Влияние интернета на детей младшего школьного возраста. Влияние интернет-зависимости на психическое здоровье учащихся. Вред компьютерных игр для малышей

Сегодня в любом доме имеется компьютер, с доступом в Интернет. Зачастую сложно контролировать движение детей по глобальной паутине. В одним случаях глобальная сеть является стимулом к развитию ребенка и помощников в решении определенного ряда задач, в других – это негативная среда, способна к пагубному воздействию на неокрепшую детскую психику. В этой статье будут подробно описаны возможные аспекты влияния Интернета на детей. Каким образом глобальная сеть будет участвовать в детском развитии и в какую сторону будет произведен эффект, зависит от правил общения с сетью, которые должны быть четко установлены в Вашей семье.

Одной из опасностей встречающихся зачастую на пути путешествия детей по интернету, это сайты с содержанием эротических видео и фото материалов. Поверьте, такая тема разбудит огромный интерес ребенка, который будет расти и усиливаться из-за незнания и любопытства. Поэтому не стоит считать эту тему закрытой в семье.

Лучше, начинать с раннего возраста, постепенно вводить ребенка в курс дела, рассказывая ту информацию, которая будет понятна его возрасту, не стесняйтесь обращаться за помощью к книгам, в которых описаны советы, что и как рассказать ребенку о сексе. Когда интерес ребенка будет максимально удовлетворен, он не будет проявлять столь нездоровый интерес к внешним источникам. И будет намного проще ответить на все волнующие его вопросы. Попробуйте объяснить ребенку, что содержащаяся информация о сексе в Интернете совершенно далека от реальности, поэтому не нужно проявлять к ней интерес.

Чтобы таких ситуаций не возникало в будущем, существуют специальные программы способные защитить ребенка от порнографии в Интернете, с помощью которых можно удалить из системы поиска сайты порнографического содержания. Даже, если ребенок забьет в строку запроса слова на тему “секса”, то результатом поиска будут художественные или медицинские сведения.

Как известно, зависимость бывает алкогольная или наркотическая. Но основным бедствием среди детей и подростков, является интернет-зависимость. Обычно подростковой интернет-зависимостью, является общение в социальных сетях и времяпрепровождение в ролевых онлайн играх. Настоящей угрозы от таких информационно-развлекательных ресурсов не исходит до тех пор, пока любимое чадо не станет заменять ими реальное общение. Часами, ведя переписку, большинство школьников теряют навыки коммуникативного общения, которыми обычно пользуются в жизни. Смайлики заменяют проявления улыбки и настоящих эмоций.

Постоянное сидение у экрана компьютера зачастую приводит к возникновению физических проблем. Общаясь в социальных сетях и сетевых играх, ребенок перестает встречаться с друзьями, выходить из дома, начинает вести малоподвижный образ жизни, редко бывает на свежем воздухе. Такое положение вещей приводит к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, возникновению проблем с ЖКТ, а также к нарушению опорно-двигательного аппарата.

Оснащение современных операционных систем функцией «родительский контроль», дает возможность контролировать нахождение ребенка в Интернете. Такая функция может ограничить вход детей в систему в течение определенного времени. В этом случае устанавливается определенное время доступа на каждый день недели. То есть в момент, когда заканчивается отведенное время, система автоматически отключается. Можно установить контроль над доступом к отдельным играм и ограничить запрет на отдельные программы и сайты.

Принятие решения в ограничении ребенка пользоваться компьютером, вызывает необходимость правильно организовать образовавшееся свободное время. Положительно влияйте на его общение со сверстниками, приглашайте одноклассников к себе домой, возьмите билеты в кинотеатр для него и друзей, запишите его в спортивную секцию. Да и просто старайтесь по возможности больше проводить с ребенком времени, ходите с ним в кафе, гуляйте.

