересмотрел вашу кандидатуру и решил оставить на предприятии. Ваш страх сменится комфортом, ведь вы «прикипели» к своему месту.

П ривычка – это четкий распорядок дня. Обедая каждый день в одно , вы почувствуете голод ближе к привычному времени. Мозг вырабатывает привычки, создает программу. Любые перемены чреваты стрессами и страхами неизвестности. К примеру, взять наркомана. Наркотик – это его привычка, разум понимает всю пагубность этой привычки. Происходит борьба привычки с пониманием ее пагубности. Поэтому можно заметить то, как часто курильщики, к примеру, бросают курить и начинают снова.

З нание того, как работает мозг, дает много преимуществ человеку. Он может управлять своей жизнью, понимать свои чувства и , анализировать прошлое и менять будущее, изменяя самого себя в лучшую сторону! Привычки людей – это то, с чем сложно бороться, но понимание их действия дает орудие для устранения ненужных и вредных привычек, колоссальных перемен в себе, которые должны быть подкреплены.

Окружающие люди в данной психологической перестройке человека играют немаловажную роль. Если они поддерживают, то человеку легче меняться самостоятельно или в группе людей с подобными проблемами. Так создаются группы единомышленников. Вместе проще, больше мотивации и положительных результатов!

Жизнь любого человека пронизана привычками – определёнными сформировавшимися способами поведения, которые стали для человека обыденными и в реализации которых он испытывает потребность. Такие действия (если они приносят благо) существенно упрощают жизнь, поэтому неудивительно, что нередко можно встретить вопрос, как сформировать полезную привычку в кратчайшие сроки.

Привычные стили поведения начинают формироваться ещё в детском возрасте и обусловлены личностными особенностями, общественным окружением, бытовыми условиями, профессиональной деятельностью и прочими факторами.

И всё же даже в весьма зрелом возрасте человек может выработать у себя определённый полезный способ поведения. Для этого необходимо знать, за какой срок формируется привычка, как можно упростить её выработку и что советуют психологи желающим приобрести новую потребность.

Следует уточнить, что под привычкой мы понимаем приобретённое автоматизированное умение (поведение, действие, характер реагирования), при выполнении которого людям нет нужды тратить значительные энергетические затраты. Кроме того, привычка часто становится потребностью и важной частью жизни.

К примеру, привычными действиями могут стать физические упражнения в утреннее время, прогулки перед сном, курение во время работы или употребление чашечки кофе за завтраком. Некоторые привычки настолько входят в жизнь человека, что становятся второй натурой.

Условно можно выделить несколько разновидностей привычных действий.

  1. Профессиональные. Обусловлены именно профессией, трудовыми обязанностями. К примеру, офисный сотрудник, приходя на рабочее место, сразу же включает компьютер и проверяет электронную почту. Или характерная сценка из фильма «Место встречи…», когда Глеб Жеглов все бумаги переворачивал при приближении третьих лиц.
  2. Бытовые. Такие привычки образуются в повседневной жизни. К примеру, человек моет руки перед приёмом пищи, выносит мусор по пути на работу, чистит обувь перед каждым выходом на улице и тому подобное.
  3. Общественные. Эти способы поведения призваны соблюдать определённые социальные нормы, принятые в конкретной общественной группе. Самые элементарные – не опаздывать, здороваться со знакомыми людьми, открывать дверь женщинам.
  4. Индивидуальные. Привычки связаны с личностными особенностями человека и обусловлены его предпочтениями. К примеру, девушка или молодой человек может пролистывать книжку во время приёма пищи, просыпаться «с петухами».
  5. Вредные. К подобным привычкам относят нежелательные, неодобряемые действия или склонности, прямо ведущие к ухудшению здоровья. Так, человек может курить, обкусывать заусеницы, материться и пр.
  6. Полезные. Это те привычные действия, которые одобряемы обществом либо несут пользу конкретному субъекту. Сюда можно отнести занятие физической культурой, умение доводить дело до логического завершения.

Полезность – понятие весьма относительное, ведь кто-то считает важным вставать пораньше, чтобы делать зарядку по утрам, а другой хочет каждодневно писать по 3 страницы текста, чтобы быстрее закончить диплом или диссертацию. Поэтому далее пойдёт речь о формировании «усреднённых» полезных привычек.

Сколько времени нужно для формирования привычки?

Как долго новое действие переходит в разряд потребности и привычки? Когда приобретённый способ поведения перейдёт в разряд подсознания и человеку не нужно будет преодолевать себя, чтобы следовать нужде? Существует несколько мнений на этот счёт.

Мнение № 1. 21 день

Согласно некоторым экспертам, в частности известному американскому косметическому хирургу и писателю, разработчику психокибернетики Максвеллу Мальцу, для формирования привычки достаточно 21 дня. Этот срок он установил в результате наблюдения за пациентами, которые перенесли ампутацию конечности.

То есть, если вы на протяжении трёх недель станете выполнять определённое действие, то сможете закрепить его в качестве нового привычного способа поведения. И напротив, если 21 день не совершать что-либо, то можно расстаться с нежелательной привычкой.

