Как стать интеллектуалкой. Как подойти к вопросу развития себя, что делать, чтобы ничего не упустить и на чем следует сделать акцент. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Много раз в жизни приходилось мне встречаться со странными, казалось бы, случаями: школьный отличник превращался в институте в середнячка, а то и вовсе в троечника. И наоборот - бывший троечник оканчивал институт с красным дипломом. Тайна этого явления состоит не в шумных студенческих гуляниях и не в поздно проснувшейся «сознательности». Дело в том, что учиться в школе и учиться в вузе - это два разных процесса.

Эрудиция не равна интеллекту

Школьное обучение строится по принципу «должен знать от сих до сих», причем программа неостановимо пополняется новым материалом, новыми предметами, новой информацией, без которой немыслимо назвать человека грамотным.

Одновременно, формально ставя перед собой задачу развить в ребенке самостоятельность мышления и навыки самообразования, современная программа вынуждает учителя работать в директивном, авторитарном стиле, поскольку сильно ограничивает его и во времени, и в выборе тем. Отсюда расхожая фраза, до сих пор звучащая из уст школьных педагогов: «Я вам всё разжевала - вам осталось только проглотить». Кому-нибудь хочется проглатывать разжеванное другим человеком?

Школьная программа построена таким образом, чтобы сделать из человека эрудита, а не интеллектуала. Предлагаемый ею набор знаний - это прописные истины науки, выкристаллизовавшиеся, проверенные, утвержденные. Да, в каком-то смысле - это, безусловно, база для развития интеллекта. Усвоив разжеванные истины (заучив и научившись оперировать с ними и в их рамках) ученик школы становится отличником. Популяризация роли эрудита идет сейчас широким фронтом по каналам масс-медиа, начиная от самых простых вопросов в программе «Такси» (ТНТ) до самых «дорогих» в «Своей игре» (НТВ). Все эти вопросы проверяют эрудицию человека, при этом эрудированного человека называют умным, а подспудно проводится мысль о том, что эрудиция поможет заработать.

На наших глазах творится новая мифология информационного общества.

Во-первых, эрудиция в подавляющем большинстве случаев помогает не заработать, а произвести впечатление на собеседника. Иногда это впечатление выгодное.

Во-вторых, понятие эрудированный приравнивается к понятию умный. На самом деле, глупый человек (обладающий низким коэффициентом интеллекта) вполне может быть эрудитом! Наоборот тоже верно: человек с высоким уровнем интеллектуального потенциала может быть невеждой. И — моментально научиться тому, что от него потребуется.

В соответствии со школьной программой и государственными образовательными стандартами, ЕГЭ и вступительные экзамены любого российского вуза при выставлении оценки ориентируются на уровень эрудированности.

А потом начинается то, о чем не предупреждали. Если школьное обучение построено на заучивании, то обучение в вузе - на умении сопоставлять факты и делать выводы. От студента далеко не всегда требуется «знать» что-либо. Часто это просто невозможно из-за невероятного количества информации в любой конкретной области науки. От студента ожидается умение грамотно поставить перед собой цель, сформулировать гипотезу, наметить задачи исследования, найти информацию, провести критический анализ, сформулировать рабочее определение понятий и т. п. То есть - как раз интеллектуальная деятельность. А еще требуются навыки самоорганизации и самообразования - умение действовать не по указке, а по собственной инициативе, навыки пользования словарями, справочниками, каталогами, поиска книг и статей, организации большого объема собранной информации, умение логично изложить итог или свое мнение.

Экзамен - встреча с учеными

Частенько вопрос на экзамене, начинающийся со слов «А каково Ваше мнение…», открывает полное его отсутствие или, что не лучше, полное отсутствие представлений о данном предмете за пределами выученной программы. У школьника в течение десяти лет вырабатывали привычку к пассивному потреблению информации, формировали образ науки как чего-то академичного, застывшего, решенного, где уже всё открыто и понятно и осталось только «проглотить» пережеванное кем-то. Но на вступительном экзамене в вузе абитуриент встречается с живыми людьми этой науки - они ищут истину, имеют собственное мнение, ценят конкуренцию идей, готовы к принципиально новым предложениям и мыслям. Отвечая на вопрос билета, молодой человек частенько касается тех областей, специалисты в которых как раз и сидят перед ним.

Смешно получается всякий раз, когда абитуриент рассказывает о «схеме Таковского» самому Таковскому, не подозревая об этом. Да еще иногда утверждает, что этот Таковский умер. Ну поинтересуйтесь личностями, которые входят в состав приемной комиссии. Узнайте, каковы их научные интересы; может быть, они сами или в соавторстве написали учебник; прочитайте хотя бы аннотации или резюме их книг. Возможно, их статьи вы найдете в сети Интернет. И вам же будет проще разговаривать с этими людьми.

«Ученые доказали»

Самый распространенный ляп на экзамене - когда абитуриент говорит нечто, для специалиста звучащее примерно так: «Последние исследования ученых доказали, что дважды два будет четыре». Невольно у экзаменатора возникают слегка насмешливые вопросы:

В каком смысле «последние»? Вроде бы ученые, на которых Вы сослались, живы. Не могли бы Вы уточнить дату этого исследования? На какой базе, где и кем проводилось данное исследование? Каковы были исходные предпосылки исследования, ведь в недесятичных системах счисления это утверждение ложно?

Будьте предельно конкретны и корректны в своих ответах. Обратите внимание на год выпуска литературы, которой пользуетесь, поскольку со временем научные идеи претерпевают значительные изменения. Не поленитесь поискать современную точку зрения на вопрос, который задан в билете. Поинтересуйтесь и критикой этой современной точки зрения.

«Это я открыл»

Еще один, не менее часто встречающийся, вариант: абитуриент и вовсе не ссылается на ученых, а сразу преподносит готовую «истину» так, как если бы он открыл ее сам. Понятно, что в школе альтернативные идеи не преподавались: на них просто не хватило бы времени - но специалист, принимающий экзамен, может быть представителем… иной концепции. Прекрасно зная о слабых сторонах преподнесенной «истины», он задаст пару вопросов - и от «истины» останется мокрое место. Зачем ему так делать? Может быть, просто из принципа, а может быть - чтобы в следующий раз абитуриент не занимался плагиатом и сослался на настоящего автора той идеи, которую оглашает.

Постарайтесь ссылаться если не на автора идеи, то хотя бы на автора книги, из которой вы брали информацию. Если вы говорите от своего имени, то тем самым открываете простор спорить именно с вами; а если вы только передаете то, что написал уже состоявшийся ученый, лишних вопросов к вам не возникнет.

«Правда всегда одна»

Самый блестящий ответ превращается в невнятное лепетание после обычного вопроса: «Скажите, а какие еще концепции Вы знаете?» Привычка к одномерному мышлению, удовлетворяющемуся односторонне изложенной информацией, играет злую шутку не только с абитуриентами, но также со студентами.

Если при подготовке билета вам встретилось упоминание, что данная концепция - одна из нескольких, то стоит познакомиться и с другими. В крайнем случае, всегда можно будет привлечь информацию об альтернативных взглядах в свой ответ - и сделать его полнее, объемнее.

Прекрасное впечатление производит ответ абитуриента, когда тот сравнивает мнения нескольких ученых (пусть даже из двух разных учебных пособий). Ясно, что тут проявляется и ум, и критичность мышления, и активная исследовательская позиция.

«Сенсация!!!»

Существует закономерность: сенсационные, будоражащие воображение сведения запоминаются намного легче и быстрее, чем простое и логичное изложение фактов. Из десятка прочитанных по вопросу статей самая кричащая информация с наибольшей вероятностью отложится в памяти и придет на ум в стрессовой ситуации экзамена. Для специалиста такое «сенсационное» сообщение абитуриента звучит сродни заявлению: «В 1982 году Н. Н. выяснил, что коровы всё-таки могут летать! Он привязал корову на специальных подвесках к вертолету и доподлинно установил, что корова может летать при помощи вертолета!»

В процессе подготовки отнеситесь внимательно к отбору информации по вопросу. Исключите жареные факты, рассчитанные на то, чтобы поразить воображение читателя.

Помните: несмотря на то, что сеть Интернет - неисчерпаемый кладезь научного материала и научной информации, однако любой вправе разместить там свое мнение, которое может быть, как просто ошибочным, так и намеренно вводящим в заблуждение.

Выясните для начала, мнение каких ученых в данной области считается авторитетным, и упоминайте в своем ответе именно их исследования.

«Согласно данным алхимии…»

Миф о «единой науке», создаваемый школьной программой, делает людей доверчивыми к любой информации, выстроенной по образу научной. Редкий школьник всерьез спросит на уроке: «А каковы слабые места этой концепции? За что ее критикуют оппоненты?»

