Проект спортивной игры для дошкольников. Проект "Детский сад и спорт" проект по физкультуре (старшая группа) на тему. тематических интерактивных экспозиций, посвященных

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 5 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН.

Срок реализации проекта: 3 недели.

инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели,

дети 5-7 лет, родители.

Тип проекта: творческий, информационно - исследовательский, краткосрочный

Вид проекта: семейный, групповой.

Актуальность проекта:

С давних пор одной из основных сфер жизни человека является игра. Она дает ребенку возможность познавать мир, воспитывает, делает процесс обучения более интересным. Особенно она полезны на свежем воздухе. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития, является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Оно способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Во время игр и занятий на свежем воздухе у детей формируются умения использовать приобретенные навыки в многообразных жизненных ситуациях. А использование разнообразных привлекательных своей формой и окраской пособий и оборудования помогает поддерживать интерес детей к движениям, способствует формированию физических качеств, развивая одновременно ориентировку в пространстве, сообразительность, умение запоминать и выполнять сложные двигательные задания. Они приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу, самостоятельность. У детей воспитываются чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи и честности.

Еще Платон говорил о том, что дети до 10 лет в основном должны развиваться физически, и тогда, по мнению мыслителя, в дальнейшем им не понадобятся доктора. Подвижная и спортивная игра развивает ребенка, но в отличие от физических упражнений, не надоедает ему благодаря своему занимательному характеру.

.

Гипотеза.

Проблема всего человечества – гиподинамия. Наша задача приучить дошкольников к здоровому образу жизни.

С чего начинается привычка к здоровому образу жизни? С дома, с семьи, а далее круг ширится – в детском саду детей учат элементарным навыка гигиены, режиму дня.

Обучая, развивая, воспитывая дошкольников посредством физической культуры мы стараемся привить им уважение и бережное отношение к своему физическому здоровью, интерес и любовь к спорту. Любовь и интерес к спорту в свою очередь можно привить детям только когда они сами являются активными участниками процесса спортивных состязаний, развлечений, праздников, дней здоровья. Что в свою очередь вызывает положительное эмоциональное отношение к нему.

Вовлекая родителей в совместный процесс физического развития и воспитания дошкольников, мы стараемся помочь родителям понять, что здоровье ребенка первоочередная и главная их задача. Что, уделяя внимание ребенку, гуляя и играя с ним в различные подвижные и спортивные игры, проводя выходные дни в активном отдыхе, они принесу большую пользу организму ребенка, его физическому, психическому, духовному и эмоциональному состоянию.

Оформление площадок – работа непростая, требующая больших физических сил и затрат. Поэтому привлечение родительской общественности является обязательным условием.

Цель проекта:

Создание спортивных площадок для полноценного физического развития дошкольников в весенний, летний и осенний период.

Задачи проекта:

Образовательная: Создать условия для приобщения детей и родителей к благоустройству спортивной площадки; расширить знания детей о природных и погодных явлениях;

Развивающая: Развивать межличностное общение ребенка с взрослым.

Приобщить родителей к участию в жизни группы и детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы; способствовать закаливанию детского организма, снижению простудных заболеваний; развивать воображение, фантазию; помогать укреплению воли, развитию смелости, самостоятельности;

Воспитательная: Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; улучшить техническое и художественное оформление участка детского сада;

Сопровождение слайдов к презентации

Данный проект ориентирован на детей, педагогов ДОУ и родителей.

Проект посвящен актуальной проблеме: Создание спортивных площадок для полноценного физического развития дошкольников в весенний, летний и осенний период.

Природа обеспечивает правильную среду для физического тела до его рождения, педагог должен заботиться о правильной физической среде после его рождения.

Лишь правильное физическое окружение оказывает на ребенка такое воздействие, что его физические органы приобретают правильные формы.

Р. Штейнер.

Тип проекта: информационно – исследовательский.

Срок реализации проекта 3 недели.

4 - 5 слайд

Актуальность проекта

Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей, которое достигается, главным образом, на занятиях по физическому воспитанию. Целью физического воспитания является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически и психически совершенного, гармонически и творчески развитого ребенка. Одной из главных задач физического воспитания является оздоровление. Здоровье и движение - два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Только движение не эпизодическое и не по принуждению, а такое, которое основано на доброй воле и понимании его необходимости.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создание спортивных площадок для полноценного физического развития дошкольников в весенний, летний и осенний период.