Мнение № 2. 40 дней

Другое мнение – новый способ поведения формируется в течение 40 дней. Подобный срок скорее связан не с психологической, а религиозной практикой. В некоторых религиях 40 суток – временная граница, которая разделяет душу с миром живых.

Согласен с этим сроком и Мирзакарим Норбеков – специалист по нетрадиционной медицине. Он убеждён, что именно столько времени необходимо, чтобы сила духа преодолела сопротивление разума, включила новое действие в арсенал привычек.

Мнение № 3. 66 дней

Британские медики установили следующий факт: чтобы человек смог довести определённый навык до автоматизма, необходимо приблизительно 66 суток. Для этого специалистам пришлось провести эксперимент с привлечением почти сотни добровольцев.

На протяжении 3 месяцев люди каждый день должны были выполнять одно из трёх действий – употребляли фрукты, бегали по вечерам в течение четверти часа или выпивали какой-либо напиток. Причём одним из условий было вечернее время – то есть, все эти действия выполнялись «на ужин».

Результаты эксперимента показали, что больше всего времени нужно было на формирование привычки бегать по вечерам, а вот к употреблению плодов и напитков люди выработали положительную реакцию гораздо быстрее. В среднем же автоматизм наступил спустя 66 дней с начала опыта.

Таким образом, если вы решили изменить себя с Нового года (убрать из рациона хлеб или, напротив, включить какие-либо полезные продукты, заняться зарядкой) и выработать нужную привычку, то сможете «выключить» силу воли примерно ко Всемирному женскому дню – 8 марта.

Мнение № 4. Правило 21-40-90

Сложно сказать, кто первым вывел это правило, но во всемирной паутине можно встретить много статей, в которых упоминается эффект 21-40-90. В чём же заключается его суть?

В течение трёх недель привычки формируется. Затем, на протяжении ещё 19 суток (отметка в 40 дней) приобретённый способ поведения поддерживается, то есть необходима сила воли. Ну а после трёх месяцев можно говорить, что действие перешло в разряд автоматизированного действия.

Как сформировать полезную привычку?

Следующие советы универсальны и подойдут для формирования любого полезного способа поведения. При этом важно понимать, что это каждодневная кропотливая работа, которая займёт определённый промежуток времени и потребует концентрации сил – моральных и волевых. О чём нужно помнить?

  1. Выбирайте лишь одну привычку. Не следует внедрять сразу несколько полезных действий. К примеру, сначала начните кушать по утрам яблоко, а лишь когда привыкните к подобному завтраку, приступайте к следующему действию – пробежке.
  2. Устанавливайте реальные цифры. Если вы решили бегать сразу же по часу, то, с большой степенью вероятности, у вас это не получится. Поэтому начинайте с 10-15 минут, то есть с цифр, которые не кажутся обременительными.
  3. Ведите дневник. Возьмите за правило записывать все свои результаты на бумаге или в электронном варианте. Так, можно сделать табличку, в которой указывается желаемое действие, а напротив неё – время занятий и каждый день недели.
  4. Не расслабляйтесь. Если вы уж решили вести , то не нужно позволять себе многочисленные пирожные и торты. Любое послабление воспринимается организмом в качестве спускового крючка («Ага, сейчас он/она возьмётся за старое»).
  5. Балуйте себя. Этот пункт отличается от послаблений. В данном случае речь идёт о покупке какого-либо подарка, связанного с желаемым способом поведения. К примеру, если вы приступили к пробежкам, приобретите «крутые» кроссовки.
  6. Устраивайте выходной день. Выбирайте один день в неделю – субботу, к примеру, – когда вы сможете немного отдохнуть и набрать сил для последующих свершений. При этом нельзя выполнять то, что способно помешать формированию привычки.
  7. Публично объявите о собственных планах. Расскажите своим приятелям, знакомым, опубликуйте соответствующий пост на странице в социальной сети. Это снизит риск того, что вы отступите при первых же сложностях и проблемах.
  8. Обзаведитесь единомышленниками. Вместе проще бегать, худеть – это аксиома. Захотелось пропустить тренировочное занятие? Приятель уже созванивается с вами и «вынуждает» идти в спортивный зал. К тому же здесь имеет место и соревновательный момент.

Старайтесь по возможности наслаждаться процессом и не выполнять те действия, которые вам неприятны. При этом не следует слушать тех, кто утверждает, что вы обязаны совершать пробежку по утрам и ввести это правило в привычку. Зачем вам то, что не радует и не будет приносить удовольствие в будущем?

В качестве заключения

Таким образом, новая привычка скорее превратится во «вторую натуру», если:

  • вы имеет чёткое представление, зачем она вам нужна (поставлена цель и определены задачи);
  • она не вступает в противоречие с обыденной жизнью, нравится вам и одобряется окружающими людьми;
  • эффект от её приобретения заметен достаточно быстро (вы постройнели, у вас улучшилось самочувствие);
  • вы практикуетесь ежедневно, за исключением одного выходного дня.

И напоследок хочется отметить, что вопрос, как сформировать полезную привычку, совсем непраздный. Ведь новый способ поведения – это возможность приблизить успех, изменить жизнь к лучшему, . Дерзайте и работайте над собой!

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.