Выучить все уроки. Вечерний кошмар для всей семьи. Уловки для быстрого запоминания

Е. И. Игнатьев

Огромное значение для приобретения прочных знаний имеет память. У одних школьников она лучше, у других – хуже. Но, оказывается, даже самую плохую память можно развивать и совершенствовать, если заниматься правильно.
О том, как надо заниматься, чтобы приобрести прочные знания, мне и хочется поговорить сегодня с вами.

Что такое память

Когда мы слушаем музыку, рассматриваем картину, читаем книгу, ощущаем аромат цветка, – в этих процессах всегда участвуют наши органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа – и определённые участки нашего мозга.
Луч света, попав в глаз, раздражает зрительный нерв. Это раздражение мгновенно передаётся по нервным волокнам в головной мозг и вызывает раздражение в определённом участке его, где и складывается представление об окружающем нас мире.
Всё, что мы узнаём, может быть надолго сохранено в кладовых нашего мозга. Но мозг не только сохраняет наши знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию восстанавливать эти знания. Мы можем совершенно ясно представить себе картины, виденные в музее или галерее, припомнить слышанные ранее объяснения учителя в классе, повторить музыкальные произведения и т. д.
Если вы выполните какую-либо работу: построите модель или свяжете шарф, – то вы уже навсегда запомните, как делается модель или шарф, и сможете сделать их заново. Решив одну математическую задачу, вы легко решите и все задачи такого же типа.
Процесс запоминания, сохранения и последующего припоминания или узнавания того, с чем мы раньше знакомились, что мы переживали и делали, и называется памятью.
Представьте себе, что было бы с людьми, если бы они забыли все, что они знали! Память сохраняет знания. А без знаний немыслима никакая плодотворная работа.

Как мы запоминаем

Мне пришлось наблюдать, как одна девочка готовила урок по истории. Она пять – шесть раз прочитала одну страницу учебника, потом столько же раз следующую страницу и т. д. B классе девочка гладко пересказала то, что было написано в учебнике, но не смогла ответить на самые простые вопросы учителя.
– Я лучше всё подряд расскажу, мне на вопросы отвечать трудно, – заявила она.
Это произошло потому, что девочка заучила урок механически, не вдумываясь и не вникая в содержание.
Бывают случаи, когда ученики, так же как и эта девочка, выучивают наизусть теоремы. Они бойко "доказывают" теорему на доске, но стоит учителю попросить их объяснить то, что написано, и они сразу теряются, потому что они ничего не поняли в теоремах, у них нет настоящих знаний. И уж, конечно, такие ученики не смогут применить "доказанную" теорему к решению задач: ведь тут прежде всего требуется умение рассуждать.
Прочные знания мы получаем при помощи глубокого продумывания. Наука говорит: "Что хорошо понято, то легко и надолго запоминается". Большинство хороших учеников придерживается такого правила: ничего не заучивай, пока не уяснил всё до конца.
Как они готовят уроки? Прежде всего припоминают объяснение учителя и стараются понять задачу, которую он поставил перед ними на уроке, уяснить все незнакомые слова и новые понятия, непонятные места.
В прочитанном материале они выделяют основное, главное и запоминают его в первую очередь, кратко записывают основное в тетради, составляют план урока, придумывают примеры и решают задачи на правила, выученные на уроке. Это уже не механический, а смысловой способ запоминания, который основан на понимании.
Очень важно связывать новый материал с тем, что выучили раньше, находить сходство и различие. Изучая, например, на уроках зоологии млекопитающих, хорошо сравнить их с другими животными, уже изученными вами раньше, найти, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Такие сравнения заставят вас глубже вдумываться в материал.
Если вы, изучая восстание рабов в Риме под руководством Спартака, сравните положение этих рабов с положением рабов в Греции и Египте и ясно представите себе черты сходства и различия, то это сравнение поможет вам понять и характерные признаки римского рабства и сущность социально-экономического строя, существовавшего в этих странах.
Связывайте то, что проходите в школе, с окружающей вас действительностью. Если вы запомните урок, хорошо его продумаете, то вы установите множество различных связей между новым и старым материалом, между тем, что вы изучаете, и современной жизнью, и это очень облегчит припоминание. То, что вы запомнили осмысленно, вы легко сможете применить в жизни.
Смысловое запоминание является наиболее разумным. Такому запоминанию и нужно учиться. Многие учащиеся затрачивают много времени на приготовление уроков. Часто они жалуются на плохую память, а на самом деле тут виновата вовсе не намять, а сами ученики, потому что они не умеют правильно учить уроки.
Смысловое запоминание должно подкрепляться механическим: когда вы хорошо разобрались и хорошо продумали материал, прочитайте его несколько раз для лучшего запоминания, выпишите даты, названия, формулы и заучите их.