Из целей проекта вытекают образовательные, развивающие и воспитательные задачи, которые вы видите на слайде.

Предполагаемые результаты:

Повысить заинтересованность родителей и детей к занятиям спортом. Сформировать у детей представление о здоровом образе жизни. Знать и выделять названия спортивного оборудования, для чего оно предназначено; Проявление творческой активности ребенка в познании окружающего мира и самовыражение его через творческую деятельность на основе новых впечатлений; Развить способность общаться в детском коллективе, т.е. совершенствование диалоговой речи; Осуществить просветительскую деятельность в рамках физического воспитания среди родителей и окружающих ребенка взрослых.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип системности:

Систематическое изучение произведений о спорте и спортсменах, о их достижениях.

Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач образовательной, развивающей и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

  • Принцип диалогического общения:

Неотъемлемое условие взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, целенаправленное изучение произведений о спорте в детском саду и дома.

  • Принцип гуманизации:

Во главу проекта поставлен ребенок и его физическое совершенствование и воспитание.

  • Принцип доступности:

Предусматривает осуществление воспитательной работы с учетом особенности возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Проект состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный.
  2. Основной: работа с детьми. Работа с родителями.
  3. Заключительный.

1 подготовительный этап

На первом этапе проекта были определены цели и задачи, составлен план действия, подобрана детская литература для чтения, сюжетные картинки, раскраски и иллюстрации, дидактические, спортивные и подвижные игры.

2 основной этап.

На 2 – ом (практическом) этапе у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Поставленные задачи решаются в различных видах деятельности.

Слайд 12 – 13

На данных слайдах представлены: спортивная площадка, беговые дорожки. На спортивной площадке, как вы видите мало спортивного оборудования. Вот в чем и состоит наша основная задача - создание макета площадки, которая будет соответствовать всем необходимым современным требованиям.

Для осуществления задач всестороннего развития и организации разнообразной деятельности детей большое значение имеет спланированный и оборудованный спортивный участок. Для обеспечения качественной организации игр и занятий в весенний, летний и осенний период необходимо создать определенные условия: создать и усовершенствовать спортивные площадки (волейбольную, футбольную, баскетбольную, для прыжков, для бадминтона) , соорудить постройки для развития основных движений (ходьба, бег, упражнение в равновесии, лазанье, прыжки, метание) .

Родители приняли активное участие в работе проекта, а именно: проектировали и изготавливали спортивное оборудование совместно с инструктором по физкультуре и старшим воспитателем.

Готовый макет площадки

Слайд 16 – 18

На слайде показаны площадки: для основного вида деятельности, для игр в футбол, волейбол, бадминтон, прыжковая яма.

На данном слайде инструктор по физической культуре обсуждает с дошкольниками макет проекта.

Дошкольники рисуют спортивные площадки, любимые игры.

21 – 22 слайд.

ИТОГОМ ПРОЕКТА – СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 г. Лениногорск» муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан

Педагогический проект на тему:

«Роль спортивных игр и развлечений в детском саду»


Возраст детей : 5-7 лет.

Тип проекта: практико-оздоровительный, творческо-игровой.

Продолжительность : долгосрочный.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители воспитанников.

Актуальность проекта:

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

Сохранение здоровья дошкольника зависит от образа жизни, который он ведет, поэтому в детском саду и в семье нужно создать условия для здорового образа жизни каждого ребенка.

Подготовка проведения праздников и развлечений служит нравственному воспитанию детей; у них воспитываются чувства коллективизма; участие в мероприятиях и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения.

Объединение усилий педагогов ДОУ и родителей по созданию условий проведения спортивных развлечений способствует оздоровлению детского организма; эмоциональному, личностному, познавательному развитию ребенка.

Многолетний опыт работы показывает, что положительный результат бывает тогда, когда возникает взаимодействие и понимание между семьей и детским садом, когда все чувствуют атмосферу сердечности и доброжелательности, взаимного уважения и понимания. Пожалуй, ничто так не сближает родителей и детей, как совместные праздники и развлечения.

Современные мамы и папы должны выступать не в качестве “зрителей” на спортивных праздниках и развлечениях, а в качестве активных участников.


Цель :

Способствовать формированию положительного отношения к здоровому образу жизни через проведение спортивных праздников и развлечений в детском саду.