В результате создается благоприятная среда для распространения так называемых околонаучных сект. Это некоторые направления социально-педагогической деятельности, которые сами себя именуют научными направлениями, создают свою терминологию, методологию, мировоззрение - и функционируют, набирая и обучая людей, не являющихся и не становящихся специалистами в той области, в которой данная организация подвизается.

Уверенно причислить учение к ряду сектантских не вполне легко, но некоторые общие черты его всё же выдадут :


Чем же всё это плохо? Тем, что движимые интересом к определенной области исследований, но не учившиеся в соответствующем ей вузе люди, проходя обучение в подобных организациях, получают помимо псевдонаучной информации и привычки к псевдонаучной терминологии мощный заряд пропаганды определенных мировоззренческих взглядов, не имеющих с научной картиной мира ничего общего. В результате, приходя на вступительный экзамен, прошедший подобное обучение неспособен общаться с преподавателями из-за усвоенной привычки свысока глядеть на «старую» науку и разницы понимания не только специфически научных терминов, но порой и простых бытовых слов.

«Представляем экзамен со звездами!»

Многие ошибки в попытке преподнести научные данные на экзамене как бы списаны со способов подачи материала средствами массовой информации. Характерная черта - подменять компетентность известностью. «Ученые совершили новое открытие. Давайте узнаем, что по этому поводу думает известный режиссер (актер, политик, ведущий - и даже ученый, только не имеющий отношения к этой области науки человек)». Вот и на экзамене приходится слышать: «Когда Джеки Чан говорил об истории династии Чинь…» А разве у Джеки Чана есть хоть один научный труд, посвященный истории древнего Китая? Еще пример: сенсационные открытия Э. Мулдашева в Тибете. Открытия называются научными, ведь Э. Мулдашев - доктор наук. Правда - медицинских: он офтальмолог, занимается глазными болезнями.

Точность и критичность мышления - то самое качество, которое поможет преодолеть преграды подобного рода. Воспитать его в себе можно самостоятельно, хотя бы время от времени критически относясь к той информации, которую предоставляют СМИ.

«У меня нет слов…»


Стрессоустойчивость косвенно развивается в напряженных ситуациях при ответе у доски, на экзаменах, написании промежуточных и итоговых контрольных работ. Вы сами себе очень поможете, если научитесь справляться со стрессом.

Однако еще лучше - если вы воспользуетесь стрессом: воспримете его как потрясающий ресурс; как помощь, данную нашему организму природой. Это будет решение, принятое уже интеллектуалом.

Сегодня количество информации в науке таково, что получить ее в полном объеме (а тем более заучить) в течение жизни одного человека уже невозможно. Познать самую суть из множества дисциплин и обилия информации в каждой дисциплине - вот цель современного студента. Этот подход предполагает, что будут учтены и переработаны данные естественных, гуманитарных и технических наук, по-новому будет организовано образование, а от вас понадобятся не только знания и опыт, но и творческий подход, способности к постоянному самообразованию.

Можно ли развить интеллект? Нейробиологи уже давно отвечают на этот вопрос положительно. Ваш мозг пластичен и способен физически меняться в зависимости от того, что вы делаете. И даже самому сообразительному человеку есть к чему стремиться. Поэтому не теряйте времени даром! Мы собрали из наших книг советы и упражнения, которые помогут вам стать еще умнее.

1. Решайте логические загадки

Увлекательные задания на тренировку логического мышления вы найдете в книге популярного блогера Дмитрия Чернышева «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» . Вот несколько из них:

Ответ:

Это разновидность кредитной карты. Зарубки о взятом в долг товаре одновременно делались на обеих палках. Одну хранил покупатель, другую - продавец. Это исключало мошенничество. Когда долг погашался, палки уничтожали.


Ответ:

Это убежище Моррисона для защиты людей во время бомбежки. Не у всех были подвалы, в которых можно было укрыться. Для небогатых домохозяйств устройство было бесплатным. 500 000 таких убежищ было построено к концу 1941 года и еще 100 000 - в 1943-м, когда немцы начали использовать ракеты «Фау-1». Убежище себя оправдывало. Согласно статистике, в 44 домах, оборудованных такими убежищами, которые были сильно разбомблены, погибли только трое из 136 жильцов. Еще 13 человек получили серьезные ранения и 16 - легкие.

Ответ:

Посмотрите еще раз условие задачи: не было задания «продолжить последовательность». Если 1 = 5, значит, 5 = 1.

2. Тренируйте память

До настоящего момента вы пытались угадать число, выбирая среднее значение. Это идеальная стратегия для игры, в которой число было выбрано случайным образом. Но в нашем случае число выбиралось не в произвольном порядке. Мы сознательно выбрали число, которое вам будет трудно найти. Главный урок теории игр заключается в том, что необходимо ставить себя на место другого игрока. Мы поставили себя на ваше место и предположили, что вы назовете сначала число 50, затем 25, затем 37 и 42.

Каким будет ваше последнее предположение? Это число 49? Поздравляем! Себя, а не вас. Вы снова попались в ловушку! Мы загадали число 48. На деле все эти рассуждения о среднем числе из интервала были направлены именно на то, чтобы ввести вас в заблуждение. Мы хотели, чтобы вы выбрали число 49.

Смысл нашей с вами игры не в том, чтобы показать вам, какие мы хитрецы, а в том, чтобы наглядно проиллюстрировать, что именно делает любую ситуацию игрой: вы должны принимать во внимание цели и стратегии других игроков».

5. Занимайтесь математикой

Ломоносов считал, что математика приводит ум в порядок. И это действительно так. Один из способов развить интеллект - подружиться с миром цифр, графиков и формул. Если хотите испробовать этот метод, вам поможет книга «Красота в квадрате» , где самые сложные концепции описываются просто и увлекательно. Небольшой отрывок оттуда:

«В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.»

6. Научитесь играть на музыкальном инструменте

Психолог, автор книги «Мы - это музыка» Виктория Уильямсон рассказывает, что эффект Моцарта - всего-навсего миф. Слушая классические произведения, вы не добьетесь повышения IQ. А вот если сами займетесь музыкой, то поможете мозгу работать лучше. Это подтверждает следующий эксперимент:

«Ряд обстоятельных анализов связи между уроками музыки и IQ у детей провел Гленн Шелленберг. В 2004 году он в случайном порядке распределил 144 шестилетних ребенка из Торонто по четырем группам: в первой проводились занятия игрой на клавишных, во второй - занятия пением, в третьей - актерским мастерством, а четвертая была контрольной группой, где не было никаких дополнительных занятий. Ради справедливости после исследования детям из контрольной группы предложили те же занятия, что и остальным.

Обучение продолжалось 36 недель в выделенной для этого школе. Все дети прошли тесты на IQ во время летних каникул, прежде чем начались эти занятия, а также в конце исследования. Были использованы критерии сопоставимого возраста и социально-экономического статуса.

Через год значительное большинство детей лучше проявили себя в тесте на IQ, что логично, поскольку они стали на год старше. Однако в двух группах, где занимались музыкой, повышение коэффициента умственного развития оказалось больше, чем в группе актерского мастерства и контрольной».

7. Практикуйте медитацию осознанности

Медитация не только способствует снижению уровня стресса, но и помогает развить память, творческие способности, реакцию, внимание и самоконтроль. Больше об этом методе - в книге «Осознанность» . Совет из нее:

«Вы замечали, что чем старше становитесь, тем быстрее течет время? Причина в том, что с возрастом мы обрастаем привычками, определенными шаблонами поведения и живем на «автомате»: автопилот руководит нами, когда мы завтракаем, чистим зубы, идем на работу, каждый раз садимся на один и тот же стул… В итоге жизнь проходит мимо, а мы чувствуем себя несчастными.

Проведите простой эксперимент. Купите шоколад. Отломите от него небольшой кусочек. Рассмотрите его так, будто видите в первый раз. Обратите внимание на все изломы, фактуру, запах, цвет. Положите этот кусочек в рот, но не глотайте сразу, позвольте ему медленно таять на языке. Распробуйте весь букет вкусов. Потом не спеша проглотите шоколад, постарайтесь прочувствовать, как он стекает по пищеводу, отметьте движения неба и языка.

Согласитесь, ощущения совсем не такие, как если бы вы просто съели батончик не задумываясь. Попробуйте сделать это упражнение с другой пищей, а затем и с привычными действиями: проявите осознанность на рабочем месте, во время прогулки, подготовки ко сну и так далее».

8. Учитесь мыслить нестандартно

Творческий подход поможет найти решение даже в такой ситуации, которая большинству покажется безвыходной. Автор книги «Рисовый штурм» уверен: любому человеку по силам натренировать креативность. Для начала попробуйте применить метод Леонардо да Винчи:

«У Леонардо да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем открывал глаза и отыскивал в нарисованном образы и нюансы, предметы и явления. Многие его изобретения родились из таких зарисовок.