Секрет прочного запоминания

Перед своими учениками я однажды поставил такую задачу: одним ученикам я задал выучить стихотворение к завтрашнему дню, но сказал им, что потом спрашивать стихотворение больше не буду. Другую группу ребят я предупредил, что спрошу стихотворение через неделю и через месяц. Через два месяца я спросил это стихотворение. Те ребята, которые учили только к завтрашнему дню, забыли стихотворение совсем, а школьники, учившие "навсегда", могли прочесть его наизусть.
Если вы хотите иметь прочные знания, то учите уроки "навсегда", а не для того, чтобы только ответить учителю. Причём всегда учите уроки внимательно. Недаром говорят, что память и внимание – близнецы. Чем внимательнее вы учите, том глубже и твёрже запоминаете. Есть, однако, и такие ребята, которые даже гордятся тем, что вот, мол, я только посмотрел в книгу – и уже всё знаю! А если проверить знания такого хвастунишки, особенно спустя некоторое время, то окажется, что толком он ничего не знает, а запомнил только отдельные мысли.
Очень мешает усвоению неряшливость в записях, зарисовках, которые вы делаете в классе и дома. Многие аккуратно и без ошибок пишут в тех тетрадях, которые просматривает учитель, а в своих домашних тетрадях и блокнотах делают множество ошибок. А вы знаете, что ошибки в ваших черновых записях часто являются причиной ошибок и в ваших классных работах? Если вы повторили одну и ту же ошибку несколько раз, вы уже усвоили неправильное написание слова.
Часто школьники плохо запоминают потому, что они учат уроки под звуки телевизора, радио или под громкие разговоры домашних.
Они выполняют сразу два дела: стараются читать учебник, и слушают передачу или разговор. Но русская поговорка правильно утверждает: "За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь". Так обычно и бывает в таких случаях.
Прочное запоминание материала требует от вас усилий воли.
Не жалейте усилий для того, чтобы все уроки учить "навсегда". Часто бывает так: разобрался человек в материале, прочёл его ещё раз и захлопнул книгу. Кажется, всё понял и запомнил, а попробует он сам себе рассказать урок, – и тут обнаружится, что многое ещё не усвоено. Поэтому возьмите себе за правило: всегда рассказывайте самому себе выученный урок. Не сможете толково рассказать, заставьте себя ещё раз прочитать материал и снова расскажите его. Так вы разовьёте у себя способность запоминать.
А как часто бывает, что хочется вам побегать, поиграть в футбол в то время, когда надо заниматься. И тогда вы обязательно должны сделать над собой усилие и сказать самому себе: "Не хочется заниматься, а я всё-таки пересилю себя".
Волевое усилие помогает бороться даже с усталостью. Бывает, что устал ученик, а уроки ещё не выучены. Приходится взять себя в руки, превозмочь усталость и заставить себя закончить работу.
Усталость, конечно, не всегда нужно преодолевать с помощью волевого усилия. Лучше всего через каждые 50 минут или час делать перерыв в занятиях на 10–15 минут, выйти на воздух или походить по комнате, немного побегать, но не следует играть в футбол или какие-нибудь другие игры, которые сильно утомляют физически. Некоторые в перерыве играют в шахматы. Этого делать не следует: ведь шахматы – тоже умственная работа.
Совсем не безразлично, чем вы займётесь сразу же после заучивания. Вот, например, вы выучили стихотворение. Но если сразу же после этого вы станете решать трудные и сложные математические задачи, то стихотворение запомнится плохо. Нужно обязательно отдохнуть после заучивания (хотя бы несколько минут), и тогда стихи запомнятся прочно. Если вы после того, как заучили одно стихотворение, сразу же станете учить другое, вы плохо запомните оба стихотворения. Не надо учить один за другим сходные предметы.
Для того чтобы легче и быстрее усваивался материал, надо чередовать трудные и лёгкие предметы, начинать с трудных (математика, русский язык и т. д.) и переходить к более лёгким.
Далеко не всё из того, что мы однажды запомнили, навсегда сохраняется в нашей памяти. Многое мы забываем.
И тут на помощь нам приходит повторение. Знания, не закреплённые повторением, постепенно забываются. "Повторение – мать учения", – говорит пословица.
Повторять выученное следует не тогда, когда оно уже забыто. Нужно просматривать и вспоминать пройденный материал в течение всего года, а не только перед самыми экзаменами.