Влияние Интернета распространяется также на отношение к учебе. Сегодня в Интернете легко скачать рефераты на различную тематику. Довольно часто, распечатав очередной реферат, дети не проявляют даже интерес к его содержимому. А также помимо рефератов, в Интернете можно найти решения к задачам из стандартных учебников по математике, химии, физике и другим предметам, преподаваемым в школе. Постоянно списывая решенные задачи, ребенок перестает учиться и развиваться. Что в дальнейшем мешает ему самостоятельно решать задачи не только на школьных уроках, но и в жизни. Чтобы не гневаться на учителей, советуем осуществлять постоянный контроль, того как ребенок выполняет уроки своими силами и знаниями. Приходя с работы, попросите его рассказать, как он выполнил домашнее задание, чтобы он объяснил последовательно решение. Если все же пришлось воспользоваться Интернетом, чтобы скачать реферат, попросите его прочитать и пересказать полученную информацию. Ваша заинтересованность в развитии ребенка обязательно сыграет хорошую роль в его будущем и поможет развивающейся личности сделать правильный выбор своего пути в жизни.

Двадцать первый век – век информационных технологий. Всюду людей окружают компьютеры, жизнь без которых мы уже не можем себе представить. С каждым годом востребованность владения компьютерными технологиями возрастает и людям нужно соответствовать запросом общества. Первый компьютер был создан в 1941 году математиком Говардом Эйксоном, увидеть это чудо техники, того времени, могли лишь только единицы. Сейчас же компьютер есть в каждой семье и пользоваться им умеют даже маленькие дети.
Но к чему может привести такая компьютеризация общества? Для взрослого человека работа с компьютером является необходимым инструментом для работы, общения, образования. Даже не соблюдая правила работы за компьютером (ограничение времени работы, посещение сомнительных сайтов) не принесут вред сформировавшейся психике взрослого человека. А о том, какие изменения происходят в психике детей, чаще всего родители не задумываются, считая, что чем раньше ребёнок освоит компьютер, тем больше будет развит у него интеллект в будующем. В современных условиях развития Интернет любой пользователь может к нему подключиться. Интернет – это кладезь знаний, информации, истории общества. Но одновременно он хранит в себе много опасностей, таких как сайты, наносящие вред психике человека, запрещённые фильмы, нецензурная лексика и множество недостоверной информации. И как это всё повлияет на личность ребёнка? Так что же необходимо знать, сажая ребёнка за компьютер?
По мнению ученого Николаса Кара Интернет не лучшая среда для развития в дошкольном возрасте. С рождения до двух лет миром для ребёнка становятся его родители, он нуждается в постоянном контроле и заботе. Ребёнок играет с предметами, в ходе игры он познаёт мир (часто на вкус). Ближе к трём, ребёнок осваивает предметно – образную игру. Простые предметы преображаются в желаемое: палка становится поездом, ложкой и лопаткой. Приобщать таких маленьких детей к компьютеру нецелесообразно, это может ухудшить развитие мышления и воображения, повлиять на физическое здоровье. Психологи Выготский Лев Семенович и Гальперин Петр Яковлевич считают, что в жизни дошкольника с пяти лет, первое место занимает сюжетно – ролевая игра, в ней дети придумывают и обыгрывают конкретную ситуацию, чаще социального характера. Усваивая социальные нормы общества, дети готовятся ко взрослой жизни. Для ребёнка вовлечённого в реальную игру, компьютер и Интернет не представляют особого интереса. Но если дома он наблюдает за тем, как его родители часами сидят за компьютером, а ребёнок стремиться подражать им, он хочет стать взрослее и тем самым повторяет действие родителей. Появляется желание освоить компьютерный мир. Еще одно негативное воздействие на дошкольника: ограничение его подвижности. Сидя за компьютером, он мало двигается, не развивает мелкую моторику, лишён общения со сверснтиками. Всё это не лучшим способом отразится на дальнейшем развитии.