Вот план действий, как вы можете использовать метод Леонардо да Винчи в своей работе:

Запишите задачу на листе и поразмышляйте над ней в течение нескольких минут.

Расслабьтесь. Предоставьте своей интуиции возможность создавать образы, отражающие сложившуюся ситуацию. Вам не нужно знать, как будет выглядеть рисунок, прежде чем вы его нарисуете.

Придайте форму вашей задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любых размеров и принимать очертания по вашему желанию.

Упражняйтесь в рисовании бессознательно. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать.

Если результат вас не удовлетворит, возьмите другой лист бумаги и сделайте еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

Исследуйте свой рисунок. Запишите первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, каждой закорючки, линии или структуры.

Свяжите все слова воедино, написав краткую заметку. Теперь посмотрите, как написанное соотносится с вашей задачей. Появились ли новые идеи?

Будьте внимательны к вопросам, возникающим в вашем сознании. Например: «Что это?», «Откуда это возникло?» Если почувствуете необходимость найти ответы на конкретные вопросы, значит вы на правильном пути, ведущем к решению проблемы».

9. Изучайте иностранные языки

По мнению исследователей, это способствует развитию мозга и помогает сохранить ясность ума даже в зрелом возрасте. В руководстве полиглота Сусанны Зарайской вы найдете 90 действенных советов, как учить новые иностранные языки легко и весело. Вот три рекомендации из книги:

  • Слушайте песни на изучаемом языке, когда ведете машину, наводите дома порядок, готовите, ухаживаете за цветами или занимаетесь другими делами. Вы проникнетесь ритмами языка даже при пассивном слушании. Главное - делать это регулярно.
  • Некоммерческая организация Planet Read использует музыкальные клипы из Болливуда в своей программе по повышению уровня грамотности в Индии, добавляя к ним субтитры на том же языке. Формат субтитров такой же, как и в караоке, то есть подсвечивается слово, звучащее в данный момент. Простой доступ к подобным видеозаписям увеличивает количество первоклассников, освоивших чтение, в два раза. А все за счет того, что зрители естественным образом синхронизируют аудио- и видеоряд. Метод, с помощью которого в Индии борются с безграмотностью, позволит и вам сопоставлять то, что вы слышите, с тем, что видите.
  • Кто сказал, что драма несовместима с таблицей неправильных глаголов? Мыльные оперы могут стать очень веселым пособием для изучения нового языка. Простые сюжетные линии, а актерская игра настолько выразительна, что, даже если вы не знаете всех слов, вы все равно будете в курсе происходящего, просто следя за эмоциями героев.

10. Сочиняйте истории

Это еще один способ стать креативнее и развить гибкость мышления. Не знаете, с чего начать? В блокноте «642 идеи, о чем написать» вы найдете много подсказок. Ваша задача - продолжить истории и превратить их в законченные рассказы. Вот несколько заданий из книги:

  • Ты встречаешь девушку, которая может закрыть глаза и увидеть всю Вселенную. Расскажи о ней.
  • Попробуй уместить всю жизнь какого-либо человека в одно предложение.
  • Возьми статью из свежей газеты. Выпиши десять слов или фраз, которые бросились в глаза. Используя эти слова, сочини стихотворение, которое начинается так: «Что если…»
  • Твоя кошка мечтает о мировом господстве. Она вычислила, как поменяться с тобой телами.
  • Напиши рассказ, который начинается так: «Странности начались с того, что Фред купил домик для своих миниатюрных свинок…»
  • Объясни золотодобытчику из 1849 года, как работает e-mail.
  • Неведомая сила закинула тебя внутрь компьютера. Тебе нужно выбраться.
  • Выбери любой предмет на письменном столе (ручку, карандаш, ластик и т.п.) и напиши ему записку с благодарностями.

11. Высыпайтесь!

Способность к обучению зависит от качества вашего сна. Любопытный факт из книги «Мозг во сне» :

«Ученые обнаружили, что различные стадии сна предназначены для различных типов обучения. Например, медленный сон важен для освоения задач, связанных с фактической памятью, таких как зазубривание дат для экзамена по истории. А вот насыщенный сновидениями быстрый сон необходим для освоения того, что связано с процедурной памятью - с тем, каким образом что-то делается, в том числе и с освоением новых поведенческих стратегий.

Профессор психологии Карлайл Смит рассказывает: “Мы целый месяц выпиливали брусочки, из которых строили лабиринт для мышей, а потом в течение десяти дней круглосуточно записывали их мозговую деятельность. Те мыши, которые проявляли большую сообразительность в беге по лабиринту, демонстрировали и большую мозговую активность в фазе быстрого сна. Сам-то я никогда не сомневался в том, что сон и обучение связаны между собой, но теперь накопилось достаточно данных, чтобы этим вопросом заинтересовались и другие”».

12. Не пренебрегайте физкультурой

Спорт положительно влияет на наши интеллектуальные способности. Вот что об этом рассказывает биолог-эволюционист Джон Медина в своей книге «Правила мозга» :

«Всевозможные тесты показали: физические нагрузки на протяжении всей жизни способствуют поразительному улучшению когнитивных процессов, в отличие от малоподвижного образа жизни. Приверженцы физкультуры обошли лентяев и лежебок по показателям долговременной памяти, логики, внимания, способности решать проблемы и даже так называемого подвижного интеллекта».

Больше книг о развитии интеллекта - .

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Не стоит тут же начинать со мной спорить по поводу того, что давать советы по такой теме, по меньшей мере, глупо. Я понимаю, что человека, далекого от всего этого мало чему подобному научишь. Речь не о них. Часто у нас не хватает времени, чтобы попросту поесть. Тогда что же говорить о том, чтобы больше читать или смотреть. Кто же такой этот самый интеллектуал? Это человек мыслящий, с высоким уровнем умственного развития. Средний уровень развития есть у многих, но его без проблем можно поднять до высокого. Нужно приложить лишь немного усилий, но они окупятся сторицей уже в тот момент, когда кто-нибудь скажет про вас: «О, да это наш интеллектуал!»

Книги

Это, несомненно, первый пункт. При том речь тут не просто о чтении и осознании, кто такой Толстой и почему в литературе их два, все более чем серьезно. Начните со своей родной литературы. Ведь человек не может считаться развитым, пока он не знает родного языка и не читает родной литературы. Изучите авторов, эпохи, произведения. Потом уже можно переходить к зарубежным. Конечно, легко вот так сказать: «Изучите», но ведь кто сказал, что быть интеллектуалом просто?! Зато это явно пригодиться вам в будущем, в учебе, карьере, жизни. Знаете, у меня есть подруга, которая имеет весьма скудные представления о молекулярной физике или же об органической химии, но она без труда назовет сотню зарубежный авторов (о своих вообще не говорю) и их произведения. К любому разговору она может подобрать соответствующую цитату из классики и похожую ситуацию. С ней не только легко и приятно общаться - у нее учишься! Вот таким человеком быть и хорошо, и выгодно.

История

Даже если вы биолог или программист - знания истории своей страны вам никогда не помешают. Как же развиваться обществу, не зная, чем оно жило до настоящего момента. Историю, безусловно, можно изучать разными способами: по книгам, по картинкам, по археологическим раскопками или же по компьютерным играм. Тут важно уметь совмещать несколько способов и выделять для себя нужное.

Высокое искусство

Повторюсь: даже если вы химик-технолог, это ни в коей мере не мешает вам посещать театр или выставки. Любое театральное представление образовывает по своей сути, оно помогает понять, освоить мир по-иному. Живопись также настраивает вас на нечто высокое, однако тут стоит оговориться. Если вы просто пройдете и посмотрите на картины и выйдете из галереи, не вынеся для себя в уме ничего - это не поможет образовываться. А вот если вы перед выставкой прочитаете биографию автора, ознакомитесь с историей его творчества, критикой, с анализом его работ, а потом еще и закажете экскурсию в галере - вот это и поможет вам отличить себя как человека интеллигентного.

Каждому - свое

Перейдем к частному: на самом деле я прекрасно понимаю, что экономист не всегда будет интересоваться историей искусств, также как историк - взаимодействием спроса и предложения. Но если вы и очертили для себя определенную область знаний, которая станет вашей основой в будущей жизни - изучите ее досконально. Если это экономика - вам не обойтись без знаний о ее истории, интересных и редких фактах, связью с другими видами деятельности, ее состоянии на сегодняшний день в стране и за рубежом.

Однако я все же считаю, что истинный интеллектуал - это тот, кто может поддержать с вами разговор на любую тему на достойном уровне. С этим человеком должно быть приятно, легко, а, главное, интересно общаться! Вашим друзьям очень повезет, если в их компании окажется такой интеллектуал, как вы.