Задачи :

Расширить кругозор, коммуникативные навыки, память, воображение;

Систематизировать познавательную и творческую активность детей;

Сформировать положительную мотивацию у детей, педагогов, родителей к проведению спортивных мероприятий;

Укрепить здоровье детей.


Этапы:

Подготовительный:

Постановка цели и задач проекта;

Составление плана - схемы проекта;

Включение в план - схему проекта ОД, спортивных игр, эстафет и других видов детской деятельности;

Подбор спортивных игр, эстафет, подвижных игр, презентаций, наглядного

материала;

Презентация проекта.

Основной:

- презентация проекта;

Подвижные, спортивные, народные, дидактические игры, эстафеты;

Просмотр презентаций о зимних и летних видах спорта;

Художественное творчество;

Рассматривание альбомов, иллюстраций о спорте;

Досуги, спортивные праздники;

Зимние и летние спартакиады;

Физкультминутка;

  • выставка детского творчества.

Заключительный:

Проведение спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья!»


Реализуемые мероприятия:

Совместная деятельность

1. Физкультурный досуг «Большие гонки».

2. Физкультурный досуг «В гостях у Доктора Айболита».

3. Физкультурный досуг «Малые Олимпийские игры».

4. Спортивный праздник «В гости к Зимушке - зиме».

5. Зимняя спартакиада.

6. Летняя спартакиада.

7. День здоровья.

8. День Нептуна.

9. Спортивно – музыкальный праздник «Широкая масленица».







Самостоятельная деятельность

1. Лепка «Девочка (мальчик) играет в мяч»

2. Рисование «Как мы делаем зарядку»

3. Лепка «Лыжник»

4. Коллективная лепка «Олимпийские игры»

5. Дидактические игры: «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта», «Что нужно спортсменам?»

6. Просмотр презентаций и видеофильмов о спорте, спортсменах.

7. Рассматривание альбомов, иллюстраций с изображением видов спорта, спортивного инвентаря, спортсменами – чемпионами.



Взаимодействие с родителями

1. Знакомство с планом работы по проекту.

2. Консультация для родителей «Движение - основа жизни»

3. Анкетирование «Здоровый образ жизни»

4. Татарский праздник Сабантуй.

5. Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья!»



Ожидаемый результат:

Для детей:

Дети более увлеченно занимаются физической культурой и спортом; значительное изменение особенности физического развития: улучшение осанки, координации, повышение мышечного тонуса, дети становятся более организованными;

Активно участвуют в спортивных играх и эстафетах;

Расширяется спортивный кругозор;

Участвуют в спортивных праздниках, соревнованиях города и района.

Получает удовольствие от совместной деятельности с взрослым, стремится к такой деятельности;

Преодоление трудностей, радость творчества в приобщении к миру спорта;

Имеет адекватную самооценку, статус в группе.


Для родителей:

сохранение и укрепление здоровья детей.

Активные и заинтересованные участники педагогического процесса;

Повышение физической культуры;

Проявляют интерес к занятиям спортом;

Имеют представления о различных видах спорта и ведущих спортсменах страны;

Привлекают к занятиям физкультурой и спортом детей, проводят беседы;

Посещают спортивные мероприятия в городе.


Заключение

Детский сад совместно с семьей должны проявлять постоянную заботу о здоровье и физическом воспитании детей. В процессе систематических занятий физическими упражнениями совершенствуется деятельность внутренних органов, всесторонне развиваются физические качества, дети овладевают рядом жизненно необходимых навыков. Вместе с тем в детском коллективе воспитываются следующие качества: организованность, дисциплинированность, смелость, выносливость, чувство дружбы, товарищества.


Список литературы .

1. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы./ О.Б.Казина. – Ярославль: Академия развития, 2008.

2. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / сост. Н.И.Крылова: Учитель, 2009.

3. Филиппова С. О., Волосникова Т. В. Олимпийское образование дошкольников. СПб. : Детство-Пресс, 2007;

4. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы. – М. :АРКТИ, 2004;

5. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

Татьяна Скандакова
Физкультурно-спортивный проект «Спорт в детском саду»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №2 «Ромашка» г. Талдома Московской области

Физкультурно- спортивный проект

«Спорт в детском саду »

(Профилактика нарушений ОДА средствами развития координации движений)

Разработчики проекта : инструктор по физической культуре

МДОУ ДСКВ №2 «Ромашка»

Скандакова Татьяна Львовна

Заместитель заведующего по ВМР

МДОУ ДСКВ №2 «Ромашка»

Мельцер Анастасия Борисовна

г. Талдом

Актуальность проблемы : 3

Цели и Задачи : 3

Мероприятия проекта 4

Дорожная карта реализации проекта 4

Результаты ходе реализации проекта : 6

Ожидаемые результаты 6

Подведение итогов 6

Перспектива развития проекта . 7

Приложение № 1 9

Приложение №2 10

Актуальность проблемы :

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Сегодня мы все чаще слышим слово «гиподинамия» , что означает «недостаток движения» . В современном мире гиподинамия - своеобразная болезнь, которая звучит угрожающе : «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности».

В детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора и т. д.) . Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

В последнее время детских садах увеличилось число детей с патологией опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие) . В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформация позвоночника, ног и стоп. Лечение дефектов осанки и деформации опорно-двигательного аппарата комплексное. Оно предусматривает широкое использование лечебной физической культуры совместно с массажем, гидромассажем, закаливанием, гигиеническими мероприятиями в режиме активной деятельности и отдыха детей в течение дня.

Умение и неумение правильно держать свое тело влияет не только на внешний вид ребенка, но и на состояние его внутренних органов, его здоровье в целом. Дефекты осанки приводят к ухудшению органов и систем растущего организма, особенно сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой системы дыхательного аппарата.

В дошкольном возрасте осанка еще не сформирована, поэтому неблагоприятные факторы наиболее сильно влияют на детей в период бурного роста (6- лет) . Задача дошкольного учреждения предупредить нарушение опорно-двигательного аппарата. Основной причиной дефектов осанки являются привычные порочные положения тела при сидении или стоянии.

Цели и Задачи :

Создание условий для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата средствами развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста, сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

1. Знакомить с доступными способами укрепления здоровья, побуждать сознательно, относиться к своему здоровью;

2. Формировать правильную осанку и укреплять все группы мышц, содействовать профилактике плоскостопия.

3. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

4. Воспитывать интерес и осознанное выполнение воспитанниками упражнения для профилактики нарушений ОДА средствами развития координации движений.

Мероприятия проекта

Тип проекта : познавательно - оздоровительный

По продолжительности проект долгосрочный .

Формы организации деятельности :

Игровые;

Практический

Наглядные;

Словесные.

Методы проекта :

Игровая физическая деятельность;

Праздники, досуги, развлечения

Результаты реализации проекта

Дорожная карта реализации проекта

№ мероприятия участники дата ответственный результат

1. Составление дорожной карты по сопровождению проекта . Зам. зав. по ВМР, инструктор по физической культуре. октябрь Инструктор по физической культуре Дорожная карта

2. Подбор методической литературы и пособия по теме проекта . Зам. зав. по ВМР, инструктор по физической культуре. октябрь Инструктор по физической культуре Список методической литературы

3. Определение уровня развития координации. Воспитанники октябрь Инструктор по физической культуре

4. Составление перспективного плана.

Реализация проекта . Зам. зав. по ВМР, инструктор по физической культуре. октябрь Инструктор по физической культуре Перспективный план работы с воспитаннкиами Приложение № 1

5. Составление плана.

Работа с родителями. Зам. зав. по ВМР, инструктор по физической культуре. октябрь Инструктор по физической культуре План работы с родителями

Приложение № 2

6. Реализация составленного плана работы. Воспитанники,родители. Ноябрь-апрель Инструктор по физической культуре

7. Определение уровня развития координации по результатам реализации проекта . Воспитанники апрель Инструктор по физической культуре Дорожная карта

Результаты ходе реализации проекта :

Ожидаемые результаты

Для детей : ответственное отношение к качественному выполнению упражнений для профилактики нарушений ОДА средствами развития координации движений; развитие активности, самостоятельности; воспитание осознанного отношения к занятиям физической культуры, самореализация.

Для педагога : повышение профессионализма; внедрение новых технологий в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост.

Для родителей : повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.

Подведение итогов

В ходе реализации проекта было установлено , что уровень развития координации движений у воспитанников старшей группы повысился в среднем на 40%, дети с удовольствием участвуют в игровой деятельности, в совместных с родителями мероприятиях. Родители отмечают, что дети стали самостоятельно следить за осанкой, что мышечный корсет стал более укрепленный, что говорит об успешной организации данного проекта .

Перспектива развития проекта .