Когда ребёнок идёт в школу, его кругозор расширяется. Ему приходится учиться, выполнять домашнее задание, а Интернет – это место, которое ему быстро и просто может в этом помочь. В начальной школе обычно, начинаются уроки информатики, и у ребёнка появляется интерес к компьютеру. На первых порах родители могут помочь ребенку разобраться в основах работы с компьютерной техникой и показать, как правильно найти информацию в Интернете и преобразовать её. В первом классе на ученика обрушивается большая нагрузка, у ребёнка изменяется, привычный ему, распорядок дня, окружение, требования, предъявляемые обществом. И в Интернете он скорее будет искать отдых, чем заниматься выполнением домашнего задания. У ребёнка формируется новый круг общения, где ему конечно хочется показать себя. А уважение одноклассником можно заслужить, пройдя все урони сложной Интернет игры, например, основанной на убийстве и агрессии. Играя в компьютерные игры, такого типа, ребёнок может спутать реальность с игрой, так как психика ещё не сформировалась для восприятия таких ситуаций. Герои в игре живут вечно, могут падать с крыши и не умирать, обнаружить в себе необычные способности и полететь или сражаться на поединках без царапин и боли. Дети принимают всё близко к сердцу и обязательно захотят попробовать внести что-нибудь из игры в жизни. После проведения социологических исследований в разных станах, на разных возрастных группах ученые пришли в выводу: большинство игр способствует появлению агрессивного поведения у детей. Дети становятся неуравновешенными, озлобленными. Их сложно отлучать от игр и может развиться игровая зависимость. Когда ребёнок целый день проводит за компьютерными играми, у него сужается круг общения, изменяется характер, он часто становится неуправляемым. В таких случаях нужно немедленно обращаться ко врачу- психологу, пока ситуация не зашла слишком далеко. Важно уметь заинтересовать ребёнка другими более захватывающими занятиями, показать, что реальный мир поразит ребёнка больше, чем виртуальный. Конечно, сейчас разработаны и развивающие компьютерные игры для детей, которые помогут в формировании определённых положительных качеств, но дети должны оставаться детьми и вести активный образ жизни, а не проводить всё свободное время, сидя за компьютером. Малоактивный образ жизни может привести к физиологическим проблемам со здоровьем. Поэтому, нужно ограничивать время проведения ребёнка за компьютером и следить, чем он занимается в Интернете, какие сайты посещает. Совсем запрещать ребёнку работать с компьютером нецелесообразно. Ведь дети должны расширять свой круг знаний, только нужно научить детей это делать правильно, заинтересовать их.
Еще одна проблема, влияющая на развитие ребенка. Неконтролируемая информация сомнительного содержания (порно сайт, сайты различных субкультур, нацистские сайты и т.п.) может создать неверное представление о мире. Не сложно предположить, что такая информация негативно скажется на психике ребёнка и его дальнейшем развитии.
От компьютера исходит вредное электромагнитное излучение, наиболее чувствительной к такому воздействию сердечно – сосудистая и нервная системы. Особенно у несформировавшегося организма ребёнка под напором электромагнитного излучения могут развиться различные заболевания. По данным исследований статистика заболеваний, детей, которые много времени проводят за компьютером, выглядит устрашающе:
заболевания органов зрения (60% пользователей);
болезни сердечно-сосудистой системы (60%);
заболевания желудочно-кишечного тракта (40%);
кожные заболевания (10%);
различные опухоли. (1)
Всем известно, что электрическое поле компьютера делает воздух слабо ионизированным и сухим, со специфическим запахом, что приводит к проблемам дыхания, таким воздухом тяжело дышать. Близкая посадка у монитора компьютера портит осанку и зрение.
По мнению детского психоаналитика, Сапегиной Дианы Леонидовны,
только в подростковом возрасте Интернет и компьютер может понемногу входить в жизнь ребёнка. Он самостоятельно уже может формировать свои задачи обучения и реализовывать их при помощи компьютера. Но в этом возрасте подросток может столкнуться с проблемой виртуального общения, променяв его на реальное (2).
В любой период детства, Интернет вряд ли когда-нибудь станет полностью безопасным. Сейчас век информационных технологий и полностью лишить детей работы с компьютером и Интернетом невозможно, да и нежелательно. Нужно контролировать время провождения детей за компьютером и посещаемые ими ресурсы. Сейчас доступна для родителей возможность настройки «детского Интернета». Подключившись к нему нельзя посещать сайты, содержащие информацию, не предназначенную для детского просмотра и время провождение в сети ограничивается. Стоит подумать и о других формах воспитания и развития своих детей.