Запомните:

1. Садясь учить уроки, старайтесь сосредоточиться на этой работе, не отвлекайтесь посторонними вещами.
2. Старайтесь усвоить урок так, чтобы запомнить материал "навсегда", а не только к контрольным опросам или к экзаменам.
3. Начинайте приготовление уроков с самого трудного. Сначала постарайтесь возможно полнее припомнить рассказ учителя. Потом медленно и вдумчиво прочтите нужный раздел в учебнике и выделите основное и главное. Запишите основные вопросы в виде короткого плана. Потом прочтите ещё раз учебник. Большие разделы учебника, состоящие из самостоятельных глав, можно читать по частям, но никогда нельзя делить материал на случайные, не законченные по содержанию отрывки.
4. Если чувствуете, что урок уже выучен, проверьте себя. Закройте книгу и постарайтесь рассказать себе урок.
5. Выпишите даты в свою хронологическую таблицу.
6. Подумайте, как связан выученный вами урок с прошлым материалом. Вспомните, что вы ещё читали на эту тему или видели в кино и театре. Постарайтесь представить себе, где может пригодиться в жизни этот материал.

Как легко и быстро учить уроки , чтобы оставалось свободное время? Само собой разумеется, что ложиться спать нужно вовремя, что надо гулять. Но как совмещать учебу с отдыхом?

1. Важно помнить про режим и соблюдать нормальные условия для умственной работы. Ни в коем случае не стоит увеличивать продолжительность занятий за счет сокращения времени сна. Хроническое недосыпание приводит к истощению нервной системы, а накапливающаяся усталость мешает работать продуктивно. В школьном возрасте при напряженной умственной работе нужно ежедневно не менее 8 часов нормального сна. Со свежей головой быстрее сумеешь найти нужный ответ на вопрос и выйти из затруднительного положения, чем после бессонной ночи вспомнить то, что дважды или трижды повторял накануне.

2. Использовать время на уроке рационально. И речь здесь идет не о тех, кто не слушает учителя или занимается посторонним делом. Эти случаи ясны и не вызывают сомнений. Речь идет о ребятах, которые работают на уроке, по-видимому, старательно и в то же время малопродуктивно. Ученик может спокойно сидеть и слушать объяснение. Но пассивное слушание речи учителя малоэффективно. Нужна активная умственная работа над содержанием излагаемого материала - надо стремиться уловить и проследить логику рассуждения учителя, последовательность объяснения, выделять по ходу рассказа основные вопросы, как бы отмечая про себя план, по которому идет изложение, фиксировать в уме основные выводы. Наконец, важно, слушая, все время иметь в виду, что требуется не только понять материал, ио и запомнить его, запомнить настолько прочно, чтобы можно было потом самому рассказать то, что слышал. Психологи называют это установкой на запоминание.
Конечно, никогда работа в классе не может полностью заменить самостоятельную работу дома. Но ее можно во много раз облегчить и тем самым выиграть время, если усвоение и запоминание будет происходить на уроке.

3. Не вставать в 6 утра с тем, чтобы успеть до школы повторить все уроки. В ваших силах правильно оценить время, которое требуется для приготовления уроков, и соответственно этому планировать свою работу. Обратное приводит к полной бесплановости занятий и к тому, что на один-два предмета уходит почти все имеющееся время.

4. Другая особенность в том, чтобы дать себе отчет, усвоен ли материал заданного урока, а если усвоен, то насколько твердо. Часто встречается такая крайность: простое механическое заучивание. Ученик читает материал, затем пытается пересказать его так, как он запомнился. Что-то, естественно, выпало при пересказе. Тогда он читает еще раз, снова пытается воспроизвести, получается лучше. И так до тех пор, пока не удается пересказать достаточно полно. Это как раз то, что обыкновенно называют зубрежкой, долбежкой и тому подобными словами. К сожалению, многие ученики отождествляют понимание с умением повторить.