С каждым годом количество детей с нарушение опроно-двигательного аппарата неумолимо растет, и просто необходимо начинать работу по профилактике данных нарушений как можно раньше.

В перспективе данный проект будет адаптирован и реализован с детьми младшего дошкольного возраста.

Условия реализации проекта

Для полноценной реализации проекта «Спорт в детском саду » необходимо. Комплекс на развитие координации движений для детей.

Список используемых источников :

1. Занозина А. Е., Гришанина С. Э. – Перспективное планирование физкультурных занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2008. – 80 с.

2. Картушина М. Ю. – Сценарии досугов для детей 3-4 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

3. Пензулаева Л. И. – физкультурные занятия в детском саду . Подготовительная к школе группа детского сада . Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011. – 112 с.

4. Пензулаева Л. И. – Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. Комплексы оздоровительной гимнастики. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 128 с.

5. Пензулаева Л. И. –Подвижные игры для детей – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 122 с.

6. Харченко Т. Е. – Утренняя гимнастика в детском саду . Упражнения для детей 2-3 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009 – 88 с.

7. Шебеко В. Н. – Физкультурные праздники в детском саду : творчество в двигательной деятельности дошкольника : Кн. для воспитателей дет. сада / В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак. – 3-е изд. – М.: Просвещение. 2003. – 93 с.

Публикации по теме:

Фигуры на площадке слеплены из снега и воды. Покрашены гуашью. Спасибо нашим мамам, это только начало их фантазий. Как известно дети очень.

Проект «Классическая музыка в детском саду» Задачи проекта: расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений разных эпох; развивать.

Проект «Родословная в детском саду» Как известно, Родина начинается с семьи, с родного дома. Для каждого человека семья – начало начал. Заблуждаясь, многие родители полагают,.

Акция-профлеш с родителями в детском саду «Спорт - альтернатива пагубным привычкам» Видео Акция Профлеш «Спорт - альтернатива пагубным привычкам». 18 НОЯБРЯ В 07-45 в городе Уфа, Дошкольном Образовательном Учреждении Детский сад.

Разделы: Работа с дошкольниками

Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

Здоровье свыше нам дано,
Учись, малыш, беречь его.

Одним из важнейших направлений социальной политики государства является политика в области обеспечения здоровья нации, о чем свидетельствует подписанное президентом России Путиным В.В. постановление “О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения”.

Несомненно, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложены в детстве. Только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а многие оказываются среди отстающих не из-за лени, а вследствие плохого состояния здоровья. Медики, родители и педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья.

Изучение материалов исследований (Глазырина Л.Д., Кудрявцев В.Г., Ефименко Н.И., Симошина Л.К., Чернышенко Ю.К., Шебеко В.М.) показало, что в настоящее время активно ведется поиск путей физического и духовного оздоровления дошкольников, формирования у них нравственно-ценностной мотивации занятий физической культурой, воспитания интереса к физическим упражнениям на основе жизненной потребности быть здоровым, ловким, сильным.

На сегодняшний день основной целью физического воспитания на любом этапе онтогенеза является формирование физической культуры личности. Начало этого процесса приходится на ранний и дошкольный возраст. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, раскрываются способности ребенка. Поэтому основной задачей дошкольных учреждений является оздоровление, обеспечение всестороннего физического развития ребенка.

Сегодня мы все чаще слышим слово “гиподинамия”, что означает “недостаток движения”. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, которая звучит угрожающе: “Нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности” (Евдокимова Е.С.).

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мыши и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Гиперкинезия – чрезмерно большая двигательная активность, в результате также происходит нарушение оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой перенапряжение сердечно-сосудистой системы и неблагоприятно отразиться на развитии организма ребёнка.

Следовательно, нашим детям нужна активная деятельность, способствующая повышению жизненного тонуса, удовлетворяющая их интересы, социальные запросы. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое дошкольником в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям школьника (Запорожец А.В.).

На наш взгляд, ведущее место в удовлетворении биологических потребностей ребенка-дошкольника в движении занимают подвижные игры. Именно в подвижных играх ребенок получает уникальную возможность максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать дефицит движений, реализоваться и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.

По определению А.В. Запорожца, подвижные игры представляют собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений.

Многие исследователи: Кокорева О.И., Осокина Т.П., Тимофеева Е.А., Полтавцева Н.В., Степаненкова Э.Я. – констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармонического развития ребенка, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния, школой управления собственным поведением.