Список используемой литературы:
1 http://www.geopatogen.ru/article13.html
2 http://www.mp-34.ru/Stati/vlianie-interneta-na-detey.html
3 http://constructorus.ru/zdorovie/internet-zavisimost.html
4 http://www.za-partoi.ru/game-zavisimost.html


Количество просмотров публикации: -

Проблема компьютерной и интернет-зависимости молодежи достаточно широко обсуждается как в педагогической, так и в медицинской среде. Жизнь современного человека любого возраста невозможно представить без компьютера и Интернета, являющихся важным средством обработки информации и ее обмена. Интернет является новейшим средством коммуникации, оказывающим на психику человека как позитивное, так и негативное воздействие. Несомненно и то, что чрезмерное использование Интернета причиняет вред физическому и психическому здоровью человека, а также может наносить ущерб его социальному статусу. Погруженные в виртуальную реальность люди забывают о жизненных реалиях, практически перестают выходить из дома, бросают учебу, у них повышается утомляемость, а хроническое недосыпание, недоедание и зрительные перегрузки ведут к серьезным проблемам со здоровьем. Необходимость выхода из Интернета вызывает у таких людей эмоциональное возбуждение и тревогу.

Современная медицина пока не включила навязчивое влечение к компьютеру в официальную классификацию психических заболеваний. Тема эта крайне противоречивая, многие ученые сомневаются в том, насколько вообще реален данный феномен, считая, что компьютерная и интернет-зависимость не наносит серьезного вреда здоровью человека. Даже выдвинувший в 1995 году понятие «интернет- зависимость» и определивший критерии зависимости от Интернета американский психиатр И. Голдберг сделал это в качестве шутки, поскольку он не верил и до сих пор не верит в существование зависимости от Интернета .

Тем не менее постоянно растет объем исследований, доказывающих наличие физиологических нарушений у людей, длительно работающих за компьютером. Это нарушение сна, появление многочисленных жалоб на раздражительность, снижение настроения, беспокойство, нервозность, повышенную утомляемость, зрительное, мышечное и умственное утомление, изменение кожно-гальванической реакции, частоты сердечных сокращений, артериального давления.

Основоположником изучения интернет-зависимости считают профессора психологии Питсбургского университета Кимберли С. Янг. В 1995 году она сделала вывод о том, что компьютер может разрушить человеческую жизнь как в физическом, так и в психическом и социальном смыслах. Она провела аналогию между зависимостью от наркотиков, алкоголя, азартных игр, переедания, секса и зависимостью от Интернета и создала тест-опросник, выявляющий интернет- зависимость. По данным Янг, интернет-зависимыми оказались около 5 % пользователей Интернета - и это в то время, когда и компьютерные технологии были слабее, и распространенность Интернета ниже, чем в наши дни. В 1998-1999 годах появились первые серьезные научные труды по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). Тогда же время в США были созданы консультативно-диагностические и исследовательские службы по проблеме интернет-зависимости.

В нашей стране данный феномен изучается в основном психологами, которые усматривают схожесть интернет-зависимости с чрезмерным увлечением азартными играми или с химической зависимостью вроде курения и наркомании. Первой из российских врачей подробно исследовать данную проблему стала врач-психиатр В.А. Лоскутова, которая перевела и адаптировала тест К. Янг и предложила рассматривать интернет-зависимость как одну из нехимических аддикпий с соответствующими диагностическими критериями и коррекцией. Согласно ее данным, основными мотивационными факторами возникновения зависимости от Интернета являются возможность анонимного общения с людьми, свободного от морального и этического контроля, реализация не достижимых в реальной жизни фантазий, отождествление себя с любыми персонажами, неограниченный выбор собеседников и их быстрая смена в любом уголке мира, неограниченный доступ к любой информации, ощущение собственного могущества [Лоскутова].