Пересказ - вслух или про себя - должен быть в первую очередь методом самоконтроля и помогать ученику разобраться, выучил он урок или нет, а что касается работы с самим материалом, то решающее значение принадлежит активной работе над ним в классе.

Что же касается повторения уже усвоенного материала, то лучше всего его строить таким образом: не припоминать последовательно все содержание, а лишь перебрать в уме основные пункты того, о чем надо будет рассказывать, как бы быстро представить себе план ответа. Что нам задали по физике? Так, помню, закон Кулона. Формула? Да, помню. Значит, сумею объяснить и суть закона. Как Кулон ставил свой опыт? Тоже помню - крутильные весы, два шарика и разные заряды. Все. Это занимает буквально несколько минут и может быть сделано без специальной затраты времени - по дороге в школу или даже во время перемены.

Но такое повторение возможно лишь в том случае, если человек работал над материалом активно, расчленял его на смысловые куски, выделял главные мысли в каждом из кусков, как бы строя про себя схему материала. Такая схема запоминается очень легко, сама собой. А имея ее в голове, уже нетрудно воспроизвести
весь материал с нужной подробностью.

Если работаешь над материалом пассивно, стремишься возможно более полно запомнить его, то, естественно, и повторение превращается либо в подробный пересказ, либо - еще хуже - в повторное перечитывание страниц учебника. Это один из самых неэкономных способов работы.

Надеемся, вы сумеете извлечь из ответа, как легко и быстро выучить уроки , практическую пользу для себя. Желаем успехов!

На вопрос как быстро выучить уроки? заданный автором Анисимов владислав лучший ответ это Однажды в старших классах прочитала в журнале одну статейку, там говорилась как раз о том, как уменьшить время на домашнее задание. Предлагалось вот что.
После школы забыть про домашку, отдыхать на полную катушку и лечь спать в 9 часов, кажется. Или в 10 вечера – не помню.
Утром будильник на 5.30 - и за уроки!
У меня получилось, потому что никакой материал не был запущен и читала я быстро. Действительно, утром голова работала быстрее. Но не всем это может подойти даже по той причине, что если ученик не Жаворонок, а Сова, то ложиться и просыпаться в такое время ему не по кайфу.
- Чтобы выучить быстро, нужно ежедневно всё усваивать на уроках (не оставляя непонятой ни одной темы, ни одной формулы) и ежедневно качественно делать домашие задания.
- Нужно уметь быстро читать (чтобы на устные тратить минимум времени) .
- Нужно уметь заставить себя это сделать (если нет желания) .

Ответ от Ёветлана Капустина [новичек]
1
Если ваш ребенок не любит делать уроки по той причине, что ему не терпится скорее сесть за компьютер, ни в коем случае не говорите ему, что чем быстрее он справится с работой, тем раньше он сможет занять место за монитором. Лучше расскажите ему, что компьютер здесь - вовсе не помеха. Выполнять домашние задания можно и с его помощью. Даже если в школе принимают их только в рукописном виде, машину можно использовать в качестве удобного электронного черновика, в который можно быстро вносить исправления. Да и набирать текст на клавиатуре современные дети умеют куда быстрее, чем писать на бумаге. Переписать же окончательный вариант в тетрадь придется всего один раз - когда он будет полностью готов.
2
Если ребенок настаивает, чтобы во время выполнения домашнего задания был включен телевизор, не препятствуйте этому. Практика показывает, что звуковой фон способен и не отвлекать в том случае, если он совсем негромок.
3
Многим детям трудно дается заучивание наизусть чего-либо - от стихов до глав учебника истории. Здесь поможет также компьютер либо любое устройство с функцией диктофона - хотя бы мобильный телефон. Пусть ребенок, придя из школы, один раз сам надиктует текст, который ему предстоит запомнить. Затем включайте воспроизведение сделанной записи каждые десять минут, и так до момента, когда настанет пора спать. Ребенок сам не заметит, как выучит все назубок.
4
Научите ребенка пользоваться при запоминании дат приемами мнемотехники. Этот навык очень пригодится ему при изучении истории.
5
Если какой-либо школьный предмет кажется вашему ребенку скучным, заинтересуйте его. Например, помогая ему выполнять домашнее задание по физике, попробуйте вместе с ним повторить опыт, увиденный им перед этим на уроке (при условии, разумеется, что этот опыт безопасен) , даже в том случае, если это не было задано. Расскажите ему в увлекательной форме, какая из измеренных в ходе проведенного опыта величин соответствует какой безликой, казалось бы, букве в формуле