Павел Пряников

Консервативно-либеральный американский писатель Дэвид Брукс в своей книге «Бобо в раю. Откуда берётся новая элита» не столько высмеивает, сколько сатирически разъясняет, как формируется авангард постиндустриального мира - хипстеры, колумнисты, комментаторы, эксперты и наблюдатели. «Казаться, чтобы быть», - вот основа их мира.

Дэвид Брукс воплощает в себе старый тип англосаксонского интеллектуала (хотя он и еврей по национальности). Хорошая христианская школа, Чикагский университет, прошёл все ступени редакторско-писательской лестницы. Консервативный либерал, всякий раз сомневающийся в выборе между республиканцами и демократами. Он против подросткового секса и разводов, но за равноправие геев и свободу абортов

В книге «Бобо в раю. Откуда берётся новая элита», выпущенной в 2000 году, он описывает типажи постиндустриального мира и вообще конструкт этого мира, его призрачность и симуляцию. Тринадцать лет назад эти книга была бы не понята в России, но сегодня миллионы людей в нашей стране (особенно в Москве), уже вполне могут опознать самих себя на страницах книги Брукса.

В отрывке ниже Брукс даёт описание т.н. «современного интеллектуала»:

Итак, давайте посмотрим, каково живётся, скажем, молодой женщине, которая недавно окончила престижный университет и мечтает стать Генри Киссинджером своего поколения. Учеба обременила её долгами, и тем не менее она устраивается на едва оплачиваемую должность практикантки в какой-нибудь благонадежной организации типа Брукингского института. Она начнет шерстить Nexis для какого-нибудь министра торговли в отставке, который три четверти своего четырехчасового рабочего дня посвящает подготовке к круглому столу на тему «Куда движется НАТО?». Её настроение будет меняться в диапазоне от эйфории до отчаяния. Её знаменитый босс может наставить её на путь славы и благополучия (если замолвит за неё словечко перед редактором политического отдела «Нью-Йорк таймс»), но если она ему не понравится, он может преградить ей путь в политические комментаторы, и тогда ей придется подавать документы на поступление в юридическую школу.

Практикантка будет лезть из кожи вон, чтобы заслужить одобрение босса, и, получив его, будет сиять от радости, а не получив, окунаться в бездну отчаяния. Чтобы сохранить уважение к себе, после работы она будет позволять себе небольшие восстания. Встретившись с друзьями, она станет жестоко высмеивать босса, которому она так хочет угодить. В недрах каждого фонда, мозгового треста, издательства, газеты или журнала есть молодые практиканты, метко и едко пародирующие своё начальство. Глумление над начальством для карьериста - это что-то вроде богохульства. Юная челядь интеллектуальных организаций собирается за банкетными столами на приёме в честь открытия конференции или презентации книги и, пожевывая халявные креветки, немилосердно сплетничают о своих беззаботных хозяевах.

К счастью, этот начальный период мучений и тревог обычно не затягивается. Когда наша молодая интеллектуалка пройдёт эту ступень, она начнет испытывать несколько преувеличенное чувство собственной значимости, которое и станет основным источником её самоудовлетворения на всю оставшуюся жизнь. Её первая работа на полную ставку будет называться «помощник». Но пусть вас не обманывает негромкое название должности. В большинстве интеллектуальных организаций самая сложная работа - исследования, осмысление, написание текстов - возложена на самых молодых. Таким образом, складывается двухъярусная система, где на первом уровне рабочие сцены - юные, рвущиеся наверх интеллектуалы, которые собирают и обрабатывают информацию; а на втором корифеи - признанные интеллектуалы, госчиновники, редакторы журналов, президенты университетов, главы фондов и политики, чья основная работа состоит в том, чтобы светиться на различных мероприятиях, объявлять результаты исследований, делать доклады и выдвигать предположения, подобранные и написанные для них рабочими сцены.

Корифеи ходят на собрания, мелькают в вечерних новостях, выступают на форумах по сбору средств, председательствуют на круглых столах и раздают интервью. Всё, что для них делается, они выдают за своё. Когда они не позируют для фотографов из U.S. News and World Report, они говорят по телефону. Нередко их рабочий день складывается так: три часа телефонных разговоров, перерыв на обед и еще четыре часа на телефоне. По телефону они жалуются друг другу, как им не хватает времени на чтение и как они ждут выходных, чтобы полежать с книжкой. Удивительным образом их существование оказывается вывернуто наизнанку. Корифеям достается слава и контакты, рабочие сцены ведают тем, что говорится по существу.

На этой ступени карьеры юной интеллектуалке приходится писать уничижительные меморандумы и хлёсткие колонки, в которых люди на сорок лет старше её подвергаются жесткой критике за некомпетентность и малодушие. Это она даёт оценку новым предложениям, компаниям, сценариям и резюме претендентов на должность преподавателя, которые попадают на стол корифею. В определенном смысле - это пик её реальной власти. К примеру, несколько лет назад мой приятель, работая под началом одного топ-менеджера, написал для него статью в один из ведущих журналов о законопроекте, который был на рассмотрении в Конгрессе. Спустя некоторое время мой приятель влился в команду кандидата в президенты. И когда топ-менеджер послал кандидату свою колонку, моему другу пришлось от имени политика написать похвальный отзыв на им же написанную статью.

Платой за подобные удовольствия становятся мелкие унижения, которые вынужден выносить рабочий сцены. Нашей героине приходится толкаться в сонме прихлебателей, когда её корифей идёт по коридорам. Кроме того, корифеи ходят налегке и, дабы показать свою витальность, ходят достаточно быстро. Ассистентка, кроме собственных документов, таскает документы своего корифея, и ей приходится неловко поспевать за стремительным боссом. Бывает, что корифей выходит из кабинета или садится в машину и закрывает за собой дверь. Несчастной помощнице приходится перекладывать папки из одной руки в другую, чтобы открыть дверь и напомнить корифею о своем существовании.

И всё же эта ступень карьеры чрезвычайно важна, потому что именно в роли девочки на побегушках молодая интеллектуалка начинает верно оценивать вес игроков на поле. Благодаря положению её знаменитого босса юница получает доступ к людям и институциям, которые были бы для неё закрыты, не имей она связей.

Знакомства с редакторами и прочими смотрящими ещё пригодятся, когда она соберётся делать карьеру публичного интеллектуала. Переломный момент наступает через несколько лет, когда ей уже 28 и приходит пора оторваться от корифея и начать выходить на сцену самостоятельно. Если она не разыграет этот непростой акт самоотлучения, то навсегда останется в помощницах. Её способность самостоятельно мыслить станет угасать. Отвечая на обращенный лично к ней вопрос, она все чаще будет использовать местоимение «мы»: «Несколько недель назад мы опубликовали эссе на эту тему». В итоге она перестанет различать свой статус и статус своего звездного босса (самовозвеличивание - опиум для анонимного работника сцены).

Предметная ниша

Обретя свободу, интеллектуалка оказывается перед необходимостью определиться со специализацией. Специализация нужна, чтобы занять определенную нишу на рынке, и, когда редакторы ток-шоу, издатели или исследовательские институты станут искать человека, сведущего, скажем, в китайской ядерной программе, её имя всплывало бы первым. Это непростой выбор. Молодая интеллектуалка должна будет спрогнозировать спрос - тысячи интеллектуалов вспахивали целинное поле контроля над вооружениями, пока с концом холодной войны оно не сузилось до тесной грядки. О предложении тоже нельзя забывать - если десять тысяч молодых интеллектуалов уже пишут книги по теории гражданского общества и коммунитаризму, стоит ли ей становиться в этот ряд?

Здесь нужно проявить чутьё, потому что на интеллектуальной арене иногда лучше идти за большинством. Чем больше людей специализируются на гражданском обществе, тем больше конференций устраивается по вопросам гражданского общества, тем больше людей высказывается на эту тему, тем больше специалистов нужно, чтобы эти высказывания комментировать или оспаривать. Поскольку каждый участник этого сегмента читает (чуть) больше, чем пишет, каждый новый игрок повышает спрос на критику и круглые столы по данной теме. Тут действует закон Сэя: чем больше люди говорят, тем больше есть что сказать.

Молодому интеллектуалу надо будет оценить престижность и заметность своей рыночной ниши. Во время холодной войны найти престижную специализацию не составляло труда. Достаточно было составить график, и в наивысшей точке оказывались вопросы международной экономической политики, которая не обходится без банков. Специалист по денежным потокам между Востоком и Западом мог быть уверен, что на многочисленных конференциях двери отелей «Кемпински» с номерами по 300 долларов за ночь будут открыты для него от Будапешта до Джакарты. Соответственно чем дальше от международной политики и банков, тем ниже престиж специализации. На самом дне прозябали темы, никак не связанные с банками - соцобеспечение и проблема абортов. На конференции по этим вопросам съезжались плохо выбритые люди в дурно сидящих пиджаках с заусенцами на пальцах.