Недавние исследования психиатров говорят о том, что разные формы зависимости связаны между собой и могут переходить одна в другую: нехимическая наркомания часто заменяется химической, к Интернету еще добавляются алкоголь или наркотики [Кирдан, 2006]. Кроме того, нередко за зависимостью от Интернета скрываются различные психические нарушения. С другой стороны, известно, что в патогенезе нехимических зависимостей имеет значение дефицит серотонина, который проявляется тревогой, сниженным фоном настроения, вплоть до суицидального поведения [Мосолов]. Таким образом, интернет-зависимость можно определить как нехимическую зависимость, сопровождающуюся выраженными психологическими симптомами и социальной дезадаптацией.

К. Янг определила пять основных типов интернет-зависимости:

  • 1) навязчивые, бесконечные путешествия по Сети в поисках различной информации;
  • 2) пристрастие к общению и знакомствам в Интернете;
  • 3) навязчивое увлечение компьютерными играми в Сети;
  • 4) навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию виртуальным сексом;
  • 5) желание осуществлять иногда совсем не нужные покупки в интернет-магазинах ,

М. Орзак выделила физиологические и психологические симптомы, при выявлении которых можно говорить о наличии у человека компьютерной или интернет-зависимости. К психологическим симптомам она отнесла невозможность остановиться, эйфорию, увеличение времени, проводимого за компьютером; ощущения раздражения, тревоги и даже депрессии, когда человек находится не за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями, ложь в семье или на работе о своей деятельности, проблемы с работой или учебой. К физиологическим симптомам относятся сухость и резь в глазах, головная боль как при мигрени, боль в спине, поражения нервных стволов руки как результат длительного перенапряжения мышц, расстройства сна, проблемы с желудочно-кишечным трактом из-за нерегулярного питания, пренебрежение личной гигиеной.

К. Янг говорит о том, что при прекращении пользования Интернетом у зависимых возникает типичный симптом отмены, выражающийся в повышенной тревожности, раздражительности вплоть до состояния депрессии , Интернет-аддикты - индивидуалисты, легко адап- тирующися к относительной изоляции, обладающие высоким уровнем абстрактного мышления, чувствительные и эмоционально реагирующие на других людей, иногда с таким накалом эмоций, который невозможен при общении лицом к лицу , В итоге это может привести к тому, что интернет-зависимый человек становится аутсайдером в реальной жизни и тогда уже использует Сеть для получения социальной поддержки, психологического и сексуального удовлетворения, а также возможности создания нового «Я», приобретающего таким образом признание окружающих.

Особенно актуальна проблема возникновения интернет-зависимости в молодежной среде, так как в наши дни даже маленькие дети, вместо того чтобы играть в игрушки, сидят у компьютера. Очень часто в Интернете подростки попадают в ролевую онлайн-игру, которая через некоторое время становится их любимым времяпрепровождением: там они и играют, и общаются, и игра, у которой нет конца, постепенно становится более реальной, чем сама жизнь. Выбирая себе персонажа, увлеченный ребенок рисует ему внешность, дает те характеристики, которые хотел бы иметь сам. Он попадает в сказочный мир, где начинается общение, стиль которого он выбирает самостоятельно. Подросток 13-15 лет в игре может быть насколько опытен, что даже старшие по возрасту люди начинают относиться к нему в процессе игры как к равному. Возникает ощущение, что ты не один, твои интересы разделяются миллионами людей, с которыми можно легко знакомиться, нет необходимости задумываться о том, что хорошо, а что плохо, что прилично, а что нет, никто не осудит, легко можно дать сдачи обидчику. Игры такого типа удовлетворяют практически все потребности - общение на любые темы, флирт и даже социальную реализацию: мальчики чувствуют себя добытчиками, рыцарями, способными защитить девушку; девочки, в свою очередь, помогают им, поддерживают. В итоге подросток понимает, что таких, как он, - много, и если возникает проблема в реальности, то он пускает ее на самотек, возвращаясь в Сеть, и не замечает, как становится интернет-зависимым.