Ответ от Alisa Rodionova [новичек]
Я отличница и я бысто делаю уроки 🙂

Мой сын от природы малоразговорчивый, стеснительный. Как только попадал в незнакомую среду или «на публику», зажимался. Выученный накануне урок тут же вылетал из головы. В начальной школе учительница, зная такую особенность, старалась его опросить на перемене, после уроков. В средней школе такой возможности уже не было.

Можно было бы посоветовать учить устные уроки так, чтобы они «отскакивали от зубов». Сын уже за неделю начинал учить заданное стихотворение, и знал его как таблицу умножения. Тараторил быстро, без выражения, глядя поверх голов слушателей, чтобы не отвлечься. И снова, оценка - «удовлетворительно».

Как бы мы ни учили устные уроки, публичное выступление было сущим наказанием. Проблема была не в знании школьных предметов, а в способности их рассказать. Сын устал от пристального отношения к устным предметам. Как ни старался, больше тройки не получал. А он же знал предмет! Знал! Помните вечное, школьное, на выдохе: «Ну, я же учил!!!»

Стояла задача научиться свободно вести себя перед аудиторией, говорить перед публикой на любую тему. Я подобрала несколько полезных упражнений - игр. Иногда мы играли вечером, но большей частью в пути, по дороге куда–то.

Упражнение 1: игра «Импровизация на слово»

Дается любое слово, выхваченное взглядом или прочитанное. Сын должен скороговоркой, почти не задумываясь, «накидать» на него ассоциации. Говорить первое, что приходит в голову.

Например, «поезд». Ассоциации: транспорт, дорога, путешествие, отдых, солнце, море, каникулы…

Результат оценивается двумя способами: сколько минут говорящий сможет без остановки перечислять слова, либо количеством слов.

Упражнение 2: игра «Импровизация предложением»

В этой игре нужно составить предложение с законченной мыслью, к нему добавить второе, третье предложение. «Поезд – это вид транспорта. Он перевозит на дальние расстояния. Он помогает сократить дорогу и сделать наше путешествие более приятным. Как здорово ехать на отдых на поезде! Можно смотреть в окна и мечтать о солнце, море, о предстоящих каникулах…»

Важно не перебивать говорящего, как идет у него, так и пусть идет. Не нужно подправлять стилистические ошибки, повторы, казусы и несоответствия. Важно на этом этапе снять блокировку, которая есть, наше убеждение, что нужно говорить всегда только правильное и умное. Тут нужно поймать кайф, как плещется речь, так и плещется, куда заведет, никому не ведомо.

Поначалу сын нес такую чушь, что я с трудом удерживала себя, чтобы не прервать его словесный поток. Достаточно долго мы практиковали эту игру, пока импровизация не стала приобретать более осмысленные формы. Сын, насладившись словесной чепухой и поняв, что можно долго и красиво говорить ни о чем, стал потихоньку выстраивать предложения более осознанно, облекая их в логически закономерную структуру.

Наконец мы стали вставлять в речь слова-связки, чтобы речь была лучше структурирована. Например: «говоря о, подводя итоги, в общем, закономерно, как известно, если предположить, как правило, во-первых, во-вторых и т.д.»

Упражнение 3: игра «Шахматный турнир»

Смысл игры: сначала один произносит ассоциацию на заданное слово и раскрывает ее в течении 30 секунд, затем второй, потом снова первый берет инициативу.

Эта игра была интересна тем, что сын имел возможность послушать, как взрослый строит ассоциативную связь, на чем делает акцент, как вставляет слова-связки, как при этом играет интонационно. Сын стремился также легко, не напрягаясь говорить обо всем.