Однако с концом холодной войны все переменилось. Международные отношения утратили в престижности, а значимость вопросов внутренней политики и образования возросла. Теперь эксперт по Латинской Америке годами может ждать звонка от продюсера программы Джима Лерера, зато специалист по расовым вопросам получает гранты фонда Мак-Артура чуть не каждый месяц.

Молодой интеллектуалке нужна отрасль, которая упоминалась бы в новостях. Она может выбрать федеральный бюджет, потому как он обсуждается ежегодно. Но предмет этот настолько специальный, что шансы выбиться из аналитических радиопрограмм в ток-шоу на федеральных каналах совсем невелики. Она может стать экспертом по Ближнему Востоку, но представьте, что на регион нисходит мир - это будет катастрофа. Некоторые молодые интеллектуалы разрабатывают планы преобразования ООН или реструктуризации кредитов на обучение, но это, как правило, ни к чему не приводит, поскольку политические инициативы ученых мало кто воспринимает всерьез, а продвигающие их интеллектуалы, вследствие постоянных отказов, становятся слишком назойливы.

С другой стороны, есть соблазн стать экспертом в области, не сходящей с новостных полос. Есть интеллектуалы, готовые стать специалистами по вопросам, которые по-настоящему интересуют работников СМИ, по подростковой сексуальности, например. Однако стремление таких интеллектуалов к известности слишком очевидно. Это, как правило, специалисты из тех, что на обложках своих книг после имени указывают свои научные регалии. Специализироваться всё-таки лучше на более престижных вопросах, и тогда дискуссия на тему подростковой сексуальности в популярной информационно-аналитической программе с вашим участием будет выглядеть как бы немного респектабельнее.

В то же время наша дебютантка должна понимать, что специализация - это инструмент, подспорье для начинающих интеллектуалов. Когда она станет известной, продюсеры и редакторы будут звонить ей без всякой специализации. Им достаточно будет её имени. И тогда она сможет отходить от своего экспертного поля сколь угодно далеко и давать комментарии буквально по всем вопросам. Сам рынок будет стимулировать её к этому - её просто станут спрашивать обо всем на свете. А если она откажется отвечать под предлогом своей некомпетентности, это вызовет обиду. Её станут воспринимать, как напыщенную ханжу.

Поведение

Определившись со специализацией, молодому интеллектуалу нужно нащупать правильное поведение. Преуспеть на интеллектуальном рынке можно с идеями любого свойства: сказочно удачливые интеллектуалы есть как среди умеренных, так и среди радикалов. Поведение тоже может быть самым разнообразным - успеха добиваются как добродушные, так и рассерженные. Но если идеи не соответствуют нраву, преуспеть не получится. Нельзя быть мягким радикалом, как нельзя быть резким и сердитым, придерживаясь умеренных взглядов. Таких чудаков публика не жалует.

Основная задача радикалов уровня Ноама Хомски или Гордона Лидди состоит в том, чтобы, качуя по обшарпанным аудиториями, напоминать своим слушателям, что на самом-то деле они всю правду говорят, даже если мейнстрим-культура не уделяет им должного внимания. Радикал строит свою карьеру на предпосылке, что мир летит в тартарары, а коварная правящая элита оболванивает массы, заставляя придерживаться неверных суждений. Поэтому, чтобы преуспеть, радикал должен быть постоянно не в духе. Его аудитория ждёт от него пылкости с оттенком паранойи, самых широких энциклопедических знаний (чтобы интеллектуал мог прозревать правду сквозь расставленные истеблишментом лживые сети) и готовности защищать свою непримиримую позицию.

Чтобы войти в касту героев, радикал должен демонстрировать свое презрение к моде. Это несложно - нужно всего лишь запастись коричневыми рубашками или огромными тяжеленными башмаками. Вещи, которые даже поклонники марки Brooks Brothers сочтут немодными, в среде радикальных книгочеев и потребителей радикальной мысли в порядке вещей. Кроме того, радикалам приходится постоянно искать среди всеми почитаемых фигур новые жертвы для нападок, чтобы все видели, что их презрение к моде во всех ее проявлениях не ослабевает, даже несмотря на сотрудничество с изданиями типа Vanity Fair.

По схожей причине не знающие нужды профессора вынуждены искать все более экстремальные темы - садомазохизм, гей-сообщества - для своих исследований. Художникам также приходится поднимать всё более болезненные вопросы. Радикал, случайно заплывший в мейнстрим, моментально объявляется малодушным карьеристом, теряет контакт со своей аудиторией, а вместе с ним и гранты от различных фондов, и перспективы профессионального роста. Более того, радикальный интеллектуал должен не только говорить то, что нравится его сторонникам, он еще должен досаждать своим оппонентам словом или делом. Одним обхаживанием преданной аудитории крупного успеха не добьешься.

В свою очередь, если оппоненты станут поливать его грязью в ответ, то и аудитория, и покровители, и чиновники в разнообразных фондах - все как один встанут на его защиту. Он станет символом, человеком, покорившим сердца публики, которая будет готова раскошелиться, только чтобы приобрести его книги или сходить на его лекцию. Когда его представляют, публика аплодирует стоя, потому что в их представлении сама мысль о нем священна. (После выступления нередко случаются лишь вялые аплодисменты, поскольку в интеллектуальной битве публика выше ценит бойцовские качества, чем собственно интеллект.)

Чтобы обливание грязью было достоверным, радикальные интеллектуалы должны найти себе в пару общественного деятеля на противоположном конце политического спектра - Джерри Фолуэлл и Норман Лир, гей-активисты и деятели из организации Operation Rescue. Поддерживая этот символический симбиоз, обе стороны получают возможность собирать средства и отражать атаки друг друга. Они из кожи вон лезут, чтобы разозлить своих оппонентов - ради этого они готовы засунуть распятие в банку с мочой или спланировать какую-нибудь подобную этой акцию. В результате две недели кряду они будут обмениваться обвинениями в прямом эфире различных ток-шоу, а армии их сторонников мобилизуются и сомкнут ряды. Каждая из сторон будет претендовать на более полное презрение к моде, а если один противник отвоюет центральное место в дискуссии, другой моментально объявит себя жертвой гонений.

Итак, если радикальный интеллектуал - это пылкий спорщик и вечно недовольный скептик, умеренный интеллектуал должен быть вежливым, мягким и неспешным. Аудитория умеренных - это в целом довольные жизнью потребители, которых раздражают комментаторы, от которых столько шуму и дисгармонии. Умеренной публике нужен вежливый обмен мнениями, а изощренность мысли впечатляет их сильнее, нежели бесшабашные риторические выпады. Им по душе доброжелательные интеллектуалы, от которых можно услышать такую, например, фразу: «Я готов солидаризироваться с замечаниями, сформулированными мистером Мойерсом в ходе его неожиданного высказывания». Умеренный интеллектуал, в свою очередь, настолько уверен в собственной важности, что ему вовсе не обязательно быть интересным. Поэтому и говорит он тихо и не спеша, как будто с высокой вершины. За это его почитают глубоким мыслителем, пусть даже никто не вспомнит ни единой высказанной им мысли.

Выход на рынок

Если вы решили, что интеллектуал сначала выбирает специализацию и оттачивает манеры, а уже потом выходит на рынок мыслящей публики, то представление это ошибочно. Производство и маркетинг в данном случае развиваются параллельно, и процессы эти взаимозависимы. Нашей молодой интеллектуалке уже слегка за тридцать, но она по-прежнему большую часть времени проводит за рабочим столом. Чтобы попасть на ТВ или влиться в обойму лекторов, ей нужно побольше печататься, чтобы её заметили и запомнили. Вначале ей кажется, что, если ей удастся опубликовать один по-настоящему заметный материал в авторитетном издании, - карьерный рост ей обеспечен. Но она ошибается. Когда одним прекрасным утром в продаже появится какой-нибудь Harper’s с её первым большим эссе, ей будет казаться, что мир переменился. Но люди вокруг ничего такого не заметят и будут жить себе, как прежде, и относиться к ней так же, как вчера. Многие даже не обратят на статью внимания - а ведь она отдала ей несколько недель жизни, - а кто прочёл, воспримут её, как очередную блестку в бесконечном потоке медиаконфетти.