Появление зависимости у подростка происходит не сразу, а проходит через несколько стадий.

  • 1. Стадия легкой увлеченности. Впервые поиграв в игру, ребенок получает положительные эмоции, ведь ему так хочется быть сильным, уверенным в себе; он сравнивает реальный мир и виртуальный и может выбрать последний, хотя пока потребности в игре еще нет.
  • 2. Стадия увлеченности, когда появляется потребность играть. Игра приобретает систематический характер.
  • 3. Стадия зависимости, на которой происходит вытеснение игрой реального мира.

В одном из наших исследований [Маринова] были изучены особенности отношения к Интернету московских школьников и их возможная интернет-зависимость. Результаты анкетирования показали, что школьники считают Интернет полезным открытием, которое прежде всего помогает им в учебе. Они слышали о влиянии компьютера на здоровье, об интернет-зависимости, но не боятся ни первого, ни второго. Несмотря на это, у 12 % опрошенных был выявлен синдром интернет-зависимости.

Очевидно, что современные компьютерные технологии оказывают большое воздействие на психику подростков. С каждым днем становится всё больше пользователей Интернета, но далеко не все они «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость. Существует мнение, что интернет-зависимыми становятся только люди, имеющие склонность к возникновению разного вида аддикций, то есть негативное влияние Интернета напрямую связано с особенностями личности пользователя и может являться результатом расстройства волевого контроля. Интересна концепция Д.В. Колесова, объясняющая принципиальное сходство различных типов зависимостей потребностным циклом с гедоническим ядром, что позволяет предположить сходство нейрофизиологических механизмов получения удовольствия независимо от предмета пагубного пристрастия [Колесов].

Пока специалисты продолжают спорить о том, является интернет- зависимость болезнью или нет, необходимо создавать специализированные клиники или нет, число интернет-аддиктов среди молодежи продолжает увеличиваться. Говорить о синдроме интернет-зависимости однозначно нельзя, т.к. специфика болезни проявляется в большей степени в социальном плане, чем в физическом. Естественно, нельзя и лечить эту болезнь как алкоголизм или наркоманию, т.к. в современном мире компьютеров невозможно полное воздержание от них, а проблема патологической зависимости возникает только тогда, когда стремление отключиться от реальности становится центральной, доминирующей идеей человека. Интернет - новая реальность, с которой нужно считаться, поэтому необходимы дальнейшие мультидисциплинарные исследования его влияния на человека.

В настоящее время присутствие интернета ощущается практически во всех сферах жизни, будь то экономика, общество, здравоохранение и т.д. Огромное влияние интернет оказывает на сектор образования. На сегодняшний день, любой студент может получить доступ к бесчисленным научно-исследовательским работам, узнать об инновациях в области науки и техники.

Но, как говорят, "С большой силой приходит большая ответственность», Интернет создал новые проблемы для общества и наиболее опасным из них является влияние, которое он оказывает на детей. Интернет-зависимость была признана во многих странах психическим расстройством, были созданы реабилитационные центры, помогающие людям контролировать свою зависимость. Самым печальным является тот факт, что большинство зависимых относятся к категории молодых людей, являющихся наиболее уязвимыми к воздействию интернета. Интернет имеет как свои преимущества, так и недостатки. В этой статье мы рассмотрим негативные последствия.