Иногда мы эту игру усложняли условием: вставлять в речь только видимые ассоциации, то, что в данный момент нас окружало. Это упражнение удавалось при путешествии на машине. Выбиралась какая-то тема: космос, роботы, сфинксы… И ее нужно было привязать, ввести в окружающий ландшафт: в поля и перелески, или наложить на городской сюжет: дома, машины, людей…

Задача стояла сложная: связать несвязуемое. Что общего у сфинксов с пожухлой травой Подмосковья? Это упражнение давалось легче сыну, чем мне. Я включала логику, искала связь, а он «работал» на ассоциациях, на цвете, форме, запахе, образе. Например, полегшую траву он легко связал со сфинксами через обдувающие ветра, через ощущение вечности.

Упражнение 4: игра «Бусинки»

Один пишет на листочке набор слов, другой должен придумать логический рассказ, используя эти слова. Игру можно усложнить, задав тему рассказа.

Упражнение 5: игра «Хлопок»

При игре в «Бусинки» один говорит текст, другой ему всячески мешает, старается увести его внимание в сторону: отвлечь, напугать, рассмешить. Можно резко хлопать в ладоши, чихать, корчить рожицы, поворачиваться спиной, демонстрируя скуку и отсутствие интереса. Рассказчик, несмотря на козни слушателя, старается продолжить свое повествование, не отвлекаясь.

Упражнение 6: игра «Газетный заголовок»

Смысл игры: долго и красиво говорить ни о чем на тему заголовка, который встретился в газете или журнале. Другой перебивает, задает вопросы, которые никак не связаны с темой заголовка. Говорящий должен ответить на вопросы в ключе заголовка статьи.

Упражнение 7: игра «Алгоритм»

Проанализировав учебники по устным предметам, мы заметили, они строятся по общему принципу.
В биологии: есть некий объект, которому дается определение, затем перечисляются виды, подвиды и описывается, где он встречается. Приводятся примеры.
В истории: есть событие, год, когда оно произошло, как развивались события, какие были последствия.
Алгоритм передачи информации по определенной школьной дисциплине один и тот же. Запомнив его, можно себе помочь при устных и письменных ответах.

Напрактиковавшись в пересказе с использованием алгоритма, мы стали придумывать свой алгоритм повествования. Я показывала сыну, например, картофелину, которую чистила. Он выстраивал алгоритм ответа на тему «картофель». Что такое картофель? Когда он появился? Откуда привезен? Какие разновидности бывают? Где его используют? Чем полезен?

Практика подобных игр-упражнений помогла сыну. Он стал увереннее чувствовать себя перед аудиторией, что не могло не сказаться и на учебе.

Уже поздний вечер, а уроки еще не сделаны? Только не паникуй. Сейчас я поделюсь с тобой секретами, которые помогут тебе быстро решить «домашку».

Сделай глубокий вдох, устройся поудобнее и внимательно изучай 3 совета, как сделать домашнее задание.

Ты же утром в школу просыпаешься не от бессонницы, а от «любимого» будильника. Выдели время специально для уроков и поставь будильник. Так ты будешь знать, когда надо начать делать «домашку» и когда закончить.

Когда ты будешь слышать звонок будильника, то начнешь настраиваться на работу. Кроме этого, услышав сигнал к началу, ты сможешь завершить все дела и приступить к решению уроков. А то я сама знаю, как это бывает – «вот сейчас еще 5 пообщаюсь с подружкой и пойду делать уроки», «о, классный клип, досмотрю - и сразу же за уроки» и т.д.

Также будильник поможет делать тебе передышки. Установи таймер на 45-60 мин и по звонку на 10 минут отвлекайся от работы. После даже такого небольшого перерыва ты почувствуешь, что голова стала свежее и материал запоминается быстрее и легче.

Мобильный телефон, радио и телевиденье должны быть в другой комнате и не отвлекать тебя. Чем меньше ты будешь отвлекаться, тем быстрее выучишь уроки.

Если ты работаешь за компьютером, закрой все вкладки в своем браузере, которые тебе не нужны для выполнения домашних заданий (даже « “). Так ты сможешь полностью сосредоточиться на выполнении «домашки» и потратить значительно меньше времени.

Удачи тебе! И помни, чем продуктивнее ты поработаешь, тем больше времени останется для развлечений (например, ;))