Тем не менее печататься надо. «Нью-Йорк таймс», Wall Street Journal, L.A. Times и другие газеты и журналы получают сотни тысяч материалов ежегодно, а регулярные публикации в этих изданиях - это способ напомнить миру и другим интеллектуалам о своём существовании. Итак, в течение первых нескольких часов после громкого события, типа оглашения судебного решения по вопросу гомосексуальных браков, наша интеллектуалка звонит правильному замредактора правильного отдела и сообщает, что телевизионные умники как обычно всё переврали. Редакторы печатных изданий любят, когда им так говорят, это придает им уверенности, что Джеральдо Ривера и прочие телегерои не заберут остатки их хлеба.

Между прочим, она упомянет, что дружна с издателем (редактор, конечно, усомнится, но чем чёрт не шутит). Памятуя о том, что сам себя не похвалишь, она убедит редактора, что «этот материал выведет дискуссию на новый уровень». Она расскажет, как вплетёт в повествование ссылку на какую-нибудь историю из поп-культуры, сравнив Верховный суд с героем недавнего лидера кинопроката. Редакторам нравится такая интеграция с другими ветвями масс-медиа, во-первых, потому, что это может стать темой для иллюстрации к материалу, во-вторых, в их среде популярно заблуждение, что ссылки на поп-культуру резко повышают индекс читаемости. Кроме того, это как раз тот жуткий замес высокого и низкого, к которому интеллектуалы из бобо с удовольствием прибегают, чтобы доказать всем, что они совсем не скучные и не зазнайки.

Редактор даёт предварительную отмашку, время пошло: молодая интеллектуалка должна написать материал за четыре часа, то есть растечься мыслью по древу, как в ежемесячном глянце не получится. Тем не менее материал должен быть выстроен подобно Шартрскому собору. Слог должен быть крепким и основательным, но восприниматься легко, как готические кружева. Первые два параграфа - это фасад, блистательный и всеохватный. Следующие несколько - подход к главному алтарю, прямой путь к предсказуемому апогею, по ходу которого можно взглянуть и на замечательные боковые капеллы. В итоге последний абзац должен напоминать выход в трансепту, когда свет заливает вас со всех сторон. Кроме того, по наущению журналиста Майкла Кинсли, следует избегать точек с запятой, поскольку они могут восприниматься, как проявление манерности. Статью неплохо бы с умеренностью пересыпать автобиографическими данными, чтобы читатель захотел ознакомиться с абзацем «Об авторе». Если в статье упомянута знаменитость - например, какой-нибудь недавно почивший политик - автору необходимо вставить какую-нибудь незначительную подробность их последней встречи или чувства, которые она испытала, узнав о кончине.

Но чтобы привлечь максимум внимания, статья должна быть слегка абсурдной. Логически выстроенные статьи читают, понимают и забывают. А вот противоречивые или абсурдные эссе заставляют десятки других авторов возмутиться и написать ответ, тем самым десятикратно усиливая общественный резонанс. У профессора Йельского университета Пола Кеннеди за плечами была отменная, но далеко не звездная карьера, когда он написал книгу «Становление и крах великих держав», где предрекал Америке упадок. Он был неправ, в чем его поспешили уверить сотни комментаторов, чем прославили автора и сделали его книгу бестселлером. Фрэнсис Фукуяма написал эссе «Конец истории», и тем, кто прочитал только название, тоже казалось, что автор поторопился. Тысячи оппонентов написали ответные тексты, где утверждалось, что история продолжается, а Фукуяма стал мировой знаменитостью.

Когда статью напечатают, молодой интеллектуалке надо будет известить редактора о мощном эффекте, который оказал материал на Белый дом/Федеральный резерв/киноиндустрию или на что он был должен там повлиять. Если у неё хорошие связи с другими интеллектуалами, её станут понемногу хвалить. Похвала, высокая оценка - валюта мыслящего класса. Как в пятидесятые интеллектуалы беспрестанно насылали друг на друга проклятья, так сегодняшние только и делают, что занимаются взаимным восхвалением. Поскольку добрым словом, которое, в сущности, ничего не стоит, можно завоевать расположение, похвалы раздаются направо и налево, что ведет к инфляции добрых слов. Ценность каждой единицы лести снижается, и скоро, чтобы высказать свое одобрение, интеллектуалам придётся волочь целую телегу похвалы.

Чтобы получить сколько-нибудь точные данные относительно положительной оценки её статьи, молодой интеллектуалке понадобится применить дефляционную формулу похвалы. «Статья мне понравилась» означает: «видел, но не читал». «Замечательная статья» - «начал и прочел до половины, но не помню, о чём». «Потрясающий материал» - «дочитал до конца». И только наивысшая форма читательской похвалы: «Материал просто выдающийся; ты изложила мои давние мысли», - может убедить автора в её искренности.

Если повезёт, нашей интеллектуалке предложат вести колонку. Это может показаться желанной вершиной, однако богатство и славу из своих колонок выжимают от силы дюжина авторов, остальные тысячи прозябают в добровольном рабстве, обречённые, подобно цирковым львам, раз в неделю выходить на сцену и развлекать почтенную публику. Те же, кто преуспел в этом деле, обладают превосходным знанием одного предмета: собственных суждений. Это не так просто, как кажется, поскольку мнения большинства людей остаются для них самих загадкой, пока кто-то не облечет их в слова. А вот колумнист, прочитав за 20 минут статью о нейрохирургии мозга, сможет выступить на конференции по нейрохирургии с лекцией, в которой обозначит основные проблемы профессии.

Следующий шаг для обделённого таким даром интеллектуала - это написать книгу. Помимо первоочередного литературного вопроса - кто её будет рекламировать, - нашей новоиспеченной писательнице следует озаботиться тремя важными аспектами: издательство, название и фраза, которая врежется читателю в память. Писательскую карьеру несложно проследить по издательствам. Её первую столь трудоемкую книгу напечатает издательство Чикагского университета. Следующую серьезную работу выпустит W.W. Norton. Её глубокомысленной и авторитетной книгой займется Simon & Schuser или Knopf, а в финале блестящей карьеры Random House выпустит миллионный тираж её мегапопулярных мемуаров.

Первая книжка будет начинаться со слова «Конец…». Подобное кликушество оказывает важный эффект драматической безвозвратности: немногие вспомнят книгу «Хромающая идеология», зато на «Конец идеологии» будут ссылаться и десятилетия спустя, даже если её содержание будет полностью забыто. Главная сложность состоит в том, чтобы найти что-то, что ещё не кончилось. Историю, равноправие, расизм, трагедию и политику уже разобрали, а всё остальное загнулось в книжках, названия которых начинаются со слова «Смерть…». «Конец садоводства»? Нет, так бестселлеры не называются.

Если стратегия «конца» не подойдет, наша писательница может применить подход, впервые примененный Леоном Урисом в серии суперпопулярных романов, а затем Томасом Кэхилом в сфере публицистики. Подход этот можно условно обозначить как этнический подхалимаж и применить на практике, назвав книгу примерно «Ирландцы - замечательные, а англичане так себе», после чего выпустить продолжение под заголовком «Великие евреи». Демографических групп, готовых платить за подобное лизоблюдство, писательнице хватит на много лет - «Умные покупают книги» - и где New York Review of Books найдёт критика, готового это опровергнуть?

Один мудрый человек когда-то провозгласил, что главная сила писателя в том, что он может выбрать из тех, кто его присвоит. Выбирая тему для своей первой книги, писатель выбирает аудиторию, перед которой ему, возможно, придется лебезить до конца дней. Однако прежде чем начать карьеру с исследования «Тайные тревоги кошек», писателю нужно помнить о письмах читателей-кошатников и трезво оценивать степень своей отстранённости.

Когда наша интеллектуалка отправится в турне по продвижению книги, ей понадобится меткая фирменная фраза, на которую ведущие ток-шоу смогут отреагировать за секунду до перерыва на рекламу, и использовать для возобновления разговора. Для образованной публики такой фразой может стать в меру изощренный парадокс, желательно в фарватере увлечения бобо примирением противоположностей. Исходя из этого, писатель может сказать, что её книга - это довод в пользу устойчивого развития, кооперативного индивидуализма, социально-ориентированного рынка, свободного управления, сострадательного консерватизма, практического идеализма или гибкой преданности. Наиболее успешный из оксюморонов «Простое изобилие» Сара Бэн Бретнах использовала для своего бестселлера, «Сложная нищета» уже вряд ли сработает.

Если фраза не придумается, а телезнаменитостью наша писательница ещё не стала, ей, возможно, придется обнажиться. Это, конечно, не означает, что ей придется буквально снять с себя одежду (хотя именно это предприняла Элизабет Вуртцель, и не только она). Скорее, подобно кинозвезде, в период карьерного застоя бесстыдно позирующей для Vanity Fair, писательница может заняться литературным эксгибиционизмом ради привлечения внимания. Она поведает благодарным зрителям секреты своего оргазма, а лучше даже сексуальные предпочтения своего хищного отчима. Если ей когда-то посчастливилось работать в Голливуде или на Уолл-стрит, она раскроет самые деликатные секреты своего наставника, который когда-то вывел её в люди, компании, которая поставила его на ноги, а в крайнем случае и супруга, который её любил.