Интернет-зависимость

Хотя исследования на тему интернет–зависимости находятся в предварительной стадии, было установлено, что дети, которые проводят большую часть своего времени в Интернете, показывают, своеобразное поведение, которое характеризуется желанием быть в Интернете все время, так много, что ребенок может начать избегать всех видов деятельности и полностью погрузиться в виртуальный мир. Опросы, проведенные за эти годы, обнаружили, что большинство людей, которые страдают от интернет-зависимости, являются молодыми людьми, которые легко попадают в соблазн изучать все, что есть в Интернете. В одной только Америке, было подсчитано, что около 10-15 миллионов людей страдают от интернет-зависимости, и это число растет со скоростью 25% в год.

Снижение физической активности

Есть множество игр, которые доступны в Интернете, благодаря чему, многие дети избегают мероприятий на свежем воздухе. В отсутствие физической активности, дети могут легко стать жертвой заболеваний, сопровождающих малоподвижный образ жизни, например, ожирения. Помимо этого, ребенок становится неспособным развивать навыки межличностного общения. Наряду с этими факторами, непрерывное сидение перед экраном монитора может серьезно повредить глазам, отрицательно сказывается на здоровье опорно–двигательного аппарата, в том числе, позвоночника. Так как дети, в этот возрастной период активно развиваются, как физически, и психически, так и социально, то все эти факторы могут создать для них пожизненные проблемы.

Легкий доступ к порнографии

Это одна из самых больших интернет-угроз для детей. Интернет вне зависимости от возраста, предоставляет легкий доступ к порнографии, и это может привести к развитию сексуально-девиантного поведения. Это явление косвенно порождает еще одну проблема, раннее вступление в частые сексуальные отношения и, как следствие, увеличение распространенности заболеваний передающихся половым путем (ЗППП) у подростков.

Уязвимость к киберпреступности

Если вы хотя бы периодически слушаете новости, то должны догадаться, что мы имеем в виду. Постоянно возникают ситуации, когда педофилы, выдавая себя за «добрых дядей», заманивают на встречи детей, а затем подвергают их физическому и сексуальному насилию. Известно немало случаев, когда через интернет выманивают и похищают детей. Подростки могут получать сообщения интимного содержания от незнакомых людей. Все это делает интернет рискованной средой для детей, делая их крайне уязвимой категорией пользователей для кибер-преступлений.


По поводу безопасности детей в интернете постоянно ведутся горячие дискуссии. Интернет постоянно создает новые проблемы для учителей и родителей. Есть требования с разных сторон, что должно быть какое-то регулирование интернет-пространства. Тем не менее, мы считаем, что вместо того, чтобы накладывать табу на посещение детьми интернета, мы должны так воспитывать детей, чтобы они использовали его себе на пользу, а не во вред. Желательно, чтобы родители контролировали, сколько времени их дети проводят в Интернете, и, если возможно ограничивали время, до которого им будет разрешено пользоваться Интернетом. Имея компьютер в гостиной, родители могут контролировать доступ в Интернет.


Несмотря на то, что данная статья фокусируется на негативных последствиях интернета, это никоим образом не означает, что мы подрываем значение Интернета в нашей жизни. Мы написали эту статью для Интернет-аудитории, и вы читаете эту статью через Интернет, которая сама по себе объясняет положительные стороны использования Интернета. В конечном счете, нам решать, будем ли мы использовать технологии для улучшения нашей жизни или поставим его на службу злоупотреблений. Дети не могут быть достаточно зрелыми, чтобы понять это, но мы, как родители, учителя и опекуны должны гарантировать, что мы прививаем им правильное поведение.

Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Даже для маленьких детей он стал неотъемлемой составляющей их жизни. Игры, мультфильмы, всевозможные картинки… Ребенок познает мир через экран монитора, ведь компьютер – кладезь информации, которую маленькие дети впитывают, словно губки.