К сожалению, сейчас дети стали меньше и хуже играть. Особенно сократились и по продолжительности, и по количеству подвижные игры.

Отсутствие игры может свидетельствовать о том, что у современных детей она перестает быть “школой произвольного поведения”. Но ни какая другая деятельность для ребенка 4–6 лет эту функцию выполнить не может. А ведь произвольность – это осознанность, независимость, ответственность, самоконтроль, внутренняя свобода. Лишившись игры, дети не приобретают всего этого. В результате их поведение остается ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых, и в этом случае процесс формирования воли приобретает или неправильное направление, или же вообще затрудняется.

Когда речь заходит о физическом воспитании детей дошкольного возраста, мы все, следуя традиции, прежде всего, представляем себе бег, прыжки, лазание по канату и другие гимнастические упражнения. Однако, обучая детей спортивным играм, можно решать следующие задачи: укреплять здоровье, прививать спортивные навыки, которые обязательно понадобятся во взрослой жизни, формировать такие нравственные качества, как умение добиваться цели и сотрудничать, проявлять выдержку и настойчивость, действовать в коллективе, в команде. Следовательно, физическое воспитание – есть основа основ дошкольного воспитания. Физическое упражнения, спортивные игры и развлечения создают хорошее самочувствие, “заряжают” ребенка бодростью и энергией.

Знакомясь с играми разных времен и народов, в основе которых лежат активные двигательные действия, дошкольник включается в осознанный процесс совершенствования своих двигательных навыков, различных физических качеств, необходимых в дальнейшей жизни, вырабатывает волевое поведение. Целенаправленно подобранные подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры-аттракционы, игры с речитативом и счетом, имитационные игры развивают мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, улучшают качество звукопроговаривания, помогают усвоению математических представлений, т.е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей.

Использование в дошкольном возрасте игр с элементами спорта, как средства и формы организации физического воспитания, обеспечивает единство личностного, физического и психического развития ребенка, создает условия для гуманизации педагогического процесса, превращает ребенка из объекта социально-педагогического воздействия в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию. Обучение этим играм обеспечивает всем детям равные права в овладении ценностями физической культуры и каждому ребенку право выбора, предоставляет возможности для проявления личных интересов и способностей. Естественно, что достичь этих результатов возможно при условии ненасильственного стимулирования моторного развития.

Игры с элементами спорта требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости движений, ориентировки в пространстве. Они являются высшей формой обычных подвижных игр. Ребенок в кратчайшие промежутки времени должен увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча, шайбы), оценить, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это требует от играющих развития определенных умений и навыков.

Игры с элементами спорта отличаются большим разнообразием взаимодействия сенсорных систем различной модальности, что также является важнейшим фактором совершенствования организации движений. По сравнению с подвижными играми, игры с элементами спорта более сложная форма деятельности. Следовательно, и влияние их на организм занимающихся шире и глубже.

Однако здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Детский сад и семья – две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. У современных родителей необходимо формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своего ребенка. “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте” (ст. 18 п. 1 Закона РФ “Об образовании”). Поэтому одной из задач, стоящей перед педагогом, является установление доверительного делового контакта с родителями воспитанников, в ходе которого корректируется воспитательная позиция и родителей и педагога. Современные мамы и папы должны выступать не в качестве “зрителей” на спортивных праздниках и развлечениях, а в качестве активных участников.

Только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Таким образом, назрела необходимость изменений в организации, содержании и методике использования подвижных игр в системе физического воспитания дошкольников, разработке новых педагогических, здоровьеформирующих технологий на их основе. Поэтому роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Это определило тему моего проекта: “Спортивные игры и развлечения как средство повышения интереса у детей дошкольного возраста к физической культуре”.

Цель проекта:

Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта.

Оздоровительная

1. Формировать представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.

2. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.

3. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

4. Удовлетворять потребность детей в движении.

Образовательная

1. Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т.д.).

2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.).

3. Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.

4. Развивать культуру движений и телесную рефлексию.

Воспитательная

1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.

2. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.

3. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.

4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Этапы реализации проекта:

I этап – Подготовительный – 2 младшая группа (2006–2007 учебный год).

II этап – Организационный – средняя группа (2007–2008 учебный год).

III этап – Преобразовательный – старшая группа (2008–2009 учебный год).

IV этап – Рефлексивный – подготовительная группа (2009–2010 учебный год).

Участники проекта.