(Книга «Бобо в раю. Откуда берётся новая элита» издана при поддержке Фонда развития и поддержки искусства «Айрис»)

Если вы пытаетесь впечатлить новых друзей или нового начальника, улучшить плохую репутацию или обратить на себя внимание симпатичной девчонки, не так тяжело казаться хорошо образованным и интеллектуальным в разговоре (даже если это не так!)

Шаги

Часть 1

Подбирайте правильные слова

    Говорите четко и спокойно. Когда говорите, ваш голос должен звучать четко и уравновешенно. Начните с того, что поработайте над тоном и громкостью голоса – он должен быть как можно более ровным. Если вы склонны к крикам или шепоту, можете сойти за менее интеллектуального человека. Чтобы сделать свою речь более четкой, следите, чтобы не слишком быстро говорить. Еще обращайте внимание, чтобы не бубнить. Отчетливое произношение слов также поможет вам звучать намного более разумно.

    • Отчетливое произношение означает, что вы будете говорить слова четко, чтобы звуки не глотались и не выпадали. Например, будьте внимательны при произношении слова “брелоки (не “брелки”), “благословение (не “благословление”), “бюлетеня (не бюлетня”) и так далее.
    • В качестве упражнения для речи можете использовать скороговорки – так вы будете бегло и четко выговаривать слова. Потренируйтесь говорить: “Ехал Грека через реку. Видит Грека в реке рак. Сунул в реку руку Грека. Рак за руку Грека - цап.”
  1. Используйте правильную грамматику. Когда говорите, особое внимание уделяйте грамматике. Не беспокойтесь о разговорных выражениях и расхожих фразах, но следите, чтобы ваша речь, в большинстве своем, была правильной. Если вы ошибаетесь в грамматике, это говорит людям (даже если это и не так), что вы не понимаете свой собственный разговорный язык. Так интеллектуалами не становятся.

    • Если вы не очень разбираетесь в правильной грамматике, послушайте, как говорят умные люди, и читайте много качественных книг. Немного усилий – и со временем вы все усвоите.
    • Примером грамматической ошибки может быть: "Я одел новый костюм" вместо "Я надел новый костюм". Другой пример – нет слова "ложить", с таким корнем оно употребляется только с приставками – "положить", "переложить", выложить. Не вставляйте лишние буквы в слова: правильно "буду" – "будущий", "следую" – "следующий".
  2. Правильно используйте и произносите слова. Мало есть такого, что придаст вам глупого вида больше, чем неправильное использование и произношение слов. Обычно такое происходит с более сложными словами, особенно, если вы хотите притвориться умным и используете очень модные словечки, которые сами еще не понимаете. Отдавайте предпочтение тем фразам, которые вы на самом деле знаете.

    • Распространенные случаи неправильного произношения слов включают такие: "инциндент" вместо "инцидент", "компроментировать" вместо "компрометировать".
    • Пример неправильного употребления слова: "дебютор" вместо "дебитор".
    • Если вы хотите использовать слово, но не на 100% уверены, что знаете его значение или что вы правильно его выговорите, запишите его и проверьте в словаре позже.

Часть 2

Выбирайте, что сказать
  1. Поищите больше информации. Когда вы участвуете в разговоре или находитесь на собрании и хотите показаться умным, задавайте вопросы. Кажется парадоксальным, не правда ли? Тем не менее, когда вы задаете правильные вопросы в нужной манере, это на самом деле показывает, что вы раздумываете над ситуацией и что вы думаете по-умному. Подумайте над вопросами, которые покажут, что вы преследуете долгосрочные цели или задумываетесь над причинами, которые стоят за поступками. Придумайте вопросы, которые продемонстрируют, что вы пытаетесь глубже понять сложные системы. Есть такие типы вопросов, которые помогут вам казаться интеллектуалом.

    • Вот некоторые примеры: “У нас есть возможность сделать это более эффективно?”, “Как вы считаете, какова глубинная причина конфликта?” и "Чему учит нас эта неудача и что мы можем вынести из нее на следующий раз?”
  2. Когда говорите, спрашивайте о деталях. Когда говорите на какую-то тему, используйте подробности. Как что-то произошло? Когда? Кто это сделал? Зачем? Это покажет, что вы понимаете ситуацию более чем на поверхностном уровне.

    • К примеру, не стоит говорить: "Встреча прошла не очень хорошо." Вместо этого скажите: "Встреча была непродуктивной. Мы выложили то, что у нас было, но они не захотели взаимодействовать. Я подозреваю, что они не воспринимают наше предложение всерьез. Давайте посмотрим, что мы можем сделать, чтобы подробнее рассказать о нашей позиции."
  3. Изложите свои аргументы. Когда вы говорите кому-то свое мнение, не стоит просто оглашать вывод, к которому вы пришли. Покажите им, как вы пришли к этому пониманию. У умных людей есть причины думать то, что они думают, и обычно они об этом говорят. Если за вашим мнением кроется недостаточно логики, чтобы говорить об этом, для вас это тоже пища для размышлений; то есть, вам нужно вернуться и еще подумать о ситуации.

    • Например, не говорите: "Мне не нравятся "Стражи Галактики". Вместо этого, скажите что-то вроде: "Я почувствовал, что в "Стражах Галактики" слишком сильно старались, чтобы вызывать смех. Шутки были чрезмерно частыми, поэтому общий ритм фильма казался немного странным. Это больше напоминало просмотр выступлений комиков, а не боевик".
  4. Находите решения проблем. Умные люди обожают решать проблемы. Проблемы – это загадки, а их мозг обычно ищет стимул работать. Если вы замечаете что-то в жизни – своей или кого-то другого – то, что вызывает проблемы, остановитесь и попытайтесь найти решение, вместо того чтобы игнорировать проблему. Так вы покажете людям, что вы – мыслящий человек.

    • Например, если кто-то говорит: "Я не люблю свою работу", не нужно просто соболезновать. Скажите что-то вроде: "Что вам в ней не нравится?" Какая самая значительная вещь, которую бы вы изменили? Как вы можете это изменить? Что должно случиться?
  5. Просто формулируйте понятия. Каждый может изучить кучу сложных слов, а потом разглагольствовать предложениями, которые сам не понимает. Технические термины хороши, чтобы скрыть то, что человек сам не очень понимает, о чем говорит. По-настоящему умный человек, тот, кто действительно понимает ситуацию, может говорить об этом так просто, что и ребенок поймет. Не прячьтесь за сложным языком: объясняйте все как можно проще, если хотите показать свое истинное понимание положения вещей.

    • Вот плохой пример того, как объясняется принцип работы Интернета (из Википедии): "Интернет – всемирная система взаимосвязанных компьютерных сетей, построенная на базе стека протоколов TCP/IP, чтобы соединить несколько миллиардов устройств по всему миру.
    • Хороший пример объяснения того, как работает Интернет: "Информация, которую вы видите на своем компьютере, посылается в маленьких свертках, как письмо. Ее также сопровождает пояснение того, куда она направляется, откуда она пришла и как кусочки информации нужно снова собрать вместе. Эта информация потом посылается через серию станций, так же, как и отправляют обычные письма, пока она не достигнет своего назначения".

Часть 3

Самообразование
  1. Обогатите свой словарь. Мы не говорим, что вы обязаны использовать слова вроде “превалировать”; насыщенность речи сложными и необычными словами говорит лишь о том, что вы пытаетесь напускать на себя важный вид. Вместо этого, говорите так, как мы в этой статье. Стройте свой словарный запас таким образом, чтобы вы использовали общепринятый, но, в то же время, интеллектуально развитый язык. Это те слова, которые вы чаще встретите в университете, а не в старших классах. Наличие такого словарного запаса (и правильное использование отдельных слов) позволит вам казаться более образованным и умным.

    • Слова, которые не помешает выучить: усугубить, анафема, прихотливый, эффективный, идиосинкретический и вычурный.
    • Поможет расширить свой запас слов чтение. Читайте книги все более и более высокого читательского уровня. Выписывайте незнакомые слова, а затем смотрите в словаре их значение. В процессе запоминайте их, таким образом, ваш словарь станет богаче, даже прежде чем вы это заметите.
  2. Исследуйте свои сферы интереса. Вам встретится очень мало людей, которые знают все, что можно, о каждой теме. Если вы знакомитесь с тем, кто кажется вам очень умным и образованным, обычно это потому, что он или она много всего знает в одной конкретной сфере. Вы тоже можете так сделать! Каждому что-то нравится. Вам будет проще стать экспертом в том, что вас по-настоящему увлекает. Досконально исследуйте тему, к которой вы неравнодушны, и вы увидите, что когда вы говорите о своей страсти, то кажетесь гением.