Влияние компьютера на психику ребенка имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Если говорить о положительном влиянии, нельзя не остановиться на таких аспектах:

  • Компьютер и интернет – доступ к полезной информации. Животные с других континентов, красочные пейзажи, сказочные герои, ответы на сложные и заковыристые детские вопросы – все это можно найти в интернете. Любую книга, фильм, мультфильм можно найти, если хорошенько «порыскать» во Всемирной Сети. Внимание, память, логика – все это можно развивать у ребенка, если подобрать правильные игры и задания.
  • Владение клавиатурой – не самый простой из навыков. Для того чтобы попадать по нужным клавишам, необходимо, чтобы мелкая моторика рук хорошо функционировала. Кстати, это умение мы получаем далеко не при рождении. Печатание на клавиатуре, управление мышкой позволяют развивать некоторые центры в мозге, отвечающие за мелкую моторику рук.
  • Компьютер – способ стирания грани между центром и провинцией. Что ни говорите, а обучение в больших городах стоит на возвышении по сравнению с обучением в глубинке. Опять же возникает неравенство: столичные дети более образованы, чем их сверстники с периферии. Интернет – возможность равных знаний, как для столицы, так и для провинции. Отсюда и комплексов по поводу своей необразованности у детей из небольших населенных пунктов будет меньше.

Одновременно компьютер и интернет могут и отрицательно влиять на несовершенную детскую психику:

  • Для ребенка с его бурной фантазией компьютерные игры могут стать настоящей болезнью. Красочный мир, победы и поражения, интересные соперники – все это захватывает ребенка. Большинство игр несут агрессивные тенденции – убивать, уничтожать. Играя, ребенок отождествляет себя со своим персонажем, становится агрессивным. Если в виртуальном мире можно убивать, разрушать, тогда это же можно делать и в реальном мире – вот такой вывод формируется в детском разуме.
  • Информация эротического характера заполнила интернет. Некоторые фото и видео даже взрослым людям как-то неудобно смотреть. А ведь большинство детей вполне могут иметь доступ к порносайтам. Детский и подростковый возраст – время становления сексуальности. Порносайты же пропагандируют нездоровую сексуальность, эротические (и не только!) взаимоотношения со всеми без разбора. Учитывая несформированную детскую психику, доступность такой информации может просто погубить сексуальность ребенка, сломать всю его дальнейшую жизнь.

Знакомство с интернетом и компьютером – очень ответственный момент, как для родителей, так и для самого ребенка. Начинать осваивать компьютер ребенку лучше лет с 5-6. При этом необходимо делать это под строгим контролем и руководством родителей. Следите, чтобы время компьютерного сеанса не превышало 20-30 минут в день.

Нужно придерживаться некоторых правил, чтобы не допустить пагубного воздействия интернета на психику ребенка:

  1. Объясните ребенку, что сайты могут быть «плохими» и «хорошими», первые лучше не посещать.
  2. Научите ребенка навыкам поиска информации в интернете, сформируйте список наиболее полезных (и безопасных для ребенка) сайтов, добавьте их в закладки, покажите этот список ему.
  3. Ребенок должен знать, что скачивание информации – ответственный процесс, многие сайты «вытягивают» за это деньги.
  4. Установите на вашем компьютере соответствующее программное обеспечение, которое будет выполнять функцию родительского контроля.
  5. Объясните ребенку, что в интернете общаются разные люди, если ваш ребенок встретит где-то негатив, он должен обязательно рассказывать об этом вам.
  6. Не устанавливайте компьютер в комнате ребенка, чтобы у него не было соблазна проводить слишком много времени (особенно в ночное время) возле компьютера.

Если же вы пропустили момент, когда ваш ребенок чересчур увлекся компьютером, тогда необходимо срочно ликвидировать последствия этого. Не кричите на ребенка, не наказывайте его, если заметили, что у вашего отпрыска появились симптомы интернет-зависимости. Постарайтесь с ним спокойно поговорить, объясните ему, что проводить много времени за компьютером – вредно. Постарайтесь «переключить» ребенка, найти для него новое увлечение. Старайтесь вместе больше времени проводить на свежем воздухе. Если все ваши уговоры и старания не помогают, тогда вам необходимо обратиться за помощью к детскому психологу.