  1. Дети.
  2. Педагоги.
  3. Инструктор по физической культуре.
  4. Музыкальный руководитель.
  5. Учитель-логопед.
  6. Старшая медицинская сестра.
  7. Заведующий учреждением.
  8. Заместитель заведующего учреждением по УВиМР.
  9. Родители.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

2. Сформированность гигиенической культуры.

3. Улучшение соматических показателей здоровья.

4. Наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей.

2. Физическая и психологическая готовность детей к обучению в школе.

3. Педагогическая, психологическая помощь.

4. Повышение уровня комфортности.

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.

2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

3. Личностный и профессиональный рост.

4. Самореализация.

5. Моральное удовлетворение.

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Физкультурный уголок в группе.
  2. Спортивный зал “Спортландия”.
  3. Тренажерный центр “Геркулес”.
  4. Плавательный бассейн.
  5. Центральная веранда “Чимби-римби”.
  6. Спортивный участок на территории ДОУ.
  7. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
  8. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т.д.).
  9. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”.

Библиография:

1. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берестовой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.

« За здоровьем в детский сад»

(Направление: здоровье и здоровый образ жизни)

1. Информационная карта проекта

Полное название проекта: «За здоровьем в детский сад»

Продолжительность проекта: с 01.11.2015-31.05.2016 г.

Вид проекта: групповой, комплексный, долгосрочный.

Участники проекта: педагоги, воспитанники и их родители.

Возраст детей: дошкольники среднего возраста.

Проблема: как сохранить и укрепить здоровье детей.

Цель: создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей. Формирование у всех участников проекта мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

для детей:

Расширить кругозор в вопросах спортивной жизни страны и в мире.

Сформировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять своё здоровье;

Повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом;

Расширить двигательные возможности ребёнка за счёт освоения новых движений и упражнений здоровьесберегающих технологий;

Воспитывать социально значимые личностные качества: целеустремлённость, организованность, инициативность, трудолюбие;

Воспитывать чувства патриотизма и интернационализма;

Активизировать детей художественно-творческой деятельностью.

Повышать эмоциональное благополучие ребёнка за счёт проведения разнообразных, интересных и увлекательных мероприятий физкультурной направленности.

для педагогов:

Повышать уровень профессиональной компетентности на семинарах-практикумах, деловых играх, мастер-классах в ходе реализации проектной деятельности;

Обогащать физкультурно-оздоровительную среду в ДОУ за счёт приобретения физкультурного инвентаря и изготовления нестандартного физкультурного оборудования из доступных материалов.

для родителей:

Повысить педагогическую культуру родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей;

Приобщить родителей к жизнедеятельности ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;

Укрепить детско-родительские взаимоотношения путём проведения совместных мероприятий;

Уделять особое внимание пропаганде здорового образа жизни личным примером;

Оказывать посильную помощь ДОУ в обогащении физкультурно–оздоровительной среды в целях профилактики детских заболеваний и повышения интереса к физическим упражнениям.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Поход совместно с детьми к реке Уй.

Название итогового мероприятия проекта: «За здоровьем в детский сад».

Продукты проекта:

1. Стенгазета «Мы спортивная семья» (ноябрь). Ответственный Дорохова Л.Б.

2. Стенд - ширма для родителей «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки» (декабрь). Ответственный Жукова А.А.

3. Макет «Зимний стадион» (Вестибюль, февраль). Совместная работа всех участников проекта

4. Выставка рисунков на тему «Я расту сильным и здоровым» (март). Ответственный Дорохова Л.Б.

5. «Мы гордимся нашими олимпийцами» (презентация) (март). Ответственный Жукова А.А.

6. Фотовыставка «С физкультурой мы дружны» (апрель). Совместная работа всех участников проекта

7. Презентация проекта. Видеоролик (май). Совместная работа всех участников проекта

Ожидаемые результаты по проекту:

1. У детей проявится интерес к занятиям физкультурой и спортом.

2. Возникнет желание трудиться на благо общего дела

3. Сформируется чувство патриотизма и уважения к людям других стран.

4. У родителей появится желание сотрудничать с педагогами детского сада в целях гармоничного развития и воспитания ребёнка. Возникнет желание больше времени уделять совместным с детьми мероприятиям, направленным на сохранение и укрепление здоровья семьи.

5. Укрепятся детско-родительские отношения через совместное творчество и физкультурные мероприятия.