    • Например, вы, скажем, очень увлекаетесь видеоиграми. Вы можете начать изучать то, что делает эту игру такой увлекательной. Вы знали, что требуется очень много теории и планирования, чтобы в итоге получилась хорошая битва или история? Это можно узнать, читая блоги разработчиков игр, или в нескольких онлайн-сообществах, а еще во время просмотра онлайн-шоу на Youtube вроде Extra Credits’ Design Club.
  3. Следите за последними событиями. Интеллектуально развитые люди уделяют внимание тому, что происходит в мире. Конечно, в основном их волнуют новинки в их конкретной сфере интересов, но они определенно обращают внимание на многое. Разумеется, они не просто слушают отчеты о том, что и так знают об этом предмете. Умные люди пытаются найти разные точки зрения, чтобы понять проблему всесторонне. Если вы следите за последними событиями, то сможете обсудить их в разговоре, что поможет вам казаться более умным и начитанным.

    • За последними событиями легко следить, читая газеты. Если вы не покупаете газеты, есть много онлайн-источников, которые им не уступают. На сайте новостных служб часто можно найти актуальную информацию по самой доступной цене – бесплатно. Википедия тоже предоставляет обзор текущих событий.
  4. Не забывайте и о письменных умениях. Впечатление интеллигентного и умного человека создается не только в устном разговоре. Еще нужно обращать внимание на то, как вы пишите. Если вы пишЕте От таким образАм, вы не произведете очень хорошее впечатления на тех, кто читает написанное вами. Даже если вы очень умны и смысл вашего текста говорит о вашем недюжинном интеллекте, все равно люди подумают, что вы глупы. Пишите полными предложениями, максимально следуя правилам грамматики и правописания.

    • Пример плохого параграфа: "Деньги конечно важны, НО если вы гонитесь за баксами надеясь что они типа решают все и все дела..вы просто весь остаток жизни будете за ними бегать ЛОЛ..что ж тогда важно? "
    • Пример той же мысли, но отредактированной до более интеллектуального вида: "Деньги, очевидно, важны. Тем не менее, если вы проведете всю свою жизнь в погоне за ними, думая, что они решат все ваши проблемы, в конце концов, вы просто растратите свою жизнь. Что более важно – проживать свою жизнь или владеть деньгами?
    • Можете пользоваться онлайн-редакторами текста, вроде Google Docs и Hemingway, чтобы написанное вами было как можно более профессиональным и интеллектуальным. Обе программы бесплатные.

Часть 4

Мастерство вести разговор
  1. Не бойтесь помолчать. Вы можете думать, что молчание делает из вас глупца, но это очень далеко от правды. Не думайте, что вам нужно оглашать факты каждые пять минут или постоянно поддерживать разговор, чтобы выглядеть умным. Слова, произнесенные просто ради того, чтобы что-то сказать, обычно ведут к тому, что произнесенное оказывается неправильным или даже нелепым. Вместо этого, если вы совершенно не разбираетесь в предмете или теме разговора или вы не можете добавить ничего существенного, просто промолчите.

    • Ваше молчание показывает, что вы обдумываете ситуацию, а обдумывание ситуации – явный признак интеллекта. Не говоря ничего, вы, собственно, кажетесь умнее.
  2. Избегайте фальшивых признаков интеллекта. Иногда мы ассоциируем определенные вещи с умом, но по-настоящему умные люди поймут, что вы пытаетесь сделать, если вы притворяетесь. Они также увидят, что эти признаки интеллекта на самом деле таковыми не являются в вашем случае. Сосредоточьтесь на том, чтобы просто быть собой, а не играть на публику, чтобы выглядеть умнее.

    • Лучший пример здесь – это акценты. Вам может казаться, что копируя пафосный петербургский акцент, вы будете казаться интеллектуальнее, но акценты тяжело подделать. Вас подловят на этом, и, более вероятно, что вы будете казаться просто глупцом, а не интеллектуалом.
  3. Заведите настоящий разговор. Вы когда-нибудь сидели и слушали действительно глупую беседу? Подумайте о том, как та беседа проходила. В большинстве случаев, вы заметите одну общую вещь: разговор никуда не вел. Люди часто говорят и спорят друг с другом, лишь бы что-то сказать. Это нормально (всем хочется быть услышанным), но если вы не очень вникаете в суть, то скорее всего, у вас будет двухсторонний монолог, а не разговор. Разговор должен быть равнозначны обменом, который идет своим путем к определенному назначению, а не вы просто говорите ни о чем с кем-то, кто тоже говорит ни о чем.

  4. Ведите себя уверенно. Наконец, ведите себя уверенно, когда говорите. Если у вас хорошо получается излучать уверенность, люди с большей вероятностью поверят практически всему, что вы скажете (даже если это неправда). Можно создать впечатление интеллектуально развитого человека, если ничего другого вам не подходит, просто говоря все уверенно и в положительном ключе.

    • Как же добиться этой уверенности в разговоре? Говорите, когда у вас сформировалось мнение или вам есть что добавить, смотрите людям в глаза, произносите слова твердо и четко, говорите в нормальном ритме.
    • Когда люди нервничают, они разговаривают более высоким голосом, быстрее и тише. Избегайте этого, и у вас получится говорить более уверенно.
    • Что еще вас выдает – когда ваше утверждение звучит как вопрос. Ведь лучше “Я уверен”, а не “Я уверен?”, правда? Вы справитесь!
  • Поработайте над языком тела. Харизматичная мимика и жесты – это самый важный критерий убедительности. Поработайте над приятным выражением лица, хорошей осанкой и серьезным тоном. Всегда говорите спокойно, даже если кто-то злит или раздражает вас.
    • Тем не менее, знайте, когда не участвовать в конкретном споре. Когда истина в таком споре выходит на поверхность, все, кто его поддерживал, оказываются неправы. Например, если кто-то говорит: "Я же говорил тебе, что сила Кориолиса не работает в туалетах", а вы никогда не утверждали, что согласны с этой гипотезой, просто спросите: "А я разве поддерживал такую мысль?" Ваш тон не должен напоминать защиту, а скорее выказывать удивлении, что о вас такое подумали.
  • Когда общаетесь через Интернет, откройте программу вроде Microsoft Word, чтобы проверять правописание. Или, если вы все еще сомневаетесь в правильном написании, введите слово в поисковой системе, как Google. В Google можно еще и искать определения слов.
  • Сарказм – это признак интеллекта, если правильно его использовать.
  • Задавайте вопросы о том, что говорят другие. Людям нравится, когда другие интересуются тем, что они могут рассказать, и оценят ваш интерес. Хотя не каждый вопрос сгодится. Если человек утверждает что-то, спросите, что имеется в виду, какие последствия этого, какие альтернативные взгляды на это имеются и тому подобное. Умение задавать правильные вопросы – одна из основных характеристик умного человека. Поэтому практикуйтесь задавать вопросы и отмечайте для себя, когда других воодушевляет то, что вы спрашиваете. Если такое происходит, вы задали правильный вопрос – запомните этот тип вопроса и сделайте инструментом своего разговорного мастерства.
  • В свободное время почитайте словари и тезаурусы. У интеллектуалов обычно вызывают интерес подобные сферы, а расширение словарного запаса поможет вам присоединиться к их числу.
    • Почитайте тезаурусы с литературной речью.
  • Читайте все, что находите, много думайте и будьте внимательны в школе. Тогда вы станете интеллектуалом, а не только будете казаться им. Будьте ответственны и пишите конспекты в школе. Задавайте своим учителям умные вопросы, выдающие сомнения в чем-то. Так у них сложится впечатления о вас как об интеллектуале.
  • Дважды подумайте, прежде чем говорить, потому что есть вероятность, что вы можете сказать что-то не к месту или какую-то глупость.
  • Постарайтесь как можно больше быть задействованным в своем сообществе. Вы не только поможете другим, но и, чем больше вас узнают, и чем больше людей будут думать о вас как об умном человеке, тем быстрее вырастет ваша уверенность в себе.
  • Иногда лучше держать рот на замке (когда вы устали, пьяны, расстроены и так далее). Когда вы в одном из таких состояний, над тем, что вы говорите, могут смеяться, или даже использовать это против вас месяцами или годами.
  • Если вы не очень мастерски справляетесь с идиомами и фразеологическими оборотами (сорвать джекпот, родиться в рубашке), то или выучите их, или старайтесь не употреблять.
  • Учителей или взрослых может впечатлить, если вы будете разбираться в политике. Попытайтесь смотреть новости, а если вы считаете их слишком скучными, сосредоточьтесь на политических шоу.