2. Краткое содержание проекта «За здоровьем в детский сад»

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи

Подготовительный

1. Вхождение в проблемную ситуацию.

1. Определяют наиболее интересующую детей область исследования («Что такое здоровье»).

2. Формулируют проблему исходя из интересов детей («ЗОЖ»).

3. Составляют план-схему проекта с включением в него занятий, игр, домашних заданий для самостоятельного выполнения и других видов детской деятельности.

4. Привлекают родителей к осуществлению соответствующих разделов проекта.

5. Подготавливают развивающую среду по теме «Спорт» (стандартное и нестандартное физкультурное оборудование, иллюстрации, книги и т.д.)

6. Оформляют стенд для родителей с информацией по проведению мероприятий данного проекта, проводят консультацию «За здоровьем всей семьёй».

1. Сбор материала по теме.

Деятельностный

1. Вживание в игровую ситуацию, принятие задачи.

2. Объединение в рабочие группы.

3. Формирование знаний, умений, навыков.

4. Продуктивная деятельность в соответствии с планом (лепка, конструирование, аппликация и т.д.)

1. Создают игровую ситуацию строительство «Зимнего стадиона», формулируют задачу.

2. Углубляют представление детей о физкультурниках и спортсменах, используя различные педагогические методы и приёмы: беседа «Что такое Олимпиада», загадки о спорте, Д/и «Раздай мячи спортсменам», «Сложи пазл», «Сосчитай предметы», игра-имитация «Много видов спорта знаем», С/р «Малые Олимпийские игры», чтение худ. литературы по теме «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».

3. Организуют художественно-творческую деятельность детей: конструирование «Зимний стадион» в смешанной технике, коллективная стенгазета «С физкультурой мы дружны», лепка, рисование на тему «Я расту сильным и здоровым».

4. Оказывают помощь в решении практических задач.

5. Направляют, осуществляют контроль над реализацией проекта.

1. Активный отдых с детьми на природе.

2. Изготовление из подручного материала деталей для «Зимнего стадиона».

3. Просмотр спортивных соревнований, передач.

4. Выпуск семейной стенгазеты «Моя спортивная семья».

5. Помощь в изготовлении ледяной горки и лыжной колеи на участках.

6. Активное участие в запланированных мероприятиях ДОУ.

Завершающий

1. Участие в презентации видеоролика.

2. Размышления над приобретёнными знаниями, опытом.

1. Готовят презентацию видеоролика «За здоровьем в детский сад».

2. Мониторинг.

3. Итоги совместной работы по укреплению здоровья и повышению уровня физического развития детей.

1.Помощь в изготовлении конечного продукта проекта (видеоролик)

2. Участие в качестве зрителей.

3. Системная паутинка по проекту по ФГОС

Социально-коммуникативное развитие

Как вести себя в подвижных играх на улице?

Какие правила поведения существуют в спортивном зале?

Где можно заниматься физкультурой, спортом, подвижными играми?

Как одежда заботится о здоровье?

Почему полезно закаляться?

Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю что есть.

Что значит быть здоровым?

Познавательное развитие

Что такое Олимпиада?

Какие символы есть у Олимпиады?

Возможности организма человека?

Какие виды спорта вы знаете?

В чём секрет долголетия?

Какой должна быть спортивная команда?

Для чего встречаются спортсмены из разных стран?

Кто помогает людям быть здоровыми?

Как правильно играть в подвижные игры?

Чтоб добиться результата, потрудитесь ка, ребята!

Чтоб здоровыми остаться – надо много нам стараться!

Речевое развитие

Чтение стихотворений о спорте, физкультуре.

Считалки для подвижных игр (чтение наизусть).

Чтение рассказов на тему «Здоровье

Что нужно делать, чтобы быть здоровым и сильным?

Кого называют спортсменами?

Есть ли загадки, пословицы на физкультурную и спортивную темы, можем ли мы сами их сочинить?

ТЕМА ПРОЕКТА

«За здоровьем в детский сад»

Художественно-эстетическое развитие

Песни о спорте.

Ритмическая гимнастика.

Логомузыкальная пластика.

Музыкальное сопровождение ООД.

Физическое развитие

Применение Здоровьесберегающих технологий.

Физкультурные досуги, развлечения, праздники, соревнования.

Продукт проекта

Презентация проекта. Видеоролик.

Из чего можно построить макет «Зимнего стадиона»?

Как нарисовать себя, чтобы все поняли, что я сильный?